Шпаргалка по «Финансам»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Финансам»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.24 Кб (Скачать файл)

1)Понятие финансов и  финансовой деятельности. Основные  принципы финансовой деятельности  государства.

 Финансы- это процесс экономических отношений возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Принципы финансовой деятельности государства:

Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип законности выражает весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов.

Принцип плановости- это вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

 

 

2)Методы фин.деят-сти. Правовые формы фин.деят-сти.

Налоговый метод — метод установления налогов свойственен обязательный характер изъятия денежных средств,

Метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Метод кредитования означает предоставление денежных средств на условиях возмездности платности и возвратности.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Формы:

1) властные предписания  дает гос-во в законах, подзаконных  актах, а со стороны фин.правоотношения, в том числе и уполномоченный гос-вом орган, строго следуют этим предписаниям.

2) Управленческие решения,  принимаемые одной стороной правоотношения  в отношении другой.

 

 

 

 

 

 

 

3)Фин.система: понятие, состав и характеристика ее элементов.

Система ФП – совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках фин.права как отрасли права, образуют систему этой отрасли права.

Общая часть включает основные положения о:

- понятии ФП,

- системе ФП,

- особенностях ФП-норм и отношений,

- Sах ФП.

Особенная часть:

1) бюджетное право – вкл.в себя массив финансово-правовых норм, бОльшая часть которых содержится в БК РФ, в ежегодно принимаемом ФЗ о федер.бюджете на текущий год, др.законах и подзаконных актах, а также решениях органов м.с.у., касающихся бюджетной сферы.

Институты: и.бюдж.процесса, межбюджетных отношений, расходов бюджетов; гос.внебюджетных фондов.

2) налоговое право – вкл.массив ФП норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того нормы налог.права содержатся в федер.законах и законах Sов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов м.с.у.

Институты: налог.кредитования, налог.контроля, федер.налогов, региональных налогов, местных налогов; неналоговых доходов бюджетов.

3) также выделяются институты:  финансов гос.и муниц.унитарных предприятий и.гос. и муниц.кредита .

 

 

 

 

 

4)Понятие, предмет, метод и источники фин.права. Финансово-правовые отношения, их особенности и виды.

Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Предмет финансового  права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые отношения  подразделяются на три вида:

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

5) Министерство финансов как участник фин.деят-сти.

Минфин - это федер.орган исп.власти, осущ.функции по выработке гос.политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, гос.долга, аудиторской деятельности, бух.учёта и бух.отчётности и т.д.

Является центральным звеном в  системе фин.контроля исп.власти. Осуществляет выработку единой гос-й фин.политики и нормативное регулирование в фин.сфере. Минфин РФ:

- разрабатывает и представляет  в Правительство РФ проекты  ФКЗ, ФЗ м актов Президента  и Правительства РФ по вопросам  контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере, установления оснований  и порядка в финансово-бюджетной  сфере, установления оснований  и порядка привлечения к отв-сти за нарушение бюдж.законод-ва; 
- разрабатывает и утверждает порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, порядок осуществления контроля за исполнением федер.бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам  бюдж.процесса за нарушение бюдж.законод-ва.

- проводит работу по организации  и обеспечению системного и  качественного функционирования  негос.фин.контроля в стране, а именно института независимого аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)Правовые способы и  гарантии защиты прав и законных  интересов субъектов фин.правоотношений.

Защита прав и законных интересов  субъектов, участвующих в фин.правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области фин.правоотношений имеет свои особенности. Адм.порядок действует главным образом в случае применения мер гос.принуждения в данной области к органам гос-ва и м.с.у., предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных фин.отношениях адм.порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными гос.органами .

В фин.правоотношениях гос-ва с участием граждан также действуют адм.и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование суд.порядка, который имеет конституционную основу. В гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована суд.защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов гос-й власти, органов м.с.у. и должн.лиц могут быть обжалованы в суд.

Граждане по своему выбору могут  обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов фин.правоотношений принадлежит Прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами гос-й власти субъектов РФ, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами фин.контроля, органами налог.полиции. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт и вносит представление в орган который уполномочен устранить эти нарушения.

7) Понятие и виды фин.контроля, его принципы и задачи. Методы фин.контроля.

Гос.фин.контроль – это проверка соблюдения органами гос.власти и м.с.у., юридическими и физическими лицами фин.законод-ва РФ и субъектов РФ, а также рациональности и эффективности гос.фин.и материальных ресурсов.

Виды.

1. президентский контроль – Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. Осуществляет Контрольное управление .

2. парламентский контроль – осущ.соответствующими представительными органами РФ и ее субъектов в пределах их компетенции.

Формы парламентского контроля:

- предварительный контроль  – в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов  о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль  - путем рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов и реализации отраслевых программ на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных (законодат) органов, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль  – в ходе рассмотрения и  утверждения отчетов об исполнении  бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов РФ и ее субъектов согласно БК РФ предусматривает право соответствующих законодат органов на:

- получение от органов  исполнит власти необходимых  сопроводительных материалов при  утверждении бюджета; 
- получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

- утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;

- создание собственных  контрольных органов для проведения  внешнего аудита;

- вынесение оценки деят-сти органов, исполняющих бюджеты.

3. Фин.контроль в системе органов исполнительной власти (адм.контроль) – Правительство РФ.

- функции по принятию  нпа – федер.министерства

- функции по контролю  и надзору 

- правоприменительная функция  – Минфин РФ – предполагает  издание индивидуальных правовых  актов – агентства.

8)Счетная палата как орган гос.фин.контроля

Счетная палата осуществляет контроль за:

- управлением и обслуживанием  гос.внутреннего и внешнего долга РФ;

- законностью, рациональностью  и эффективностью использования  иностр.кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностр.государств и фин.организаций;

- эффективностью размещения  централизованных фин.ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

- предоставлением государственных  кредитов, а также предоставлением  средств на безвозмездной основе  иностр.гос-вам и международным организациям.

Контроль за федер.внебюджетными фондами

СП контролирует формирование и эффективность использования  средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся  в ведении Правительства РФ.

Контроль за поступлением в федер.бюджет средств от распоряжения и управления гос-й собственностью осуществляет контроль за поступлениями в федер.бюджет средств, полученных:

- от распоряжения гос.имуществом

- от управления объектами  федер.собств-сти.

Контроль за банковской системой

- деят-стью ЦБ РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-фин.учреждений в части обслуживания ими федер.бюджета;

- деят-стью Центрального банка РФ по обслуживанию гос.долга РФ.

- СП РФ осуществляет  проверки финансово-хозяйственной  деят-сти ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями ГосДумы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

 

 

9)Полномочия ФС фин.– бюдж.надзора в сфере фин.контроля

Основная функция –  проведение ревизий и проверок правомерности  и эффективности использования  средств федер.бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федер.собств-сти, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федер.уровня и субъектов РФ.

- проводит мероприятия  по предупреждению, выявлению и  пресечению нарушений законод-ва РФ в финансово-бюджетной сфере,

Информация о работе Шпаргалка по «Финансам»