Франчайзинг как модель ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
-помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;
-помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;

Содержание работы

Введение 3
I.Франчайзинг как модель ведения бизнеса 6
1.1. Определение франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях. 6
1.2. Франчайзинговый договор 10
1.3. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений. 15
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга 17
II. Развитие франчайзинга в России. 24
(примеры компаний, работающих в России по схеме франчайзинга) 24
Компания 25
Происхождение, регион 25
Направление 25
Benetton 25
Италия 25
США 25
2.1. Деловой франчайзинг на примере компании «Дока-Пицца» 28
2.2.Производственный франчайзинг на примере компании «Coca-Cola». 31
2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании1С: 32
1С:ФРАНЧАЙЗИ: 35
КАК СТАТЬ ФРАНЧАЙЗИ 35
III. Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология. 36
3.1. Экономические проблемы. 37
3.2.Организационно-правовые проблемы. 38
3.3.Социально-психологические проблемы. 43
3.4. Образовательные проблемы 44
Заключение. 47
Список используемой литературы: 50

Файлы: 1 файл

реферат.франчайзинг.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новгородский государственный  университет имени Ярослава Мудрого»

Институт экономики  и управления


Кафедра управления и  делового администрирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме: франчайзинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Проверил (а):

Фихтнер Оксана Анатольевна 

 

Выполнял (а):

Студентка группы 1671

Калиниченко Ксения

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сейчас на потребительский  рынок России проникает новая  модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.

Слово "франчайзинг" происходит от старого французского тер-мина, определяющего право на свободу ведения какой-либо де-ятельности, например, проведение ярмарок, организацию  ба-заров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, стро-ительство дорог или производство эля.1 В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли фран-шизы на коммерческую деятельность любого типа.

По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечения лучшего сбора налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено удерживать у себя сущес-твенную часть сборов.

В последующие  века с развитием экономики государств разви-валась и претерпевала изменения сама концепция франчайзинга.

  В 40-х  годах XIX века основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво. Это событие как раз и ознаменовало рождение той концепции франчайзинга, существующей и по сей день. Примерно десятью годами позже  В США идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания "Зингер" ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого времени компании стали использовать франчайзинговые методы для проникновения на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие  и автомобильные компании стали  предоставлять права на продажу  их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом понималось элементарное распространение прав на продажу продукции производителя.

Современная концепция  франчайзинга появилась после второй мировой войны с возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания.

В 1950 год началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, комивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей. Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.

60 - 70 - ые годы - период наибольшего подъема  франчайзингового бизнеса, однако  в это же время разразилась  масса скандалов, которые могли скомпромитировать саму идею франчайзинга. Причиной тому послужило существование огромного числа "липовых" франчайзинговых компаний, которые попросту собирали деньги и исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм с недостаточной капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу рухнувших франчайзи и разорившихся людей. Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации. 

          Сегодня   предприниматели всего  мира знают франчайзинг как  безопасный способ, чтобы: 

           -помогать человеку вести бизнес  самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

     -помогать  компаниям эффективно расширяться,  не неся больших затрат на  создание и   поддержание массивного  административного комплекса и  не испытывая трудностей в  управлении широкой сетью корпоративных  предприятий;

    -помогать компаниям  превратить свою существующую  сеть в эффективно работающий, сильный   бизнес, в котором  работают преданные делу люди.

 

Можно утверждать, что  франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

 
  В России франчайзинг   появился относительно недавно  и, наверное, ещё не получил  должного развития. В нашей стране  интерес к этому экономическому  инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

Хотелось бы отметить, что сейчас франчайзингу  уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные  с этой моделью ведения бизнеса, история её  возникновения, а  вот  проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда.

    В своей  курсовой работе я поставила  цель: проанализировать возникшие  проблемы и причины, которые  привели к их возникновению.  А для этого необходимо уточнение основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент.

  В первой  главе  моей  курсовой работы я рассматриваю  франчайзинг как модель ведения  бизнеса, в связи  с чем   раскрываю понятие и сущность  термина «франчайзинг»; знакомлюсь с основными элементами франчайзингового договора и отличиями франчайзинговой сделки от сходных отношений; рассматриваю преимущества и недостатки франчайзинга для обеих сторон-участниц.

       Во  второй главе данной работы  я прослеживаю развитие франчайзинга в России.

            И, наконец, в третьей главе   на основании изученного материала  мною рассматриваются   проблемы,   препятствующие  развитию франчайзинга  в нашей стране, и возможные  пути их разрешения.

 

 

 

I.Франчайзинг как модель ведения   бизнеса

1.1. Определение франчайзинга и  сторон, участвующих во франчайзинговых  отношениях. 

В отечественной экономической  литературе  термин «франчайзинг»  уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.  

Анализируя различные  формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение:1

 Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

Франчайзи обязуется  продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам  и правилам ведения бизнеса, которые  устанавливает франчайзор. В обмен  на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый -брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

 

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.

 

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

 

Франчайзинговые взаимоотношения  могут быть прибыльными для обеих  сторон. Франчайзи заинтересован  в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того, чтобы достичь  такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

  1)Полностью принять  точку зрения франчайзора, его  цели и ценности в данном  бизнесе. 

2)Доверять и уважать  франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе.

3)Принимать четко установленные  правила и обязанности, описанные  в договоре, поскольку после подписания  договора они не подлежат никаким  изменениям или дополнениям. 

4)Стремиться работать  и общаться с франчайзором.

Информация о работе Франчайзинг как модель ведения бизнеса