Финансовая система в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотреть финансовую систему в Республики Казахстан.
Исходя из поставленной цели, попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть понятие финансовой системы
• исследовать государственный бюджет РК
• рассмотреть контроль и управление финансами

Файлы: 1 файл

Организационная структура финансового менеджмента.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

План

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Глава 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ СТРУКТУРА

Глава 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1 Банковская  система РК

3.2 Бюджетная система Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовые  отношения образуют там, где есть фонды денежных средств. Только с  появлением государства и регулярного  товарно-денежного обращения возникает  экономическая категория финансы.

Финансы объективно необходимы, их необходимость  обусловлена существованием товарного  производства, обращения, а также  действием закона стоимости. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями  в их хозяйственной деятельности, опосредует кругооборот фондов в  процессе производства. Материальной основой финансов является производство.

Изучение  экономической структуры любого общества современного государства  невозможно без анализа финансовой системы, представляющем собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их инcтитутов.

Финансовые  отношения представляют собой важную составную часть общих экономических  отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых  для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической  и социальных сферах.

Финансовая  система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.

В работе использованы научные труды отечественных  и зарубежных ученых; богатый мировой  опыт функционирования финансово-кредитных  систем стран с развитой и развивающейся  рыночной экономикой, принципы системности  и развития.

В Казахстане за десять лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 1996 году впервые за последние пять лет  был обеспечен рост валового внутреннего  продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. В нынешнем 2002 году ожидаются  рост реального ВВП на полтора-два  процента и дальнейшее снижение уровня инфляции до 13%. На 2001 г. прогнозировалось снижение инфляции до 9,5%, а на 2002 год до – 3-4%. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз в 2001 году и составляла 19,5%.

Проведение  рациональной политики государственных  расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета в 2000 году до 2,76% к  ВВП.

В свою очередь, это позволило заложить прочный  фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной  перестройке национальной экономики  и улучшения на этой основе качества жизни населения. Среднемесячная номинальная  заработная плата работников, занятых  в отраслях экономики, за 1999 год против 1995 года возросла в 1,5 раза, реальная –  на 3,5%. Соотношение уровни средней  заработной платы между работниками  материального производства и непроизводственной сферы составило 77% против 64% в 1999 году.

Цель  курсовой работы является рассмотреть  финансовую систему в Республики Казахстан.

Исходя  из поставленной цели, попытаемся выполнить  следующие задачи:

• рассмотреть  понятие финансовой системы

• исследовать  государственный бюджет РК

• рассмотреть  контроль и управление финансами

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Финансовая  система государства представляет собой совокупность финансово-экономических  институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение  в экономическом смысле[6, 274].

В юридическом  смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании) [8, 93].

Финансовая  система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные  финансы, специальные фонды, финансы  государственных банков, финансы  государственных предприятий и  корпораций.

Финансовая  система может быть построена  на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы[20, 31].

Общественные  отношения, выступающие предметом  финансового права в целом, так  и отдельных его институтов, в  частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

Финансовая  система предполагает:

1. финансовое  устройство;

2. правовые  основы денежной системы;

3. управление  в области финансов;

4. финансовое  планирование;

5. финансовый  контроль

Принципы  организации финансовой системы  можно определить так:

1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.

2) институт, посвященный организации денежной  системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансовых товарно-денежных, отношений по оплате труда).

3) управление  в области финансов всегда  носит организационный характер, ведь сами финансы вне его  организационных усилий ни возникнуть, не функционировать не могут.

4) финансовое  планирование роста дается на  бюджетное планирование, банковское  планирование, планирование финансов  гос. предприятий и организаций.

5) финансовый  контроль принимает виды бюджетного, банковского, ведомственного контроля [13, 57].

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана  внутренняя жизнь любого государства  и его деятельность на международной  арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в  какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования  фондов денежных ресурсов, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  и составляет финансы общества. А  совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением  денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.

Итак, финансы - историческая категория. Они появились  одновременно с возникновением государства  при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы  основные признаки финансов. По ним  безошибочно можно выделить финансы  из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие  между гражданами и розничной  торговлей (даже в условиях регулирования  государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как  государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение.

Исходя  из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизированных и децентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется  с теми процессами, которые на поверхности  общественной жизни проявляются  в разнообразных формах и обязательно  сопровождаются движением (наличным или  безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли  и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о  перечислении налоговых платежей в  доходы государственного бюджета, или  о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи  очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений - их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях  воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Финансовая  система включает три основных звена: государственные финансы, финансы  населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета  и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет - это годовой план доходов  и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству  выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время  и политические). Государственный  бюджет состоит из бюджета правительства  и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому  утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит  бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние  стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные  фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне  системы государственного бюджета  и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального  страхования и др.

Бюджет  состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования  государственной собственности, внешнеэкономической  деятельности. Структура расходной  части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики  налогообложение строится на принципах  обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две  сферы:

А) экономические  денежные отношения, связанные с  формированием и использованием денежных фондов, аккумулируемых в  государственной бюджетной системе  и правительственных внебюджетных фондах;

Б) экономические  денежные отношения, опосредствующие  кругооборот децентрализированных денежных фондов предприятий.

Денежный  характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования  финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи  неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные  взаимоотношения. Существование натуральных  повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного  денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Информация о работе Финансовая система в Республики Казахстан