Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа
Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.
Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75
При этом следует положительно отметить достаточно высокий уровень готовности респондентов к сотрудничеству с представителями разных мировоззренческих позиций. Так, 13% из них вообще не считают различие в мировоззрении каким-либо значимым препятствием к сотрудничеству, а около 70% обнаружили фактически равную готовность сотрудничать с представителями православия, католицизма, протестантизма, иудаизма, ислама и атеизма. Это хорошая основа для формирования толерантных отношений в регионе.
Таким образом, в настоящее
время общий уровень
В настоящее время специалисты оценивают уровень практического проявления конфликтности в регионе как низкий. Однако, с учетом мирового финансового кризиса, общероссийских тенденций в различных сегментах сферы этноконфессиональных отношений и социальных проблем мигрантов в области ситуация может осложниться. Данная проблема должна быть решена только через формирование широкого общественного противостояния экстремизму.54
Ставить вопрос о росте
влияния экстремистских религиозных
группировок на данный момент нет
оснований. В то же время надо отметить,
что межконфессиональный
Подводя итог, можно сказать,
что, несмотря на наличие проанализированных
выше проблем и сложностей развития
религиозной ситуации в регионе,
процессы религиозной динамики в целом имеют позитивный
характер и направлены на постепенное
утверждение в сознании общества ценностей
толерантности и гражданской солидарности.
Как представляется, важную роль в сдерживании
деструктивных явлений в религиозной
жизни региона сыграл Совет по вопросам
религиозных и национальных объединений
при администрации Владимирской области,
сумевший, на основе комплексного и систематического
изучения религиозной ситуации, предложить
адекватную и действенную модель региональной
политики в сфере государственно-
2.3. Толерантность как условие коммуникации
Как было подробно рассмотрено в параграфе 1.1. толерантность представляет собой проявление терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, т. е. толерантность. В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие. В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание - существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.55 В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Но понятие толерантности в церковном сообществе России — новое. Сегодня оно еще в меньшей степени привычно и приемлемо для православного человека, чем такие понятия как гражданское общество, права человека, либеральные ценности, гуманизм и другие понятия демократического общества. Толерантность в религиозном контексте пока принято заменять словом веротерпимость. Российское общество нуждается в преодолении межрелигиозных напряжений. Необходимость межрелигиозного диалога очевидна. Тем не менее, обществу не следует ждать инициативы церквей и религий. Нужно помочь организовать такой диалог, и общественности необходимо в нем участвовать наряду с представителями церковного богословия и иерархии. 56
Автор согласен с мнением И. Малинина, который считает что, в российском поликонфессиональном мире понятие толерантности является по сути дела неологизмом. Для России эта проблема актуализируется еще более конфессиональной структурой страны. Характерная черта конфессиональной структуры России состоит в том, что в ней есть религия большинства, по отношению к которой остальные конфессии выступают как религиозные меньшинства. При этом религия большинства глубоко интегрирована в отечественную историю и культуру и составляет существенную сторону культурно-национального менталитета значительной части граждан страны. Поэтому вопрос о толерантности, к сожалению, возникает исключительно в плоскости межрелигиозного диалога так называемых традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Федоров В. убежден в том, что, толерантность — привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.57
Также автор не может не согласиться с мнением Гераниной Г.А., которая считает, что формирование религиозной идентичности, определяется как интимно-индивидуальными особенностями человека, так и окружающей его социальной средой. В последнем случае важную роль играют такие факторы как семья, политический контекст и система образования. Изучение религий в образовательном процессе может иметь целью как формирование приверженцев определенной конфессии, их убежденности в своей вероисповедальной исключительности, нередко ведущей к экстремизму в отношении «иноверцев», так и обретение широкого религиоведческого, культурологического горизонта в мироотношении личности, в воспитательном плане, связанном с формированием толерантного отношения к другим. Так, М.Г. Писманик отмечает, что религиоведческие «знания о религии необходимы также для поддержания взаимопонимания и гражданского сотрудничества между верующими и неверующими согражданами, для внедрения установок корректного, уважительного отношения между приверженцами разных конфессий», причем «взаимопонимание, готовность к гражданскому сотрудничеству с представителями разных мировоззренческих ориентаций – важнейшие, на наш взгляд, критерии воспитанности индивида», без чего «невозможно обрести осознанное мировоззренческое самоопределение».58
Автор полагает, что межрелигиозный диалог является одним из инструментов достижения межконфессионального мира и согласия – идеальной цели развития общества. Как справедливо заметил А.А. Нуруллаев, «наиболее дальновидные религиозные деятели настоятельно поднимают вопрос о необходимости организации постоянного диалога между различными религиями (конфессиями) как на страновом, региональном, так и на международном уровнях. Они с полным основанием рассматривают такой диалог не только как способ обмена информацией, но и как средство формирования цивилизованных межконфессиональных отношений, которые открывают путь для успешного сотрудничества по проблемам, волнующим общество».59
Говоря о религиозной толерантности, автор согласен с позицией Л.П. Карсавина, который писал: «Религиозная терпимость не может довести до признания одинаковой ценности всех, даже противоположных религиозных учений. Тогда она стала бы из религиозной терпимости нерелигиозным равнодушием. О догматическо-теоретической веротерпимости говорить совершенно бессмысленно. Можно говорить лишь о нравственно-практической терпимости, то есть о принципиальном воздержании от насилия в применении к инаковерующим».60 Власти должны учитывать такие особенности межконфессиональных отношений.
В связи с межрелигиозной ситуацией в области в 1998 году был создан Совет по вопросам религиозных объединений при администрации области, целью которого являлась координация деятельности государственных органов и общественности по реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), а также предупреждение нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Совет ставил задачи изучения практики деятельности новых религиозных культов и соответствия ее требованиям законодательства, объективного информирования населения о религиозных объединениях, действующих на территории области.
Новым импульсом согласия и консолидации конфессий был отмечен год празднования 2000 - летия Рождества Христова. Совместно с руководителями религиозных организаций вопросы подготовки к его празднованию в области были рассмотрены на заседании Совета. С учетом его рекомендаций было принято Постановление главы администрации области от 09.04.1999г. № 22561 «О создании областного организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства». Прошли крупномасштабные мероприятия, одним из которых явилась Всероссийская акция «Венок славы Александра Невского», посвященная 780-летию нашего земляка. Протестантские религиозные организации ознаменовали юбилей широкой демонстрацией кинофильма «Иисус».
С целью развития диалога
с религиозным сообществом
Для PR – специалиста с религиозной общественностью важно отметить, что на заседаниях Совета изучается опыт сотрудничества органов местного самоуправления с религиозными организациями, обсуждаются наиболее острые проблемы межконфессиональных отношений. Так, в 2000 году был рассмотрен вопрос «О практике взаимодействия администрации г. Владимира с религиозными организациями».63 В ходе подготовки данного вопроса члены Совета ознакомились с деятельностью ряда религиозных организаций. Результатом обсуждения явились методические рекомендации, направленные Советом в органы местного самоуправления области. Перечень наиболее важных вопросов, рассмотренных на заседаниях Совета, представлен в приложении 3.
Решение вышеуказанной задачи опосредованно позитивно влияет на развитие межконфессионального сотрудничества. В качестве положительного примера следует отметить многолетнее взаимодействие Владимиро-Суздальской Епархии Русской Православной Церкви и Прихода Святого Розария пресвятой Девы Марии Римско-католической Церкви, развитию которого не стала помехой высылка из России в 2002 году настоятеля о.Стефано Каприо.64 Именно он был инициатором совместного проведения благотворительной акции, направленной на оказание помощи детям, больным туберкулезом. Плодотворный диалог развивается в рамках совместных богословских конференций. В статусе международных прошли, например, конференции: «Наука и религия в диалоге: Тайна Туринской Плащаницы» (октябрь 2005 г.), «Рукописи Мертвого моря» (февраль 2006 г.), Покровские чтения (апрель 2007 г., ноябрь 2008 г.) и «Мученичество и святость в ХХ веке» (октябрь 2007 г.).
Стремление к объединению усилий демонстрируют протестантские религиозные организации, восемь из которых 22 мая 2007 года подписали договор о сотрудничестве и создали Содружество христианских церквей области. Их первой совместной акцией стал медиа - проект «Ощути силу перемен», в ходе которого каждый желающий мог бесплатно получить одноименную книгу, обратиться со своими проблемами по круглосуточно работавшему многоканальному телефону доверия. На городском телеканале прошел цикл программ «Реальные судьбы - реальные перемены», в которых рассказывалось о позитивных изменениях в жизни владимирцев, обратившихся к Богу.
В целом можно констатировать, что в настоящее время в области сложилась обстановки достаточно устойчивого поликонфессионального равновесия.
Следовательно,
одна из важнейших задач
Выводы