Франчайзинг как модель ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:21, реферат

Описание работы

Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
-помогать человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;
-помогать компаниям эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий;

Содержание работы

Введение 3
I.Франчайзинг как модель ведения бизнеса 6
1.1. Определение франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях. 6
1.2. Франчайзинговый договор 10
1.3. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений. 15
1.4. Преимущества и недостатки франчайзинга 17
II. Развитие франчайзинга в России. 24
(примеры компаний, работающих в России по схеме франчайзинга) 24
Компания 25
Происхождение, регион 25
Направление 25
Benetton 25
Италия 25
США 25
2.1. Деловой франчайзинг на примере компании «Дока-Пицца» 28
2.2.Производственный франчайзинг на примере компании «Coca-Cola». 31
2.3. Сфера товарного франчайзинга на примере компании1С: 32
1С:ФРАНЧАЙЗИ: 35
КАК СТАТЬ ФРАНЧАЙЗИ 35
III. Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология. 36
3.1. Экономические проблемы. 37
3.2.Организационно-правовые проблемы. 38
3.3.Социально-психологические проблемы. 43
3.4. Образовательные проблемы 44
Заключение. 47
Список используемой литературы: 50

Файлы: 1 файл

реферат.франчайзинг.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Комментарии:

На практике, франчайзи  по договору франчайзинга выплачивают  франчайзеру фиксированный разовый  платеж, являющийся франшизным сбором за пользование франшизой, при заключении договора франчайзинга, и периодические платежи (как правило % от выручки) – роялти – в течение всего срока действия договора франчайзинга. Что само по себе противоречит законодательству.

ГК РФ статья 1031. «Обязанности правообладателя»

1. Правообладатель обязан:

- передать пользователю  техническую и коммерческую документацию  и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для  осуществления прав, предоставленных  ему по договору коммерческой  концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

- выдать пользователю  предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в  установленном порядке. 

2. Если договором коммерческой  концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

- обеспечить регистрацию  договора коммерческой концессии  (п.2 ст. 1028);

- оказывать пользователю  постоянное техническое и консультационное  содействие, включая содействие  в обучении и повышении квалификации  работников;

- контролировать качество  товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем  на основании договора коммерческой  концессии. 

Комментарии:

1. Необходимо уточнение,  какие лицензии можно передавать  по договору коммерческой концессии (франчайзинга) и каков порядок их оформления. Если пользователю передается лицензия на использование товарного знака, то этот момент уже прописан в договоре коммерческой концессии (франчайзинга) и смысл этот пункт теряет. Если по договору коммерческой концессии (франчайзинга) пользователь имеет право осуществлять свою предпринимательскую деятельность, используя товарный знак, логотип и лицензию на право осуществления этой деятельности правообладателя, то необходимо определить список лицензий, передаваемых по договору коммерческой концессии (франчайзинга) и порядок их оформления.

Если пользователь не имеет права использовать лицензию правообладателя, то должна быть упрощенная схема получения лицензии пользователем  по договору коммерческой концессии (франчайзинга), т.к. он планирует свою предпринимательскую деятельность под именем и по технологиям правообладателя, уже имеющего соответствующие лицензии, технологии ведения своего бизнеса и полностью обучившего пользователя.

2. Необходимо уточнение,  каким образом франчайзер должен обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии. Если имеется в виду предоставление всей необходимой для регистрации документации, то это по определению является необходимым условием для франчайзера, позволяющим обеспечить сравнительно быстрый промежуток времени на становление и начало деятельности франчайзи. Чьими силами будет осуществляться регистрация договора франчайзинга, стороны должны решить сами.

Что касается контроля качества товаров и услуг франчайзи, то франчайзер заинтересован в данном аспекте, т.к. франчайзи для потребителей товаров и услуг полностью идентифицируется с франчайзером.

ГК РФ статья 1033 «Ограничение прав сторон по договору коммерческой концессии»

1. Договором коммерческой  концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности могут быть предусмотрены:

- обязательство правообладателя  не представлять другим лицам  аналогичные комплексы исключительных  прав для их использования  на закрепленной за пользователем  территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

- обязательство пользователя  не конкурировать с правообладателем  на территории, на которую распространяется  действие договора коммерческой  концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

- отказ пользователя  от получения по договорам  коммерческой концессии аналогичных  прав у конкурентов (потенциальных  конкурентов) правообладателя;

- обязательство пользователя  согласовывать с правообладателем  место расположения коммерческих  помещений, используемых при осуществлении  предоставленных по договору  исключительных прав, а также  их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

2. Являются ничтожными  такие условия, ограничивающие  права сторон по договору коммерческой  концессии, в силу которых: 

- правообладатель вправе  определять цену продажи товара  пользователем или цену работ  (услуг), выполненных (оказываемых)  пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен;

- пользователь вправе  продавать товары, выполнять работы  или оказывать услуги исключительно  определенной категории покупателей  (заказчиков) либо исключительно  покупателям (заказчикам), имеющим  место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.

Комментарии:

1. Для того, чтобы ограничительные  условия договора франчайзинга  не были признаны недействительными  по требованию антимонопольного  органа или иного заинтересованного  лица, законодательство по франчайзингу должно содержать четкий перечень ограничений сторон при выполнении предпринимательской деятельности в соответствии с договором франчайзинга (хотя, возможно, это противоречит Закону о свободе предпринимательской деятельности).

2. Франчайзер по договору  франчайзинга должен ставить  ценовые ограничения за производимый  пользователем товар или оказываемые  им услуги, т.к. его франчайзи  для потребителей идентифицируется  с ним самим, т.е и ценовая  политика всех франчайзинговых  точек должна быть едина для всех с рекомендуемой наценкой, назначаемой франчайзером.

Этот же пункт объявляет  ничтожным условия договора, ограничивающие пользователя в географии планируемой  деятельности по договору.

Т.к. по договору франчайзинга, во избежание конкуренции франчайзера и всех его франчайзи, сторонами определяется территория работы франчайзи, то это ограничение не может быть ничтожным.

3.3.Социально-психологические проблемы.

 

Экономические и организационные  проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но в не меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная равовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, "потерять свое лицо". Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

 

 

3.4. Образовательные проблемы

 

 Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических,  связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга. Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу. Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала. Это направление можно рассматривать как образовательное с определенной натяжкой - это управленческое консультирование (бизнес-консалтинг), который должен дополнять образовательное направление. Организационно обучение и консультирование могут проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов либо при объединениях предпринимателей.  
 

Естественно, что рассмотренные  проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.  
Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.  
Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.  

Как видно из сказанного выше, взаимосвязь экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других.

 
Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. 1Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.  

 

 

Заключение.

 

Франчайзинг - явление  во многом специфическое. Особенность  этой формы предпринимательства  в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.

 

Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.

 

Однако, их предпринимательская  инициатива ограничена: помимо того, что  франчайзер вмешивается во все сферы  деятельности предприятия, он может  принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франчайзи.

 

Тем не менее, франчайзи  имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые полностью обеспечивают потребности предприятия, несомненно положительный факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить конкуренцию товарам франчайзера. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.

Информация о работе Франчайзинг как модель ведения бизнеса