PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75

Файлы: 1 файл

Диплом итог Орлова Юля.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

В рамках отечественного религиоведения значительный вклад  в разработку методологии исследования отношений государства с религиозными объединениями внесли ведущие ученые: Е.И. Аринин, Ю.А. Бабинов, А.Ю. Григоренко, СИ. Иваненко, И.Я. Кантеров, А.А. Красиков, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, М.П. Новиков, А.А. Нуруллаев, Ф.Г. Овсиенко, М.И.Одинцов, М.Г. Писманик, В.Н. Порус, Н.А. Трофимчук, Д.М. Угринович, М.О. Шахов, И.Н. Яблоков- и др. Среди зарубежных авторов, обращающихся к теоретико-методологическим аспектам государственно-конфессиональных отношений, можно выделить таких как: И. Барбур, А. Баркер, Р.Н. Белла, В. Джемс, Д. Дейвис, К. Дурэм, Г. Моран, Б. Паскаль, Э. Сьюэлл, С. Феррари, М. Элиаде и др.

Толерантность как нравственная и религиозная проблема освещена в трудах: О.В. Кириченко и  О.Е. Морозова.

Общественная представленность культурно-религиозных ценностей и процессы конфессиональной вовлеченности нашли отражение в социологических исследованиях В.И. Борзенко, Ю.Л. Василевского, Л. Василенко, Ю.А. Гаврилова, И.В. Журавлевой, К. Каариайнен, П.А. Кулакова, Р.А. Лопаткина, Л.Н. Митрохина, З.И. Пейковой, Ю.ІО. Синелиной, НА. Трофимчук, Э.Г. Филимонова, С. Филатова, В.Г, Харчеци, А.Г. Шевченко, Ф.Э. Шереги, Г.С. Широкаловой, Е.С. Элбакян, И.Н. Яблокова и др. Конфессиональная вовлеченность детерминирует общественную интеграцию (Э. Дюргхейм, Г. Спенсер, Б. Малиновский, П.А. Сорокин), а также социальные последствия в ракурсе социальной адаптации и дезадаптации, которые изучались преимущественно социальными психологами Е.М. Аргил, С. Артербам, А. Ван Каам, К. Джиамбалво, Доброу-Айхель, Е.О'Дохеретти, Л. Кивлев, М. Лангон, Р. Лифтон, Т. Петере, X. Ремшмидт, Т. Роджерс, Дж. Рональлд, Р. Толес, В. Уилсон, П. Утсон, Дж. Фелтон, С. Хассэн, С. Элисон и др. Позиции представленных авторов недостаточно хорошо вскрывают и иллюстрируют ту сторону проблемы, которая лежит в сфере собственно межконфессиональных отношений. Между тем большинство исследователей, представляющих различные области социальных наук, склонны констатировать возрастающую роль конфессионального фактора в общественной практике и социальной коммуникации.

 К настоящему моменту межконфессиональные отношения рассмотрены в различных аспектах социального знания. Имеется ряд позиций и мнений, авторы которых концентрируются на историческом (Л.Н. Гумилев, А.И. Жильский, А.Б. Зубов, Г.А. Никитина, МЛО. Решетова, Н.С. Трубецкой и др.), конфессионально-теологическом (А. Барац, С. Н. Булгагов, А. Кураев, B.C. Соловьев, А. Сурожский, Л.Н. Толстой, Ф. Мухамедшин, А. Хомейни, П. Флоренский и др.), политическом (Г. Зиммель, СИ. Иваненко, 3. Изакович, А.А. Красиков, Н.М. Мамедова, В.Н. Рагузин и др.), юридическом (Б. Бич, И.Я. Кантеров, ЕО. Кривошеина, У. Кок Дюрам, Ю.А. Розенбаум, Л.С. Скуратовская, В.О. Лобовиков, О.С. Шутова и др.) аспектах межконфессиональной проблематики. Значительная часть публикаций по теме выглядит в контексте теоретического обозначения, а не концептуальной разработки, выражает стремление авторов привлечь внимание общественности к назревшей проблеме межрелигиозного взаимососедства.

Между тем имеется  ряд социологических и социально-философских  исследований, отражающих конкретную фактологию межконфессиональных отношений, как на уровне эмпирических данных, так и концептуально (В.В. Амелин, В.И. Веремчук, B.C. Воронцов, Д.М. Исхаков, К. Каариайнен, М.П. Мчедлов, Р.Н. Мусина, Э.Г. Филимонов, Д.Е. Фурман, Е.С. Элбакян и др.). Отдельно следует отметить теоретическую позицию А.А. Нуруллаева, предложившего целостную перспективу рассмотрения межконфессиональной проблематики не только освещающую ее реалии, но и включающую прогноз развития, а также рекомендации по оптимизации отношений между конфессиями.

Новизна и практическая значимость работы определяются  поставленной  целью, отсутствием подобных исследований в контексте конкретного региона современной России, особенностями исследуемого материала. Основу исследования составляет анализ состояния межконфессиональных отношений во Владимирской области с целью создания необходимых PR-технологий для поддержания благоприятного климата. Основное значение имеет динамика основных религиозных процессов во Владимирской области и её основные направления. Изучение данной проблемы требует применения системно-комлексного подхода.

Решение задач исследования обеспечивается использованием следующих  методов:

  • анализ популяризации (изучение газетные вырезок на религиозные темы);
  • метод интервью (проведение беседы с респондентом на интересующую тему);
  • глубинное интервью (неформальная беседа на необходимую тему);
  • опросы (экспертный и ситуационный опрос);
  • контент-анализ (изучение текстовой и графической информации, перевод изучаемой информации в количественные показатели и статистическая обработка информации).

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

       Во  введении обоснована актуальность  выбранной темы, оценена степень разработанности исследуемой проблемы, охарактеризована источниковая база выпускной квалификационной работы, сформулированы цели и задачи исследования, его методологическая основа, раскрыта научно-практическая значимость результатов.

      В первой главе «Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений» проведён терминологический анализ основных понятий, поставлены задачи, определены PR-технологии, используемые в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата, а также изучен зарубежный и отечественный опыт по данной проблематике.

    Во второй  главе «Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества» на основе изучения межконфессиональных отношений во Владимирской области определена роль толерантности для формирования комфортных отношений в конфессиональной сфере, изучены причины конфликтности между конфессиями во Владимирском регионе.

   В третий главе   «Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области» рассмотрен и изучен имидж конфессий во Владимирской области; место и роль PR - технологий в конфессиях, проанализирована и сформирована оптимальная модель PR - технологий.

  В заключении выпускной  квалификационной работы подведены  итоги исследования, сформулированы  основные выводы.

 

  Гипотеза исследования: автор полагает, что для проведения комплексной работы в области связей с общественностью с целью создания и поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области необходим центр координации всех усилий и творческих  инициатив, связанных с PR – технологиями. Этим центром должен стать специальный отдел в администрации области, в частности, им может выступать отдел по связям с религиозными объединениями.  Именно отдел по связям с религиозной общественностью может исполнить роль медиатора бесконфликтной политики в сфере межконфессиональных отношений. В ходе работы данное предположение подтвердилось.

      Апробация работы производилась в нескольких направлениях:

   - практический  уровень - в ходе преддипломной практики в администрации Владимирской области на заседании межконфессиональной комиссии при Совете по вопросам религиозных и национальных объединений при администрации Владимирской области;

  -  теоретический  уровень – работа заслушана и допущена к защите сертифицированной Коллегией филиала по качеству подготовки специалиста. Получены положительные отзывы внутренних и внешних рецензентов.

 

 На защиту  выносятся следующие результаты  исследования:

 

  1. Ряд основных PR-технологий, которые используются для поднятия имиджа конфессии во Владимирском регионе:
    • Взаимодействие с молодёжью;
    • Открытие летних лагерей;
    • Благотворительные акции.
  1. Основная задача PR-технологий – это формирование общественного мнения с целью увеличение доверия и поднятия социального статуса конфессии.
  1. На основании  деятельности Межконфессионального Комиссии при Совете по вопросам религиозных и национальных объединения при администрации области,  автором была создана оптимальная модель PR-технологий, которая состоит из девяти основных пунктов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений

 

   Знакомство со  специальной литературой показало, что при всей актуальности вопроса формирования и поддержания бесконфликтной межконфессионального климата  в России и регионах,  вопрос все еще остается малоизученным как на уровне самого термина «межконфессиональный конфликт» с точки зрения PR-специалиста с религиозной общественностью.

В связи с этим в  настоящей главе представляется необходимым определиться с исходной рабочей терминологий, рассмотреть  ее смысловую динамику «во времени  и пространстве» и установить степень необходимости PR-технологий поддержания и формирования  благоприятного межконфессионального климата вообще и Владимирской области, в частности.

 

 

    1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью

 

       При исследовании применения PR-технологий к религиозной сфере, в первую очередь, необходимо обратиться к терминологическому анализу таких основных понятий, используемых в работе, как «PR-технологии», «межконфессиональный конфликт» и «толерантность».

     Реальные социальные процессы, происходящие в любом сложноорганизованном обществе, исключительно многообразны. Все социальные взаимосвязи можно представить как совокупность конкретных проблем, требующих решения со стороны органов управления и групп общественности, осуществления ими соответствующих целенаправленных действий, применения конкретных средств и ресурсов. Но ситуация существенно меняется, если отношения в социальной сфере преобразуются во взаимозависимость отдельных структур, в конкретные поступки и чувства действующих лиц, совершаемые в определенном месте и в реальное время. Таким образом, решение конкретной проблемы означает выработку конкретных способов ее воплощения на практике, т.е. применение определенных технологий решения задачи.2 В целом технологическое решение проблемы означает не просто понимание того, что она из себя представляет, а определение способов реализации конкретной ситуации. В научных изданиях категория «технология» определяется следующим образом. Технология (от греч. texne - искусство, мастерство и логия - наука) - это система целенаправленных, последовательных, заведомо эффективных действий, рассчитанных на достижение необходимого (заданного) положительного результата. Применительно к технологиям связей с общественностью можно сказать, что они представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности по организации связей с общественностью, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте. Технологии в системе связей с общественностью не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих форм социального поведения групп общественности. По сути дела, процедуры связей с общественностью представляют собой определенный «сухой остаток» целевой активности субъекта управления, результат рационализации применяемых им приемов и способов. Иначе говоря, технологии связей с общественностью устанавливаются лишь тогда, когда в процессе достижения цели складывается последовательность операций, фиксирующая очередность применения определенных приемов и средств достижения конкретной цели. Их нельзя смешивать с отдельными механизмами или приемами взаимодействия. Технологии связей с общественностью - это и процесс применения приемов, направленных на достижение конкретной цели реально действующим субъектом управления, и результат этой деятельности. Технологии связей с общественностью как определенная последовательность действий представляют собой форму социальной инженерии, обусловленную свойствами действующего субъекта управления, его знаниями, опытом и настроем, а также используемыми в его деятельности материальными, духовными ресурсами и техническими компонентами. По этой причине формирование и применение технологий в системе связей с общественностью самым непосредственным образом зависит от квалификации и компетентности людей, их практических знаний и умений использовать определенные технические ресурсы. Как правило, низкая обеспеченность техническими или кадровыми ресурсами снижает эффективность технологий связей с общественностью. Поэтому не столько эффективность применения, сколько само существование технологий связей с общественностью обусловлено состоянием дел в регионе или организации, умением управленцев использовать накопленный опыт, реализовывать имеющиеся возможности в конкретной ситуации. 3Технологии связей с общественностью могут выступать и в качестве средства инициации, источника побуждения внутренних механизмов регуляции всей системы связей с общественностью и ее отдельных элементов. Иными словами, как элемент деятельности субъекта управления, выполняющий определенные социальные функции, технологии связей с общественностью становятся одним из механизмов самонастройки и самоорганизации этой области управленческой деятельности. В данном смысле технологии - не просто перечень оптимальных и эффективных действий, но и способ усиления контроля за процессом достижения целей, форма управления этой деятельностью.

      А.А. Калмыков и М.А. Денисова считают, что под технологией понимается «сложная реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания (то есть является механизмом новаций и развития), а по сути представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.) существенно детерминируемых, однако, рядом социокультурных факторов». С другой стороны, под технологией понимается, объединенный в общую систему и обеспечивающий наибольшую эффективность той или иной деятельности комплекс разнородных компонентов: знаний, методов, операций и правил, и, как правило, наличие информационных, энергетических, сырьевых, технико-технологических, кадровых, организационных и прочих ресурсов. И c этой точки зрения PR может быть рассмотрен как технология. Тогда PR-технологию можно трактовать как процедуру, то есть последовательность действий (операций) приводящих при выполнении определенных условий к заданным изменениям в социальном объекте.4

      Для определения  PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного климата необходимо рассмотреть понятие «межконфессиональный конфликт». А. Пронькин считает, что межконфессиональный конфликт – это когда два мнения сражаются между собой, пытаясь доказать свою правоту5. Автор также считает, что межконфессиональный конфликт – это столкновение мнений различных конфессий, каждая из которых доказывает свою правоту. Для PR – специалиста важно не только определение межконфессионального конфликта, но и пути достижения мира при помощи толерантности. Следовательно важно проанализировать понятие «толерантность».

      Б.И. Аболин полагает, что «впервые данная лексема появляется в Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова 1940 года и трактуется как «отвлеченное существительное к «толерантный», «терпимость», при этом слово «толерантность» снабжено пометой «книжное». Присутствует оно и в «Словаре иностранных слов», затем оно приводится в Большом Академическом словаре 1963 года, где уже имеет помету «устар.», а пометка «книжн.» отсутствует.6 Так, едва став «книжным», слово превратилось в «устаревшее», поскольку, видимо, непримиримость в этот период была более актуальной для идеологической политики власти, чем «толерантность».         

      Широкое распространение в русском языке слово «толерантность», как полагает Л. В. Никифорова, фактически получает только в XXI веке, поскольку даже в переводах на русский язык международных правовых документов (ООН, Совета Европы, ОБСЕ, СНГ) вплоть до 2002 года термин «толерантность» не звучал, это слово «еще царапало слух, несло в себе какой-то механический оттенок и нуждалось в уточнении», переводясь как слово «терпимость»7. К примеру, важнейший международный документ – «Декларация принципов толерантности» утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года,- даже на официальном сайте бюро ЮНЕСКО в Москве размещена под названием «Декларация принципов терпимости», а в самом тексте документа не встречается слово «толерантность».8 Иначе, т.е. именно как «Декларация принципов толерантности», название документа переведено на сайте проекта «Толерантность».9

Информация о работе PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац