Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга на примере МРУП «АК «Ждановичи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

В работе проведено исследование значения и особенностей государственного регулирования цен, в том числе и регулирования цен на продукцию агропромышленного комплекса; проведен анализ ценовой политики, проводимой агрокомбинатом «Ждановичи», а также рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования цен и ценовой политике в Республике Беларусь в общем и на «АК «Ждановичи» в частности.
Область возможного применения проведенных исследований: ценовая политика предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………4
ГЛАВА 1. Формирование ценовой политики…………………………………...5
1.1. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь…….……...5
1.2. Установление цен на сельскохозяйственную продукцию………………...11
ГЛАВА 2. Характеристика МРУП «АК «Ждановичи» и его ценовая политика.16
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………16
2.2. Анализ системы управления………………………………………………. 21
2.3. Ценовая политика предприятия…………………………………………...24
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования ценовой политики……28
Выводы…………………………………………………………………………...32
Литература………………………………………………………………………..33
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Borisevich.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента  и маркетинга

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Менеджмент»

 

на тему: «Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга на примере МРУП «АК «Ждановичи»

 

 

 

 

 

Студентка 45эи группы                                        Борисевич Анна Вячеславовна

 

 

Руководитель  курсовой работы

к. с-х. н., доцент                                                         Основин Сергей Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2009

РЕФЕРАТ

 

Тема курсовой работы: «Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга на примере МРУП «АК «Ждановичи».

30 с.: 4 табл., 2 рис. библиогр. – 6 назв.

Ключевые  слова: ЦЕНА, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНОВАЯ  ПОЛИТИКА, РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.

Объект исследования: ценовая политика МРУП «АК «Ждановичи».

В работе проведено  исследование значения и особенностей государственного регулирования цен, в том числе и регулирования цен на продукцию агропромышленного комплекса; проведен анализ ценовой политики, проводимой агрокомбинатом «Ждановичи», а также рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования цен и ценовой политике в Республике Беларусь в общем и на «АК «Ждановичи» в частности.

Область возможного применения проведенных исследований: ценовая политика предприятий агропромышленного  комплекса Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой работы.

 

__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….…………………

4

ГЛАВА 1. Формирование ценовой политики…………………………………...

5

   1.1. Государственное  регулирование цен в Республике Беларусь…….……...

5

   1.2. Установление  цен на сельскохозяйственную  продукцию………………...

11

ГЛАВА 2. Характеристика МРУП «АК «Ждановичи» и его  ценовая политика.

16

   2.1. Общая  характеристика предприятия………………………………………

16

   2.2. Анализ системы управления……………………………………………….

21

   2.3. Ценовая  политика предприятия…………………………………………...

24

ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования  ценовой политики……

28

Выводы…………………………………………………………………………...

32

Литература………………………………………………………………………..

33

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Установление  оптимальной цены на реализуемую  продукцию – одна из важнейших  задач любого предприятия, решение  которой предопределяет успех или  неудачу предприятия на рынке.  Поэтому для всех руководителей вопрос установления цены должен быть одним из первостепенных.

В нашей стране применяется государственное регулирование  цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. То есть именно ту продукцию, выпуском и реализацией  которой и занимается исследуемое в данной курсовой работе предприятие – агрокомбинат «Ждановичи».

Государственное регулирование рынка и цен  — это совокупность мер, принимаемых  правительством в процессе участия  в системе товарно-денежных отношений  и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними.

Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Государственное регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

• поддержание  на рынке конкурентной среды и  предотвращение монополизации;

• борьба с  инфляцией и обеспечение стабильности цен;

• проведение социально ориентированной политики цен;

• обеспечение  оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен. Таким образом, становится понятно, что установление цен отдельные виды продукции обязательно должно регулироваться государством.

Что же касается настоящей курсовой работы, то целью ее написания является рассмотрение основных аспектов ценовой политики и государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию на примере «МРУП «АК «Ждановичи». Задачей же является анализ ценовой политики предприятия и методы ее совершенствования.

В первой главе  рассматриваются вопросы формирования ценовой политики в целом и  на продукцию агропромышленного  комплекса в частности.

Во второй главе дается характеристика непосредственно  ценовой политики непосредственно  агрокомбината «Ждановичи», а также его экономическая характеристика.

Наконец, в  третьей главе рассматриваются  основные направления совершенствования  государственного регулирования цен  и ценовой политики в АПК.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

Понятие «ценовая политика» определяется такими категориями в экономике, как цена и ценообразование.

Цена товара – это денежное выражение его полезности и благ, вытекающих из его использования, проявляющееся в процессе обмена.

Процесс установления цены называется ценообразованием. Ценообразование является составной частью политики цен предприятия, заключающейся в определении необходимых ценовых изменений для поддержания оптимальных уровней цен во взаимосвязи товарного ассортимента предприятия и конкретного рынка и своевременном установлении цен по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в конкретной рыночной ситуации.

Ценовая политика – одна из главных составляющих системы маркетинга предприятия. Осуществление предприятием ценовой политики обеспечивает формирование обоснованных цен на новые товары, своевременную реакцию на изменение цен конкурентами, гибкость в установлении и изменении уровня цен. При реализации ценовой политики обеспечивается своевременный учет в цене изменений внутренней и внешней среды маркетинга, политики распределения, товарной политики и политики продвижения, а также изменений в жизненном цикле товара.

Разработка  ценовой политики предприятия, с  одной стороны, охватывает весь спектр представлений о содержании цены как экономической категории, а с другой – и весь спектр представлений о цене как стратегическом элементе политики, а также о политическом значении цены в стратегии. [5, с. 8 - 11]

 

 

    1. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

 

 

Государственное регулирование цен в любой  экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 №255-3: регулирование ценообразования – это воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики Республики Беларусь.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого  регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».

Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, в послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике. Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам, путем выделения различных дотаций, субсидий, что ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем.

Практика  использования политики «ценового потолка» в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика  «ценового пола» используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.).

Политика  «коридора цен» заключается в  том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняя резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Помимо предельных цен в Республике Беларусь устанавливаются фиксированные цены, которые также являются регулируемыми ценами, устанавливаемыми в твердо выраженной денежной величине.

Эффективность системы государственного регулирования  цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой и целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. [2, с. 23]

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться  двумя путями:

1) в форме  резкого перехода к рыночной  экономике с помощью активной либерализации цен;

2) посредством  плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

Программой  перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 – 1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.

Еще в составе  бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и др.) [2, с. 27].

Следующий шаг  в направлении перехода к свободным  ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического назначения и 25% товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.

Информация о работе Управление ценовой политикой в комплексе маркетинга на примере МРУП «АК «Ждановичи»