Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".

Файлы: 1 файл

мои шпоры.doc

— 805.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    1. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты: место и роль в развитии общества. Консолидированный бюджет РФ: его содержание и структура.

БЮДЖЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования  централизованного фонда денежных средств федерации как единого государства, предназначенного для финансирования потребностей, имеющих общегосударственное значение. Как правовая категория федеральный бюджет (или центральный бюджет) является основным финансовым планом любого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России - Федеральным Собранием Российской Федерации).

Посредством федерального бюджета происходит перераспределение  ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными  группами; именно перед федеральным бюджетом стрит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении          внутренних и внешних угроз его существованию).

 

СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ  представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс образования, распределения и  использования централизованного      денежного фонда субъекта федерации, находящегося в распоряжения соответствующего органа власти,

Роль и социально-экономическое    значение бюджетов субъектов Федерации определяется в основном теми же характеристиками, что я федерального бюджета, однако их роль  специфична - соответственно специфике задач, решаемых на региональном уровне.

БЮДЖЕТ МЕСТНЫЙ - бюджет, формирование, утверждение  и  исполнение   которого, а также контроль за его исполнением   осуществляется   органом местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. 

Бюджеты местные    выполняют    важную функцию в  социально-экономическом    развитии    территории, осуществляя      финансирование широкой сети объектов социально-культурной   сферы   (детских дошкольных учреждений, школ, медицинских, социальных и т. п. объектов).

БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем.

В российской бюджетной  практике существуют следующие понятия  бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный  Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды; бюджет консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;, бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.

 
  1. 17 Бюджетный процесс в РФ

          Бюджетный процесс – это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства или местных органов власти.

          Бюджетный процесс представляет  собой особую деятельность участников  бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления.

          Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:

- составление  проектов бюджетов;

- рассмотрение  и утверждение бюджетов;

- исполнение  бюджетов;

- подготовка, рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджета.

          Каждая стадия имеет свое значение, все они должны быть соблюдены  и выполнены в обозначенные  законодательством сроки. Открытие  бюджетных ассигнований осуществляется  финансовыми органами только  после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для его исполнения.

          Помимо стадий бюджетного процесса  Бюджетный кодекс РФ определяет  порядок осуществления контроля  за исполнением бюджета, а также  прописывает меры и порядок  ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

          Деятельность государственных органов  от начала составления бюджета  до утверждения отчета о его  исполнении длится около 3,5 лет.  Этот период называется бюджетным  циклом.

          В основе организации бюджетного  процесса лежат общие принципы организации бюджетной системы.

          Бюджетный процесс подразумевает  определенный порядок и последовательность  вступления в бюджетные отношения  различных субъектов, являющихся  участниками этих отношений, согласно  их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям.

          Участниками бюджетного процесса  являются:

- Президент РФ;

- органы законодательной  власти;

- органы исполнительной  власти;

- органы государственного  и муниципального финансового контроля;

- органы денежно-кредитного  регулирования;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые законодательством  РФ и ее субъектов возложены  бюджетные, налоговые и иные  полномочия.

          Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также иные кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм.

Классификация организаций  по формам собственности:

    * Хозяйственные  товарищества:

          o Полные;

          o На вере.

    * Хозяйственные  общества:

          o Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

          o Открытое акционерное общество (ОАО)/Закрытое акционерное общество (ЗАО)

          o Общество с дополнительной ответственностью (ОДО),

    * Производственные  кооперативы;

    * Унитарные  предприятия:

          o Государственные;

          o Муниципальные.

Полное товарищество – добровольное объединение физических или юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Уставный капитал создается за счет вкладом участников и является складочным капиталом. Участники полного товарищества несут полную ответственность по обязательствам товарищества. Прибыль (убытки) распределяются между его участниками пропорционально их доле в складочном капитале.

Коммандитное (товарищество на вере) – товарищество, в котором  предполагается участие помимо полных участников товарищества, участников-вкладчиков (коммандитистов). Порядок формирования аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельности товарищества осуществляется только полными товарищами, вкладчики в управлении участия не принимают, а являются своего рода инвесторами. Они участвуют в прибыли товарищества в соответствии с их долей в складочном капитале и в соответствии с учредительными договорами.

