PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75

Файлы: 1 файл

Диплом итог Орлова Юля.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

В последнее десятилетие, практически на наших глазах, происходит конструирование новых семантических полей данного термина, заимствованного русской лексической системой из международного социально-политического, этического и юридического лексикона, формирующихся в напряженной «борьбе текстов» вокруг его значений, разделения близких понятий, обогащения его как положительными, так и отрицательными коннотациями, отражающими реалии современного отечественного социокультурного контекста. В таких условиях естественно, что, как показывают Л. В. Никифорова и другие филологи, перевод слова «толерантность» как «терпимость» далек от корректности, поскольку отражает только некоторые аспекты сложившихся коннотаций в русском и европейских языках, неотделимых от развития русской и европейских культур.10

     Именно обращение к культурно-историческому контексту помогает понять, как происходило этимологическое и семантическое становление данного термина, возникшего на основе латинского слова «tolerantia». Оно представляет собой имя существительное, производное от глагола «tolerare» – нести, держать, сносить, терпеть, выносить, т.е. подчеркивается момент «выдержки», т. е. «удержания» ситуации.11

         Как известно, терпимость и терпение объединяются по семе «выжидание, перенесение неприятного», но различаются по ситуативной семантике: «терпение» – физический процесс организма, а «терпимость» – душевное, психическое состояние, и филологически слово “tolerantia”, ключевой семой лексического значения которого является «выдержка», коррелирует с силами души, в то время как patientia – к терпению тела».12

    В происходящих от  латыни английском языке и других языках германской группы «толерантность» переводится преимущественно как «веротерпимость», «лояльное отношение к чужой религии», «допущение религиозной свободы», в то время как в русском, славянском языке, в культурном контексте которого отсутствовали коннотации с религиозными расколами (протестантизмом), это «способность мириться с чем-либо неприятным», «спокойное, снисходительное отношение к недолжному».13 Автор берёт рабочим  понятие толерантности, как веротерпимость, способность мириться с другими религиями.      

   Для PR – специалиста по связям с религиозной общественностью важно иметь точное определение основных понятий, которые будут использоваться на протяжение всей выпускной квалификационной работы.

 

 

    1. Задачи и принципы PR – технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата

 

     Россия  всегда была многонациональной  и многоконфессиональной страной.  Происшедшие в современной России  социальные перемены, в частности,  изменение роли религии и религиозных организаций в жизни страны, придали актуальность проблеме межконфессиональных отношений. Ким Мерфи считает что, лишенная всех своих ценностей и семьдесят лет преследуемая безбожной советской властью, церковь русских царей вновь стала ключевым политическим игроком в стране — одним из немногих институтов, у которых найдутся сторонники по всей необъятной России.14

В ходе опроса, проведенного в 2012 году, 67% россиян заявили, что они православные, 19% - мусульмане, 2% - старообрядцы, 2% - иудеи, 2% - буддисты, 2% - протестанты, 1% - другие конфессии, 5% - нетрадиционные религиозные конфессии, а более половины считают свою веру важной или очень важной. Православная церковь содержит собственный журнал, радиостанцию, а недавно имела и передачу на государственном телевидении.15 

PR-технологии в системе межконфессиональной политики представляют собой совокупность методов, подходов, механизмов и инструментария, необходимых для создания социально-политико-психологической среды, благоприятной для коэволюции и соразвития всех элементов бесконфликтной межконфессиональной среды, достижения высокого уровня межрелигиозной терпимости и толерантности, а также поддержания межнационального мира и согласия в обществе посредством эффективного управления общественными отношениями16.

В рамках конструктивистского подхода  необходимо также признать актуальность применения комплексных PR-технологий долговременного характера для решения стратегически важных задач в сфере межконфессиональных отношений. Однако сложность заключается в том, что в рамках российской социологической и политической теории и практики практически отсутствуют исследования, раскрывающие смысл, принципы и методы применения технологий связей с общественностью в конфессионой политике.

 Сегодня взаимосвязь Public Relations и конфессии определяется необходимостью совместного сосуществования. Таким образом, задачей PR-технологий  является формирование и поддержание благоприятного межконфессионального климата при помощи:

  1. Установление и поддержание многосторонних бесконфликтных контактов между конфессиями.
  2. Разрешение и предотвращение кризисных межконфессиональных  ситуаций.
  3. Формирования положительного  образа конфессии, путём обеспечения каналов  коммуникации религиозной организации в социальной среде.

В сфере межконфессиональных отношений представляется необходимым применение следующих элементов (методов) связей с общественностью:

  1. посреднические технологии – получение поддержки и одобрения со стороны религиозных организаций и общества в целом, создание позитивного образа, сведение к минимуму негативных и деструктивных реакций;
  2. коммуникативные технологии – элементы связей с общественностью, позволяющие достичь высокого уровня межконфессионального отношений в обществе;
  3. антикризисные технологии – антикризисные мероприятия и урегулирование межконфессиональных конфликтов;
  4. адаптационные технологии – система мероприятий, направленная на воспитание толерантного сознания представителей разных конфессий;
  5. медиа-технологии – технологии связей со средствами массовой информации, предназначенные для продвижения идей межконфессиональной терпимости, толерантности и комплиментарности17.

 В современном мире  особую роль играет общественное  мнение, которое формируется, в том числе, и тем, как представлена та или иная организация или конфессия в СМИ. Новый статус информационного пространства привёл к тому, что событие имеет смысл только тогда, когда о нём сообщили в СМИ. Таким образом, информационное пространство служит полем влияния на массовое сознание. Церковь способна формировать отношение к себе разными путями. Безусловно, информация из СМИ это важный, но не единственный метод. Есть и  другие социальные проекты, способные влиять на межконфессиональные отношения. Такие как благотворительные акции, пожертвования,  долгосрочные социальные программы. Следовательно, целью PR-технологий является социальное развитие в области межконфессиональных отношений с помощью СМИ, а также формирование у молодёжи установок толерантного сознания в религии, что и составляет одно из приоритетных направлений социальных проектов.

     Как известно, PR-специалисты являются посредниками между различными организациями. Обобщенно PR-деятельность в религиозной сфере можно представить в виде двух направлений:

  1. изучение мнения представителей различных конфессий о той или иной религии и организации, а также анализ  проведённых исследований;
  2. создание и распространение информации, позволяющей ознакомить общественность с социально-значимой деятельностью религиозной организации.18

      Эти  направления определяют основные  принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата:

    • обеспечение взаимно-выгодных отношений  между конфессиями, осуществление программ и политики организаций через призму общественного интереса;
    • честность, правдивость и открытость при работе с общественностью и средствами массовой информации;
    • осуществление коммуникаций до получения результата, т.е. до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание между кофессиями;
    • осуществление коммуникаций должно осуществляться с использованием научных методов изучения общественного мнения и междисциплинарного подхода, опираться на выводы психологии, социологии, политологии и др. наук;
    • PR-профессионалы обязаны разъяснять общественности той или иной конфессии суть проблемы конфликта до того, как эти проблемы перерастут в межконфессиональную войну.

Для разработки оптимальной  модели РR технологий, используемых для создания бесконфликтного межконфессионального пространства, особое значение представляет накопленный отечественный и зарубежный опыт, который будет рассмотрен в следующем параграфе.

    1.3 Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений

Исторически до ХХ века в большинстве стран мира было «свойственно считать действовавшую религию фундаментом стабильности в обществе», а «принуждение к религиозному однообразию» имело «повсеместный характер»19. До эпохи Просвещения сферы религиозного и светского не были жестко разделены и в странах Западной Европы, где религиозные идеи и нравственные ценности пропитывали все сферы жизни общества: семейную, интеллектуальную жизнь, общественную мораль, народные обычаи, литературу и политику. «Светское» воспринималось как «воцерковленно-мирское», но не «антирелигиозное», оно не бросало вызова религии как таковой.

Собственно европейская  история XVI - XIX веков, упадок авторитета католичества и утверждение протестантизма, породили феномен современных национальных государств, где Конституция и Закон стали регламентировать статус религиозных институтов, где возникло просвещенное либеральное «гражданское сообщество», в котором религия все больше и больше стала превращаться в «частное дело граждан», где сформировалась традиция «личной неконфессиональной религиозности» (И.-В.Гете)20, индивидуального светского, атеистического, скептического или агностического мировоззрения. Впервые в истории «светское» установило контроль над сферой и проявлениями «церковно-сакрального». Наглядной стала релятивизация прежних «величественных, сильных и ярких форм подлинного благочестия».

Господство «светского», противоречия и сложности гражданской жизни, особенно две Мировые войны ХХ века, породили периодически возникающие настроения неопределенности и тревоги, скуки пребывания в «расколдованном мире», чувства «ностальгии по настоящему» и утраты «духовных основ бытия человека в мире». Одним из ответов на эти настроения стало появление «фундаменталистских движений», обещавших «возвращение к истокам» первоначальной определенности, порожденных американским протестантизмом, но затем оформившихся во всех конфессиях.21 Мировой фундаментализм (движения за «религиозное возрождение») направлен против релятивизма, эгоизма и «культа потребления» современного «светского общества», символом которого выступают США, но не отвергает урбанизацию, индустриализацию, развитие, капитализм, «неотвратимость развития науки и технологии», всех «тех изменений в стиле жизни, которые они несут за собой».22 В этом смысле они являются не столько «анти-современными», сколько «анти-секуляристскими» и «анти-вестернизационными» движениями, вполне профессионально использующими для пропаганды своих идей современные средства массовой информации, особенно Интернет.

   Для PR-специалиста важно учесть зарубежный опыт перед созданием оптимальной модели формирования и поддержания благоприятного межконфессионального климата в определённом регионе. Большинство верующих в США – христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.

  «Религии Нового века» - симптоматический и характерный продукт духовной жизни современного Запада. В 60-е годы произошел подлинный бум религиозных организаций. Так в США их число уже далеко перевалило за тысячу. В деятельности этих «культов» принимает участие от 3 до 5 миллионов американцев - преимущественно молодежь. И так, США стали родиной многих церквей и сект. Из наиболее известных можно назвать церковь Учеников Христа (основана в начале 19 в.), Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны, основана в 1830 г.), адвентистов Седьмого дня (основана в 1863), «Свидетелей Иеговы» (основана в 1872).. И все же большинство протестантских общин европейского происхождения -- баптисты, методисты, лютеране. В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, меннониты (в т. ч. амиши), реформисты, унитарии, квакеры, различные братства. Есть православные церкви.

   До тех пор  пока некоторые группы открыто  демонстрируют свои религиозные  убеждения, для большинства американцев  религия остается делом совести,  которое не принято обсуждать в ежедневных разговорах. Подавляющее большинство отправляют веру в той форме, которую они избрали по собственной воле - это относится как к поклонникам традиционных религий, так и к членам трудно поддающихся определению общин, и к индивидуалам, не принадлежащим ни к какой группе. Какую бы форму вероисповедания ни избирали американцы, они - люди верующие. Девять из десяти американцев отдают предпочтение какой-либо определенной религии, а около 70 процентов являются членами религиозных общин.23

Информация о работе PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац