Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа
Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.
Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75
В последнее десятилетие, практически на наших глазах, происходит конструирование новых семантических полей данного термина, заимствованного русской лексической системой из международного социально-политического, этического и юридического лексикона, формирующихся в напряженной «борьбе текстов» вокруг его значений, разделения близких понятий, обогащения его как положительными, так и отрицательными коннотациями, отражающими реалии современного отечественного социокультурного контекста. В таких условиях естественно, что, как показывают Л. В. Никифорова и другие филологи, перевод слова «толерантность» как «терпимость» далек от корректности, поскольку отражает только некоторые аспекты сложившихся коннотаций в русском и европейских языках, неотделимых от развития русской и европейских культур.10
Именно обращение к культурно-историческому контексту помогает понять, как происходило этимологическое и семантическое становление данного термина, возникшего на основе латинского слова «tolerantia». Оно представляет собой имя существительное, производное от глагола «tolerare» – нести, держать, сносить, терпеть, выносить, т.е. подчеркивается момент «выдержки», т. е. «удержания» ситуации.11
Как известно, терпимость и терпение объединяются по семе «выжидание, перенесение неприятного», но различаются по ситуативной семантике: «терпение» – физический процесс организма, а «терпимость» – душевное, психическое состояние, и филологически слово “tolerantia”, ключевой семой лексического значения которого является «выдержка», коррелирует с силами души, в то время как patientia – к терпению тела».12
В происходящих от латыни английском языке и других языках германской группы «толерантность» переводится преимущественно как «веротерпимость», «лояльное отношение к чужой религии», «допущение религиозной свободы», в то время как в русском, славянском языке, в культурном контексте которого отсутствовали коннотации с религиозными расколами (протестантизмом), это «способность мириться с чем-либо неприятным», «спокойное, снисходительное отношение к недолжному».13 Автор берёт рабочим понятие толерантности, как веротерпимость, способность мириться с другими религиями.
Для PR – специалиста по связям с религиозной общественностью важно иметь точное определение основных понятий, которые будут использоваться на протяжение всей выпускной квалификационной работы.
Россия
всегда была многонациональной
и многоконфессиональной
В ходе опроса, проведенного в 2012 году, 67% россиян заявили, что они православные, 19% - мусульмане, 2% - старообрядцы, 2% - иудеи, 2% - буддисты, 2% - протестанты, 1% - другие конфессии, 5% - нетрадиционные религиозные конфессии, а более половины считают свою веру важной или очень важной. Православная церковь содержит собственный журнал, радиостанцию, а недавно имела и передачу на государственном телевидении.15
PR-технологии в системе межкон
В рамках конструктивистского подхода необходимо также признать актуальность применения комплексных PR-технологий долговременного характера для решения стратегически важных задач в сфере межконфессиональных отношений. Однако сложность заключается в том, что в рамках российской социологической и политической теории и практики практически отсутствуют исследования, раскрывающие смысл, принципы и методы применения технологий связей с общественностью в конфессионой политике.
Сегодня взаимосвязь Public Relations и конфессии определяется необходимостью совместного сосуществования. Таким образом, задачей PR-технологий является формирование и поддержание благоприятного межконфессионального климата при помощи:
В сфере межконфессиональных отношений представляется необходимым применение следующих элементов (методов) связей с общественностью:
В современном мире
особую роль играет
Как известно, PR-специалисты являются посредниками между различными организациями. Обобщенно PR-деятельность в религиозной сфере можно представить в виде двух направлений:
Эти
направления определяют
Для разработки оптимальной модели РR технологий, используемых для создания бесконфликтного межконфессионального пространства, особое значение представляет накопленный отечественный и зарубежный опыт, который будет рассмотрен в следующем параграфе.
1.3 Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений
Исторически до ХХ века в большинстве стран мира было «свойственно считать действовавшую религию фундаментом стабильности в обществе», а «принуждение к религиозному однообразию» имело «повсеместный характер»19. До эпохи Просвещения сферы религиозного и светского не были жестко разделены и в странах Западной Европы, где религиозные идеи и нравственные ценности пропитывали все сферы жизни общества: семейную, интеллектуальную жизнь, общественную мораль, народные обычаи, литературу и политику. «Светское» воспринималось как «воцерковленно-мирское», но не «антирелигиозное», оно не бросало вызова религии как таковой.
Собственно европейская история XVI - XIX веков, упадок авторитета католичества и утверждение протестантизма, породили феномен современных национальных государств, где Конституция и Закон стали регламентировать статус религиозных институтов, где возникло просвещенное либеральное «гражданское сообщество», в котором религия все больше и больше стала превращаться в «частное дело граждан», где сформировалась традиция «личной неконфессиональной религиозности» (И.-В.Гете)20, индивидуального светского, атеистического, скептического или агностического мировоззрения. Впервые в истории «светское» установило контроль над сферой и проявлениями «церковно-сакрального». Наглядной стала релятивизация прежних «величественных, сильных и ярких форм подлинного благочестия».
Господство «светского», противоречия и сложности гражданской жизни, особенно две Мировые войны ХХ века, породили периодически возникающие настроения неопределенности и тревоги, скуки пребывания в «расколдованном мире», чувства «ностальгии по настоящему» и утраты «духовных основ бытия человека в мире». Одним из ответов на эти настроения стало появление «фундаменталистских движений», обещавших «возвращение к истокам» первоначальной определенности, порожденных американским протестантизмом, но затем оформившихся во всех конфессиях.21 Мировой фундаментализм (движения за «религиозное возрождение») направлен против релятивизма, эгоизма и «культа потребления» современного «светского общества», символом которого выступают США, но не отвергает урбанизацию, индустриализацию, развитие, капитализм, «неотвратимость развития науки и технологии», всех «тех изменений в стиле жизни, которые они несут за собой».22 В этом смысле они являются не столько «анти-современными», сколько «анти-секуляристскими» и «анти-вестернизационными» движениями, вполне профессионально использующими для пропаганды своих идей современные средства массовой информации, особенно Интернет.
Для PR-специалиста важно учесть зарубежный опыт перед созданием оптимальной модели формирования и поддержания благоприятного межконфессионального климата в определённом регионе. Большинство верующих в США – христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.
«Религии Нового века» - симптоматический и характерный продукт духовной жизни современного Запада. В 60-е годы произошел подлинный бум религиозных организаций. Так в США их число уже далеко перевалило за тысячу. В деятельности этих «культов» принимает участие от 3 до 5 миллионов американцев - преимущественно молодежь. И так, США стали родиной многих церквей и сект. Из наиболее известных можно назвать церковь Учеников Христа (основана в начале 19 в.), Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны, основана в 1830 г.), адвентистов Седьмого дня (основана в 1863), «Свидетелей Иеговы» (основана в 1872).. И все же большинство протестантских общин европейского происхождения -- баптисты, методисты, лютеране. В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, меннониты (в т. ч. амиши), реформисты, унитарии, квакеры, различные братства. Есть православные церкви.
До тех пор
пока некоторые группы открыто
демонстрируют свои