Анализ финансовой политики Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития финансовой политики Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансы курсовая 2.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Процесс либерализации  валютного режима в Казахстане был  разделен на три этапа в зависимости от поставленных целей и приоритетов.

На первом временном  этапе либерализация была ориентирована  на смягчение отдельных ограничений  валютного регулирования. Прежде всего, это касается прямых инвестиций за рубеж, которые считаются экономически оправданными, так как содействуют более эффективному распределению финансовых ресурсов и расширению производственной базы. Кроме того, этот процесс коснулся: портфельных инвестиций в ценные бумаги нерезидентов, обладающих высокой степенью надежности и низким уровнем риска; расчетов по экспорту нетрадиционных товаров с целью устранения чрезмерных административных преград, связанных с требованиями валютного регулирования; требований к открытию физическими лицами счетов за рубежом.

Таким образом, требования валютного регулирования уже на первом этапе либерализации были смягчены в отношении тех операций, которые способствуют большей эффективности использования валютных средств, проводятся устойчивыми предприятиями и финансовыми институтами и не способны существенно дестабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке.

Смягчение требований валютного режима заключается в  том, что предпочтительные капитальные  операции и операции, в отношении  которых существуют альтернативные механизмы контроля, будут последовательно переводиться из разряда тех, что подлежат лицензированию в разряд операций, требующих регистрации (уведомления), либо не требующих таковых.

Из других направлений  либерализации валютного режима можно выделить следующее:

упрощение процедуры  и смягчение требований к проведению отдельных операций текущего и капитального счета с последующей их отменой. Отмена ограничений на проведение тех или иных операций не должна иметь временный характер;

смягчение сначала  требований в отношении капитальных  операций долгосрочного, а затем краткосрочного характера (краткосрочные кредиты, инструменты денежного рынка, производные финансовые инструменты);

расширение  возможностей учета и мониторинга, в особенности тех операций, которые  пользуются особым режимом, т.е. усилением полномочий Национального банка РК по сбору информации для целей платежного баланса, а также определения требований к ней. При этом должны быть приняты меры по совершенствованию и упрощению системы статистического мониторинга, которая не должна ограничивать экономическую свободу хозяйствующих субъектов.

Отказ от ограничений  валютного регулирования на отток  капитала в виде краткосрочных вложений в ценные бумаги нерезидентов предполагается осуществить только на последнем  этапе либерализации.

Как было отмечено выше, либерализация валютного режима проводится в настоящее время, что подтверждается изменениями, внесенными в действующее валютное законодательство Казахстана.

В целом либерализация  валютного режима в Республике Казахстан  будет проходить в три этапа. Программа 2-го этапа была начата в 2005 году. При определении временных рамок этапов и перечня приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать необходимые предпосылки для перехода на следующий этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современные  направления финансовой политики Казахстана

3.1 Направления  денежно-кредитной политики

В настоящее  время финансовая система Казахстана является по сравнению с другими  странами СНГ наиболее реформированной  и развитой. Успешно функционирует  система коллективного гарантирования (страхования) депозитов физических лиц. Развиваются системы ипотечного кредитования и вексельного рефинансирования. Ведется активная работа по развитию почтово-сберегательной системы, завершается реализация программы перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности.

Денежно - кредитная  политика Казахстана нацелена на приближение к мировым стандартам и либерализацию валютного режима. Большое значение придается реформированию системы государственного регулирования финансового рынка.

В области развития банковского сектора необходимо активизировать работу по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора.

Актуальным  становится вопрос создания кредитного бюро, основной деятельностью которого будет являться формирование, ведение кредитных историй и предоставление кредитных отчетов.

В настоящее  время Национальным Банком подготовлены концептуальные положения развития финансового сектора Республики Казахстан, которые определяют основные направления деятельности участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января 2007 года. В рамках данной концепции предполагается подготовка перехода к принципам инфляционного таргетирования; дальнейшая либерализация валютного режима; создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком; совершенствование методов текущего надзора и внедрение систем корпоративного управления и управления рисками в банках, страховых организациях, накопительных пенсионных фондах; создание кредитного бюро; развитие инфраструктуры страхового рынка и активизация деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов); совершенствование системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом международных стандартов; внедрение Национальной межбанковской системы платежных карточек; развитие систем ипотечного кредитования и жилстройсбережений; дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов.

Нацбанк РК прогнозирует на 2012 год уровень инфляции в коридоре 6-8. "Целевой коридор Национального  банка по инфляции составляет 6-8% по итогам 2012 года", - говорится в "обзоре инфляции IV квартала 2011 года", опубликованном на сайте Нацбанка РК.

По прогнозу Нацбанка РК, в 2012 году ситуация на потребительском  рынке будет в целом оставаться стабильной. При этом формирование инфляционных процессов будет происходить  на фоне растущего совокупного спроса в экономике. Данному факту будут способствовать рост производства в реальной экономике, стабильный рост денежных доходов населения, снижение безработицы, постепенное восстановление кредитной активности банковского сектора. Кроме того, низкий уровень конкуренции на отдельных рынках товарах и услуг будет оказывать негативное влияние на формирование инфляционных процессов.

Прогноз инфляции на I квартал 2012 года составляет 2,0 - 2,2% (в I квартале 2011 года фактическая инфляция составила 3,7%). В целом данный уровень  соответствует инфляционным тенденциям января - марта, которые характерны для предыдущих лет. Данные ожидания связаны с тем, что, главным образом, формирование инфляции в ближайшее время будет происходить под воздействием фактора сезонности. По итогам марта 2012 года годовая инфляция ожидается на уровне 5,6 - 5,8%. Прогноз инфляции на II квартал 2012 года составляет 1,4 - 1,6% (во II квартале 2011 года фактическая инфляция сложилась на уровне 1,3%), что соответствует годовой инфляции в 5,9 - 6,1% на конец июня 2011 года, говорится в опубликованном материале.

В апреле - июне 2012 года ожидается снижение цен на отдельные виды продовольственных  товаров, такие как яйца, молочная, плодоовощная, мясная продукция, услуги образования.

Несмотря на сохраняющееся минимальное влияние  на инфляцию со стороны монетарных факторов, вопросы обеспечения ценовой стабильности на потребительском рынке Казахстана остаются целевыми вопросами денежно-кредитной политики Национального банка и будут решаться совместными усилиями Национального банка и правительства.

Национальный  банк, обладая всем необходимым инструментарием, обеспечит достижение данной цели соответствующими мерами денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика Национального  банка будет адекватна складывающимся макроэкономическим условиям. Денежное предложение в экономике будет сохраняться на уровне, соответствующем росту экономики.

Процентная  политика Национального банка будет  направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных  инструментов в пределах коридора ставок Национального банка.

Меры Национального  банка в области валютной политики будут направлены на недопущение  значительных колебаний реального  курса национальной валюты, которые  могут оказать негативное влияние  на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры. Национальный банк будет стремиться к дальнейшему снижению своего участия на валютном рынке в целях повышения гибкости курса тенге", - указано в тексте.

По итогам 2011 года, согласно официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике, годовая инфляция сложилась на уровне 7,4% (за 2010 год - 7,8%), то есть сохранилась в пределах целевого коридора в 6 - 8%, установленного Национальным банком на 2011 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пути совершенствования  налоговой и бюджетной политики

Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось  важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который  укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Также введен в  действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий  правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области таможенного дела, максимально использующий международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить эффективность таможенных процедур.

Наряду с  позитивными результатами действия Налогового кодекса остается проблема совершенствования налоговой системы в целях обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.

Отсутствуют действенные  механизмы стимулирования инновационной  деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной  активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного спроса.

Пути решения  налоговой политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы  ставок по индивидуальному подоходному  налогу; снижение ставки налога на добавленную  стоимость; создание экономических  условий для стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе развития производств с высокой долей добавленной стоимости; совершенствование амортизационной политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации налогового администрирования; совершенствование методологии и норм администрирования специальных налоговых режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и для сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

Увеличение  доходов государственного бюджета  будет происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота. В целях на создания  предпосылок для устойчивого социально-экономического развития  страны в посткризисный период особое внимание в антикризисных мероприятиях было уделено вопросам формирования эффективной бюджетной политики.

Бюджетная политика  предшествующих лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно  смягчить воздействие на казахстанскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере. Основными направлениями бюджетной политики являются:

1. Развитие стратегического  планирования в государственных органах, взаимоувязанного с приоритетами развития на среднесрочный период. В условиях перехода к управлению экономическим ростом будет обеспечена тесная увязка расходов бюджета с прогнозируемыми параметрами развития отраслей, обеспечивающих выполнение целевых установок по росту экономики.

2. Эффективное  использование фискальных инструментов (расходы бюджета, регулирование  налоговой нагрузки, размера гарантированного  трансферта из Национального  фонда и дефицита бюджета и  др.) с целью достижения заданных параметров развития страны, а также оперативного реагирования на изменения ситуации.

3. Снижение размеров  бюджетного дефицита в целях  сохранения макроэкономической  стабильности и устойчивости  выполнения социальных обязательств  в последующие годы. Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в государственный бюджет, а с другой – создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

4. Обеспечение  целевого расходования бюджетных  средств на решение основных  задач государственной социально-экономической политики. При этом необходимо установление четких приоритетов бюджетных расходов по основным социально-экономическим направлениям. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Контроль за целевым расходованием  бюджетных средств должен сопровождаться содержательным  анализом достигнутых результатов.

Информация о работе Анализ финансовой политики Республики Казахстан