Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить закономерности инвестиционной политики Республики Казахстан. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;
2) проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан, с помощью определения ее основного направление, анализа деятельности;
3) рассмотреть совершенствование инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.docx

— 76.70 Кб (Скачать файл)

Введение 
 
В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.  
Прогресс развития экономики Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие.  
Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. 
Огромное значение для РК имеют внутренние инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами   пытается   вернуть эти   деньги из-за   рубежа в   казахстанскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию отечественного   производства.  
В РК существует большое число коммерческих организаций, имеющих достаточные суммы для осуществления инвестиций в реальные проекты. 
Занимаясь инвестициями, необходимо выработать определенную политику своих действий и определить основные цели инвестирования, состав инвестиционного портфеля, приемлемые виды ценных бумаг, качество бумаги, диверсификацию портфеля и т. д.  
Состояние рынка и возможности инвестора определяют выбор его инвестиционной стратегии. Именно поэтому портфельное инвестирование пока ещё не стало преобладающим на отечественном рынке. Однако наметились определенные подходы, реализуемые, в частности, в учете всех приобретенных в результате инвестиционных операций ценных бумаг.  
Курсовая работа посвящена актуальной для развивающейся экономики проблеме – инвестиционной политики государства и деятельности   в качестве инвестиционной компании. 
Цель работы - выявить закономерности инвестиционной политики Республики Казахстан. Для этого были поставлены следующие задачи:  
1)      выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;  
2)     проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан, с помощью определения ее основного направление, анализа деятельности;  
3)      рассмотреть совершенствование инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций.  
Объектом курсового исследования является инвестиционная политика Республики Казахстан и ее совершенствование. 
В работе использовались следующие методы: монографический, факторный анализ, экономико-математическое моделирование, расчетно-вариантный, сравнения.  
Источниками информации для написания работы послужили учебники, учебно-методическая, справочная и нормативная литература, данные годовой и периодической отчетности регионов Республики. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Инвестиции в системе  рыночных отношений 
 
1.1   Экономическое содержание инвестиций 
 
Термин “инвестиции” в переводе от латинского языка («invest») означает вложение капитала с целью последующего получения определенной выгоды. 
В соответствии с законом РК «Об инвестициях» (от 8.01.2003г.) инвестиции- это «все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставной капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельностью». 
В казахстанской экономике термин «инвестиции» стал использоваться с переходом к рыночным отношениям. В условиях централизованной директивной экономики применялось только одно понятие – «капиталовложения». Однако практика показывает, что понятие «инвестиции» имеет более широкое толкование, так как они выражают все виды финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в сферу предпринимательской деятельности для получения оиределенного экономического эффекта (прибыли). В свою очередь, капитальные вложения являются лишь частью инвестиций и направляются в основной капитал. 
«Инвестирование - это отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем». 
Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.  
Инвестиции же - это более широкое понятие, которое охватывает, и так называемые, “реальные инвестиции” (близкие по содержанию к нашему термину “капитальные вложения”), и “финансовые” (портфельные), а также “интеллектуальные” инвестиции. 
Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала государством или частной фирмой в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д.).  
Финансовые – это вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги, а также в банковские депозиты. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные (то есть передаточные операции). 
Интеллектуальные же – это подготовка специалистов в научных учреждениях, передача опыта, лицензий и “ноу-хау”, совместные научные разработки и так далее.    
Инвестиции различаются между собой по нескольким признакам: 
Классификация инвестиций 
Реальные инвестиции – вложения денег в реальные материальные и нематериальные активы (основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность). 
Портфельные инвестиции – вложения денег в различные финансовые инструменты (ценные бумаги, банковские депозиты, валюту, драгоценные металлы и камни). 
Прямые инвестиции – непосредственно участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования для вложения средств. 
Косвенные инвестиции – когда вложение средств опосредствуется другими лицами (инвестиционными фирмами и компаниями, паевыми инвестиционными фондами, другими финансовыми учреждениями). 
Краткосрочные инвестиции – вложения капитала на отрезок времени менее 1 года. 
Среднесрочные инвестиции – вложения капитала на период от 1 до 5 лет. 
Долгосрочные инвестиции – вложения капитала на срок свыше 5 лет. 
Частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями (фирмами и компаниями). 
Государственные инвестиции – вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджетных, внебюджетных и заёмных средств, а также унитарными предприятиями, учреждениями и организациями путём мобилизации собственных финансовых источников. 
Смешанные инвестиции – долевое вложение средств при участии государства, регионов, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц. 
Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и юридическими лицами. 
Совместные инвестиции – вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств. 
Внутренние инвестиции – вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории, страны. 
Внешние инвестиции – вложения средств в объекты инвестирования за рубежом. 
Валовые инвестиции – общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей. 
Чистые инвестиции – вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений. 
Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.  
При помощи инвестиций возникает возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения). 
Структуру инвестиций можно представить при помощи следующей таблицы: 

Структура инвестиций

Расширение или модернизация производства

Создание производственной инфраструктуры

Создание социальной инфраструктуры

Создание товарно-материальных запасов и резервов

Подготовка и переподготовка персонала

Наука и научное обслуживание


Рисунок 1.  
 
          К сожалению, в Казахстане статистика инвестиционной деятельности (капитальных вложений) включает только материальные затраты, но не учитывает важнейшие инвестиции в “интеллект”, научные исследования и образование. Подобный подход, при котором в инвестиции включается лишь непосредственно материальные компоненты, не позволяет точно определять действительный объем инвестиций.  
Ведущие фирмы и корпорации наиболее развитых стран рассматривают работу с кадрами как важнейший фактор дальнейшего научно-технического и экономического развития.  
К примеру, затраты частных компаний США на подготовку, повышение квалификации и практическое обучение персонала составляют около 5 млрд. долларов в год. Это рассматривается как важнейший аспект усиления позиций на мировом рынке. 
Инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию в экономической системе государства. Будущая структура экономики зависит от того, в какие отрасли   вкладываются инвестиционные средства. К примеру, большой объем инвестиционных средств может приходиться на производящие металлургическую продукцию заводы, либо напротив, на расширение производства комбинатов, занимающихся легкой текстильной промышленностью.  
Зарубежная и отечественная   практика доказывает, что в доминирующих случаях именно прибыльность является важнейшим структурообразующим критерием, определяющим приоритетность инвестиций. 
 

1.2 Инвестиционный проект: понятия, стадия, оценка 
 
Инвестиционный проект   совокупность технико-экономических решений и организационно-финансовых мероприятий по реализации средств и воплощению их в инвестиционный объект в форме осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских, строительно-монтажных, испытательных, пуско-наладочных, приёмо-сдаточных, организационно-правовых, рекламно-оформительских и информационных работ и услуг в целях достижения желаемой социально-экономической эффективности. 
Инвестиционные проекты могут носить глобальный мировой, межгосударственный, государственный, региональный и муниципальный характер. 
Существует четыре признака, характеризующих конкретный инвестиционный проект: 
  * направленность на достижение цели; 
  * координированное выполнение взаимосвязанных действий; 
  * ограниченная протяжённость во времени; 
  * оригинальность (уникальность). 
Жизненный цикл инвестиционного проекта включает такие стадии: 
      1. формулировку проекта; 
      2. анализ проекта; 
      3. разработку проекта; 
      4. реализацию проекта; 
      5. оценку полученных результатов. 
Формулировка проекта   то, с чего начинается любой инвестиционный проект. 
В начале жизненного пути проекта рассматриваются: 
  * инвестиционный замысел (идея); 
  * осуществляемый подход (инновационный, патентный и др.); 
  * соответствие предлагаемого технико-технологического решения сертификационным требованиям; 
  * предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными, местными интересами и отраслевыми приоритетами; 
  * отбор реципиента, способного реализовать проект; 
  * подготовка информационного меморандума реципиента. 
Проектный анализ   методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учётом их макро- и микроэкономических последствий. 
Проектный анализ осуществляется по таким важнейшим направлениям: 
1) Технический анализ;

2) Экономический анализ;

3) Организационный анализ;

4) Социальный анализ;

5) Финансовый анализ;

6) Экологический анализ.

 

1)Технический анализ   исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта. 
2)Экономический анализ   определение ценности инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам. 
3)Организационный анализ   выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инвестиционного проекта. 
4)Социальный анализ   установление воздействия инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей. 
5)Финансовый анализ   обоснование достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков. 
6)Экологический анализ   рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий. 
Только такой, многосторонний и детальный анализ создаёт предпосылки для объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом. 
Оценка инвестиционных проектов может быть представлена наглядно следующим образом:  
Критерии оценки инвестиционного проекта 
 

Оценка инвестиционных проектов

Финансовая

Экономическая

-Отчет о прибыли

-Отчет о движении денежных  средств

-Баланс

-Коэффициенты финансовой оценки

-Простые методы: простая  норма прибыльности, срок окупаемости

-Методы дисконтирования:  текущая стоимость проекта, внутренняя  норма прибыли


 
Рисунок 3.    
 
          Бизнес-план – документ установленной формы, который служит технико-экономическим обоснованием для претворения в жизнь того или иного инвестиционного проекта. 
Оценка эффективности инвестиционных проектов является одним из важных этапов в процессе управления реальными инвестициями. От того, насколько качественно выполнена такая оценка, зависит правильность принятия окончательного решения. 

2 Анализ инвестиционной  политики в промышленных корпорациях  Республики Казахстан  
 
2.1 Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан  
 
Важнейшим направлением государственной политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование   притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. За период с 1996 г. по 2006 г. в казахстанскую экономику были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму более 25 млрд. долларов США. При этом только за последние 2 года их объем составил около 8 млрд. долларов, что говорит о нарастающей динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. 
Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.  
Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service. 
В настоящее время государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики.   Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года. 
Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации. 
Республика Казахстан обладает богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая. 
Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает. 
Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия: 
• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; 
• не ложатся бременем на внешний долг страны; 
• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность. 
Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. 
Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер: 
• совершенствование законодательной базы; 
• либерализация внешней и внутренней торговли; 
• формирование частного сектора; 
• развитие рыночной инфраструктуры; 
• устойчивость банковской системы; 
• развитие валютного рынка; 
• упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы. 
Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты: 
• предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов; 
• свобода репатриации прибыли и вывоза капитала; 
• упрощенная процедура регистрации предприятий; 
• свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости; 
• формирование рыночной системы ценообразования; 
• свобода предпринимательской деятельности; 
• предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики. 
Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются: 
• Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы; 
• законы об иностранных инвестициях, о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах; 
• указы Президента РК, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие. 
Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами. 
Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики. 
Теперь необходимо кратко рассмотреть основные законодательные акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан. 
1. Для эффективной реализации инвестиционного проекта могут предоставляться следующие льготы и преференции: 
1) государственные натурные гранды; 
2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 % основной ставки; 
3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. 
2. Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий. 
Если говорить о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся: 
1. неограниченные права утвержденного инвестора на распоряжение своей долей акций хозяйственного товарищества в уставном фонде, на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных в результате продажи долевого участия или акций, при условии оплаты налогов и других обязательных платежей; 
2. запрет на создание государственных монополий, контролирующих сбыт товара, произведенного инвестором; 
3. отмена мер контроля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров; 
4. беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты в тенге; 
5. осуществление мер таможенного регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции; 
6. законодательная защита инвестиций, прибылей, дивидендов, прав и законных интересов инвестора; 
7. запрет государственным органам и должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении имуществом. 
Еще одним отрицательным моментом в данном законодательном акте является редакция подпункта 3 статьи 7 пункта 1. В нем говорится об освобождении от таможенных пошлин только оборудования, сырья и материалов, предназначенных только для реализации инвестиционного проекта. То есть, если иностранным инвестором ввозится оборудование, не для инвестиционного проекта, то он не освобождается от уплаты данной пошлины, даже если оборудование предназначалось не для продажи, а для работ выполняемых инвестором самостоятельно, например через свои филиалы и т.д. 
Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве. 
Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым придается особое значение, а именно: 
• производственная инфраструктура; 
• обрабатывающая промышленность; 
• объекты города Астана; 
• жилье, объекты социальной сферы и туризма; 
• сельское хозяйство. 
Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом РК "О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет РК по инвестициям, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества. На начало февраля 2007   года было принято 55 заявок для реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 409 058 217 долларов США, из них: 
• 44 заявки приняты в конце 2006   года с общим объемом инвестиций 302 083 105 долларов США; 
• 11 заявок принято в 2007   году с объемом 106 975 000 долларов США. Структура заявок распределена следующим образом: 
• производственная инфраструктура - 9 %; 
• обрабатывающая промышленность - 74 %; 
• объекты города Астана - 0; 
• жилье, объекты социальной сферы и туризма - 11 %; 
• сельское хозяйство - 6 %. 
Госкоминвестом заключено с инвесторами 15 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Объем предполагаемых инвестиций составляет 64 459 217 долларов США. Контракты распределены следующим образом: 
•производственная инфраструктура - 7 %; 
• обрабатывающая промышленность - 86 %; 
• объекты города Астаны - 0; 
• жилье, объекты социальной сферы и туризма - 7 %; 
• сельское хозяйство - 0. 
Таким образом, процесс государственной поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом: 
1. проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов); 
2. облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций); 
3. предоставление государственных гарантий; 
4. административная реформа (направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма); 
5. поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ); 
6. организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с государством, становится неизбежным и оправданным;  
7. серьезный капитал заинтересован в поддержке государства в виде прямого содействия государства в продвижении конкурентоспособной продукции на мировые рынки сбыта, в создании благоприятных условий при реализации проектов реконструкции промышленности и производственной инфраструктуры и т.д.; 
Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств. Также предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия. 
На современном этапе развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества. 
 
2.2. Общее состояние инвестиционного климата 
 
По данным комитета по инвестициям министерства индустрии и торговли в экономику Казахстана в 1993-2003 годах привлечено 24,5 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций. Основными инвесторами стали США, Великобритания, Италия, Республика Корея и Швейцария. В отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций основную долю занимает горнодобывающая промышленность. Вместе с тем за последние 5 лет в структуре иностранных инвестиций увеличивается доля обрабатывающей промышленности и других несырьевых отраслей. Казахстанские власти надеются через налоговые послабления привлечь инвесторов в перерабатывающую промышленность, которые пока неохотно вкладываться в нее, предпочитая добычу сырья. 
Объем инвестиций в основной капитал экономики Казахстана в январе 2004 года составил 56,9 млрд. тенге. По данным пресс-службы Агентства РК по статистике это на 17,2% больше, чем в январе 2003 года. Министерство экономики и бюджетного планирования ранее сообщало, что в 2003 году инвестиции в основной капитал по сравнению с 2002 годом возросли на 10,6%. При этом объем строительных работ увеличился на 9,3%. По мнению экспертов, высокие темпы развития производства товаров, создали предпосылки для развития услуг. Так, услуги связи выросли к 2002 году на 25,4%, розничный товарооборот - на 10%, перевозка грузов всеми видами транспорта - на 9,8%.  
13 февраля 2004 года   в Астане в ходе переговоров был подписан протокол о создании совместного предприятия между НК "Казахстан инжиниринг" и компанией "Сингапур текнолоджиз инжиниринг" (СТН). После подписания в ходе встречи с президентом СТН Тан Пхенг Хоком премьер-министр РК Даниал Ахметов сообщил, что "прошедшие переговоры стали одним из результатов визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Сингапур в 2003 году, когда было принято решение о целесообразности создания совместного предприятия с одной из сингапурских компаний". Совместное Предприятие будет работать в области электроники, нефтегазодобывающей сфере и ряда других добывающих отраслей. Эта же компания станет заниматься кораблестроением, реанимацией и реконструкцией ряда вооружений Казахстана".  
"Сингапур текнолоджиз инжиниринг" специализирующаяся на электронике, аэрокосмической сфере, судостроении и производстве вооружений, была создана в 1997 году, как государственная компания. За это время она сумела войти в восьмерку самых влиятельных компаний Сингапура. В Казахстан СТН намерена принести свой опыт, менеджмент, и новые технологии в такие сферы, как добыча нефти и газа, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, судостроение и ряд других областей.  
Казахстан заинтересован в привлечении в экономику страны новых технологий и нового менеджмента. В частности, в ближайшие годы республика намерена приступить к созданию первого национального спутника связи и вещания, поэтому опыт сингапурской компании в этой сфере оказался бы весьма полезен.  
Поскольку сингапурский бизнес является достаточно консервативным и осторожным, приход серьезной сингапурской компании в РК говорит и о том большом внимании к нашей стране, которое проявляют в настоящее время ведущие компании этого региона, и о привлекательности инвестиционного климата Казахстана, созданного в последние годы. 
Наибольший потенциал для новых форм инвестиций имеет аэрокосмическая отрасль Казахстана. Инвесторов интересуют приоритеты государства в развитии высокотехнологических производств. Для максимального использования потенциала (аэрокосмической) отрасли необходимо перенести акцент с временных выгод от сдачи в аренду комплекса "Байконур" на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов. Также в текущем году Казахстан приступил к реализации проекта по созданию и запуску национального геостационарного спутника связи и вещания. 
Конечно же, большую роль играют инвестиции в нефтегазовый сектор, добывающую и обрабатывающую промышленность. 
В 2006 году МИТ совместно с МИД РК   начали работу по привлечению транснациональных крупных компаний в несырьевые секторы экономики. Для этого Мининдустрии вносит конкретные предложения по созданию специализированной структуры с сетью представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики и по содействию экспорту товаров казахстанских предприятий на внешние рынки.  
 
Фонд устойчивого развития "Казына"    
 
Госфонд "Казына" образован в марте 2006 года и является управляющей компанией, созданной с целью диверсификации казахстанской экономики путем координации деятельности национальных институтов развития и реализации инвестиционных проектов в несырьевом секторе экономики. 
В настоящее время в составе фонда 7 институтов развития Казахстана: госбанк развития, инвестиционный и инновационный фонды, госкорпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, фонд развития малого предпринимательства, центр маркетингово-аналитических исследований и компания "Казинвест". 
В ближайшие три года в несырьевой сектор Казахстана может быть инвестировано более 10 миллиардов долларов. С 2003 по 2005 год в несырьевом секторе страны реализовано около 400 проектов. Общая стоимость проектов в этом секторе, реализованных с участием структур фонда "Казына", составляет 3,3 млрд. долларов. Доля финансирования со стороны институтов развития составила 1 млрд. долларов, которые были направлены на реализацию 136 проектов. В сфере гидроэнергетики, вслед за проектом сооружения Мойнакской гидроэлектростанции, планируется строительство еще 4 ГЭС. Кроме этого, получит развитие и практика северо-казахстанцев по производству биоэтанола.  
Начиная с 2007 года фондом "Казына" планируется расширение масштабов поддержки системообразующих проектов, что должно способствовать значительному росту обрабатывающих отраслей и созданию новых отраслей, диверсифицирующих экономику. 
Из заложенных в проект бюджета 2007 года в размере 21 миллиарда тенге средств, выделяемых АО "Банк развития Казахстана", 7 миллиардов представляют собой бюджетный кредит для снижения стоимости кредитных ресурсов банка. Остальная сумма предназначена для увеличения уставного капитала банка и его дочерней лизинговой компании. 
Бюджетное кредитование необходимо для финансирования Банком развития Казахстана инфраструктурных проектов по приемлемым ставкам вознаграждения. Финансирование инфраструктуры по рыночным ставкам – 10-12 процентов годовых сделает инфраструктуру более дорогой, что соответственно ляжет тяжелым бременем на бизнес-структуры страны. Госбанки Китая, к примеру, финансируют инфраструктурные проекты под 2 процента годовых, а Внешэкономбанк Российской Федерации – от 2 до 5 процентов годовых. 
 
Государственный холдинг «Самрук» 
 
В январе 2006 г президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ о создании госхолдинга "Самрук". В соответствии с указом на первом этапе в госхолдинг, который создан для более эффективного управления государственными долями акций национальных компаний, свои госпакеты передадут 5 национальных компаний: "Казахтелеком", АО "Казпочта", компания по управлению электрическими сетями АО "Kegoc", железнодорожная компания АО "Казахстан темир жолы", нефтегазовая компания "КазМунайГаз". Кроме "Казахтелекома" все эти компании на 100 процентов принадлежат государству. Единственным акционером холдинга "Самрук" является государство в лице министерства экономики и бюджетного планирования республики. Холдинг по управлению государственными активами "Самрук"   В январе в АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" переданы госпакеты акций еще 14 предприятий. В 2006 году АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" выплатило в республиканский бюджет 4,4 млрд тенге в качестве дивидендов на государственный пакет акций, сообщили в пресс-службе холдинга.  
В управление "Самрук" переданы госпакеты акций АО: "Национальная компания "Казахстан инжиниринг" (100%), "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот" (50%), "Майкаинзолото" (25%), "Эйр Астана" (51%), "Шульбинская ГЭС" (92,13%), "Усть-Каменогорская гидроэлектростанция" (89,99%), "Мангистауская распределительная электросетевая компания" (94,25%), "Бухтарминская гидроэлектростанция" (90%), "Казахский научно-исследовательский институт энергетики имени академика Ш.Ч.Чокина" (50%), "КазКуат" (100%), "Экибастузский энергоцентр" (100%), "Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности" (100%), "Аэропорт Павлодар" (100%) и "Международный аэропорт Актобе" (100%). 
С учетом дополнительно переданных компаний цели и задачи госхолдинга "Самрук" остаются неизменными. Это - максимизация долгосрочной ценности компаний путем совершенствования корпоративного управления и оказание поддержки развитию внутреннего фондового рынка. 
 
СЭЗ "Онтустик"    
 
Создание СЭЗ "Онтустик" в ЮКО реализуется в рамках формирования хлопково-текстильного кластера. В июле 2005 года Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Указ о создании СЭЗ "Онтустик". Под специальную экономическую зону в Сайрамском районе ЮКО выделено 200 га земли, расположенной вблизи железной дороги, ЛЭП и газопроводы. Во всех производствах, связанных с СЭЗ "Онтустик", согласно проекту, должно быть создано 15 тыс. рабочих мест.Институтами развития проведена хорошая работа в процессе становления Специальной экономической зоны "Онтустик".  
С июля 2007 года начнется реализация шести проектов с общим объемом инвестиций в 450 миллионов долларов. Все они прошли экспертизу и, безусловно, будут реализованы. 
В соответствии с концепцией Правительства в СЭЗ будут работать мировые брэнды. Рассматривается вопрос о дополнительном орошении 90 тысяч гектаров для увеличения посевов хлопка в ЮКО. В настоящее время под хлопчатником в области занято порядка 200 тыс. гектар земли. 
В настоящее время подписано 16 договоров о намерениях, а 10 компаний уже готовы приступить к строительству объектов. В СЭЗ будет перерабатываться 120-130 тыс. тонн хлопковолокна в год, в том числе 90 тыс. тонн местного производства. По данным руководства СЭЗ в 2007 году Правительство РК выделяет 2 млрд. 900 млн. тенге на развитие инфраструктуры СЭЗ. Данные средства будут направлены на строительство электроподстанции, канализации, железной и автомобильной дорог. 
На данный момент с участием Банка Развития Казахстана, входящего в ФУР "Казына", финансируются инвестиционные проекты в рамках текстильного кластера общей стоимостью порядка 140 млн. долларов США, в том числе в ЮКО на сумму 105 млн. долл. США. Кроме того, предоставлены кредиты для операций по экспорту хлопка и пряжи на сумму более 38 млн. долларов США. 
 

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан