Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:55, шпаргалка

Описание работы

1) Сущность денег
С далекой древности известны деньги, появившиеся как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений. Непосредственными предпосылками появлению денег послужили:
1) переход от натурального хозяйства к производству и обмену товаров;
2) возникновение имущественной независимости хозяйствующих субъектов — собственников, производящих товарную продукцию;
3) соблюдение эквивалентности при обмене.

Файлы: 1 файл

Шпоры по финансам.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от причин возникновения  рассматривают два основных источника  возникновения инфляции: спрос и  предложение.

За последние годы, когда инфляция стала хронической для нашей  экономики, ее причинами являются:

  • дефицит бюджета (опережающий рост расходов над доходами);
  • инфляционная спираль, соотношения цены и заработной платы (заработная плата растет, растут и цены);
  • перенос инфляции из других стран;

3. подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен;

4. импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

5. экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12) Особенности инфляционного  процесса в России

Инфляция в России возникла в начале 60-х годов и связана  с падением эффективности общественного  производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низкие цена на конечную продукцию и высокие цены на сырье. Взрыв инфляции произошел в 1992 году. С этого момента инфляционные процессы стали быстро нарастать.

Инфляция в России отличается от всех других аналогичных явлений  тем, что Россия начала быстрый переход  от плановой к рыночной экономике. Неденежными  факторами инфляции в России являются:

1.кризис плановой хозяйственной  системы;

2.неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства.

Денежными факторами являются:

1.либерализация цен в  условиях отсутствия рыночных  отношений и конкуренции;

2.дефицит бюджета;

3.кредитная экспансия  банков, носившая непроизводительный  характер;

4.долларизация денежного обращения;

5.вывоз за границу  валютной выручки предприятий  и граждан.

В целях подавления инфляционных процессов в России применяется  ряд подходов (Рис.1).

 

Рис.1 

При реализации этих основных подходов в жизнь инфляция в России постепенно снижается. Со временем при соблюдении основных экономических законов  начинается процесс подьема промышленности и стабилизация экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13) Сущность  финансов. Финансы и финансовые  ресурсы

Финансы - особая сфера экономических отношений, связанных с процессом формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Выражая непрерывное движение стоимости, финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:

  • международные финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.), государств и отдельных юридических лиц;
  • финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные финансы;
  • финансовые отношения па уровне отдельных субъектов хозяйствования, т.е. юридических лиц, определяемые как финансы предприятия;
  • финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как частные финансы.

Сущность финансов как  экономической категории наиболее полно отражается в их базовых функциях, реализуемых па любом из вышеуказанных уровней.

-Аккумулирующая (или накопительная) функция.

-Распределительная функция.

-Контрольная функция.

Финансовые ресурсы  представляют собою совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителей финансовых отношений и функционируют на всех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и является постоянным его участником. Рассматриваемый процесс можно представить с использованием следующей схемы:

Таким образом, процесс  формирования и распределения финансовых ресурсов общества следует дифференцировать на три последовательных этапа.

1-й этап. Непосредственное  создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности.

П-й этап. Распределение  финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные элементы деятельности юридических лиц и доходы физических лиц.

II1-й лап. Перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных и территориальных финансов. На этом этапе они централизованно распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Лишь незначительная часть собранных средств потребляется собственно государством в лице его органов управления. Основная сумма перераспределяемого национального дохода возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц в форме оплаты государственных заказов, бюджетных дотаций и субвенций, зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, иных выплат социального характера.

 

 

14) Функции  финансов

Финансы - особая сфера экономических отношений, связанных с процессом формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Выражая непрерывное движение стоимости, финансовые отношения циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:

  • международные финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.), государств и отдельных юридических лиц;
  • финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные финансы;
  • финансовые отношения па уровне отдельных субъектов хозяйствования, т.е. юридических лиц, определяемые как финансы предприятия;
  • финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как частные финансы.

Сущность финансов как  экономической категории наиболее полно отражается в их базовых функциях, реализуемых па любом из вышеуказанных уровней.

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений эта функция, в частности, проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда, па уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета, па уровне финансов предприятий - при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования ранее мобилизованных денежных средств для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. На уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется, в свою очередь, при осуществлении финансовых программ межнациональных финансовых институтов, на уровне государственных финансов - при исполнении расходной части бюджета, на уровне субъекта хозяйствования - при распределении полученной прибыли.

Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов как мобилизации, так и использования финансовых ресурсов. Особая роль рассматриваемой функции определяется возможностью через контроль за движением собственно денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности субъекта управления, например, на уровне отдельного предприятия оценивать эффективность его инвестиционной деятельности, используемых технологий и т.п., а на уровне государства - результативность социальной политики, экологических программ и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15) Понятие  финансовой системы

Государство как центральный институт по управлению обществом состоит  из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта:

- государственные органы власти;

- региональные органы власти;

- хозяйствующие субъекты;

- население.

У каждого из этих субъектов свои права и обязанности. С целью реализации этих прав они вступают в определенные отношения, в т.ч. и товарно-денежные, что приводит к возникновению финансовой системы.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

Финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. 
Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

Организационная структура  финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):

*государственный бюджет;

*местные финансы;

*специальные внебюджетные фонды;

*финансы государственных корпораций.

Вместе с тем, возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16) Государственная бюджетная  система

Бюджетная система государства - совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных  систем самостоятельны, т. е. принимаются  соответствующими региональными и  местными органами управления.

В зависимости  от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 1).

Рис. 1. Государственная бюджетная система

Структура бюджетной  системы государства:

  • Унитарного 
    • Госбюджет
    • Местный бюджеты
  • Федерального
    • Госбюджет
    • Федеральные бюджеты
    • Местные бюджеты

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"