Анализ формирования доходной части бюджета муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса Республики Саха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать формирование доходной части местного бюджета, выявить проблемы по ее формированию, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального образования.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и функции местных бюджетов;
2. Изучить доходную часть местных бюджетов;
3. Рассмотреть полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы по формированию ДОХОДНОЙ ЧАСТИ местных бюджетов……………………………………………………….......5
1.1. Понятие и функции местных бюджетов……………………………………….5
1.2. Доходная часть местных бюджетов……………………………………………8
1.3. Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов……………………………………………………………………………14
2. Анализ формирования ДОХОДНОЙ ЧАСТИ бюджета муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия)………………17
2.1. Характеристика Администрации МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса РС(Я)…………………………………………………………………………17
2.2. Анализ доходной части бюджета МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса РС(Я)…………………………………………………………………………21
2.3. Основные проблемы и направления совершенствования формирования доходной части бюджета МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса
РС(Я)………………………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ И литературы………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование доходной части местных бюджетов на примере.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

В 2012 году сумма неналоговых доходов составила 707,9 тыс. руб., в 2013 году 685,4 тыс. руб., в 2014 году 838,9 тыс. руб. Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается рост в поступлении неналоговых доходов. Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от аренды земли.

Итак, анализ неналоговых доходов показал, что их доля в общем объеме доходов местного бюджета очень не велика. Существует проблема учета неналоговых доходов. Одним из резервов увеличения доходов является уменьшение недоимки по арендным платежам. Следует проводить постоянную работу с невыясненными платежами.

Местный бюджет муниципального образования «Поселок Чокурдах» находится практически в полной зависимости от бюджета вышестоящего уровня (областного бюджета), то есть МО является на более чем на 90% дотационным. Финансовая помощь складывается из дотаций, субвенций, субсидий. Доходную часть местного бюджета в общем характеризуют данные таблицы 2.6. По данным таблицы видно, что за период с 2012 по 2014 годы в доходах местного бюджета МО «Поселок Чокурдах» преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 122797,6 тыс. руб. до 240832,9 тыс. руб. или с 95,78% до 96,48% (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Финансовая помощь за 2012-2014 гг., тыс. руб.

Наименование вида дохода

2012 г.,

факт

2013 г.,

факт

2014 г.,

факт

ДОХОДЫ ВСЕГО

122797,6

143152,1

240832,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

117615,1

134795,7

232370,5

Дотации

18389,7

15503,1

10429,5

Субвенции

10200,0

119292,6

81843,2

Субсидии

89025,4

0

140097,8


 

Это говорит о том, что собственных доходов МО «Поселок Чокурдах» не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов, как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и, как следствие этого, лимитов, предусмотренных по бюджету, может быть не достаточно.

Снижение или не значительный рост собственных доходов приводит к увеличению объема финансовой помощи.

Следует отметить, что снижение доли собственных доходов происходит не только за счет изменения бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Основные проблемы  и направления совершенствования  формирования доходной части бюджета МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса РС(Я) 

 

Анализ доходной части бюджета муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) показал, что она практически находится в полной зависимости от вышестоящего бюджета. Вследствие чего снижается самостоятельность местных органов по совершенствованию формирования бюджета муниципального образования, которая уменьшает ответственность по осуществлению составленного бюджетного проекта.

Законы Российской Федерации, принятые за годы экономических реформ, не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости. В настоящее время страна в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав муниципальных образований.

Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. Однако даже с учетом этого финансовых ресурсов бюджетов муниципальных образований постоянно не хватает и в доходной части этих бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации.

Известно, что значительное число бюджетов муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе и п. Чокурдах, в последние годы являются дотационными, а в ряде муниципальных образованиях дотации составляют от 60 до 80 процентов местных бюджетов. Данная проблема также обусловлена и необходимостью преодоления одного из важнейших противоречий нынешнего этапа развития региональной экономики – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации. 

Финансовое обеспечение бюджетов муниципальных образований могут обеспечить следующие положения, примененные при формировании доходов этих бюджетов: 

- социальные стандарты едины для территорий всех муниципальных образований субъекта Федерации, при этом денежное выражение величины социальных стандартов рассчитывается по законодательно закрепленной методике;

- прогнозируемые доходы бюджета и величины денежного выражения социальных стандартов взаимосвязаны. Величина денежного выражения социальных стандартов рассчитывается исхода из объемов располагаемых доходов;

- методика расчета минимального бюджета муниципального образования едина для всех муниципальных образований, основана на социальных стандартах;

- при расчетах минимальных бюджетов муниципальных образований учитывают различия в обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры;

- проценты отчисления от регулирующих источников доходов в местные бюджеты - величины расчетные для каждого конкретного муниципального образования, а процедура расчета едина;

- если всех доходов бюджета муниципального образования не хватает для обеспечения минимального бюджета государственная власть обязана предоставить дотацию.

Для повышения эффективности бюджетного планирования и совершенствования межбюджетных отношений между субъектом РФ и муниципальными образованиями необходимо обеспечить: 

– единый подход и систему показателей при прогнозировании и планировании доходов бюджетов муниципальных образований на основе оценки собственного налогового потенциала;

– распределение средств финансовой помощи между муниципальными образованиями на основе оценки налогового потенциала каждой территории; 
         – создание стимулов для эффективного развития собственной налоговой базы муниципальных образований.

Теоретически планирование налоговых доходов с помощью оценки налогового потенциала имеет преимущества. Назовем основные, связанные с заинтересованностью органов местного самоуправления, во-первых, в сокращении налоговой задолженности, т.к. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Кроме того, повышается заинтересованность местных органов власти в полном использовании существующей налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот; в выявлении незарегистрированных субъектов финансово-хозяйственной деятельности; в выявлении неучтенных объектов налогообложения и получении дополнительных налоговых доходов.

Выходом из данной ситуации, на наш взгляд, может быть введение в автономном округе методологии перераспределения доходов регионов и муниципалитетов в соответствии с дифференцированными нормативами отчислений налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований от федеральных и региональных налогов и сборов. Целесообразно закрепить за бюджетами муниципальных образований налог на имущество организаций, как налог с наименее мобильной налоговой базой, а также повысить норматив отчисления налога на доходы физических лиц, как основного бюджетообразующего налога для муниципальных образований.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований не имеют законодательно полномочий по сбору и обработке необходимой информации для расчета налогового потенциала. В связи с этим планирование доходной части местных бюджетов и расчет налогового потенциала производится с использованием фактических показателей поступивших налоговых доходов за отчетный период с учетом возможного изменения налогового и бюджетного законодательства, что, на наш взгляд, нарушает основные принципы межбюджетных отношений.

Выходом из данной ситуации может быть создание единой информационной системы оценки налогового потенциала, прогнозирования и планирования доходов консолидированного бюджета автономного округа, которая бы широко опиралась на информационную инфраструктуру автономного округа в виде корпоративной сети органов власти субъекта РФ и муниципальных образований, а также имеющиеся ведомственные государственные информационные ресурсы. Концепция создания такой информационной системы на уровне субъекта

Учитывая, что НДФЛ является сегодня основным налоговым доходом бюджета муниципального образования, целесообразно подготовить соответствующие нормативные документы Минфина РФ, разъясняющие порядок уплаты НДФЛ, и довести такой порядок до сведения крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, а также межрегиональных налоговых органов.

Таким образом, основными проблемами формирования доходной части бюджета муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) в настоящее время являются:

- отсутствие единой информационной базы, позволяющей проводить достоверную оценку налогового потенциала муниципальных образований и автономного округа;

- отсутствие необходимой информации для анализа налоговой базы и прогнозирования налоговых поступлений по крупнейшим налогоплательщикам, переданным на налоговое администрирование в межрегиональные налоговые органы;

- продолжающаяся централизация основных налоговых платежей на федеральном и региональном уровнях, что приводит к снижению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании и полноте использования налоговой базы хозяйствующих субъектов.

Чтобы добиться долгосрочных улучшений в совершенствовании формирования доходной части бюджета муниципального образования, необходимо:

 - внедрить  системы стимулов для проведения муниципалитетами активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов;

 - создать стимулы для эффективного развития собственной налоговой базы муниципальных образований;

 - ужесточить контроль за финансовой деятельностью высокодотационных и неплатежеспособных муниципальных образований;

 - обеспечить реальную самостоятельность местных бюджетов за счет закрепления за ними постоянных доходных источников и повышения роли местных налогов, а также расширения прав муниципальных образований в привлечении заемных средств;

 - ужесточить контроль за финансовой деятельностью высокодотационных и неплатежеспособных муниципальных образований;

 - создать общую информационную базу для эффективного контроля финансовой деятельности бюджета, достоверности собранных данных и оперативности их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Исследование, позволило определить экономические и правовые основы формирования бюджетных средств.

Экономической основой муниципального образования являются муниципальные финансы, основным элементом которых, является местный бюджет. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также контроль за исполнением бюджета, основана на общих принципах бюджетного процесса РФ. Выполнение задач и функций органов местного самоуправления связаны с расходами бюджетных средств. Направлений использования бюджетных средств достаточно много и при разработке бюджета, необходимо определить, каким направлениям необходимо отдать предпочтение в целях повышения уровня социально-экономического развития территории.

В ходе выполнения данной курсовой работы были выявлены проблемы формирования доходной части бюджета МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса РС(Я).

Таким образом, основными проблемами формирования доходной части бюджета муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) в настоящее время являются:

- отсутствие единой информационной базы, позволяющей проводить достоверную оценку налогового потенциала муниципальных образований и автономного округа;

- отсутствие необходимой информации для анализа налоговой базы и прогнозирования налоговых поступлений по крупнейшим налогоплательщикам, переданным на налоговое администрирование в межрегиональные налоговые органы;

- продолжающаяся централизация основных налоговых платежей на федеральном и региональном уровнях, что приводит к снижению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании и полноте использования налоговой базы хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Анализ формирования доходной части бюджета муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса Республики Саха