Внешняя политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны. Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Становление государственного суверенитета РК….…..6
§ 1.1 Обретение независимости Республики Казахстан………...6
§ 1.2 ООН и Казахстан…………………………………………….9
§ 1.3 Казахстан в составе СНГ………………………………...…13
Глава 2. Современный внешнеполитический курс РК…………17
§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР…………17
§ 2.1 Средний Восток и Казахстан ………………………………22
§ 6. Казахстан-Европа……………………………………………..24
§ 7. Основные задачи и принципы внешней политики РК……..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Mamedova Sabina.docx

— 63.54 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и Науки Кыргызской Республики

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

Кыргызско – Российский Славянский Университет

Факультет Международных  Отношений

Кафедра Международных Отношений

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему:

“Внешняя политика Республики Казахстан”

 

 

 

 

 

Научный руководитель: д.п.н., проф. Дононбаев А.Д.

 Выполнила: Мамедова Сабина гр. МО-3-09

 

Бишкек 2012

 

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Становление государственного суверенитета РК….…..6

§ 1.1 Обретение независимости Республики Казахстан………...6

§ 1.2 ООН и Казахстан…………………………………………….9

§ 1.3 Казахстан в составе СНГ………………………………...…13

Глава 2. Современный внешнеполитический курс РК…………17

§ 2.1 Перспективы сотрудничества Казахстана и АТР…………17

§ 2.1 Средний Восток и Казахстан ………………………………22

§ 6. Казахстан-Европа……………………………………………..24

 § 7. Основные задачи и принципы внешней политики РК……..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение

16 декабря Казахстан официально  отметил 21-летие своей независимости. За эти годы страна достигла весомых успехов в развитии своей государственности, несмотря на сложное геополитическое окружение и глобальные вызовы. 
Обретя независимость, Казахстан первым среди постсоветских государств концептуально определил свой собственный путь развития – "Стратегию-2030". Все сегодняшние достижения  республики в области укрепления политической стабильности, эффективных экономических реформ, признания на международной арене и роста благосостояния граждан – это свидетельство сплоченного и созидательного труда всего общества, а значит, и воплощения в жизнь стратегических приоритетов нации. 
Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики первого президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны. Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа. 
Безусловно, это не означает, что у казахов прежде не было своей дипломатической службы. Как раз наоборот, многочисленные письменные источники из исторических архивов разных стран говорят об активных дипломатических сношениях казахских ханов и биев с правителями Китая, Российской империи, Кашгарии, эмирами соседних центральноазиатских государств. Одним словом, казахская дипломатическая служба появилась отнюдь не двадцать лет назад. "Степная дипломатия", имевшая свой "штат" гонцов и посланников-представителей, на протяжении всей истории существования казахского этноса играла важную роль в сохранении и развитии казахской государственности. 
О трудностях становления внешней политики нового независимого периода вспоминал и сам президент Назарбаев: "У нас не было традиций внешнеполитической деятельности. МИД выполнял далеко не дипломатические функции. Представьте себе страну, перед которой стоят сложные проблемы, но нет ни одного дипломатического представительства за рубежом, нет самых элементарных наработок по внешнеполитическим вопросам, не говоря уже о традициях внешней политики, нет квалифицированных кадров". 
Необходимо было в кратчайшие сроки решать задачи, стоящие перед руководством страны, внешнеполитическим ведомством не только на доктринальном уровне, но и в оперативно-организационном направлении: наборе кадров, организации дипломатических миссий за рубежом, содействии в работе открывающихся иностранных посольств в стране. 
Сегодня, когда Министерство иностранных дел Казахстана, заслуженно считается одним из сильнейших среди внешнеполитических ведомств на всем постсоветском пространстве, трудно представить, что были и такие времена! 
Но они были, и более того, становление новой дипломатической службы Казахстана происходило в сложнейших геополитических и геоэкономических условиях современного мира. 
По прошествии 20 лет суверенного развития можно подвести определенные итоги внешней политики Казахстана. Эти итоги не могут не вызывать здравого оптимизма. 
Сбалансированная и активная внешняя политика Казахстана за два десятилетия полностью доказала свою состоятельность. И сегодня, и на перспективу нет никаких оснований для существенного пересмотра внешнеполитической стратегии этого государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление государственного суверенитета РК

§ 1.1 Обретение независимости Республики Казахстан

 1 25 декабря 1990 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Обретение суверенитета в целом ускорило течение демократических процессов в Казахстане, которые были тесно взаимосвязаны с событиями, происходившими в стране. Уже к середине 1991 г. Казахстан в числе других республик фактически составлял оппозицию центру. По инициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Украиной, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи. В декабре 1990 г. четыре республики - Россия, Украина, Беларусь и Казахстан выступили с инициативой создания Союза суверенных государств.

Августовские события 1991 г. прервали эту работу, ускорили распад СССР и суверенизацию бывших союзных  республик, в том числе Казахстан. Ушла с политической арены КПСС и  как часть ее КП Казахстана.

В этих сложных условиях назрела необходимость предоставления в рамках демократизации казахстанской  государственности достаточных  полномочий Президенту Каз.ССР, как  главе высшей исполнительной и распорядительной власти в республике. Они были предоставлены  Законом Каз.ССР “О совершенствовании  структуры государственной власти, и управление Каз.ССР и внесений изменений и дополнений в Конституцию  Каз.ССР”, принятым парламентом республики 20 ноября 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы первого в  истории Казахстана Президента республики. В результате демократического волеизъявления народа им стал Н.А.Назарбаев.

10 декабря 1991 г. вступил  в должность первый всенародно  избранный Президент, Верховный  Совет республики принял решение  о переименовании Каз.ССР в  Республику Казахстан, а 16 декабря  1991 г. Верховный Совет провозгласил  государственную независимость  РК - демократического государства,  обладающего всей полнотой власти, на своей территории, самостоятельно  определяющего и внешнюю политику.

На ашхабадской встречи  лидеры республик Средней Азии и  Казахстана проанализировали беловежское  соглашение и выразили готовность к  полноправному участию в формировании нового содружества. 21 декабря 1991 г. в  Алма-Ате на совещании глав 11 независимых  государств, входивших в состав бывшего  Союза ССР, был подписан протокол соглашения о создании СНГ.

2 История так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно Казахстану. По капризу судьбы это внимание было вызвано не только нашей огромной территорией, имеющей колоссальные природные богатства, не только пестрым этническим составом населения, но, в первую очередь, это было связано с тем, что именно здесь оказалась немалая доля ядерного потенциала бывшего СССР. Это обстоятельство привело к тому, что название нашей республики замелькало в мировых средствах массовой информации.

Незнание реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ действовал и мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам. 90-е годы - период коренной ломки прежних отношений в международных делах, период крайней нестабильности и появления новых “демонов” - региональных и внутренних войн, роста масштабов терроризма.

В тот период только личные контакты, переговоры с руководителями государств мира, ведущих экономических  гигантов, международных организаций  могли переломить ситуацию. Именно поэтому  президенту Н. Назарбаеву пришлось провести целую серию зарубежных поездок.

В ходе этих визитов решались не только дипломатические проблемы. Нужно было заново создавать всю  договорную базу межгосударственных отношений. Без подписания соглашений о дружбе и сотрудничестве, договоров об основах  взаимоотношений не могли быть установлены  деловые контакты. Казахстан добился  того, что с первых дней  независимости  многие развитые страны заключили с  ним полномасштабные экономические  соглашения, установили режим благоприятствования  в торговле.

Кроме того для многих Казахстан  был terra incognito, землей неизведанной. Надо было представить его возможности, его народ, его потенциал, поэтому в состав государственных делегаций всегда входили депутаты, представители интеллигенции, ученые, журналисты. Они присматривались к различными моделям экономического и политического развития. Необходимо было на месте разобраться в достоинствах и недостатках различных моделей модернизации, изучить возможности перенесения зарубежного опыта на казахстанскую почву. По моему мнению, это наиболее позитивный путь для развития в Казахстане политической, экономической и других систем. Вообще была проделана огромная работа, которая дала положительные результаты.

 

 

 § 1.2 ООН и Казахстан

С обретением суверенитета, вступлением в ООН и целый  ряд международных организаций  Казахстан столкнулся с новыми для  него проблемами собственной внешней  политики, обороны и национальной безопасности, с проблемами самостоятельного вхождения в мировую экономику  и мировое сообщество.

Оказавшись на международной  арене, Казахстан окунулся в иную среду, в которой его внешнеполитический курс, как и у любого другого государства, развивается по собственной логике, диктуемой национально-государственными интересами.

В результате развала советской  империи возник абсолютно новый  геополитический расклад, в котором  Казахстан занимает выгодное во внешнеполитическом и стратегическом аспектах пространство, связующее Европу с Азиатско-тихоокеанским  регионом, а также Россию с южными странами.

Президентом Н. А. Назарбаевым  в качестве долгосрочной цели внешней  политики Казахстана было определено формирование и поддержание внутри страны, становления и развития Казахстана как суверенного государства.

В качестве непременного условия  была поставлена задача достойного вхождения  Казахстана в мировое сообщество путем развития двустороннего сотрудничества со всеми заинтересованными странами и активной работы в международных  организациях.

Казахстан, заявивший о  миролюбивом характере своей  внешней политики, закономерно увязывает  вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного  доверия и сотрудничества как  в регионе, так и во всем мире.

В создании подобной атмосферы  немалую роль играет прогресс в процессе разоружения. Своим добровольным отказом от обладания ядерным оружием Казахстан не только существенно повысил международный авторитет, продемонстрировав миру зрелый подход и ответственность в вопросах международной безопасности, но и решительно продвинулся в укреплении суверенитета и безопасности страны. Это наглядно проявилось в решении ядерных держав - США, России, Великобритании, КНР, Франции - предоставить нашему государству гарантии его территориальной целостности и безопасности.

Исходя из того, что путь к созданию нового мирового порядка, исключающего возникновение вооруженных  конфликтов, лежит через создание региональных и глобальных систем безопасности, через согласованные действия политиков  всех стран, Казахстан в качестве одной из приоритетных задач видит  активную работу в международных  организациях, прежде всего с ООН  и его учреждениях.

3 Уже 5 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Таким образом, получив возможность быть причастными к мировым делам и общечеловеческим проблемам, находиться в русле современного цивилизованного развития человечества, иметь доступ к его достижениям в политической, экономической, социальной, гуманитарной и других важнейших сферах деятельности. В сфере широкого спектра международных вопросов, рассматриваемых в ООН, чрезвычайно важно иметь в универсальной организации собственные четкие позиции по основным политическим проблемам современности, исходя из места и роли Казахстана в мировой политике, защиты и обеспечения интересов нашего государства. В этой связи определяющее значение имело первое выступление в ООН Президента РК Н.А.Назарбаева, состоявшегося на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи, в котором были изложены принципы участия независимого Казахстана в деятельности этой международной организации, наше видение ее роли в современном мире. По общему признанию, выступление Президента РК, выдвинутые им масштабные внешнеполитические инициативы, стали серьезной заявкой молодого государства на участие в мировой политике, во многом способствовали его признанию во Всемирной организации. Взвешенный и прагматичный курс главы государства, приверженность Республики соблюдению норм международного права вызывают уважение и поддержку со стороны государств - членов и руководства Организации.

В дипломатических кругах и Генеральным секретарем Организации  признается, что содержание инициативы Президента Казахстана по созыву Совещания  по взаимодействию и мерам доверия  в Азии полностью соответствует  целям и принципам Устава ООН. Три совещания с участием постоянных представителей более 20-ти азиатских  стран при ООН и международных  организаций, проведенных в США (Нью-Йорке) по итогам совещаний по СВМДА в  Алматы, показали активную поддержку  этой инициативы со стороны многих стран. Активный интерес вызывала в ООН выдвинутая Президентом Казахстана идея созданию Евразийского союза. Представители государств - членов подчеркивали дальновидность этой инициативы в свете объективных тенденций современного развития, ее направленность на укрепление стабильности и безопасности как в региональном, так и в глобальном контексте. Стремлением Казахстана способствовать укреплению международной безопасности и стабильности обусловлен сбалансированный и реалистический подход государства к мировым политическим проблемам. Позиция Республики при голосовании по наиболее острым и чувствительным вопросам повестки дня Генассамблеи признается и получает в целом позитивную оценку на этом международном форуме. Важнейшим событием того года явилась Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия Договора, которая прошла в Нью-Йорке. Этот Договор, участниками которого являются 175 государств, на протяжении 25 лет был самым широко признанным инструментом контроля над вооружениями. Казахстан в декабре 1993 года ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Это было позитивно оценено мировым сообществом как практический вклад нашей страны в дело укрепления международного мира и безопасности. За первые годы своей независимости Казахстан, благодаря внешнеполитическому курсу его руководства, приобрел на международной арене позитивный имидж, располагает существенными потенциальными возможностями для гармоничной интеграции в мировое сообщество. Поэтому, как бы ни было трудно, необходимо с самого начала строить дипломатическую деятельность, ориентируясь на общепризнанные в этом деле нормы. Следует, четко определяя приоритеты, обеспечивать активное участие Республики в работе ключевых форумов многосторонней дипломатии. Принимая активное участие в работе ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в выработке решений по многим международным вопросам в первую очередь тем, которые входят в сферу жизненно важных интересов Республики. При этом, безусловно, членство в ООН должно давать Казахстану политическую, экономическую и иную отдачу, способствовать прогрессивному развитию нашего государства - укреплению национальной безопасности.

Информация о работе Внешняя политика Республики Казахстан