Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

шпоры НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ.docx

— 87.12 Кб (Скачать файл)

 

налоговые доходы местных  бюджетов, к которым относятся  доходы от местных налогов и сборов, региональных налогов и сборов, федеральных  налогов и сборов, штрафы, выступающие  в данном случае в качестве санкций, устанавливаемых и применяемых  в виде денежных взысканий в размерах, которые определены на законодательном  уровне, государственная пошлина, пени.

 

К местным налогам относятся:

• земельный налог,

• налог на имущество физических лиц 

 

Государственная пошлина  отнесена Законом об общих принципах  организации местного самоуправления к числу налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты  по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов.

 

Штрафы, пени и иные суммы  принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты, как  правило, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

 

Действующая классификация  доходов бюджетов Российской Федерации  распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений:

 

• штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые  относятся к налоговым доходам,

• иные штрафные санкции, которые  являются источником неналоговых доходов.

 

К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством  государства местные налоги и  сборы (ст.15 НК - земельный, на имущество  физических лиц, на рекламу, на наследование или дарение, лицензионные сборы); госпошлина, штрафы, пени, поступающие в бюджет; доли федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; платежи за пользование  недрами и природными ресурсами  и другие налоговые платежи.

 

Налоговой кодекс РФ отнес  к местным налогам и сборам:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследование или дарение;

д) местные лицензионные сборы.

 

В настоящее время Налоговый  кодекс к местным налогам относит:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

 

Кроме этих налогов в местный  бюджет поступают доли федеральных  налогов в размере, установленном  Законом о финансовых основах  местного самоуправления: 50 % от подоходного  налога с физических лиц, 5 %  от налога на прибыль предприятий, не менее 5 % акцизных сборов на спирт, водку и  ликероводочные изделия и другие подакцизные товары.

 

24.Методы финансового выравнивая субъектов Российской Федерации.

 

Финансовое выравнивание - это дополнительное финансирование дефицитов бюджета. Сущность его  состоит в корректировке первичного распределения налогов между  бюджетами.

 

 Ключевым элементом  системы финансового выравнивания  является распределение и перераспределение  налога на добавленную стоимость.  Обычно одна часть поступления  НДС сразу распределяется между  бюджетами, а вторая направляется  в целевой фонд, сформированный  в федеральном бюджете. Из этого  фонда впоследствии осуществляется  финансовая помощь дефицитным  бюджетам. Главная цель бюджетного  федерализма - это гарантированное  предоставление населению полного  перечня государственных услуг.  Это достигается с помощью  финансового выравнивания на  всей территории страны и реализуется  через механизм прямых платежей - трансферты из федерального  бюджета в бюджеты нижестоящего  уровня. Эта система имеет некоторые  недостатки:

 

1. Сильные субъекты федерации  лишаются стимулов в дальнейшем  наращивать свой финансовый потенциал.

2. Слабые субъекты федерации  становятся иждивенцами и не  стремятся улучшить свое финансовое  положение.

 

^ Классификация финансового  выравнивания:

 

1) по срокам действия  инструментов финансового выравнивания:

-краткосрочное финансовое  выравнивание - это дополнительное  финансирование дефицитов бюджетов

-долгосрочное финансовое  выравнивание - это финансирование  программ экономического развития  регионов или финансирование  потенциала проблемного региона  с целью вывода его из депрессивного  состояния.

 

 Краткосрочное и долгосрочное  финансовые выравнивания взаимосвязаны  и взаимозависимы, т.к. краткосрочное  является основой долгосрочного.

 

2) по направлению действия  инструментов:

- вертикальное финансовое  выравнивание - это выравнивание  финансовых потенциалов разных  уровней власти (федерации, субъектов  федерации)

- горизонтальное финансовое  выравнивание - это выравнивание  финансовых потенциалов органов  власти одного уровня (субъектов  федерации и местных органов).

 

3) по степени взаимного  влияния инструментов финансового  выравнивания:

- пассивное финансовое  выравнивание - это распределение  государственных задач между  уровнями власти, которое определяет  расходные и доходные полномочия

- активное финансовое  выравнивание - это распределение  расходных и доходных полномочий.

 

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных  бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

 

Межбюджетные  трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

 

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных  финансов и Фонд компенсаций.

 

Существующие в настоящее  время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие  группы:

1.нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

2.целевые трансферты;

3.компенсационные выплаты.  

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

1)Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

2)Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

3)Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

 

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются  на основе расходов федерального бюджета  с учетом изменений бюджетного и  налогового законодательства.

 

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной  системы Российской Федерации предоставляются  в форме:

-дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; -субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

-субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

-иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов  бюджетам государственных внебюджетных фондов.

 

25.Региональный рынок ценных бумаг

 

Региональные рынки ценных бумаг наиболее развиты в регионах, где созданы и функционируют  фондовые биржи. Они, помимо выполнения своих основных функций, играют огромную просветительскую роль в части рынка  ценных бумаг. Населению и предприятия  есть, где получить консультации и  информацию из первых рук.

 

Фондовые биржи РФ расположены  в регионах-донорах и в крупнейших городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов и др.).

 

Организацией внебиржевой  торговли в РФ в соответствии с  лицензией занимается Российская Торговая Система.

 

Основной саморегулирующей организацией рынка ценных бумаг  является НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка).

 

В регионах ФСФР имеет региональные отделения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в  соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг». Они созданы по согласованию с органами исполнительной субъектов  РФ для обеспечения выполнения установленных  законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового  рынка.

 

Функционируют следующие  региональные отделения: Московское региональное отделение, Санкт-Петербургское региональное отделение, Свердловское, Челябинское, Омское, Новосибирское, Иркутское, Самарское, Нижегородское, Ростовское, Приморское, Региональное отделение в Республике Татарстан, Саратовское, Красноярское, Орловское.

 

В субъектах РФ, в которых  функционируют региональные фондовые биржи, присутствуют, как правило, все  профессиональные участники рынка  ценных бумаг. И это активизирует рынок ценных бумаг. В табл.1 представлены данные по ценным бумагам, приобретенным  кредитными организациями Ростовской области. Их совокупная стоимость выросла  только за 2005 год более чем на 50%.

 

В регионах с неразвитыми  рынками ценных бумаг профессиональную деятельность обычно осуществляют брокерские и дилерские компании.

 

Особую роль на рынке ценных бумаг играют коммерческие банки. Многие московские банки и их филиалы  осуществляют в регионах брокерскую и дилерскую деятельность. Структура  вложения кредитных организаций  в ценные бумаги в РФ представлена в табл.2. Основные вложения банки  осуществляют в государственные  ценные бумаги (в основном за счет Сбербанка  и Внешторгбанка).

 

Компьютеризация региональных рынков ценных бумаг, рост доли бездокументарных ценных бумаг, интернет-банкинг привели  к тому, что профессиональным участникам регионального рынка конкретного  субъекта РФ стали легко доступны другие региональные рынки и, прежде всего, московский. Основные государственные, субфедеральные, муниципальные и  корпоративные ценные бумаги, обращающиеся на биржах, с помощью местных брокеров, электронной связи и компьютерной сети доступны каждому региональному  инвестору. Т.е. в РФ сформировался  и функционирует общероссийский организованный внебиржевой рынок.

 

Отличительными чертами  регионального рынка могут быть местные субфедеральные и муниципальные  облигации, неторгуемые на биржах корпоративные ценные бумаги, неэмиссионные ценные бумаги местных предприятий и банков (векселя, депозитные сертификаты).

 

Особое значение для региональных рынков ценных бумаг имеют акции  местных предприятий, к которым  проявляют интерес внешние инвесторы. Местные региональные брокерские компании по заданиям инвесторов скупают акции  таких предприятий для заказчика. И таким образом осуществляют смену собственника предприятия.

 

Облигационные займы являются альтернативным источником заимствований  банковским кредитам для администраций  субъектов РФ и муниципальных  образований. Процентные выплаты по ним значительно ниже, чем по банковским кредитам. Поэтому в последние  годы регионы активно осуществляют эмиссии субфедеральных и муниципальных  ценных бумаг.

 

В мировой практике рынок  ценных бумаг является одним из наиболее эффективных инструментов привлечения  инвестиций. Развитый рынок ценных бумаг способствует увеличению темпов экономического развития, повышению  эффективности производства, удлинению  срока осуществления инвестиций и т.д. [1, с. 30]. Однако при изучении рынка ценных бумаг обычно рассматривается  национальный уровень. Вместе с тем, для стран с обширной территорией  и федеративным устройством большое  значение имеют региональные особенности  функционирования рынков ценных бумаг.

 

Необходимо отметить, что  региональность присуща рынку ценных бумаг на любом уровне его развития, поскольку ключевой предпосылкой формирования рынка ценных бумаг является активная хозяйственная деятельность. Это характерно для любого уровня: и регионального, и национального, и международного. Следовательно, основой существования регионального рынка ценных бумаг выступает функционирование экономики региона и внутрирегиональные хозяйственные связи.

 

Итак, региональный рынок  ценных бумаг существует объективно, поскольку экономические отношения  между локальными эмитентами, инвесторами  и профессиональными посредниками на рынке ценных бумаг зачастую ограничиваются определенной территорией.

 

Поскольку в условиях глобализации границы региональных рынков становятся менее четкими, можно определить несколько критериев выделения  региональных РЦБ:

 

1. Наличие региональных  эмитентов на РЦБ. 

 

2. Профессиональные участники  на региональных рынках. Наибольшее  значение в развитии регионального  РЦБ имеет наличие региональных  компаний, осуществляющих профессиональную  деятельность преимущественно в  пределах одного региона. 

 

3. Деятельность региональных  биржевых центров. Региональные  биржевые центры размещены в  финансовых центрах группы регионов. Основными функциями региональных  биржевых центров является предоставление  технического доступа к торгам  в торговой системе основной  фондовой бирже (или организатора  торгов), а также торговля ценными  бумагами региональных эмитентов  в собственной торговой системе.  Одной из задач региональных  биржевых центров и представительств  фондовых бирж и организаторов  торгов является взаимодействие  с региональными эмитентами и  местными властями [2], что, несомненно, является одним из важнейших  условий развития рынков ценных  бумаг в регионах.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"