Анализ финансовой политики Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2 Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики государства
Глава 2. Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1 Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3. Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1 Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3 Тенденции дальнейшего развития финансовой политики Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансы курсовая 2.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

5. Определение  оптимальных форм поддержки реального  сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.   Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

6. Обеспечение  кардинального повышения качества  предоставления гражданам государственных  услуг, модернизацию сети оказания  услуг гражданам за счет бюджетных  средств. Требуется развитие, в  том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат.

Основой обеспечения  макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе является  проведение налогово-бюджетной политики, направленной на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики. Налоговая нагрузка в РК по сравнению с другими странами является низкой и благоприятной для привлечения инвесторов и развития бизнеса. Применяемая в Казахстане ставка НДС (12%) является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок и по итогам исследования «Налоговые платежи», проводимого Всемирным Банком и ПрайсуотерхаусКуперс, Казахстан по легкости уплаты налогов занимает 17 место из 183 стран мира, и 11 место по количеству налоговых платежей [3]. Налоговая система Казахстана становится эффективным механизмом стимулирования развития несырьевого сектора экономики и привлечения инвестиций.

Бюджетная политика будет исходить из принципа контрцикличности, предусматривающего сдерживание роста  расходов государства на уровне, не превышающем рост номинального ВВП, в период роста экономики, и их увеличение в период экономического спада.

Инструментами проведения фискальной политики будут  регулирование дефицита бюджета  и эффективное управление активами Национального фонда. При сохранении благоприятных внешних условий  развития и прогнозируемом увеличении ненефтяных доходов предлагается политика снижения дефицита. В связи с этим, дефицит бюджета планируется сократить по отношению к прогнозируемому ВВП с 2,6% в 2012 году до 1,3% в 2014 году или с 758,5 млрд. тенге до 460,2 млрд. тенге [3].  Также, бюджетная политика будет строиться на обеспечении сбалансированности бюджета и Национального фонда в целях недопущения “проедания” нефтяных поступлений.  С учетом потенциального ухудшения ситуации в мировой экономике в среднесрочной перспективе будет продолжена политика накопления финансовых ресурсов в Национальном фонде путем ограничения гарантированного трансферта в размере 8 млрд. долларов США, в соответствии с Концепцией по формированию и использованию средств Национального фонда. Активы Нацфонда к 2015 году должны возрасти до 72,5 млрд. долл. США, что составит не менее 30,4% к ВВП.

На фоне увеличения ненефтяных доходов государства  это будет способствовать сокращению ненефтяного дефицита до 4,7% к ВВП  в 2014 году, который к 2020 году должен составить не более 3% к ВВП.

Исходя из прогнозируемых поступлений и планируемого снижения дефицита, предполагается увеличение расходов государственного бюджета с 6,3 трлн. тенге в 2012 году до 6,9 трлн. тенге в 2014 году (19,5-21,7 % от ВВП).   Поддержание расходов в пределах 20% от ВВП обеспечит внутренний спрос и накопление основного капитала за счет государственных инвестиций, необходимых для устойчивого роста экономики.   Кроме того, планируемый в 2012-2014 годах рост государственных расходов (на 15,9% к оценке 2011 года) не превышает темпы роста номинального ВВП, что обеспечивает условие контрцикличности фискальной политики.

Основными приоритетами политики бюджетных расходов в 2012-2014 годах в рамках реализации поручений, данных главой государства, являются:

1) Программа  индустриализации. В рамках ее  реализации будут приоритетно  финансироваться мероприятия программ  “Производительность 2020”, “Дорожная  карта бизнеса 2020”, а также  отраслевых программ, принятых в  реализацию Программы индустриализации, включая обеспечение экономики энергетической, транспортной и газовой инфраструктурой, создание специальных экономических зон.

 Для реализации  крупных инвестиционных проектов  планируется дальнейшая капитализация  ФНБ “Самрук-Казына” и холдинга  “Казагро”.

2) Модернизация социальной сферы. В первоочередном порядке будет осуществляться финансирование мероприятий Государственной программы развития здравоохранения и развития образования РК,  Программы занятости 2020.

3) Улучшение  условий жизни населения. В  рамках данного направления приоритетным станет реализация Программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы.

4) Формирование  точек роста. В рамках реализации  Программы развития регионов, стратегического  плана устойчивого развития города  Астаны до 2030 года, программы развития города Алматы, комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Астане планируется реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности регионов.

5) Повышение  качества государственных услуг и реализации государственных функций

Сложность современной  экономической ситуации и связанные  с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться  в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности казахстанской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

Кроме того, Казахстан  является активным участником интеграционного  процесса в рамках Таможенного Союза  и Единого экономического пространства. Эти интеграционные объединения  открывают возможности, связанные  с расширением рынков сбыта, снятием торговых, технических и таможенных барьеров, доступом к инфраструктуре.

Таким образом, основной целью экономической политики Казахстана на 2012-2016 годы будет обеспечение  сбалансированного экономического роста. Этому будет способствовать обеспечение макроэкономической стабильности за счет скоординированной налогово-бюджетной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Тенденции  дальнейшего развития финансовой политики Казахстана

В 2011 году, благодаря  проведению Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан скоординированной макроэкономической и денежно-кредитной политики, обеспечена макроэкономическая, финансовая и социальная стабильность в стране. В истекшем году, несмотря на углубление кризиса в развитых странах, экономика Казахстана развивалась высокими темпами. По предварительным данным, валовой внутренний продукт (ВВП) в 2011 году вырос на 7,5%. Росту экономики способствовали расширение внутреннего спроса и сохранение в течение года благоприятной конъюнктуры на экспортную продукцию. Наибольшие темпы роста отмечены в сельском хозяйстве - 26,7%, в торговле - 14,5%, связи - 18,7%. Рост промышленного производства составил 3,5%, в строительстве - 2,7%. По предварительной оценке, производительность труда в 2011 году составила 104,3%», - говорится в постановлении Правительства РК.

Рост в отраслях экономики сопровождается улучшением благосостояния населения страны. Растут доходы населения и отмечено улучшение  ситуации на рынке труда. ВВП на душу населения в 2011 году, по оценке, превысил 11 тыс. долл. США. За 2011 год реальные денежные доходы возросли на 7,4%, реальная заработная плата - на 7,2%. Уровень безработицы к концу 2011 года снизился до 5,4%.

Эффективные действия Правительства и Национального  Банка по стабилизации цен позволили удержать уровень годовой инфляции в запланированном коридоре 6-8%. На конец 2011 года уровень инфляции составил 7,4%, что на 0,4% ниже по сравнению с 2010 годом.

Финансовая  устойчивость страны обеспечивается значительными  накоплениями в золотовалютных резервах и Национальном фонде. В 2011 году международные резервы страны составили 73 млрд. долл. США и выросли за год на 23,2%, в том числе активы Национального фонда в иностранной валюте выросли на 41% до 43,7 млрд. долл. США.

Отмечается позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождается постепенным восстановлением кредитной активности банков. Долг банковского сектора сократился с 45,9 млрд. долл. США в 2007 году до 16,5 млрд. долл. США по итогам сентября 2011 года.

Дефицит государственного бюджета снизился и составил 2,2% к  ВВП.

Общий объем  кредитов банков экономике за 2011 год  повысился на 15,7%, объем депозитов  в банковской системе вырос на 14,3%, в том числе депозиты населения  выросли на 24,1%.

Основным фактором повышения экономической активности в 2011 году стала реализация проектов Карты индустриализации. В прошлом году запущено 237 проектов на сумму 1 трлн. тенге с созданием порядка 20 тыс. рабочих мест.

С целью развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего бизнеса, активно реализуется программа «Дорожная карта бизнеса-2020». С 2010 года по трем направлениям программы одобрено к субсидированию 930 проектов на общую сумму 288,3 млрд. тенге.

Проводимая  работа по снижению административной нагрузки на бизнес позволила Казахстану войти в число 50 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка Doing Business.

Положительные тенденции в экономике, сохраняющаяся  макроэкономическая стабильность позволили  улучшить суверенные рейтинги агентствами Standard&Poor's и Fitch до уровня «ВВВ+» и «ВВВ» соответственно.

Успешно функционирует  Таможенный союз (Беларуси, Казахстана и России), завершена работа по формированию Единой таможенной территории Таможенного  союза, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает более 70 международных соглашений. С 1 января 2012 года вступил в силу пакет международных договоров Единого экономического пространства - это подразумевает более глубокую интеграцию наших государств.

В мировой экономике  сохраняется тенденция к спаду, которая способна привести к рецессии в экономиках ЕС и США и снижению темпов роста Китая уже в 2012 году. Международные организации пересмотрели свои прогнозы по развитию мировой  экономики в сторону снижения. Международный валютный фонд (далее - МВФ) снизил прогноз по росту мировой экономики на 2012 год до 3,3% при ранее прогнозируемом 4% росте, Всемирный банк - до 2,5%. Агентство Fitch Ratings снизило прогноз роста ВВП еврозоны на 2012 год до 0,4% по сравнению с октябрьским прогнозом в 0,8%.

В этих условиях основными направлениями экономической  политики в 2012 году станут:

1) обеспечение  макроэкономической стабильности  и обеспечение устойчивого экономического  роста на запланированном уровне;

2) повышение  конкурентоспособности человеческого  капитала и выполнение социальных  обязательств;

3) дальнейшее  развитие региональной политики;

4) продолжение  интеграционных процессов в рамках  Единого экономического пространства;

5) модернизация  системы государственного управления.

Макроэкономическая  стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политики и  сдерживания уровня инфляции в планируемом  коридоре 6-8%.

Налогово-бюджетная  политика будет направлена на эффективную реализацию выработанных мер государственной политики и обеспечение сбалансированного роста экономики.

В целях снижения негативного влияния внешних  факторов нестабильности на экономику  будет проводиться контрцикличная бюджетная политика. В период экономического бума будет сдерживаться рост расходов бюджета для недопущения «перегрева» экономики. В период экономического спада расходы будут увеличиваться для поддержания внутреннего спроса.

Для обеспечения  устойчивого экономического роста  будет продолжена диверсификация через форсированную индустриализацию и государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности.

Реализация  крупных высокотехнологичных индустриальных проектов и поддержка системообразующих  предприятий будет обеспечиваться в рамках программ «Производительность-2020» и «Оздоровление конкурентоспособных предприятий».

Продолжится работа по улучшению бизнес-климата через  совершенствование лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной  деятельности государственных органов. Будут внедрены новые принципы разрешительного законодательства.

В программе  «Дорожная карта бизнеса-2020» будут  предусмотрены новые механизмы  оказания государственной поддержки  начинающим и молодым предпринимателям, внедряющим инновации. В рамках данного механизма предусматривается предоставление банковских кредитов в размере до 10 млн. тенге, при этом до 80% кредита будет гарантироваться через фонд «Даму».

В целях стимулирования инвестиций в социально значимые сектора экономики будет осуществляться совершенствование использования механизмов государственно-частного партнерства посредством необходимых изменений в бюджетное и концессионное законодательство.

Для развития сельского  хозяйства будут созданы единый зерновой холдинг и действенная  система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.

В целях создания системы государственной поддержки  фермеров и предприятий розничной  торговли, реализующих товары без  посредников, будут внесены изменения  в законы «О потребительском кооперативе» и «Сельской потребительской кооперации».

Региональное  развитие будет направлено на преодоление  инфраструктурных и институциональных  ограничений, создание равных возможностей гражданам Казахстана в реализации своих социальных и экономических прав и содействие развитию человеческого потенциала, формирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Информация о работе Анализ финансовой политики Республики Казахстан