PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75

Файлы: 1 файл

Диплом итог Орлова Юля.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 
 

Верят %

Не верят %

Не уверены %

 

Бог

92

5

3

 

Чудо

82

14

4

 

Ангел

78

15

7

 

Ад

74

20

6

 

Дьявол

71

24

5

 

Астрология

29

64

7

 

реинкарнация

25

62

13

 

 

     Теперь  автор рассмотрит конфессиональную  ситуацию в Канаде. Религиозные верования людей в значительной степени определяют самобытность того или иного народа. Многообразие конфессий Канады – это отражение самой яркой особенности её развития – «этнокультурной мозаики», означающей, что, сохраняя свою специфику, каждая этническая группа в то же время встроена в единое канадское общество. В Канаде высокий уровень религиозности населения и значительное влияние церкви на общественную жизнь – историческая традиция Канады. Особенно заметна роль церкви в социальной жизни на местном уровне. По мере роста численности англоязычных католиков за счёт иммиграции они стали представлять весьма значительную часть англоязычного населения. Католическая церковь оказалась, таким образом, одним из немногих влиятельных социальных и идеологических институтов во всех регионах и основных языковых и национальных группах, важным фактором сплочения страны. В последние десятилетия усиливается активность канадских церквей, расширяется их участие в программах помощи развивающимся странам, в миротворчестве и миростроительстве.24 Следует отметить, что конфессиональный состав населения Канады в значительной степени определяется этнической принадлежностью населения. Таким образом, пестрота этнического состава, этнокультурная мозаичность не дают возможность выделить какую-либо церковь в качестве общенациональной, объединяющей.25

      Теперь автор обратится  к российскому опыту, который  очень важен для PR – специалиста.

      Более 70 лет СССР представлял собой государство формально светского типа. Светское государство теоретически должно относиться принципиально нейтрально к догматике и религиозной практике любой конфессии, если они не наносят ущерба правам человека, его жизни, здоровью, чести, достоинству и самовыражению. В действительности же в стране господствовал синтез идеологии и квазирелигии26(квазирелигия -  понятие (термин), которое используется для описания совокупности возникающих в обществе, под влиянием секуляризации, новых образований, феноменов или форм сознания, внешне обладающих некоторыми признаками религии, но в сущности таковой не являющимися. Квазирелигия с самого своего зарождения вступает в противоборство с классической религией и стремится её заместить). 27Действующая система подавляла религиозные взгляды. Это выражалось в истреблении духовенства и верующих, уничтожении храмов, монастырей, церковной утвари, религиозных святынь, закрытии образовательных и социальных церковных учреждений.

   Крах государственного атеистического фундаментализма вскрыл этические и правовые проблемы во взаимоотношениях государственных и церковных институтов, в том числе проблему реституции церковной собственности. Этот процесс, вероятно, будет продолжительным, поскольку он касается многих деликатных вопросов.

   Для российского  специалиста по связям с религиозной  общественностью важно отметить  что, значительную роль в решении проблемы бездуховности, возможно, призваны решить традиционные религии, авторитет которых проверен временем и испытаниями. Русская Православная Церковь и другие традиционные религиозные организации, которые лидируют среди общественных структур по степени доверия к ним населения, имеют значительный потенциал влияния на общественное сознание и привнесения в общество социально значимых идей, норм и ценностей.

   В России 74% от общего числа верующих являются православными.28 Жители России также исповедуют ислам (в основном ортодоксальное направление - сунизм), католицизм, буддизм (в основном в Бурятии, Калмыкии, Тыве).29 Согласно другим данным численность верующих составляет около 50% всего населения России. Однако следует отметить, что граждане, относящие себя к неверующим, ведут себя непоследовательно: до 50% из них участвуют в праздновании религиозных праздников, 20% иногда посещают храм, 6% участвуют в религиозных обрядах.30 Социологические исследования показывают, что большинство верующих исполняют лишь некоторые религиозные обряды, не имеют полной информации о своей религии. Данный факт особенно важен для понимания одной из причин возникновения конфликтов на религиозной почве.

 Как известно  Россия является одним из самых поликонфессиональных государств  в мире. Сохранить в нём индивидуальность и неповторимость, уникальность и своеобразие каждой религиозной организации, создать в нём атмосферу взаимоуважения и духовности – это тот круг задач, которые необходимо решать государству, PR-специалистам и обществу совместными усилиями в интересах будущих поколений. При анализе сферы применения PR-технологий, в первую очередь, необходимо отметить, что приемы PR весьма многогранны и иногда они могут выходить за рамки Библейских принципов, ввиду этого церковь как один из основополагающих институтов и хранитель морали и нравственности общества должна использовать только тот инструментарий, который не будет противоречить Писанию, а также порочить имя самой церкви. Основными факторами, которые способствовали развитию конфессий в нашей стране стал распад СССР, а также демократизация Российского общества.

   Постсоветское российское общество продолжает осуществлять  процесс социокультурной и мировоззренческой трансформации. Как свидетельствуют многочисленные отечественные социологические исследования,  религия из периферийного фактора общественной  жизни   советского времени превращается в одну из достаточно   значимых составляющих современного    социального пространства.  Изменилось как количество людей, полагающих себя верующими, так и качественные характеристики религиозности общества. Атеизм официальной идеологии сменился усилением влияния религиозных объединений,  демонстративными политическими акциями различных конфессий, проявлением противоречий между традиционными и нетрадиционными религиями, дореволюционными православными традициями и неоправославием и т.д. Формируется сегодня и собственно новый постсоветский «секуляризм», общая светская, гуманистическая или,  скорее,  надконфессиональная мироориентация как на уровне личных убеждений, так и в области реальной государственной политики.31

  

 

Выводы

  1. PR-технологии – перечень оптимальных и эффективных действий и способ усиления контроля за процессом формирования и поддержания благоприятного межконфессионального климата.
  2. В сфере межконфессиональных отношений применяются следующие технологии: посреднические, коммуникативные, антикризисные,  адаптационные и медиа-технологии.
  3. Основные задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата:
    • Установление и поддержание многосторонних бесконфликтных контактов между конфессиями.
    • Разрешение и предотвращение кризисных межконфессиональных  ситуаций.
    • Формирования положительного  образа конфессии, путём обеспечения каналов  коммуникации религиозной организации в социальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области

 

    Анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта позволил сформировать платформу для проведения собственного исследования. В настоящей главе описывается его первый этап, где в качестве исследовательского русла выступили следующие действия: изучение межконфессиональной обстановки во Владимирском регионе, конфликтность и толерантность как неотъемлемые условия коммуникации.

 

2.1 Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе

 

      Этноконфессиональная ситуация во Владимирской области в целом соответствует общероссийским характеристикам и тенденциям. По конфессиональному составу наш регион представляет собой поликонфессиональную среду, где достаточно активно функционирует множество религий.

   По состоянию на 01.01.2012 г. (приложение 1) в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области зарегистрированы 354 религиозных организации, принадлежащие к 17 конфессиям. Удельное количество религиозных организаций в общем числе зарегистрированных составляет: Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) – 77,4%, Российская Православная Автономная Церковь – 4,3%; Церковь Адвентистов Седьмого Дня – 3,4%; Евангельские Христиане-Баптисты – 2,7%, Христиане веры евангельской (пятидесятники) – 2,3%; Русская Православная Старообрядческая Церковь – 1,7%; евангельские христиане – 1,4%; иудаизм, ислам, Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы – по 0,6%; римско-католическая Церковь, армянская апостольская Церковь, евангелическо-лютеранская Церковь, Общество сознания Кришны (Вайшнавы) – по 0,3%.32

  Для более точной картины конфессионального состава эти данные целесообразно соотнести с результатами социологических опросов населения,  которые проводятся с 2000  года. Так,  в 2004  году на вопрос: «Последователем какой религии Вы являетесь?» 51 % опрошенных назвали себя православными, 18,4 % – просто христианами (такой ответ чаще свойственен протестантам), 0,6 % – протестантами,  3 % – католиками, 1,7 % – мусульманами, 8,9 % – имеют индивидуальные религиозные взгляды. Около 15 % не считают себя религиозными людьми.33

    Таким образом,  общее состояние религиозности в регионе можно определить как устойчивую поликонфессиональность при значительном приоритете православия.  При этом необходимо учитывать,  что приоритет православия в регионе  (как и в целом по России) обусловлен историческими и духовными традициями прошлого, а не вытекает непосредственно из настоящей социокультурной ситуации,  поэтому дальнейшее соотношение конфессий будет определяться, в первую очередь, тем, насколько прочно   православие сможет закрепить и развить свое духовное влияние в обществе, прежде всего среди молодежи.

     В динамике религиозности во Владимирской области с 2000 года   наблюдается медленное снижение числа приверженцев православия   при одновременном росте интереса к нетрадиционным религиям, неоязычеству, магии, оккультизму. Этому способствуют активная миссионерская деятельность новых религиозных организаций (имеющих активную поддержку в других регионах страны и за рубежом)  и  социально-психологический климат в обществе. 

   Для более точной картины конфессионального состава вышеприведенные данные необходимо соотнести с результатами социологических опросов. В 2002 и 2006 годах они проводились по трем категориям: пенсионеров, предпринимателей и военных. Результаты 2006 года даются как общая средняя цифра. Для сравнения в квадратных скобках указаны аналогичные показатели опроса 2002 года. В круглых скобках даются средние результаты по этим же социальным группам последнего опроса.

     Как и раньше, знания о религии приходят не от религиозных организаций, а из семьи 70,3 % [67,5 %] (77/65/69). Это достаточно позитивный показатель, подтверждающий, несмотря ни на что, значимость и авторитет семьи. Причем знания о религии, полученные в семье, чаще всего, ориентированы на традиционные верования и лишь незначительная часть семейного религиозного воспитания направлена на религии, возникшие относительно недавно, но также утверждающие гуманистические моральные и социальные ценности.

   Среди наиболее значимых данных следует отметить очень низкие показатели, отражающие уровень систематичности и организованности религиозной жизни. Обращает на себя внимание, что в целом посещение церкви от одного раза в неделю до ежемесячного остается делом меньшинства – 3,7 – 7,3 % [3,6 – 5,7 %] (7 – 11/1 – 9/3 – 2), тогда как 34,7 % (25/31/48) респондентов делает это от случая к случаю, а 18,7 % [55,3 %] (13/26/17) только несколько раз в год. "Степень религиозности проявляется в том, что о помощи, которую они обрели в религиозной общине, говорят только"247 2,7 % [6,9 %] (5/1/2), а в личном общении с Богом – 12,3 % [14,2 %] (23/8/6). При этом присутствие на религиозной службе носит, как правило, пассивный характер. Поэтому законодательная и регулятивная сила легальных религиозных организаций практически не оказывает существенного влияния на опрошенных в повседневной жизни, особенно если интерес к религии не является семейной традицией. В 2006 году 36 % (17/49/42) респондентов считали, что религиозная вера не оказывает никакого влияния на их повседневную жизнь, 41 % (45/34/44) отметили частичное влияние, и только 9 % признались, что всегда строят свою жизнь на основе религиозной веры.34 Наше исследование «Демографические аспекты религиозности во Владимирской области» (август 2004 года) ставило задачу получения обоснованных данных о взаимозависимости религии, пола и

Информация о работе PR-технологии в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области на материале Администрац