Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа
Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.
Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75
В рамках отечественного
религиоведения значительный вклад
в разработку методологии исследования
отношений государства с религиозными объединениями
внесли ведущие ученые: Е.И. Аринин, Ю.А.
Бабинов, А.Ю. Григоренко, СИ. Иваненко,
И.Я. Кантеров, А.А. Красиков, Л.Н. Митрохин,
М.П. Мчедлов, М.П. Новиков, А.А. Нуруллаев,
Ф.Г. Овсиенко, М.И.Одинцов, М.Г. Писманик,
В.Н. Порус, Н.А. Трофимчук, Д.М. Угринович,
М.О. Шахов, И.Н. Яблоков- и др. Среди зарубежных
авторов, обращающихся к теоретико-методологическим
аспектам государственно-
Толерантность как нравственная и религиозная проблема освещена в трудах: О.В. Кириченко и О.Е. Морозова.
Общественная представленность
культурно-религиозных ценносте
К настоящему моменту межконфессиональные отношения рассмотрены в различных аспектах социального знания. Имеется ряд позиций и мнений, авторы которых концентрируются на историческом (Л.Н. Гумилев, А.И. Жильский, А.Б. Зубов, Г.А. Никитина, МЛО. Решетова, Н.С. Трубецкой и др.), конфессионально-теологическом (А. Барац, С. Н. Булгагов, А. Кураев, B.C. Соловьев, А. Сурожский, Л.Н. Толстой, Ф. Мухамедшин, А. Хомейни, П. Флоренский и др.), политическом (Г. Зиммель, СИ. Иваненко, 3. Изакович, А.А. Красиков, Н.М. Мамедова, В.Н. Рагузин и др.), юридическом (Б. Бич, И.Я. Кантеров, ЕО. Кривошеина, У. Кок Дюрам, Ю.А. Розенбаум, Л.С. Скуратовская, В.О. Лобовиков, О.С. Шутова и др.) аспектах межконфессиональной проблематики. Значительная часть публикаций по теме выглядит в контексте теоретического обозначения, а не концептуальной разработки, выражает стремление авторов привлечь внимание общественности к назревшей проблеме межрелигиозного взаимососедства.
Между тем имеется
ряд социологических и
Новизна и практическая значимость работы определяются поставленной целью, отсутствием подобных исследований в контексте конкретного региона современной России, особенностями исследуемого материала. Основу исследования составляет анализ состояния межконфессиональных отношений во Владимирской области с целью создания необходимых PR-технологий для поддержания благоприятного климата. Основное значение имеет динамика основных религиозных процессов во Владимирской области и её основные направления. Изучение данной проблемы требует применения системно-комлексного подхода.
Решение задач исследования обеспечивается использованием следующих методов:
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во
введении обоснована
В первой главе «Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений» проведён терминологический анализ основных понятий, поставлены задачи, определены PR-технологии, используемые в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата, а также изучен зарубежный и отечественный опыт по данной проблематике.
Во второй главе «Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества» на основе изучения межконфессиональных отношений во Владимирской области определена роль толерантности для формирования комфортных отношений в конфессиональной сфере, изучены причины конфликтности между конфессиями во Владимирском регионе.
В третий главе «Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области» рассмотрен и изучен имидж конфессий во Владимирской области; место и роль PR - технологий в конфессиях, проанализирована и сформирована оптимальная модель PR - технологий.
В заключении выпускной
квалификационной работы
Гипотеза исследования: автор полагает, что для проведения комплексной работы в области связей с общественностью с целью создания и поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области необходим центр координации всех усилий и творческих инициатив, связанных с PR – технологиями. Этим центром должен стать специальный отдел в администрации области, в частности, им может выступать отдел по связям с религиозными объединениями. Именно отдел по связям с религиозной общественностью может исполнить роль медиатора бесконфликтной политики в сфере межконфессиональных отношений. В ходе работы данное предположение подтвердилось.
Апробация работы производилась в нескольких направлениях:
- практический уровень - в ходе преддипломной практики в администрации Владимирской области на заседании межконфессиональной комиссии при Совете по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области;
- теоретический уровень – работа заслушана и допущена к защите сертифицированной Коллегией филиала по качеству подготовки специалиста. Получены положительные отзывы внутренних и внешних рецензентов.
На защиту
выносятся следующие
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений
Знакомство со
специальной литературой показа
В связи с этим в
настоящей главе представляется
необходимым определиться с исходной
рабочей терминологий, рассмотреть
ее смысловую динамику «во времени
и пространстве» и установить
степень необходимости PR-
При исследовании применения PR-технологий к религиозной сфере, в первую очередь, необходимо обратиться к терминологическому анализу таких основных понятий, используемых в работе, как «PR-технологии», «межконфессиональный конфликт» и «толерантность».
Реальные социальные процессы, происходящие в любом сложноорганизованном обществе, исключительно многообразны. Все социальные взаимосвязи можно представить как совокупность конкретных проблем, требующих решения со стороны органов управления и групп общественности, осуществления ими соответствующих целенаправленных действий, применения конкретных средств и ресурсов. Но ситуация существенно меняется, если отношения в социальной сфере преобразуются во взаимозависимость отдельных структур, в конкретные поступки и чувства действующих лиц, совершаемые в определенном месте и в реальное время. Таким образом, решение конкретной проблемы означает выработку конкретных способов ее воплощения на практике, т.е. применение определенных технологий решения задачи.2 В целом технологическое решение проблемы означает не просто понимание того, что она из себя представляет, а определение способов реализации конкретной ситуации. В научных изданиях категория «технология» определяется следующим образом. Технология (от греч. texne - искусство, мастерство и логия - наука) - это система целенаправленных, последовательных, заведомо эффективных действий, рассчитанных на достижение необходимого (заданного) положительного результата. Применительно к технологиям связей с общественностью можно сказать, что они представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности по организации связей с общественностью, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте. Технологии в системе связей с общественностью не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих форм социального поведения групп общественности. По сути дела, процедуры связей с общественностью представляют собой определенный «сухой остаток» целевой активности субъекта управления, результат рационализации применяемых им приемов и способов. Иначе говоря, технологии связей с общественностью устанавливаются лишь тогда, когда в процессе достижения цели складывается последовательность операций, фиксирующая очередность применения определенных приемов и средств достижения конкретной цели. Их нельзя смешивать с отдельными механизмами или приемами взаимодействия. Технологии связей с общественностью - это и процесс применения приемов, направленных на достижение конкретной цели реально действующим субъектом управления, и результат этой деятельности. Технологии связей с общественностью как определенная последовательность действий представляют собой форму социальной инженерии, обусловленную свойствами действующего субъекта управления, его знаниями, опытом и настроем, а также используемыми в его деятельности материальными, духовными ресурсами и техническими компонентами. По этой причине формирование и применение технологий в системе связей с общественностью самым непосредственным образом зависит от квалификации и компетентности людей, их практических знаний и умений использовать определенные технические ресурсы. Как правило, низкая обеспеченность техническими или кадровыми ресурсами снижает эффективность технологий связей с общественностью. Поэтому не столько эффективность применения, сколько само существование технологий связей с общественностью обусловлено состоянием дел в регионе или организации, умением управленцев использовать накопленный опыт, реализовывать имеющиеся возможности в конкретной ситуации. 3Технологии связей с общественностью могут выступать и в качестве средства инициации, источника побуждения внутренних механизмов регуляции всей системы связей с общественностью и ее отдельных элементов. Иными словами, как элемент деятельности субъекта управления, выполняющий определенные социальные функции, технологии связей с общественностью становятся одним из механизмов самонастройки и самоорганизации этой области управленческой деятельности. В данном смысле технологии - не просто перечень оптимальных и эффективных действий, но и способ усиления контроля за процессом достижения целей, форма управления этой деятельностью.
А.А. Калмыков и М.А. Денисова считают, что под технологией понимается «сложная реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а по сути представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.) существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов». С другой стороны, под технологией понимается, объединенный в общую систему и обеспечивающий наибольшую эффективность той или иной деятельности комплекс разнородных компонентов: знаний, методов, операций и правил, и, как правило, наличие информационных, энергетических, сырьевых, технико-технологических, кадровых, организационных и прочих ресурсов. И c этой точки зрения PR может быть рассмотрен как технология. Тогда PR-технологию можно трактовать как процедуру, то есть последовательность действий (операций) приводящих при выполнении определенных условий к заданным изменениям в социальном объекте.4
Для определения PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного климата необходимо рассмотреть понятие «межконфессиональный конфликт». А. Пронькин считает, что межконфессиональный конфликт – это когда два мнения сражаются между собой, пытаясь доказать свою правоту5. Автор также считает, что межконфессиональный конфликт – это столкновение мнений различных конфессий, каждая из которых доказывает свою правоту. Для PR – специалиста важно не только определение межконфессионального конфликта, но и пути достижения мира при помощи толерантности. Следовательно важно проанализировать понятие «толерантность».
Б.И. Аболин полагает, что «впервые данная лексема появляется в Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова 1940 года и трактуется как «отвлеченное существительное к «толерантный», «терпимость», при этом слово «толерантность» снабжено пометой «книжное». Присутствует оно и в «Словаре иностранных слов», затем оно приводится в Большом Академическом словаре 1963 года, где уже имеет помету «устар.», а пометка «книжн.» отсутствует.6 Так, едва став «книжным», слово превратилось в «устаревшее», поскольку, видимо, непримиримость в этот период была более актуальной для идеологической политики власти, чем «толерантность».
Широкое распространение в русском языке слово «толерантность», как полагает Л. В. Никифорова, фактически получает только в XXI веке, поскольку даже в переводах на русский язык международных правовых документов (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) вплоть до 2002 года термин «толерантность» не звучал, это слово «еще царапало слух, несло в себе какой-то механический оттенок и нуждалось в уточнении», переводясь как слово «терпимость»7. К примеру, важнейший международный документ – «Декларация принципов толерантности» утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года,- даже на официальном сайте бюро ЮНЕСКО в Москве размещена под названием «Декларация принципов терпимости», а в самом тексте документа не встречается слово «толерантность».8 Иначе, т.е. именно как «Декларация принципов толерантности», название документа переведено на сайте проекта «Толерантность».9