Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить закономерности инвестиционной политики Республики Казахстан. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;
2) проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан, с помощью определения ее основного направление, анализа деятельности;
3) рассмотреть совершенствование инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

Курсовая ФМ.docx

— 76.70 Кб (Скачать файл)

Американские, японские инвестиции  
 
Казахстан рассчитывает, что Соединенные Штаты в ближайшие десять лет вложат в экономику республику не менее $100 млрд., заявил посол Казахстана в США Канат Саудабаев, выступая на приеме в посольстве республики в Вашингтоне 8 июня 2006 г. 
В настоящее время в Казахстане работают более 300 американских компаний. В Казахстане рассчитывают на поддержку Соединенными Штатами заявки официальной Астаны на пост председателя ОБСЕ, что будет оценено республикой "как знак доверия к процессу демократизации в Казахстане". 
"Как равноправные партнеры мы делаем все для того, чтобы Казахстан имел возможность сотрудничать с Россией, Китаем, Соединенными Штатами, Индией и другими странами. Наличие таких возможностей помогут дальнейшему развитию Казахстана", - сказал на приеме Р.Баучер, слова которого приводятся в сообщении казахстанского посольства. Отношения Америки и Казахстана   - это динамичные отношения, хотелось бы видеть их дальнейшее развитие. Все знают, как активно мы сотрудничаем в энергетической сфере, но есть много других потенциальных областей сотрудничеств, таких как содействие региональному сотрудничеству, торговля в коридоре "Север-Юг", экспорт энергоресурсов и электроэнергии через Афганистан. 
Казахстанско-японский и японско-казахстанский комитеты по экономическому сотрудничеству учреждены в 1993 году в целях содействия развитию торгово-экономических отношений двух стран. В состав японско-казахстанского комитета входят корпорации "ИНПЕКС", "Иточу", "Каджима", "Комацу", "Кисё Курокава Аркитект энд Ассошиэйтс", "Марубени", "Мицубиси", "Мицуи", "Ниссин", "Сумитомо", "Тайсей", "Тойо Инжиниринг", "Тойота цушо", "Тошиба". В казахстанско-японском комитете представлены профильные министерства и ведомства. 
Объем экспортно-импортных операций между Казахстаном и Японией за 2002 - 2005 годы вырос со $100 до $500 млн. В настоящее время в Казахстане основные инвестиции сосредоточены в таких секторах, как нефть и газ, однако, существует необходимость и в мелких предприятиях.  
Японская сторона подчеркнула, что "в настоящее время правительство Японии в рамках Диалога "Центральная Азия + Япония" следует курсу укрепления отношений со всеми странами региона". Казахстан постоянно демонстрирует позиции лидера в вопросах координации диалога. Японское правительство считает, что было бы трудно осуществлять диалог без Казахстана.  
 

Немецкие, китайские инвестиции 
 
6 сентября 2006 г. в Астане по итогам переговоров Фонд устойчивого развития "Казына" подписал меморандум о сотрудничестве с германской ThyssenKrupp, специализирующейся в производстве и продаже стали, технологий, оборудования и услуг. Компания ТиссенКрупп является мировым лидером в производстве и продаже стали, технологий, оборудования и услуг с годовым оборотом более 45 млрд. евро.  
ThyssenKrupp намерена поставлять в РК продукцию и оборудование, а также закупать здесь экспортные товары и создавать совместные предприятия. По сообщению пресс-службы "Казыны", в ходе переговоров были обсуждены вопросы сотрудничества в сфере производства в республике нержавеющей и легированной стали, плавучих буровых установок добычи нефти и газа, улучшения железнодорожной инфраструктуры, повышения КПД электростанций, расширения нефтехимического производства и другие перспективы совместной деятельности. Как рассказал на брифинге после подписания меморандума глава ФУР "Казына" Кайрат Келимбетов, участники переговоров отметили "богатую сырьевую базу, большой производственный опыт, возрастающее внутреннее потребление и возможность организации в РК производства с низкой себестоимостью". 
В свою очередь член правления ThyssenKrupp Эдвин Айхлер предложил на первом этапе входа компании на казахстанский рынок стальной продукции организовать сервисно-дистрибьюционный центр, "целями которого будут: поставка готовой продукции, оценка спроса на продукцию в регионе, рассмотрение целесообразности организации производства в РК". Интерес к участию в организации подобного центра проявила, по информации ФУР "Казына", Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА). В свою очередь ЕПА предложила фонду и германскому инвестору рассмотреть возможность совместной реализации проектов по организации в РК производства металлизированных окатышей мощностью 200-300 тыс. тонн в год и универсального сталелитейного производства. Общий объем инвестиций может составить от $100 млн до 500 млн. 
Sat & Co планирует организовать совместно с ThyssenKrupp производство среднесортного проката в Алматы мощностью 200 тысяч тонн в год, стоимостью около $58 млн. Фонд "Казына" рассмотрит возможность софинансирования данного проекта. 
Стороны обсудили возможность создания СП "Магистраль" по производству комплектующих для железнодорожных путей, в рамках которого "детально проанализировать потребности рынка на ближайшие 5 лет и определить точный ассортимент производимой продукции и производственную мощность завода". В данном проекте ThyssenKrupp готова предоставить "новейшие технологии от производства клемм до "эпсилон"-шпал и рельс", а также "обучить местных специалистов в данной области и поставлять оборудование". 
В целом предполагается, что в ближайшие три года инвестиции ТиссенКрупп в производство в Казахстане составят 60 млн. евро, а годовой оборот компании в Казахстане увеличится до 200 млн. евро. В среднесрочной перспективе годовой оборот ТиссенКрупп в Казахстане достигнет 500 млн. евро.  
Вопросы расширения и укрепления сотрудничества Республики Казахстан с Китайским банком развития (КБР) обсуждались 18 сентября   2006 г. на встрече экс премьер-министра РК Даниала Ахметова с президентом КБР Ченъ Юанем. 
Сегодня КБР финансирует один масштабный проект в Казахстане - строительство Мойнакской ГЭС. Вместе с тем, как отметил глава правительства, Казахстан начинает реализацию масштабных проектов, в которых Китайский банк развития мог бы принять участие. В частности, речь идет о строительстве электростанции в Экибастузе и линии электропередачи до Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, строительстве металлургического завода в Павлодаре, а также автодороги от Западного Казахстана до Кызылорды и далее до станции Хоргос протяженностью 1029 км.  
Учитывая перспективы сотрудничества, существует   целесообразность открытия в Казахстане представительства Китайского банка развития. В свою очередь президент КБР Чень Юань отметил, что у его страны также есть предложения по работе на территории Казахстана. В качестве примера он назвал строительство Международного центра торговли на станции Хоргос. Кроме того, Китай заинтересован в поставках казахстанского зерна.  
Можно выразить уверенность, что сотрудничество КБР с Казахстаном в ближайшее время станет более активным и эффективным.  
   
Инвестиции АБР, ЕБРР 
 
На сегодня АБР представил Казахстану 12 займов на сумму более чем $500 млн. для реализации девяти инвестиционных проектов. Среди них наиболее крупные - в области транспорта и аграрном секторе. Потенциальными сферами взаимоотношений были названы также энергетика, финансы и торговля.  
8 декабря 2006 г.   экс премьер-министр РК Даниал Ахметов принял представителей Азиатского банка развития (АБР). Темой обсуждения стал вопрос об участии АБР в процессе реализации закона Республики Казахстан "О концессиях" и, в частности, о перспективах применения механизма государственного и частного партнерства в Казахстане.  
Премьер-министр отметил, что позитивный опыт сотрудничества с банком позволит проработать наиболее эффективные формы реализации проектов в рамках закона РК "О концессии". Среди значимых крупных проектов было названо строительство автодороги Западная Европа - Западный Китай. По словам главы правительства, АБР мог бы стать интегратором этого проекта.  
Совместно с банком прорабатываются вопросы сотрудничества в рамках применения механизма государственно-частного партнерства, а также реализации проекта по строительству автодороги Западная Европа - Западный Китай.  
В 2007 году Европейский банк реконструкции и развития профинансирует в Казахстане проекты на 700 млн. евро, в том числе 80% инвестиций будет направлено в частный сектор. Среди проектов, которые будут финансироваться ЕБРР, в частности, расширение морского порта Актау.  
За все время работы в Казахстане ЕБРР профинансировал более 80 инвестиционных проектов. В настоящее время 73% инвестиций направлено на финансирование частного сектора, 23% - займы правительству и государственным предприятиям. Основная доля инвестиций ЕБРР в Казахстане приходится на банковский сектор, транспорт, связь, коммуникации.  
 

Инвестиции в недропользование 
 
В Казахстане в 2006 году объем инвестиций в недропользование увеличился на 17,5% и составил $14,8 млрд, против $12,6 млрд в 2005 году,   по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов.  
Доля иностранных инвестиций сохранилась в объеме 80%. От общего объема инвестиций в недропользование 83% было направлено на добычу полезных ископаемых. Приоритетным направлением инвестирования остаются объекты углеводородного сырья, доля которых сохраняется на уровне 80% от общего объема инвестиций 
Акиматом Карагандинской области 8 декабря 2006 г. подписан меморандум о взаимном сотрудничестве с ТОО "Silicium Kazakhstan". Согласно данному меморандуму, ТОО "Silicium Kazakhstan" берет на себя большие инвестиционные обязательства. Предприятие планирует ввести в строй на территории области несколько новых производственных объектов по переработке полезных ископаемых. В 2007 года на территории индустриального парка в Темиртау начинается строительство завода по производству металлического кремния с проектной мощностью 25 тыс. тонн в год. Окончание строительных работ намечено на июль 2008 года. 
В дальнейшем, после завершения технико-экономического расчета и научных обоснований, также на территории индустриального парка планируется строительство завода по производству поликристаллического кремния с проектной мощностью 2 тыс. тонн в год. Это высокотехнологичный материал, стоимость одной тонны которого на мировом рынке составляет 300 тыс. долларов США. 
Кроме того, ТОО "Silicium Kazakhstan" намерено в первой половине следующего года на месторождениях "Актас" и "Акшокы – III" в Улытауском районе завершить строительство предприятий по добыче и первичному обогащению жильного кварца с проектной мощностью 130 тыс. тонн в год. А до конца 2007 года в пос. Жезды Улытауского района должна быть построена обогатительная фабрика по первичному обогащению кварца. При положительных результатах промышленного испытания обогащения кварца фабрика по производству высокочистого кварцевого концентрата "Yota-Standart" будет размещена на территории индустриального парка в Темиртау. 
В дальнейшей перспективе предусматривается также совместный проект с сельхозформированиями региона. Должна быть разработана концепция по строительству завода по переработке зерна в высокооктановую присадку "биоэтанол". Реализация этого соглашения позволит в Улытауском районе, который на сегодня является депрессивным, оживить экономику и создать 80 новых рабочих мест. 
 
Инвестиции в нефтегазовую отрасль 
 
Нефтегазовый сектор Казахстана вступает в новый этап своего развития, открывающий значительные перспективы страны, как крупнейшего производителя, экспортера нефти и газа в мире, что потребует значительных инвестиций в нефтегазовый сектор. 
Сейчас Казахстан ищет инвесторов, способных профинансировать на 30-60 процентов заключительную фазу освоения одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений Карачаганак, оцениваемую $800 миллионов-$1,3 миллиарда, сказал президент госкомпании Казмунайгаз Узакбай Карабалин. Разработку месторождения сейчас ведет консорциум в составе нефтегазовых гигантов британской BG и итальянской Eni (по 32,5 процента), американской ChevronTexaco (20 процентов) и ЛУКОЙЛа (15 процентов). Консорциум, работающий на Карачаганаке, будет финансировать, по словам Карабалина, оставшиеся 30-40 процентов проекта. 
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ранее говорил, что правительство самостоятельно готово проинвестировать 60 процентов стоимости проекта, который предусматривает также строительство газоперерабатывающего завода мощностью до 10 миллиардов кубометров газа и экспортного газопровода. 
Объем инвестиций в освоение казахстанского сектора Каспийского моря в 2011-2015 годах ожидается на уровне $16,8 млрд. 
В 2003-2005 годах объем инвестиций в освоение казахстанского сектора Каспия составил $3,8 млрд. Согласно прогнозам объем инвестиций в освоение казахстанского сектора Каспия в 2006-2010 годах ожидаются на уровне $12,9 млрд.  
За последние пять лет среднегодовой рост иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор Казахстана составил 31%. Об этом 4 октября 2006 г., выступая на конференции KIOGE-2006, сообщил министр энергетики и минеральных ресурсов республики Бахтыкожа Измухамбетов. За последние 10-12 лет в Казахстане обеспечена свободная атмосфера ведения бизнеса нефтегазовой отрасли для любых компаний из разных стран мира.  
Китай продолжает укреплять свои позиции в нефтегазодобывающей промышленности Казахстана.   В граничащем с КНР Казахстане уже работает самая крупная китайская нефтяная компания China National Petroleum Corp (CNPC), которая экспортирует казахскую нефть на северо-запад Китая, второго в мире потребителя "черного золота". В прошлом году CNPC купила добывающую нефть в Казахстане и зарегистрированную в Канаде компанию PetroKazakhstan, предложив $4,2 миллиарда. 
Китайская сторона в настоящее время разрабатывает также ряд крупных месторождений на западе и юге Казахстана. Год назад был построен нефтепровод из Казахстана в Китай. Мощность первой очереди составляет 10 млн тонн нефти в год с последующим двукратным расширением. 
Китай остро нуждается в энергоресурсах и пока вынужден импортировать половину нефти, необходимой для своей экономики. 
В ноябре 2006 г. в казахстанском парламенте впервые заговорили о проблеме усиливающегося присутствия Китая в казахстанской экономике. Китайская промышленная и торгово-инвестиционная компания China International Trust and Investment Corp. (OTIC Group) намерена приобрести за $2,2 млрд. компанию Nations Energy, ведущую нефтедобычу в Казахстане. По словам близких к сделке источников, покупка уже получила одобрение правительства Китая. Ранее о своей заинтересованности в частной компании Nations Energy, базирующейся в Канаде, заявляла китайская CNOOC Ltd., в прошлом году купившая за $4,2 млрд. канадскую нефтекомпанию PetroKazakhstan. Все это в совокупности позволит китайским компаниям контролировать порядка 28% объема добычи нефти страны. А в случае завершения сделки с Мангыстаумунайгаз этот показатель превысит 40%". 
Российская нефтяная компания "Роснефть" планирует в 2006-2007 году инвестировать в нефтегазовые проекты на территории РК порядка $300 млн.   В РК "Роснефти" принадлежит 25-процентная доля в проекте разведки перспективной структуры "Курмангазы" на шельфе Каспийского моря (остальные 50% - у компании "КазМунайТениз", "дочки" "КазМунайГаза", а 25% - опцион Российской Федерации), 50% доли в СП "Adai Petroleum Company" (партнером выступает First International Oil Corporation (FIOC), "дочка" китайской Sinopec), работающем на Адайском блоке в Атырауской области.  
Инвестиции в проект Курмангазы включают выплату компанией подписного бонуса, работы по подготовке и непосредственно бурению первой скважины, сейсмические и экологические исследования, их обработку и интерпретацию, а также приобретение, в соответствии с СРП, материалов геофизических работ, проведенных в середине 1990-х годов компанией "Казахстанкаспийшельф". Он сказал, что бюджет на 2006 год по данному проекту сократился с первоначально планируемых $66 млн до $53 млн - в связи с переносом сроков бурения второй разведочной скважины. 
40-летний проект освоения Курмангазы оценивается в $8,6 млрд капитальных затрат. 
Сейчас "Роснефть" и "КазМунайТениз" рассматривают предварительную программу работ на 2007 год. "Роснефть" отдает себе отчет в том, что конкуренция на шельфе в Казахстане "крайне высокая". 
"Лукойл Оверсиз Сервис Лтд Казахстан" осенью 2006 года получает в управление 12,5% доли в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) и 5% доли в проекте освоения Тенгизского нефтяного месторождения (Атырауская область), принадлежащие сейчас LUKARCO B.V., совместному предприятию этой российской компании и British Petroleum. Об этом сообщил менеджер отдела по связям с общественностью "Лукойл Оверсиз Сервис Лтд" Ерканат Абени. 
В настоящее время "Лукойл Оверсиз" косвенно владеет 60% акций Chaparral Resources, остальные акции торгуются на открытом рынке. Кроме того, обе компании являются совладельцами ЗАО "Каракудукмунай" (ККМ), которому принадлежит государственная лицензия на разработку нефтяного месторождения Каракудук (Мангистауская область). При этом "Лукойл Оверсиз" косвенно владеет 76% ККМ. Общая стоимость акций Chaparral Resources, не принадлежащих сейчас "Лукойлу", составляет $88,6 млн. 
Лукойл Оверсиз"   в 2006 году добыл в Казахстане около 6 млн тонн нефти, или примерно 9-10% от всего объема жидких углеводородов, которые планировалось добыть в стране в этом году. С 1995 года, когда компания впервые пришла в республику, ее инвестиции в местные проекты достигли около $4 млрд. 
Казахстанская национальная компания "КазМунайГаз" и индийская государственная нефтегазовая компания "ONGC Videsh LTD" ведут переговоры о совместном освоении участка "Сатпаев" на казахстанском шельфе Каспия. Участие Индии в нефтегазовых проектах Казахстана рассматривалось 14 сентября 2006 г. на встрече премьер-министра Даниала Ахметова с представителями "ONGC Videsh LTD".  
Индийская сторона заинтересована в ускоренном подписании соглашения и начале работ по совместному освоению участка.  
Казахстан отдает приоритет тем компаниям, которые содействуют передаче в нашу страну высоких и энергосберегающих технологий, дружественны по отношению к окружающей среде и инвестирующих в развитие смежных отраслей и социальную инфраструктуру регионов.  
Канадская нефтяная компания Nelson Resources завершила приобретение 50% доли в проекте освоения казахстанского месторождения Северные Бузачи за $90 млн. Сделка, профинансированная Credit Suisse First Boston, была проведена двумя траншами: в январе Nelson Resources приобрела 35% в проекте у CNPC за $58 млн., а 3 февраля сообщила о покупке 15% за $32 млн. Глава компании Nelson Resources Ник Зана, занимавший до этого посты гендиректора крупнейшего предприятия Казахстана ТШО и управляющего директора евразийского подразделения Chevron, сказал, что его компания намерена стать ведущим независимым производителем нефти в Казахстане.  
Nelson Resources владеет на паритетной основе с казахстанской компанией "КазМунайГаз" компанией "Казахойл Актобе", разрабатывающей месторождения Алибекмола и Кожасай. Кроме того, у компании есть опцион на приобретение 25-процентной доли в ТОО Жамбай, которое владеет правами на исследования и разработку морских блоков Южный Жамбай и Южное Забурунье в казахстанском секторе Каспия.  
Кроме того, 50% в проекте Северные Бузачи принадлежат китайской CNPC, которая выкупила права на разработку месторождения у ChevronTexaco и саудовской Nimir Petroleum осенью 2003 года.  
Запасы расположенного на суше в Мангистауской области на западе Казахстана месторождения Северные Бузачи, оцениваются в 70 млн. тонн (510 млн. баррелей), текущий объем добычи составляет 400 000 тонн в год (8.000 баррелей в сутки).  
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Совершенствование  инвестиционной политики в Республике Казахстан 
 
3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности  
 
В процессе перехода   Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций. 
28 февраля 1997 года №75- 1   ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК. 
Кроме того 5 апреля 1997 года   №3444 Указом Президента   “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство. 
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности. 
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль. 
Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий   до 1996 года в РК не соответствовал этому. 
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение   о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов   Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню. 
Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций. 
В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения. 
Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов. 
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства). 
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить. 
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др. 
 
3.2   Правовой режим привлечения иностранных инвестиций  
 
В процессе перехода   Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций. 
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями. 
28 февраля 1997 года №75- 1   ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК. 
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности. 
Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых: 
1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы; 
2) правительственные гарантии от имени республики; 
3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации; 
4) гарантии от экспроприации и др.  
Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи: 
– повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства; 
– усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках; 
– повысить научно-технический уровень производства с помощью новотехники и технологий, методов управления и сбыта продукции; 
– увеличить налоговые поступления в государственный бюджет; 
- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать но- вые рабочие места в национальной экономике; 
- использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров; 
-достигнуть экономической самостоятельности Казахстана. 
Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредствен- но вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана. 
 
3.3 Обеспечение инвестиционной привлекательности  
 
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны. 
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса. 
В Казахстане, как и в других пост коммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат – критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом.   Среди стран СНГ и Балтии Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия.  
Как известно, главной задачей государственной инвестиционной поли- тики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов. 
Об этом говорится и в недавно вышедшей книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не толь- ко на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное со- общество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства. 
Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов" . 
Таким образом, нами была сделана попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций – это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач: развитие экспортного потенциала;   развитие импортозамещающих производств; увеличение налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д. 
 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
   
В заключение можно сделать ряд выводов, обобщающих изложенный в дипломной работе материал. 
Экономические реформы в Казахстане включают в качестве одного из важнейших направлений развитие отечественной   промышленности. В своем Послании народу Казахстана Президент Н. А. Назарбаев определил главную цель социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Она состоит в том, чтобы к 2030 году создать здоровую и процветающую экономику, способную решить демографические, экономические и социальные проблемы, поднять качество продукции и благосостояние каждого человека. В ходе трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные условия и принципы функционирования возникает потребность в изучений теории и практики инвестиционной деятельности с учетом зарубежного опыта и специфики казахстанской   экономики. Сложность развития инвестиционной сферы в Республики Казахстан заключается в неприспособленности старой системы управления инвестициями к новым условиям хозяйствования. 
В заключение следует сказать, что поддержка инвестиционного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. 
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны. 
  Среди стран Средней Азии Казахстан считается единственной страной, планомерно и эффективно продвигающейся вперед. За последние пять лет ВВП Казахстана увеличивается на 9-10% в год, это один из лучших показателей в мире.  
Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов. Требуется эффективное использование потока инвестиций направленных на создание новых производств и развитие обрабатывающего сектора экономики, а также контроль властей за реализацией принципов по повышению прозрачности деятельности добывающих отраслей промышленности. 
Возможное вступление в ВТО подтверждает заинтересованность государства в применении международных правил и практик. Приняты законодательные нормы, регулирующие и контролирующие работу финансового сектора, появляются новые законы, которые обеспечат повышение прозрачности в осуществлении управления акционерными компаниями. Также наблюдается прогресс в проведении реформ в сфере инфраструктуры. 
Иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и они должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе.   
Таким образом, цель работы – выявление основных теоретических предпосылок инвестиционной политики государства, анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, анализ деятельности инвесторов, инвестиционного климата страны; оценка совершенствования инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций – достигнута.  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 
 
  1. Конституция Республики Казахстан – Алматы, 2000 г. 
  2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Общая и особенная часть – Алматы, 2001г. 
  3. Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”. 
  4. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”. 
  5. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”. 
  6. Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”. 
  7. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”. 
  8. Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”. 
  9. Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 июня 2002 года N 213 «Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для банков второго уровня» (с изменениями, внесенными постановлением Правления Национального Банка РК от 26.11.02 г. N 467) 
  10. Стратегия «Казахстан – 2030» 
  11. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096) 
  12. Омарова А.К. Финансирование и кредитование инвестиций: Учебное пособие. – 2 издание, дополненное, переработанное – Алматы:Таугуль ПРИНТ, 2009. - 305 стр. 
  13. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М: Финансы и статистика, 1994 
  14. Ефимова О.В.   Как анализировать финансовое положение предприятия: Практическое пособие. М: Экономика. 1994 
  15. Кажегельдин А.М. Социально-экономические проблемы развития Республики Казахстан в условиях реформ. - М.: Финансы и статистика, 1995 
  16. Казахстан: 1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001. 
  17. Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики. Алматы: Бiлiм, 1999. 
  18. Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. //Экономика и статистика. - Алматы, 2001 
  19. Косжанов Т., Атамкулов Б. Промышленная и инвестиционная политика в долгосрочной стратегии развития экономики страны// Транзитная экономика. 2000. 
  20. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 1998. 
  21. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 1998. 
  22. Приоритетное развитие финансового сектора как основа экономического роста. Департамент исследований и статистики. //Экономическое обозрение. Национальный банк Казахстана. – 2004

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан