PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75

Файлы: 1 файл

Диплом итог Орлова Юля.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

возраста на примере населения Владимирской области, в соответст вии с которыми можно представить следующий современный «портрет» религиозного сообщества.

          Для PR-специалиста важно учесть социально-демографические особенности верующих владимирцев. Говоря о гендерных характеристиках респондентов, в исследованиях «прослеживаются уже многократно обозначенные в социологии религии закономерности. Большую часть верующих составляют женщины (70 – 90 %). Из них – одинокие женщины или женщины с неблагополучными семейными обстоятельствами (70 – 80 %). Женщины – более дисциплинированные прихожанки, они чаще и регулярнее посещают общину. Кроме того, они испытывают к лидерам общины большую личную психоэмоциональную привязанность и более глубокое доверие, чем мужчины".35 «Эта тенденция характерна для России еще со времен СССР и реально не меняется, поскольку многие проблемы социально-экономического характера неравномерно затрагивают мужчин и женщин».36 Среди конфессиональных групп женщины явно доминируют среди православных (53,6 % / 47,8 %), незначительно – у католиков (3,2 % / 2,9%), тогда как в мусульманской и протестантской среде отмечается примерное равенство доли мужчин и женщин. Значительное преобладание мужского контингента наблюдается у нерелигиозных респондентов (12,6 % / 18,2 %).

   Характеризуя возрастные различия респондентов, следует отметить, что в региональном религиозном сообществе идет процесс омоложения новых религиозных культов, старение «традиционных». «Основная часть верующих, избравших новые формы религиозных верований – молодые люди 22 – 30 лет». Среди старшего поколения (от 40 лет) 70 – 85 % верующих относят себя к православным, а среди верующей молодежи (20 – 30 лет) 18 – 34 %». Возможно, одна из причин – наличие внутренних противоречий в «традиционных» религиях. Аксиологические характеристики. Ценности, которые привлекают людей в нетрадиционных религиях, в целом те же, что и в традиционных (см. табл.).

 

Таблица

                        Аксиологические характеристики

                Ценности                                        Проценты по годам

                                                                       2004                  2006

 

Любовь и согласие в семье                         55,2                    58,7    (67/56/53)

Внутренний покой и гармония                  13,2                     18 %   (15/22/17)

Материальный достаток и карьера           13,3                     11 % (2/15/16)

Долг и ответственность перед  Богом        3,7                       6,3 % (14/1/4)

(другими Высшими силами)

Долг и ответственность  перед                    2,2                         3 % (1/1/7)

Отечеством

   Если  в 2002 году 31,3 % респондентов считали  возможным совершить ради своих  религиозных убеждений поступок, который нанес бы вред семье,  друзьям, карьере, себе или  другим людям, то в 2006 году 90,3 % (93/92/86) опрошенных выразили неготовность к таким действиям.37

   Как и раньше, наибольшая часть опрошенных верующих – 42,7 % [35,3 %] (41/46/41) считает, что вера поможет им стать более отзывчивыми и добрыми. В то же время такие сакральные проблемы, как преодоление греховности и достижение бессмертия как результат их верования отмечают соответственно 16,7 % [19,95 %] (27/18/5) и 8 % [11,8 %] (15/4/5) респондентов.

   Примечательно, что в 2004 году наибольший процент верующих в единого Бога (74,6 %) отмечен у возрастной группы 25 – 34 года.38 Данное явление, возможно, объясняется тем, что социализация этой возрастной группы пришлась на время создания в России рыночно-криминального общества. Именно в этот период в ходе активного социального самоопределения такая личность ищет в общине то, чего не может ей дать социальное окружение: в молитве – 12,4 % (при среднем показателе по всем респондентам 10,5 %), преодолеть греховность, 13,4 % (при среднем показателе 11,2 %) и «стать более добрым» 38,8 % (при среднем показателе – 32,3 %).

   В августе 2011 года впервые в разрезе всех муниципальном образовании области (21) проводились исследования с выборкой 11 тысяч человек. Результаты показали, что в целом ситуация остается спокойной, уровень толерантности населения (по данным опроса) достаточный для мирного сосуществования различных национальностей и конфессий. 82% жителей Владимирской области относят себя к православным христианам (в 2004 году эта цифра равнялась 51%). При этом «православная монолитность» наблюдается во всех муниципальных образованиях, тем не менее, самыми «православными» являются Муромский и Меленковский районы. Самое большое мировоззренческое разнообразие наблюдается во Владимире, Коврове и Муроме. Общее состояние религиозности в регионе можно определить как устойчивую политконфессиональность при значительном приоритете православия.

    Исследования 2011 года не ставили своей главной целью выяснение степени религиозности жителей региона. А значительный рост последователей православия можно объяснить тем, что владимирцы и жители области соотносят себя с православием как с культурой, историческими традициями и национальным образом жизни. 30% опрошенных, 10 тысяч человек, положительно относятся к представителям других вероисповеданий, 9% – скорее положительно, а более 50% – нейтрально. 39

   Тем не менее, конфликтность в межконфессиональной сфере постоянно остаётся под пристальным вниманием специалистов по связям с общественностью.

 

 

2.2 Конфликтность в межконфессиональных отношениях

 

          Владимирская область является одной из территорий центральной части России, где проживает значительное количество этнических мусульман (около 50 тыс.), поэтому к низкому удельному весу исламских организаций в регионе следует относиться аналитически. Во-первых, если мы учтем сезонную и скрытую миграции, то получим значительно более высокую и реальную численность мусульман. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что зарегистрированные исламские организации представлены преимущественно татарами, а представители других этнических мусульман осуществляют религиозную деятельность в рамках религиозных групп или иных форм.

   Одной из общероссийских тенденций, затронувших и Владимирскую область, является возрастание миграционных потоков, что ведёт к увеличению жителей области, исповедующих ислам. Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии зачастую ухудшает социальную обстановку. На вопрос экспертов: "Оказывают ли представители этнических групп влияние на преступность в регионе и если да, то в чем это выражается?" отрицательный ответ дали 8,6 % респондентов, остальные – положительный, подраздели его на виды: а) контроль криминальных рынков – 51,8 %; б) введение своих представителей в органы власти – 12,3 %; внедрение своих представителей в правоохранительные органы – 11,1 %; г) контроль промышленности – 8,6%; д) контроль финансовых потоков – 12,3 %; е) 8,6 % не указали ответа40. Установлена прямая взаимосвязь между уровнем и интенсивностью миграционных процессов и степенью криминальной активности этнических преступных формирований. Отрицательное влияние миграционных процессов усиливается, когда они вступают во взаимодействие с другими негативными социально-экономическими и политическими факторами41.

   Это наблюдалось в регионе в 2005 году, отмеченном всплеском националистических настроений и активизацией деятельности организации «Россия для русских», которая инициировала проведение двух несанкционированных крестных ходов у здания администрации области. 23 ноября 2005 года во Владимире прошло общее собрание по созданию "Русского культурно-православного центра" (РКПЦ). В "Открытом обращении архипастырям и пастырям Русской Православной Церкви" указывается на проблему, которая несет опасную угрозу будущему: "Сегодня на наших глазах происходит незаконное заселение русских земель выходцами из Кавказа, Средней Азии, Китая и т.д., отношение которых к коренному населению далеко не дружелюбно, а завтра на Святой Руси не останется Русских"42. В ноябре того же года под эгидой Великоросской Национальной партии в г. Владимире были распространены листовки, в которых использовались символика и слоганы, аналогичные фашистским. Организация "Россия для русских", Российский культурно-православный центр, Великоросская национальная партия распространяют идеи антисемитской и антиисламской направленности, разжигая внутриконфессиональную, межконфессиональную и гражданскую рознь43.

   Официальные представители Владимирской епархии выступают с осуждением подобных провокационных действий. Опасным следствием деятельности этих националистических организаций может стать не только дестабилизация этноконфессиональных отношений в регионе, но и размежевание самих православных общин по национальному признаку и формирование в массовом сознании неочерносотенного облика Русской Православной Церкви, тем более, что РКПЦ постоянно ссылался на самый высокий уровень покровительства, вплоть до Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, по благословению которого, якобы, проводились Чины покаяния – "личного, за свой род, за весь наш народ"44. Конечно же, такого рода «интеграция» православия в современное социокультурное пространство наносит ущерб как внутреннему состоянию РПЦ, так и ее социальной миссии.

     В 2005 году на ограждении здания Владимирской областной общественной организации "Еврейский общинно-благотворительный центр (Хесед-Озер)" появлялись надписи и символика, которые имели экстремистскую направленность, оскорбляли человеческое достоинство лиц еврейской национальности, способствовали разжиганию национальной розни. Однако члены Экспертного совета не могли квалифицировать их как направленные на разжигание религиозной розни или как религиозный экстремизм. На заборе, огораживающем строительную площадку Армянской Апостольской Церкви, неоднократно писались лозунги: «Россия – для русских!».

    Таким образом, сегодня встают проблемы этнополитического и религиозно-политического экстремизма: проявления агрессивных настроений молодежи лево- и праворадикальной, неонацистской направленности. «В этой связи формирование установок толерантного сознания должно опираться на понимание того, что в обществе параллельно, но «подпитывая» друг друга, действуют две тенденции. Первая – радикализация религиозного наследия, проявляющаяся как фундаменталистская реакция, боязнь утраты традиционной системы ценностей; вторая – распространение сектантства, мистических учений, экзотических, с точки зрения прошлого, верований и обрядов»45.

  «Отсутствие в нашем обществе эффективных механизмов противодействия деструктивным религиозным учениям и организациям создает благоприятную среду для их устойчивого существования. Тот факт, что общее число активных приверженцев таких культов невелико, не может рассматриваться как обоснование малозначительности проблемы в целом. Во-первых, потому что деструктивные религии имеют природу «социальной инфекции» и, при определенных обстоятельствах, могут за короткий срок значительно расширить число своих сторонников и приобрести более угрожающий масштаб. Во-вторых, те дегуманистические идеи и культы, которые представляются на первый взгляд совершенно случайными и преходящими, нередко, как свидетельствует история (вспомним мистерии раннего фашизма в Германии), отражают скрытые, глубинные процессы развития общественного сознания, а потому требуют серьезного отношения и изучения»46.

  Зафиксированы факты проявления сатанизма в Гусь-Хрустальном, Муроме47, Владимире. После закрытия в Москве религиозной организации «АУМ Cинрикё» ее последователи в 1995 году перебрались в деревню Ельцы Юрьев-Польского района, о чем рассказывалось в передаче ОРТ "Человек и закон", а также в средствах массовой информации48. В 2000 году газета "Молва"49 сообщала о появлении "Белого Братства", возобновившего свою деятельность в Гороховце – провинциальном районном центре. Об опасности, связанной с деятельностью клуба "Исток", реально представлявшим собой филиал Гуманитарного центра Р. Хаббарда в Москве, неоднократно предупреждали журналисты различных местных СМИ.50

    Еще одна проблема, которая была и пока остается, – это дефицит профессионально подготовленных кадров священнослужителей в различных конфессиях и специалистов по связям с религиозной общественностью, а также недостаточный уровень религиоведческих знаний у чиновников, реализующих вероисповедную политику в области.

  Достаточно высокий уровень потенциальной конфликтогенности в регионе подтверждается и данными социологических исследований 2004 года. На вопрос об отношении респондентов к людям других религиозных убеждений 7,7% опрошенных ответили, что считают этих людей опасными и не хотят сотрудничать с ними, а 9,3% респондентов выразили готовность вступить с ними в борьбу.51 Причем самую большую нетерпимость «продемонстрировали» не верующие люди возраста 35-49 лет, которые положительно ответили на поставленные выше вопросы соответственно 10,5% и 26,3%.

При ответе на вопрос: «Существуют  ли сегодня религиозные конфликты  на территории Владимирской области?» 13% «лидеров мнений» (50 экспертов - руководители религиозных организаций, преподаватели  общественных наук, работники культуры и государственные служащие, курирующие различные аспекты этноконфессиональной сферы), опрошенных в 2005 году, указали на то, что такие конфликты явно существуют; 37% отметили их наличие, но в скрытой форме; 8% указали на незначительность имеющихся конфликтов; 21% ответили, что на данный момент конфликтов нет, но их угроза существует; 17% уверены, что религиозных конфликтов в регионе нет, а 4% затруднились с ответом. Фактами проявления нетерпимости являются имевшие место в регионе выступления против строительства мечети52 и армянской апостольской церкви.

Среди основных причин религиозных  конфликтов респонденты называют: несовершенство законов в сфере религиозной  жизни граждан – 32%, социальные и  имущественные проблемы – 17%, глобализацию – 17%. Что же касается культурных различий и национально-территориальных вопросов, то их в качестве причины конфликтов назвали соответственно 14% и 3% опрошенных.53

Информация о работе PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац