Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:54, дипломная работа
Цель работы – определить перспективы совершенствования и развития PR-технологий, применяемых для поддержания благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
•провести терминологический анализ основных понятий, используемых при описании межконфессиональных отношений в выпускной квалификационной работе;
•исследовать и обобщить зарубежный и отечественных опыт работы специалиста по связям с общественностью в разработке и реализации PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата;
•изучить межконфессиональную ситуацию во Владимирской области;
•проанализировать конфликтность и толерантность в межконфессиональных отношениях как неотъемлемые части сосуществования конфессий во Владимирском регионе;
•рассмотреть PR-технологии в становлении модели межконфессиональных отношений во Владимирской области, определить эффективность их применения;
•создать оптимальную модель PR-технологий конструктивных межконфессиональных отношений.
Введение………………………………………………………………………..…….6
Глава 1. Функции PR в становлении модели межконфессиональных отношений…………………………………………………………..……….……..15
1.1. Терминологический анализ основных понятий, используемых специалистом по связям с религиозной общественностью………………………………………..…………..15
1.2. Задачи и принципы PR-технологий в формировании и поддержании бесконфликтного межконфессионального климата……………………………………………………….……....21
1.3. Зарубежный и отечественный опыт в становление модели межконфессиональных отношений…………………………...…....25
Выводы……………………………………………………………..……….31
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области……………………………………………………………………..…..….33
2.1. Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе……….33
2.2. Конфликтность в межконфессиональных отношениях……………...39
2.3. Толерантность как условие коммуникации…………………………..45
Выводы……………………………………………………………….…51
Глава 3. Разработка и реализация специалистом по связям с общественностью PR-технологий в формировании и поддержании благоприятного межконфессионального климата во Владимирской области…………………………………………………………………………..…53
3.1. Имидж конфессий во Владимирской области: место и роль PR-технологий в конфессиях…………………………………………………………..53
3.2. Оптимальная модель PR- технологий…………………………...…...57
Выводы………………………………………………………………………..…60
Заключение……………………………………………………………………....62
Список использованной литературы…………………………………..…….....64
Приложение 1………………………………………………………….………....70
Приложение 2……………………………………………………………….…....71
Приложение 3…………………………………………………………………….74
Приложение 4…………………………………………………………….……....75
Верят % |
Не верят % |
Не уверены % |
||
Бог |
92 |
5 |
3 |
|
Чудо |
82 |
14 |
4 |
|
Ангел |
78 |
15 |
7 |
|
Ад |
74 |
20 |
6 |
|
Дьявол |
71 |
24 |
5 |
|
Астрология |
29 |
64 |
7 |
|
реинкарнация |
25 |
62 |
13 |
Теперь
автор рассмотрит
Теперь автор обратится к российскому опыту, который очень важен для PR – специалиста.
Более 70 лет СССР представлял собой государство
формально светского типа. Светское государство
теоретически должно относиться принципиально
нейтрально к догматике и религиозной
практике любой конфессии, если они не
наносят ущерба правам человека, его жизни,
здоровью, чести, достоинству и самовыражению.
В действительности же в стране господствовал
синтез идеологии и квазирелигии26(квазирелигия - понятие (термин), которое используется для описания
совокупности возникающих в обществе,
под влиянием секуляризации, новых образований, феноменов или фор
Крах государственного атеистического фундаментализма вскрыл этические и правовые проблемы во взаимоотношениях государственных и церковных институтов, в том числе проблему реституции церковной собственности. Этот процесс, вероятно, будет продолжительным, поскольку он касается многих деликатных вопросов.
Для российского
специалиста по связям с
В России 74% от общего числа верующих являются православными.28 Жители России также исповедуют ислам (в основном ортодоксальное направление - сунизм), католицизм, буддизм (в основном в Бурятии, Калмыкии, Тыве).29 Согласно другим данным численность верующих составляет около 50% всего населения России. Однако следует отметить, что граждане, относящие себя к неверующим, ведут себя непоследовательно: до 50% из них участвуют в праздновании религиозных праздников, 20% иногда посещают храм, 6% участвуют в религиозных обрядах.30 Социологические исследования показывают, что большинство верующих исполняют лишь некоторые религиозные обряды, не имеют полной информации о своей религии. Данный факт особенно важен для понимания одной из причин возникновения конфликтов на религиозной почве.
Как известно Россия является одним из самых поликонфессиональных государств в мире. Сохранить в нём индивидуальность и неповторимость, уникальность и своеобразие каждой религиозной организации, создать в нём атмосферу взаимоуважения и духовности – это тот круг задач, которые необходимо решать государству, PR-специалистам и обществу совместными усилиями в интересах будущих поколений. При анализе сферы применения PR-технологий, в первую очередь, необходимо отметить, что приемы PR весьма многогранны и иногда они могут выходить за рамки Библейских принципов, ввиду этого церковь как один из основополагающих институтов и хранитель морали и нравственности общества должна использовать только тот инструментарий, который не будет противоречить Писанию, а также порочить имя самой церкви. Основными факторами, которые способствовали развитию конфессий в нашей стране стал распад СССР, а также демократизация Российского общества.
Постсоветское российское общество продолжает осуществлять процесс социокультурной и мировоззренческой трансформации. Как свидетельствуют многочисленные отечественные социологические исследования, религия из периферийного фактора общественной жизни советского времени превращается в одну из достаточно значимых составляющих современного социального пространства. Изменилось как количество людей, полагающих себя верующими, так и качественные характеристики религиозности общества. Атеизм официальной идеологии сменился усилением влияния религиозных объединений, демонстративными политическими акциями различных конфессий, проявлением противоречий между традиционными и нетрадиционными религиями, дореволюционными православными традициями и неоправославием и т.д. Формируется сегодня и собственно новый постсоветский «секуляризм», общая светская, гуманистическая или, скорее, надконфессиональная мироориентация как на уровне личных убеждений, так и в области реальной государственной политики.31
Выводы
Глава 2. Межконфессиональные отношения в контексте развития гражданского самосознания общества во Владимирской области
Анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта позволил сформировать платформу для проведения собственного исследования. В настоящей главе описывается его первый этап, где в качестве исследовательского русла выступили следующие действия: изучение межконфессиональной обстановки во Владимирском регионе, конфликтность и толерантность как неотъемлемые условия коммуникации.
2.1 Межконфессиональная ситуация во Владимирском регионе
Этноконфессиональная ситуация во Владимирской области в целом соответствует общероссийским характеристикам и тенденциям. По конфессиональному составу наш регион представляет собой поликонфессиональную среду, где достаточно активно функционирует множество религий.
По состоянию на 01.01.2012 г. (приложение 1) в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области зарегистрированы 354 религиозных организации, принадлежащие к 17 конфессиям. Удельное количество религиозных организаций в общем числе зарегистрированных составляет: Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) – 77,4%, Российская Православная Автономная Церковь – 4,3%; Церковь Адвентистов Седьмого Дня – 3,4%; Евангельские Христиане-Баптисты – 2,7%, Христиане веры евангельской (пятидесятники) – 2,3%; Русская Православная Старообрядческая Церковь – 1,7%; евангельские христиане – 1,4%; иудаизм, ислам, Христиане веры евангельской, Свидетели Иеговы – по 0,6%; римско-католическая Церковь, армянская апостольская Церковь, евангелическо-лютеранская Церковь, Общество сознания Кришны (Вайшнавы) – по 0,3%.32
Для более точной картины конфессионального состава эти данные целесообразно соотнести с результатами социологических опросов населения, которые проводятся с 2000 года. Так, в 2004 году на вопрос: «Последователем какой религии Вы являетесь?» 51 % опрошенных назвали себя православными, 18,4 % – просто христианами (такой ответ чаще свойственен протестантам), 0,6 % – протестантами, 3 % – католиками, 1,7 % – мусульманами, 8,9 % – имеют индивидуальные религиозные взгляды. Около 15 % не считают себя религиозными людьми.33
Таким образом, общее состояние религиозности в регионе можно определить как устойчивую поликонфессиональность при значительном приоритете православия. При этом необходимо учитывать, что приоритет православия в регионе (как и в целом по России) обусловлен историческими и духовными традициями прошлого, а не вытекает непосредственно из настоящей социокультурной ситуации, поэтому дальнейшее соотношение конфессий будет определяться, в первую очередь, тем, насколько прочно православие сможет закрепить и развить свое духовное влияние в обществе, прежде всего среди молодежи.
В динамике религиозности во Владимирской области с 2000 года наблюдается медленное снижение числа приверженцев православия при одновременном росте интереса к нетрадиционным религиям, неоязычеству, магии, оккультизму. Этому способствуют активная миссионерская деятельность новых религиозных организаций (имеющих активную поддержку в других регионах страны и за рубежом) и социально-психологический климат в обществе.
Для более точной картины конфессионального состава вышеприведенные данные необходимо соотнести с результатами социологических опросов. В 2002 и 2006 годах они проводились по трем категориям: пенсионеров, предпринимателей и военных. Результаты 2006 года даются как общая средняя цифра. Для сравнения в квадратных скобках указаны аналогичные показатели опроса 2002 года. В круглых скобках даются средние результаты по этим же социальным группам последнего опроса.
Как и раньше, знания о религии приходят не от религиозных организаций, а из семьи 70,3 % [67,5 %] (77/65/69). Это достаточно позитивный показатель, подтверждающий, несмотря ни на что, значимость и авторитет семьи. Причем знания о религии, полученные в семье, чаще всего, ориентированы на традиционные верования и лишь незначительная часть семейного религиозного воспитания направлена на религии, возникшие относительно недавно, но также утверждающие гуманистические моральные и социальные ценности.
Среди наиболее значимых данных следует отметить очень низкие показатели, отражающие уровень систематичности и организованности религиозной жизни. Обращает на себя внимание, что в целом посещение церкви от одного раза в неделю до ежемесячного остается делом меньшинства – 3,7 – 7,3 % [3,6 – 5,7 %] (7 – 11/1 – 9/3 – 2), тогда как 34,7 % (25/31/48) респондентов делает это от случая к случаю, а 18,7 % [55,3 %] (13/26/17) только несколько раз в год. "Степень религиозности проявляется в том, что о помощи, которую они обрели в религиозной общине, говорят только"247 2,7 % [6,9 %] (5/1/2), а в личном общении с Богом – 12,3 % [14,2 %] (23/8/6). При этом присутствие на религиозной службе носит, как правило, пассивный характер. Поэтому законодательная и регулятивная сила легальных религиозных организаций практически не оказывает существенного влияния на опрошенных в повседневной жизни, особенно если интерес к религии не является семейной традицией. В 2006 году 36 % (17/49/42) респондентов считали, что религиозная вера не оказывает никакого влияния на их повседневную жизнь, 41 % (45/34/44) отметили частичное влияние, и только 9 % признались, что всегда строят свою жизнь на основе религиозной веры.34 Наше исследование «Демографические аспекты религиозности во Владимирской области» (август 2004 года) ставило задачу получения обоснованных данных о взаимозависимости религии, пола и