Шпаргалка по "финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:38, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 152.59 Кб (Скачать файл)

Финансы

Сущность, функции финансов, их роль в системе денежных отношений.

На современной стадии развития общества и мирового хозяйства, когда товарно-денежные отношения носят всеохватывающий характер, основные экономические категории, имеющие денежную оценку, приобрели всеобщий характер. В современной экономической науке и на практике использование этих категорий является обязательным с точки зрения осознания глубинных процессов в политике и экономике а также для использования их в управлении на макро - и микроуровне. Считается общепризнанным, что все экономические отношения в обществе опосредованы стоимостными экономическими категориями. Финансы являются одной из таких категорий товарно-денежного хозяйства наряду с деньгами, кредитом, товаром, прибылью и др. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, так же как деньги и финансы, трудноразличимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово «финансы», которое произошло от латинского слова flnancia, что означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства), finis (окончание, финиш), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему.

Нерешенность вопросов определения понятия, сущности и функций финансов на политическом и общеэкономическом уровнях, их противоречивое толкование явились причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства на макро - и микроуровнях. В экономических кругах практически все денежные отношения и расчеты (на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в инвестиционных институтах, банковской сфере, домашнем хозяйстве и др.), имеющие стоимостное выражение, стали причислять к финансовым.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

Финансы являются исторической экономической категорией, отражающей отношения товарно-денежного хозяйства, которая прошла долгий путь развития и трансформации. Каждая эпоха внесла определенные коррективы в использование категории финансов в экономике государств, дополнения и изменения в систему управления ими. Исторический характер финансов как экономической категории свидетельствует и о том, что ее основные сущностные характеристики не изменяются и не должны изменяться с развитием мирового хозяйства. Терминологическая же путаница в отечественной и зарубежной экономической литературе не должна стать тормозом в обособлении финансов как экономической категории в составе общей системы денежных отношений.

Для определения сущности финансов прежде всего необходимо выделить отличительные признаки финансов по сравнению с деньгами как экономической категорией, выражающей определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, имеющие стоимостную оценку и не имеющие ее. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Одна часть денежных отношений обслуживает воспроизводственный процесс, то есть является объективно необходимой для воспроизводственного процесса. Это такие отношения, как рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т. д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства как органа управления экономикой и выполнения им своих функций. Именно эти отношения, формирующие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функций общегосударственного органа управления, в экономической литературе и обозначаются как финансы. К финансам относят и отношения по их распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.

Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различаются между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) — имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) - не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования. Действующая практика натурализации расчетов не должна быть абсолютизирована и отделена от денежных отношений, так как все они основаны на пересчете в стоимостное выражение. Она свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отношений в обществе, слабой способности общегосударственного органа выполнить свои функции, о внешних условиях хозяйствования и политических мотивах.

Финансы выражают систему экономических денежных и натуральных отношений, имеющих стоимостную оценку, между различными субъектами хозяйствования.

В отечественной экономической литературе различают денежные отношения, связанные с процессом воспроизводства совокупного общественного продукта, и денежные отношения, связанные с существованием органов государственного управления.

Вне зависимости от наличия государства воспроизводственный процесс невозможно осуществить без регулярных возмещений стоимости израсходованных ресурсов и средств производства (С), без расчетов по оплате труда за израсходованные трудовые ресурсы (V) и без получения прибыли (М). Таким образом, первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта общества всегда осуществляется без участия государства, на основе и в соответствии с действием объективных экономических законов общественного развития. Экономические категории, используемые в этом процессе, - деньги, цена, заработная плата, прибыль, доход и другие.

І Финансы как экономическая категория с точки зрения методо - лоґиїгябляются категорией надстройки и не участвуют в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. Кроме того, использование финансовых отношений в управлении экономикой зависит от совокупности и полноты выполняемых органом государственной власти своих функций.

Необходимость в государственном управлении и регулировании перераспределения денежных средств появляется на вполне определенной стадии развития общества и в дальнейшем совершенствуется. Однако не следует делать общих выводов на основе практики организации различных систем общественного производства (идеального рыночного хозяйствования или жесткого централизованного управления экономикой). При идеальном рынке роль государства очень незначительна и все процессы происходят на принципах рыночного хозяйства - в действительности таких государственных устройств еще не существовало. При жестком централизованном управлении («командно-административные системы» или унитарные государства) роль государства преувеличена и оно вправе вмешиваться в процессы распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Поэтому в реальных условиях хозяйствования государство через публичные финансы управляет процессами перераспределения этого продукта, а через систему государственного финансового регулирования организует процесс воспроизводства в хозяйствующих су&ьектах.

Публичные финансы как экономическая категория оперируют такими категориями, как бюджет, валовой внутренний продукт, совокупный общественный продукт, национальный доход, государственный долг, налоги и т. п., а в хозяйствующих субъектах - это цена, прибыль, нормативы отчислений, издержки, доход, налоги и др.

В зарубежной литературе вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к составным частям менеджмента, и одной из них является финансовый менеджмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) финансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отношениями внутри хозяйствующих су&ьектов и финансами. Причем следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организации финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие экономические модели, в том числе экономико-математические).

В настоящее время экономика России развивается в сложных условиях неразвитости отечественной науки и значительного влияния зарубежных теоретических разработок и выкладок. Особенность России состоит в существенной доле государственной собственности, в исключении из денежного оборота земли, богатств недр, в низкой заработной плате работников, неразвитости банковской сферы и рынка ценных бумаг, слабости государственной власти и законодательной базы хозяйствования хозяйствующих субъектов и т. п., что не да, ет возможности переноса зарубежных моделей организации общественного производства и денежных, в том числе финансовых, отношений. Реальность и стратегия развития требуют разработки собственного механизма организации экономики, управления и финансов в рамках функционирования общегосударственного органа управления.

Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

Экономической наукой доказана объективность действия экономических законов развития общества и поступательное движение развития экономики. В практической деятельности общегосударственного органа управления направленность действия экономических законов должна играть решающую роль и приближаться к полному учету требований в принятых законодательных актах. Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансовые отношения имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов.

Как известно, финансы являются классической экономической категорией наряду с такими, как товар, деньги, капитал и др. Все они имеют двойственный характер и выражают определенные экономические отношения и одновременно имеют материально-вещественную сторону. Отсюда возникает необходимость условного разграничения взаимосвязанных понятий финансов и финансовых отношений. Последние выражают сущность финансов, в то время как сами финансы олицетворяют собой не только отношения, но и денежные фонды и средства как продукт этих отношений. С помощью финансов общегосударственный орган управления изымает в свое распоряжение и образует свои доходы из части совокупного общественного продукта в форме формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств. Финансы являются важнейшим звеном экономики любого государства, оказывая существенное влияние на воспроизводственные процессы, организуя процессы формирования фондов и средств и процессы их распределения. В результате в обществе формируются разнообразные денежные фонды и суммы средств - централизованные (бюджеты), децентрализованные (в хозяйствующих субъектах в соответствии с нормами законодательства), резервные (централизованные и децентрализованные) и денежные средства, используемые на разнообразные, но заранее не определенные цели.

Конкретные направления использования указанных денежных фондов и сумм средств в порядке перераспределения устанавливаются общегосударственным органом управления. В процессе управления экономикой для обеспечения функционирования самого государства, для создания рациональной структуры и развития воспроизводственных процессов в зависимости от принятой экономической политики и стратегии развития. В настоящее время в промышленно-развитых странах доля средств, перераспределяемых через централизованные денежные фонды, колеблется от 30 до 50 процентов.

Финансы как система экономических денежных отношений формируют и опосредуют формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов как экономической категории проявляется в их функциональном назначении, т. е. экономическом предназначении. И в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и отличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

* формирования денежных фондов (доходов) и средств, ■ использования  денежных фондов (доходов) и средств,

* контрольной функции.

Под содержанием первой функции финансов понимается способность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения совокупного общественного продукта. Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В первом варианте проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих су&ьектов с государством по налоговым платежам, отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т. п., во втором случае — в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

Во второй функции через организацию финансов общегосударственный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для рационального выполнения государством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности. Так, например, в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

Информация о работе Шпаргалка по "финансам"