Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

шпоры НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ.docx

— 87.12 Кб (Скачать файл)

 

Субфедеральные  и муниципальные займы.

 

В современных условиях все  в большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Расходы территориальных, также  как и федеральных, органов власти часто превышают доходы, поэтому  наряду с традиционными источниками (налогами, сборами, отчислениями и  др.) территориальные органы власти вынуждены привлекать заемные средства.

 

Заимствования территориальных  органов власти имеют две основные цели:

1) собрать денежные средства  для инвестиционных проектов, имеющих  региональное или местное значение;

2) компенсировать дефициты  соответствующих бюджетов.

 

С целью преодоления дефицита бюджета федеральные и территориальные  органы власти стараются повысить доходы и снизить расходы своих бюджетов. Однако эти усилия не приносят ощутимых и, главное, быстрых результатов  по сокращению дефицитов бюджетов. Здесь-то и принимается во внимание третья возможность - привлекать заемные  средства.

 

Субфедеральные и муниципальные  ценные бумаги обычно выпускаются в  форме облигаций, реже - векселей. С  помощью субфедеральных и муниципальных  облигационных займов территориальные  органы власти привлекают дешевые заемные  ресурсы, не обремененные большими процентными  выплатами и предоставляемые  на максимально длительный срок. Этому  способствует широкий круг инвесторов, который обеспечивает возможность  заимствования на более предпочтительных условиях по сравнению с привлечением кредитов коммерческих банков.

 

Таким образом, выпуск субфедеральных и муниципальных облигаций является наиболее приемлемым и экономически целесообразным методом финансирования расходов территориальных органов  власти, широко распространенным в  мире способом удовлетворения финансовых потребностей административно-территориальных  единиц государства.

 

Субфедеральные и муниципальные  облигационные займы представляют собой совокупность экономических  отношений между территориальными органами власти (органами власти субъектов  стран и органами местной власти), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, при которых территориальные  органы власти выступают в качестве заемщиков на рынке ценных бумаг.

 

Как один из видов кредитных  отношений, субфедеральные и муниципальные  облигационные займы предоставляются  на условиях возвратности, срочности  и платности: через определенный период времени владелец облигаций  получает обратно предоставленные  взаймы средства вместе с процентами.

 

Субфедеральные и муниципальные  облигационные займы экономически обусловлены. Объективная необходимость  получения заемных денежных средств  территориальными органами власти путем  выпуска ценных бумаг обусловлена  несоответствием между величиной  финансовых ресурсов, которыми они  располагают, и потребностями региона. Причем следует отметить, что суммы  налоговых поступлений в территориальный  бюджет ограничены нормативами отчислений, которые установлены законами. На основании вышеизложенного представляется целесообразным использование территориальным  органом власти заемных средств, полученных в результате размещения облигаций, для формирования дополнительных финансовых ресурсов. Использование  заемных средств, привлеченных в  результате выпуска субфедеральных и муниципальных облигаций, оказывает  значительно меньшее негативное влияние на государственные финансы  в целом по сравнению с инфляционными  приемами финансирования. Заем позволяет  переместить спрос от юридических  и физических лиц к территориальному органу власти без увеличения совокупного  спроса и количества денег в общегосударственном  масштабе. Кроме того, при инвестировании заемного капитала в экономические  и социальные программы он выступает  важным фактором социально-экономического развития региона, а также способствует нормализации денежного обращения  благодаря изъятию значительных денежных сумм.

 

Успешное проведение субфедеральных и муниципальных облигационных  займов, реализация региональных социально-экономических  проектов за счет инвестирования привлеченных по займу средств повышает авторитет  территориальных органов власти у населения и федеральных  органов власти, что является важным для повышения социальной стабильности в регионе и организации возможных  преференций со стороны федерального правительства.

 

12. Бюджетный федерализм: понятие и принципы построения

 

Одной из центральных проблем  упорядочения бюджетной системы  страны и взаимоотношений Федерации  и регионов является проведение в  жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений  термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений, бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных  взаимоотношений органов власти и управления различных уровней  на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.

 

Основу бюджетного федерализма  составляет разграничение предметов  ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ

 

Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

· самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность  бюджетов в данном случае означает:

1. Закрепление за каждым  уровнем власти собственных доходных  источников и права самостоятельно  определять направления расходования  бюджетных средств в рамках  действующего законодательства;

2. Недопустимость изъятия  дополнительно полученных доходов  в вышестоящие бюджеты; 

· разграничение расходных  обязательств между органами государственной  власти и управления различных уровней;

· наличие специальных  процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

 

13. Инвестиционная привлекательность региона и ее составляющие

 

Степень инвестиционной привлекательности  является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства  в целом, так и на уровне регионов.

 

Одна из задач, стоящих  пред современным обществом, заключается  в создании необходимых и благоприятных  условий для экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в  реальный сектор экономики. Повышение  инвестиционной привлекательности  способствует дополнительному притоку  капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих  средств, руководствуется определенными  характеристиками: инвестиционным потенциалом  и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность  региона.

 

Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в  экономику, характерные для последних  лет, в значительной степени обусловлены  результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению  инвестиционной привлекательности  своих территорий.

 

Создание максимально  благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности  региона является одной из главных  задач региональной экономической  политики.

 

Именно степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики.

 

Оценка инвестиционной привлекательности  региона включает в себя два основных момента:

1. Инвестиционную привлекательность  самого региона. На данном этапе  анализируется существующая нормативно-законодательная  база, правовые аспекты, политическая  ситуация, степень защиты прав  инвесторов, уровень налогообложения  и т.д.  
2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

 

Таким образом, инвестиционная привлекательность региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности  функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики  непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения.

 

Научно-инновационный потенциал  Самарской области, как фактор инвестиционной привлекательности

 

Самарская область занимает:

7-е место среди всех  субъектов РФ по уровню инновационного  потенциала 

7-е место в РФ и  2-е место в ПФО по количеству  поданных заявок на изобретения

 

Каждая седьмая из передовых  производственных технологий ПФО (Приволжский Федеральный Округ) и около 3,5% всех передовых технологий в РФ создаются в Самарской области

 

По оценке специалистов Самарская  область в целом является одним  из самых благополучных регионов России. Проводимая региональная инвестиционная политика позволила достичь больших  результатов в экономическом  аспекте и присвоенный рейтинг  Самарской области является наглядным  тому подтверждением

 

14.Понятие  инвестиционного потенциала и  инвестиционного риска

 

«Потенциал» как экономическая категория может трактоваться следующим образом: «Возможность и готовность субъектов рынка специализироваться в тех видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени имеются абсолютные или сравнительные преимущества»1.

 

Инвестирование – процесс  непосредственного или опосредованного  воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью  изменения его свойств.

 

 Инвестор – субъект,  ориентированный на изменение  свойств объекта инвестиций, позволяющее  при минимальных вложениях в  этот объект восполнить дефицит  необходимых для собственного  развития ресурсов и изменить  собственные свойства в нужном  для себя направлении. 

 

 Объект инвестиций  – объект, свойства которого позволяют  инвестору посредством участия  в нем получить инвестиционный  доход. 

 

 Инвестиционный доход  – измененные свойства объекта  инвестиций, приводящие к изменению  свойств инвестора. 

 

 Таким образом, категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов.

 

Инвестиционная деятельность во всех формах и видах сопряжена  с рис-ком.

  Инвестиционный риск - это вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования .

Экономические исследования подтверждают устойчиво высокий  рейтинг инвестиционной привлекательности  Самарской области. Так, Самарская  область повысила свой рейтинг по инвестиционному за счет улучшения  позиций потребительского, производственного  и природно-ресурсного потенциала.

 

6 причин инвестировать  в Самарскую область:

Высокий уровень экономической  активности;

Развитый инновационный  и образовательный потенциал;

Инвестиционно ориентированное законодательство;

Комфортная среда и  развитая социальная инфраструктура;

Развитое гражданское  общество.

 

15. Инвестиционная политика Самарской области

 

Самарская область - один из самых урбанизированных регионов России, в котором проживает 2,2% населения  страны и создается 2,3% валового внутреннего  продукта РФ.

На нашей территории сформировалась уникальная двухъядерная Самарско-Тольяттинская агломерация - третья агломерация в стране по степени значимости с

центрами в городах  Самаре и Тольятти.

На протяжении последних  лет в демографическом развитии Самарской области наблюдаются  позитивные тенденции: растет рождаемость, сокращаются смертность и естественная убыль населения. По величине миграционного  прироста Самарская область лидирует среди регионов ПФО.

 

Привлекательность Самарской  области во многом определяется ее природно-ресурсным потенциа лом. Регион обеспечивает почти 3% добываемой нефти в стране, а темпы прироста запасов углево дородного сырья превышают динамику объемов его добычи. В области хорошо развиты цементная промышленность, производство строительных материалов, сформирован мощный нефтеперерабатывающий кластер. Несмотря на ярко выраженный индустриальный характер региона, здесь сохранены уголки живой природы, дикой флоры и фауны.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"