ООО – юридическое  лицо, учрежденное одним или несколькими  лицами, уставный капитал которого разделен на доли. Участники ООО  в отличие от других форм не отвечают по его обязательствам, и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества исключительно в пределах стоимости внесенной ими доли.

АО– представляет собой  добровольное объединение средств  физических и юридических лиц  или акционеров, каждый из которых  несет материальную ответственность за результаты деятельности АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих ему акций.

Особенность ОАО заключатся в том, что формирование уставного  капитала осуществляется за счет продажи  акций в форме открытой подписки и свободное обращение акций на рынке. ЗАО распространяет свои акции только среди его учредителей, т.е. по закрытой подписке. Кроме того, акционеры ЗАО обладают преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами.

ОДО -  это хозяйст­венное общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники несут солидарную ответст­венность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется ме­жду остальными участниками, пропорционально их вкладам.

Производственный  кооператив – добровольное объеди­нение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Унитарные предприятия– это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (метро

Предприятие на праве оперативного управления – унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается уполномоченными органами государственного или муниципального правления, что предполагает государственную или муниципальную собственность на имущество унитарного предприятия. Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Решение принимается правительством РФ. Имущество предприятия находится в государственной собственности.

 

 

19 Гос. и муниц-ые финансы: система отношений, звеньев и финансовых органов2

Гос. и муницип. финансы – это важнейшее звено фин. системы, обеспечивающее органы гос. вл. и местн. самоуправления ден. ср-ми для осущ. функций предусмотр. Конституцией РФ и др. зак-ми актами.

Гос. финансы включ. два уровня:

- финансы фед. орг.  вл.;

- фин. орг. вл. суб-в  РФ (их 89);

Муниципальные фин. явл. низовым звеном и выделены в самостоятельн. Уровень

Все три уровня тесно  связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных  и муниципальных финансов главным  элементом выступают взаимосвязанные  бюджеты 3-х уровней – федерального, регионального и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности и минимальности обеспеченности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

 

 

21 Финансовая политика гос-ва: сущность, цели и механизм реализации                    5

Фин. политика – это часть соц.-эконом. политики гос-ва по обеспечению сбалансированного роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. системы страны.

Главной целью гос. фин. политики должно стать создание фин-х условий для соц.-эконом. развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

В разработке гос. фин. политики в России участвуют все ветви гос.вл. В то же время приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, кот. в ежегодном послании Фед. Собранию определяет основные направления фин. политики на тек. год и перспективу.

При всех особенностях формирования фин. политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Решение фискальных задач гос-ва связано с балансированием дох. и расх. гос-ва. Основными рычагами фискальной политики гос-ва явл. изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их кол-ва и размеров гос. расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общетсва.

Фискальная политика гос-ва должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения  реального сектора экономики.

Регулирующее направление – гос-во оказывает воздействие на размер ден. ср., которыми распологают эконом. субъекты и тем самым влияет на различные эконом. процессы: эконом. рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отд. территорий, отраслей и предприятий. Основными инструментами регулирующего направления явл.: налоги, гос. кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы, при помощи кот. регулируются фин. отношения.

Стимулирующее регулирование направлено на увеличение фин. ресурсов эконом. суб-в посредством сниж. налогов и увеличения бюджетных расходов для обеспеч. эконом. роста и занятости населения. Рестрикционное – связано с сокращением ден. ср. в эк-ке, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать ден. обращение.

Фин. политика реализуется  посредством финансового механизма, он включает:

  1. Систему установленных гос-ом форм, видов и методов организации фин. отношений;
  2. Порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов ден. ср.;
  3. Методы фин. планирования;
  4. Формы управления финансами и фин. системой;
  5. Финансовое законодательство.

Использование фин. механизма  осущ-ся спец. организованными структурами, создаваемыми для управления финансами. К ним относятся орг. законодат. вл.; орг. исполнит. вл.: Минфин РФ, Мин. РФ по нал. и сб., Центр. банк РФ и т.д. Контроль за использованием фед. ср. осущ-т Счетная Палата РФ.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

20 Классификация доходов бюджетов. Собственные (закрепленные) доходы 
различных уровней бюджетной системы РФ.

 

Классификация доходов бюджетов РФ – группировка дох-в бюджетов всех уровней бюдж. сист., она основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования дох-в каждого бюджета.

Структура 20-значного кода доходов в новой классификации  сост. из 4 групп:

 

 

 

 

 

1 группа – код администратора поступлений в бюджет

Администр-ры поступлений  в бюджет – налоговые органы, др. орг. гос. власти, орг. упр. гос. внебюдж. фондов и орг. местн. самоуправления, кот. в соответствии с законодательством  обеспечивают контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, а также пени и штрафы по ним.

2 группа с 4-13 – код вида доходов.

Он включает:

- группу (4 знак) может  иметь три варианта значения

     1- доходы;

     2- безвозмездные поступления;

     3- дох. от  предприним. деят-ти.

- подгруппу (5-й знак).

- с 7-11 знак     - статья и подстатья – эти  знаки дальше расшифровывают  группу.

- 12-13 знак      - элемент доходов – обозначает  фид бюджета, принимает вид:

      01-   фед. бюджет;

      02-   бюджет суб. РФ;

      03-   местный бюджет;

      06-   б-т ПФ;

      07-   б-т ФСС;

      08-   б-т ФФОМС;

      09-   б-т ТФОМС.

3 группа – соответствует коду программы, она используется для разд. учета налоговых пеней по налогам, штрафов:

      1000-   налог;

      2000-   пени по налогу;

      3000-   штрафы по налогу.

4 группа – код операций сектора гос. управления:

      110-   налогов. доходы;

      120-   дох. от собственности;

      130-   дох.от оказ. услуг 

       И  т.д.

 

Собственные доходы федерального бюджета:

-  налоговые ( устанавливаются федеральным кодексом РФ, они обязательны к уплате на территории всей страны- НДС, акцизы, налог на прибыль(20%), государственная пошлина, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ(13%) ;

- неналоговые: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (арендная плата за использование, доходы в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставных капиталах или дивиденды по акциям, приобретенными органами РФ; - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; -  доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; - средства, полученные в результате мер администр, гражданской и уголовной ответственности, это штрафы, средства, полученные от конфискации.

- безвозмездные перечисления: -

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ:

-налоговые – вводятся органами власти субъектов РФ и являются обязательными на территории субъекта: транспортный налог, налог на имущество организации.

-неналоговые –(см.в федер.бюджете)

-безвозмездные – бюджетные трансферты в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Собственные доходы местных бюджетов РФ:

- налоговые – вводятся органами местного самоуправления, обязательные на территории : налог на имущество физ.лиц, земельный.

-неналоговые – (см.в федер.бюджете)

-безвозмездные – бюджетные трансферты в виде дотаций, субвенций, субсидий.

 

 

 

 

 

21 Финансовая политика гос-ва: сущность, цели и механизм реализации                   

Фин. политика – это часть соц.-эконом. политики гос-ва по обеспечению сбалансированного роста фин. ресурсов во всех звеньях фин. системы страны.

Главной целью гос. фин. политики должно стать создание фин-х условий для соц.-эконом. развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

В разработке гос. фин. политики в России участвуют все ветви  гос.вл. В то же время приоритет  в ее разработке принадлежит Президенту РФ, кот. в ежегодном послании Фед. Собранию определяет основные направления  фин. политики на тек. год и перспективу.

При всех особенностях формирования фин. политики можно выделить два  целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Решение фискальных задач гос-ва связано с балансированием дох. и расх. гос-ва. Основными рычагами фискальной политики гос-ва явл. изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их кол-ва и размеров гос. расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общетсва.

Фискальная политика гос-ва должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Регулирующее направление – гос-во оказывает воздействие на размер ден. ср., которыми распологают эконом. субъекты и тем самым влияет на различные эконом. процессы: эконом. рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отд. территорий, отраслей и предприятий. Основными инструментами регулирующего направления явл.: налоги, гос. кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы, при помощи кот. регулируются фин. отношения.

Стимулирующее регулирование направлено на увеличение фин. ресурсов эконом. суб-в посредством сниж. налогов и увеличения бюджетных расходов для обеспеч. эконом. роста и занятости населения. Рестрикционное – связано с сокращением ден. ср. в эк-ке, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать ден. обращение.

Фин. политика реализуется  посредством финансового механизма, он включает:

  1. Систему установленных гос-ом форм, видов и методов организации фин. отношений;
  2. Порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов ден. ср.;
  3. Методы фин. планирования;
  4. Формы управления финансами и фин. системой;
  5. Финансовое законодательство.

Использование фин. механизма  осущ-ся спец. организованными структурами, создаваемыми для управления финансами. К ним относятся орг. законодат. вл.; орг. исполнит. вл.: Минфин РФ, Мин. РФ по нал. и сб., Центр. банк РФ и т.д. Контроль за использованием фед. ср. осущ-т Счетная Палата РФ.


 

 

 

22 Бюджет. политика гос-ва и ее отражение в структуре дох. и расх. фед. бюджет    

Важнейшим звеном экономической  политики гос-ва служит бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юрид. и физ. лицами. При планировании бюдж. Политики гос-во должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности.

Острейшей проблемой, вляющей  на соц.-эконом-ие отношения м/у гос-ом и общ-ом остается несбалансированность обязательств гос-ва и имеющихся  у него фин. ресурсов. Поэтому гос. не в состоянии полностью профинансировать выполнение своих функций. В первую очередь это касается соц. гарантий, предусмотренных Конституцией.

В рыночных условиях бюджетная  политика должна быть нацелена на повышение  устойчивости доходной части бюджета, первоочередными задачами должны стать: стабилизация производства и обеспечение условий для последующего экономического роста. Это даст определенную стабильность и позволит теснее привязать источники доходов бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производств.

В свете этих проблем Правительством РФ одобрена эконом. программа на долгосрочную перспективу, где определены основн. направления бюджетной политики нашего гос-ва:

1) снижение налоговой  нагрузки;

2) упорядочение гос.  обязательств (переход к адресной  соц. поддержке граждан

);

3) концентрация фин.  ресурсов на решение приоритетных  задач (борьба с бедностью,  судебная системы, безопасность  гос-ва, соц. сфера);

4) снижение зависимости  бюдж. дох. от конъюнктуры мировых  цен (поддержка экспорта продукции  высокого качества);

5)создание эффективной  системы м/бюджетных отношений  и управления гос-ми финансами  (переход на казначейские исполнения  бюджетов повысит контроль за использ. бюдж. ср.; обеспечение открытости и прозрачности бюджетов и бюдж. процедур).

Таким образом, именно бюдж. политика изначально, еще на первой стадии составления проекта бюджета  на очередной финансовый год, определяет из каких источников формируется доходная часть бюджета, в каком направлении и в каких объемах будут осуществляться расходы.

Собственно бюджетная  политика выражается в структуре  доходов и расходов федерального бюджета, в распределении расходов м/у бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюдж. дефицита, формах и методах управления гос. долгом


 

 

 

 

 

 

 

23 Бюджетный дефицит и источники его финансирования                                           

В процессе принятия и  исполнения б-та большое значение приобретает  сбалансированность доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит.

Бюдж. дефицит – это фин. явление не всегда относящееся к разряду чрезвычайных, большое значение имеет качество бюдж. дефицита:

  1. Бюдж. дефицит может возникнуть в связи с осуществлением крупн. фин. вложений в развитие экономики. В этом случае оно отражает не кризисное сост. эк-ки, а только ее госуд. регулирование, т.е. стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства (структурный дефицит);
  2. Дефицит возникший в результате чрезвычайных обстоятельств, войн, крупн. стих. бедствий, когда обычных резервов не хватает, и приходится обращаться к иным источникам;
  3. Бюдж. дефицит может отражать кризисные явления в эк-ке, т.е. ее развал. в условиях спада производства снижается налоговые сборы, соответственно падает и дох. гос-ва, а значит возникает дефицит (его называют циклическим дефицитом).

Источники финансирования:

  1. Эмиссия денежных знаков. Данный метод часто ведет к инфляции. Возникают отрицат. соц.-эконом. последствия;
  2. Госуд. внеш. заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физ. и юрид. лиц, иностр. гос-в, м/народн. фин. организаций, выраженные в валюте;
  3. Госуд. внутрен. заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физ. и юрид. лиц, иностр. гос-в, м/народн. фин. организаций, выраженные в рублях;
  4. Использование национального богатства.

Увеличение ставок налогов  является не методом финансир. бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Долговое финансирование бюдж. дефицита может стимулировать  эконом. рост. Увеличивая свои расходы  за счет займов, гос-во тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положит. эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на др. отрасли хозяйства и занятость.

Вместе с тем надо иметь ввиду, что совокупный объем  госуд-й задолженности не может быть слишком высоким, иначе он становиться трудно управляемым.

Источники финансирования дефицита бюджета РФ:

  1. Внутренние источники:

-кредиты, полученные  РФ от кредитных организаций  в национальной валюте;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ.

  1. Внешние источники:

- государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ;

-кредиты правительств иностранных государств, банков и т.д., предоставляемые в иностранной валюте.


 

 

24 Финансирование основных и оборотных средств предприятия                               

Для осуществления собственной  производ.-хоз. деят-ти пред-ие должно располагать соответствующими производственными фондами, кот. по хар-ру своего участия подразд-ся на основные и оборотные.

Основные  средства – часть фин. рес. инвестированная в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. Основными источниками формирования – основная часть уставного капитала. По мере участия в производственном процессе основные фонды изнашиваются, теряют первоначальные свойства и постепенно переносят свою стоимость на вновь создан. продукцию. Для компенсации износа формируется амортизационный фонд в котором аккумулируются суммы амортизации в целях инвестиционного восстановления основных фондов.

Таким образом, основными  источниками финансирования являются:

-   собственные  – в виде амортизац. фонда  и части прибыли направленной на расширение производства;

-   привлеченные  – долгосрочные банковские кредиты  и облигационные займы.

Оборотные средства – это средства инвестируемые организацией в текущую деят-сть в течении каждого цикла производства.

Особенности оборотных  средств:

  1. полное потребление в теч. одн. производственного цикла и полный перенос своей ст-ти на вновь создаваемую продукцию;
  2. нахождение в постоянном обороте;
  3. изменение своей формы с денежной на товарную и с товарной на денежную в течении одного оборота.

Источники финансирования:

- собственные;

- заемные;

- привлеченные.

За счет собственных  источников формируется минимальное  кол-во оборотных ср-в, это происходит в момент создания организации и  образования уставного капитала. Дальнейшая потребность в оборотных  средствах покрывается за счет след. источников:

- резервный капитал;

- прибыль;

- фонд накопления.

Однако в силу объективных  причин у организации возникают  временные потребности в оборотных  средствах покрытие которых только за счет собственных средств невозможно, в этом случае привлекаются заемные источники (банковские и коммерческие кредиты, облигационные займы, устойчивые пассивы).


 

25 Критерии и методы оценка финансовой устойчивости организации                      

Финансовая  устойчивость подразумевает обеспеченность формирования активов организации соответствующими источниками финансирования. Определяется как относительными, так и абсолютными показателями.

К абсолютным показателям относят обеспеченность запасов и затрат источниками формирования. Для определения этого коэффициента рассчитываются следующие показатели:

Общая величина запасов и затрат (ЗИЗ) рассчитывается как сумма запасов предприятия с учетом НДС.

Собственные оборотные средства (СОС) представляют собой разность общей суммы средств предприятия и суммы необоротных активов.

Собственные долгосрочные источники формирования запасов и затрат (СДОС) рассчитывается как сумма собственных оборотных средств предприятия и его долгосрочных обязательств.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ООС) равны сумме СДОС краткосрочных займов.

Далее на основании перечисленных  выше показателей рассчитываются:

  1. излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств, равный разнице величин собственных оборотных средств и запасов;
  2. излишек (+) или недостаток (-) долгосрочных источников финансирования запасов и затрат, равный разнице величин основных источников формирования запасов и величины запасов;
  3. излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов, равный разнице величин основных источников формирования запасов и величины запасов.

Есть 4 типа финансовых ситуаций:

  1. Абсолютная устойчивость – излишек (+) собственных оборотных средств или равенство величин собственных оборотных средств и запасов.
  2. Нормальная устойчивость – недостаток (-) собственных оборотных средств; излишек (+) долгосрочных источников формирования запасов или равенство долгосрочных источников и запасов.
  3. Неустойчивое финансовое состояние – недостаток (-)собственных оборотных средств; недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов, излишек (+)общей величины основных источников формирования запасов или равенство величин основных источников и запасов.
  4. Кризисное финансовое состояние - недостаток (-)собственных оборотных средств; недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов, недостаток (-)общей величины основных источников формирования запасов.

Относительные показатели фин. устойчивости:

- коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственных средств к общей сумме источников (валюте баланса); нормативное значение – 0,5.

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств рассчитывается как отношение сумм заемных и собственных средств, норм. значение – 1.


 

 


 

 

26 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются  расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, принимаемый федеральным собранием, его доходы собираются по всей стране по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего населения страны.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. К числу региональных бюджетов  относятся: бюджеты республик, краев, областей, округов в составе РФ, городов федерального значения М и С-П.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К числу местных бюджетов  относятся: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов М и С-П, городских и сельских поселений.

Все бюджеты, входящие в  бюджетную систему страны, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Федеральный бюджет и  бюджет федеральных государственных  внебюджетных фондов принимаются в  форме федеральных законов. Бюджеты  регионов (субъектов РФ) и бюджеты  территориальных государственных внебюджетных фондов принимаются в форме законов соответствующих субъектов. Местные бюджеты принимаются в форме правовых актов органов местного самоуправления (обычно в форме решений).

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

 

 

 

 

27 Гос-во как должник и кредитор

Гос-во выступает в  качестве заемщика: для покрытия бюдж. дефицита; рефинансирования ранее сделанных  долговых обязательств; для обеспечения инструментов регулирования ликвидности кредитных институтов.

В результате заемной  деятельности образуется гос. долг. Под  ним понимаются долговые обязательства  Правительства РФ перед физ. и  юрид. лицами, ин. гос-вами, м/народн. организациями, включая обязательства по гос. гарант., предоставлен-м РФ.

Обеспечением гос. долга  России служит все имущество, составляющее гос. казну.

В зависимости от места  размещения займы делятся на: внутренние и внешние.

Внутренние  заимствования – займы и кредиты, привлекаемые  от физ. и юрид. лиц, м/народн. финансовых организаций, ин. государств, по кот. возникают обязательства РФ как заемщика или как гарнат погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внутренние займы выпускаются в нац. валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на нац. фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы  и кредиты – мобилизуют средства ин. финансовых рынков в валюте других государств. При их размещении участвуют специфические интересы инвесторов страны-размещения. Активность гос-ва в качестве заемщика служит индикатором состояние его финансов. чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с гос. бюджетом, чем выше доля гос. долга в ВВП, тем глубже кризис финансов гос-ва (в наст. вр. доля гос. долга в ВВП примерно 22%). Снижение доли гос. долга в ВВП за последние годы говорит об улучшении финансового состояния России.

В качестве заемщика средств фед. Бюджета могут выступать:

1)бюджетные учреждения

2)гос. и муниц. унитарные  предприятии

3)юр. лица, не являющиеся  гос-ми или муницип. унитарными  предприятиями и бюджетные учреждения

4)органы исполнительной  вл. нижестоящих бюджетов

5)отдельные категории  граждан

Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетный кредит – форма фин-ия бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление ср-в юр. лицам или др-му бюджету на возвратной и возмездной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые др. бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.


 

 

 

28 Государственный кредит и государственный долг

Госуд. кредит – экономические отношения м/у гос-ом с одн. ст. и физ. или юрид-х лиц с др. ст., по поводу движения ден. ср. на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополн. финансовых ресурсов участников этих отношений. Гос-во выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении  преобладает деятельность гос-ва как заемщика средств.

Преимущества гос. кредита – как способа финансирования гос. расходов:

- служит одним из  факторов укрепления национальной  валюты, позволяя гос-ву, с одн.  ст. не прибегать к дополнительной эмиссии, а с др. ст. «связывать» временно свободные ден. ср. юрид. и физ. лиц и привлекать их в кач. кредитных ресурсов.

Негативная сторона гос. кредита:

- на обслуживание гос.  долга направляются бюджетные  средства, гос-во таким образом  отвлекает часть бюдж. Средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погаш. долга м/у всеми гражданами страны. Этот негатив может быть смягчен если заемные ср-ва использ-ся для вложения в конкретные производственные объекты, кот. из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

Гос. долг – общая сумма задолженности гос-ва по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам


Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"