PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75

Файлы: 1 файл

Диплом итог Орлова Юля.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

При этом следует положительно отметить достаточно высокий уровень  готовности респондентов к сотрудничеству с представителями разных мировоззренческих позиций. Так, 13% из них вообще не считают различие в мировоззрении каким-либо значимым препятствием к сотрудничеству, а около 70% обнаружили фактически равную готовность сотрудничать с представителями православия, католицизма, протестантизма, иудаизма, ислама и атеизма. Это хорошая основа для формирования толерантных отношений в регионе.

Таким образом, в настоящее  время общий уровень толерантности  населения области достаточно высок - около 70%, хотя часть жителей, радикально настроенная к иным мировоззренческим установкам, осталась неизменной на уровне менее 20%.

В настоящее время  специалисты оценивают уровень  практического проявления конфликтности  в регионе как низкий. Однако, с учетом мирового финансового кризиса, общероссийских тенденций в различных сегментах сферы этноконфессиональных отношений и социальных проблем мигрантов в области ситуация может осложниться. Данная проблема должна быть решена только через формирование широкого общественного противостояния экстремизму.54

Ставить вопрос о росте  влияния экстремистских религиозных  группировок на данный момент нет  оснований. В то же время надо отметить, что межконфессиональный конфликт редко проявляется сам по себе, однако наличие религиозной компоненты значительно усиливает конфликт любой другой природы — межэтнический, экономический или политический.

Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на наличие проанализированных выше проблем и сложностей развития религиозной ситуации в регионе, процессы религиозной динамики в целом имеют позитивный характер и направлены на постепенное утверждение в сознании общества ценностей толерантности и гражданской солидарности. Как представляется, важную роль в сдерживании деструктивных явлений в религиозной жизни региона сыграл Совет по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области, сумевший, на основе комплексного и систематического изучения религиозной ситуации, предложить адекватную и действенную модель региональной политики в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Существующие проблемы актуализируют задачу формирования атмосферы толерантности в межконфессиональных отношениях.

 

2.3. Толерантность как условие коммуникации

   Как было подробно рассмотрено в параграфе 1.1. толерантность представляет собой проявление терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, т. е. толерантность. В христианстве толерантность конкретизируется через понятия смирение и милосердие. В заповеди Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете» содержится не только призыв к толерантности, но и подразумевается ее духовное основание - существование Высшего суда, выносящего окончательный и самый справедливый приговор каждому человеку.55 В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Но понятие толерантности в церковном сообществе России — новое. Сегодня оно еще в меньшей степени привычно и приемлемо для православного человека, чем такие понятия как гражданское общество, права человека, либеральные ценности, гуманизм и другие понятия демократического общества. Толерантность в религиозном контексте пока принято заменять словом веротерпимость. Российское общество нуждается в преодолении межрелигиозных напряжений. Необходимость межрелигиозного диалога очевидна. Тем не менее, обществу не следует ждать инициативы церквей и религий. Нужно помочь организовать такой диалог, и общественности необходимо в нем участвовать наряду с представителями церковного богословия и иерархии. 56

    Автор согласен с мнением И. Малинина, который считает что, в российском поликонфессиональном мире понятие толерантности является по сути дела неологизмом. Для России эта проблема актуализируется еще более конфессиональной структурой страны. Характерная черта конфессиональной структуры России состоит в том, что в ней есть религия большинства, по отношению к которой остальные конфессии выступают как религиозные меньшинства. При этом религия большинства глубоко интегрирована в отечественную историю и культуру и составляет существенную сторону культурно-национального менталитета значительной части граждан страны.      Поэтому вопрос о толерантности, к сожалению, возникает исключительно в плоскости межрелигиозного диалога так называемых традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм). Федоров В. убежден в том, что, толерантность — привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.57

    Также автор  не может не согласиться с  мнением Гераниной  Г.А., которая  считает, что формирование религиозной идентичности,  определяется как интимно-индивидуальными особенностями человека, так и окружающей его социальной средой. В последнем случае важную роль играют такие факторы как семья,  политический контекст и система образования. Изучение религий в образовательном процессе может иметь целью как формирование приверженцев определенной конфессии,  их убежденности в своей вероисповедальной исключительности, нередко ведущей к экстремизму в отношении  «иноверцев»,  так и обретение широкого религиоведческого,  культурологического горизонта в мироотношении личности, в воспитательном плане, связанном с формированием толерантного отношения к другим. Так, М.Г. Писманик отмечает,  что религиоведческие  «знания о религии необходимы также для поддержания взаимопонимания и гражданского сотрудничества между верующими и неверующими согражданами,  для внедрения установок корректного, уважительного отношения между приверженцами разных конфессий»,  причем  «взаимопонимание,  готовность к гражданскому сотрудничеству с представителями разных мировоззренческих ориентаций – важнейшие, на наш взгляд, критерии воспитанности индивида», без чего «невозможно обрести осознанное мировоззренческое самоопределение».58

    Автор полагает, что межрелигиозный диалог является одним из инструментов достижения межконфессионального мира и согласия – идеальной цели развития общества.  Как справедливо заметил А.А.  Нуруллаев, «наиболее дальновидные религиозные деятели настоятельно поднимают вопрос о необходимости организации постоянного диалога между различными религиями (конфессиями) как на страновом, региональном, так и на международном уровнях. Они с полным основанием   рассматривают такой диалог не только как способ обмена информацией,  но и как средство формирования цивилизованных межконфессиональных отношений,  которые открывают путь для успешного сотрудничества по проблемам, волнующим общество».59

    Говоря о религиозной толерантности, автор согласен с позицией Л.П. Карсавина, который писал: «Религиозная терпимость не может довести до признания одинаковой ценности всех, даже противоположных религиозных учений. Тогда она стала бы из религиозной терпимости нерелигиозным равнодушием. О догматическо-теоретической веротерпимости говорить совершенно бессмысленно. Можно говорить лишь о нравственно-практической терпимости, то есть о принципиальном воздержании от насилия в применении к инаковерующим».60 Власти должны учитывать такие особенности межконфессиональных отношений.

В связи с  межрелигиозной ситуацией в области   в 1998 году был создан Совет по вопросам религиозных объединений при администрации области, целью которого являлась координация деятельности государственных органов и общественности по реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), а также предупреждение нарушений прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Совет ставил задачи изучения практики деятельности новых религиозных культов и соответствия ее требованиям законодательства, объективного информирования населения о религиозных объединениях, действующих на территории области.

Новым импульсом согласия и консолидации конфессий был  отмечен год празднования 2000 - летия  Рождества Христова. Совместно с руководителями религиозных организаций вопросы подготовки к его празднованию в области были рассмотрены на заседании Совета. С учетом его рекомендаций было принято Постановление главы администрации области от 09.04.1999г. № 22561 «О создании областного организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства». Прошли крупномасштабные мероприятия, одним из которых явилась Всероссийская акция «Венок славы Александра Невского», посвященная 780-летию нашего земляка. Протестантские религиозные организации ознаменовали юбилей широкой демонстрацией кинофильма «Иисус».

С целью развития диалога  с религиозным сообществом члены  Совета практикуют проведение совещаний, семинаров, «круглых столов» по актуальным вопросам,62 таким как: «Взаимодействие государства, общества и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи», «О мерах по предупреждению межнациональных конфликтов, борьбе с этническим и религиозным экстремизмом» и др. В 2006 году проблемы межконфессионального диалога обсуждались на областной научно-практической конференции. Члены Совета исходят из того, что, только хорошо понимая друг друга, можно воспитывать терпимое отношение к мировоззренческому выбору каждого, уважение к культуре других этносов.

Для PR – специалиста с религиозной общественностью важно отметить, что на заседаниях Совета изучается опыт сотрудничества органов местного самоуправления с религиозными организациями, обсуждаются наиболее острые проблемы межконфессиональных отношений. Так, в 2000 году был рассмотрен вопрос «О практике взаимодействия администрации г. Владимира с религиозными организациями».63 В ходе подготовки данного вопроса члены Совета ознакомились с деятельностью ряда религиозных организаций. Результатом обсуждения явились методические рекомендации, направленные Советом в органы местного самоуправления области. Перечень наиболее важных вопросов, рассмотренных на заседаниях Совета, представлен в приложении 3.

Решение вышеуказанной задачи опосредованно позитивно влияет на развитие межконфессионального сотрудничества. В качестве положительного примера следует отметить многолетнее взаимодействие Владимиро-Суздальской Епархии Русской Православной Церкви и Прихода Святого Розария пресвятой Девы Марии Римско-католической Церкви, развитию которого не стала помехой высылка из России в 2002 году настоятеля о.Стефано Каприо.64 Именно он был инициатором совместного проведения благотворительной акции, направленной на оказание помощи детям, больным туберкулезом. Плодотворный диалог развивается в рамках совместных богословских конференций. В статусе международных прошли, например, конференции: «Наука и религия в диалоге: Тайна Туринской Плащаницы» (октябрь 2005 г.), «Рукописи Мертвого моря» (февраль 2006 г.), Покровские чтения (апрель 2007 г., ноябрь 2008 г.) и «Мученичество и святость в ХХ веке» (октябрь 2007 г.).

Стремление к объединению  усилий демонстрируют протестантские религиозные организации, восемь из которых 22 мая 2007 года подписали договор о сотрудничестве и создали Содружество христианских церквей области. Их первой совместной акцией стал медиа - проект «Ощути силу перемен», в ходе которого каждый желающий мог бесплатно получить одноименную книгу, обратиться со своими проблемами по круглосуточно работавшему многоканальному телефону доверия. На городском телеканале прошел цикл программ «Реальные судьбы - реальные перемены», в которых рассказывалось о позитивных изменениях в жизни владимирцев, обратившихся к Богу.

В целом можно констатировать, что в настоящее время в области сложилась обстановки достаточно устойчивого поликонфессионального равновесия.

    Следовательно,  одна из важнейших задач специалиста  по связям с религиозной общественностью  – привить понимание  толерантности  в поликонфессиональном Владимирском регионе при помощи меконфессионального диалога достаточно успешно реализуется.

 

Выводы

 

 

  1. Современная насыщенность конфессионального пространства и разнообразие его составляющих свидетельствует, с одной стороны, о высокой степени религиозной свободы, достигнутой во Владимирском регионе за годы демократических преобразований. С другой стороны, такая свобода создает предпосылки для возникновения и обострения межконфессиональных противоречий, в основном на почве борьбы за паству, которые остро нуждаются в создании оптимальной модели PR-технологий в формировании и поддержание благоприятной межконфессиональной обстановке. Исходя из этого, возникает проблема создания атмосферы лояльного отношения к мировоззренческому выбору граждан.
  2. С учётом сложившейся ситуации во Владимирской области можно выделить ряд проблем в конфессиональной среде:
    • общее состояние религиозности в регионе можно определить как устойчивую поликонфессиональность при значительном приоритете православия. Следовательно,  основная масса населения региона должна проявлять терпимость к остальным конфессиям; 
    • в результате миграционных процессов отмечен рост численности населения области, исповедующих ислам;
    • миграционные потоки иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии зачастую ухудшает социально-экономическую обстановку во Владимирской области:
    • из-за больших миграционных потоков сегодня встают проблемы этнополитического и религиозно-политического экстремизма: проявления агрессивных настроений молодежи лево- и праворадикальной, неонацистской направленности;
    • Еще одна проб<span class="List

Информация о работе PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац