Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение предпринимаемых отечественным предприятием совместно с органами государственного управления усилий в области ценообразования и комплекса маркетинга и поиск возможных путей совершенствования. При этом в качестве объекта исследований было выбрано успешно функционирующее торговое предприятие ЗАО «Минторг», реализующее непродовольственные товары.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......2

1. Понятие ценообразования и его значение для предприятий розничной торговли....................................................................................................................4

1.1 Экономическая сущность механизма ценообразования…………………....4

1.2 Государственное регулирование цен и его воздействие на механизм ценообразования предприятий торговли……………………………………....15

2. Анализ механизма ценообразования на примере ЗАО «Минторг»..............25

2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Минторг»…....25

2.2 Анализ механизма ценообразования ЗАО «Минторг» и его элементов....29

2.3 Оценка влияния механизма ценообразования на конечные результаты хозяйственной деятельности……………………………………………………36

3. Совершенствование механизма ценообразования предприятия..................42

3.1 Механизм ценообразования как составляющая часть комплекса маркетинга предприятия…………………………………………………….…..42

3.2 Совершенствование механизма ценообразования и его связь с ассортиментной политикой предприятия……………………………………...50

Заключение………………………………………………………………….........54

Список использованных источников литературы…………..............................59

Приложение……………………………………………………………………....61

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

Когда заказчик получает и торговую скидку, и скидку за количество, то сначала вычитается торговая скидка с номинальной стоимости заказа, а затем от этой уменьшенной стоимости вычитается скидка за количество.

 

Рассмотрим торговые надбавки на различные  товарные группы (табл. 3).

 

Таблица 3. Уровень торговых надбавок к валовому доходуПоказатели 2007 2008г. Отклонение от 2008г. в % к 2007г.

План Факт % выполнения плана Плана Прошлого года

1 2 3 4 5 6 7 8

Розничный товарооборот, тыс. р. 7437628 9000000 9087220 101 87220 1649592 122,2

Валовой доход от реализации товаров 1451197 2100000 2347592 111,8 247592 896395 161,8

- уровень в % к обороту 19,5 23,3 25,8 110,7 2,5 6,3 132,3

Прибыль от реализации товаров, в том  числе 148480 300000 394996 131,7 94996 246516 266

- уровень в % к обороту 2 3,3 4,3 130,3 1 2,3 215

Прибыль от реализации холодильников морозильников (надбавка 15%) 24385 --- 98385 --- --- 74000 403,5

- уровень в % к обороту 0,33 --- 1,08 --- --- 0,75 327,3

Прибыль от реализации бытовой техники (30%) 15095 --- 45384 --- --- 30289 300,7

- уровень в % к обороту 0,2 --- 0,5 --- --- 0,3 166,7

Прибыль от реализации прочих товаров (30 %) 109000 --- 251227 --- --- 142227 230,5

- уровень к обороту 1,47 --- 2,72 --- --- 1,25 185,0

Балансовая прибыль 164457 400000 415898 104 15898 251441 252,9

- уровень в % к обороту 2,2 4,4 4,6 104,5 0,2 2,4 209,1

 

 

Как свидетельствуют данные таблицы, относительно большой удельный вес  прибыли орт реализации имеют  холодильники и морозильники. Уровень  торговой надбавки на них составляет 10-15%. В итоге отпускная цена ниже, чем в некоторых торговых точках. А уровень на прочие товары составляет 30%. В результате чего отпускная розничная цена выше, чем в местах наибольшего размера реализации данных товаров («Динамо», «Ждановичи», и др. массовые торговые точки и некоторые розничные магазины)

 

2.3 Оценка влияния механизма ценообразования на конечные результаты хозяйственной деятельности

 

Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода составим следующие  расчеты (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Расчет влияния факторов на сумму валового дохода ЗАО «Минторг» за 9 месяцев 2008 годы, тыс. руб.Факторы Влияние на выполнение плана по валовому доходу Влияние на динамику валового дохода

Расчет Сумма, тыс. р. Расчет Сумма, тыс. р.

Изменение объема товарооборота в  действующих ценах 87220*23,3/100 20322,3 1649592*19,5/100 321670,4

В том числе за счет роста розничных  цен на товары Х Х (9087220-8606803)*19,5/100 93681,3

Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту 9087220*2,5/100 227180,5 9087220*6,3/100 572494,9

ВСЕГО Х 247052,8 Х 894165,3

 

 

В связи с перевыполнением плана розничного товарооборота сумма валового дохода увеличилась на 20322,3 тыс. руб.; увеличение среднего уровня реализованных торговых надбавок на 2,5 % к обороту способствовало увеличению валового дохода на 227180,5 тыс. руб. Рост товарооборота в динамике на 1649592 тыс. руб. увеличил валовой доход на 321670,4 тыс. руб. Если бы не было повышения розничных цен на товары, то реализованные торговые надбавки за счет этого фактора возросли бы только на 227989,1 тыс. руб. (321670,4-93681,3). Увеличение среднего уровня валового дохода (на 6,3 % к обороту) привело к увеличению реализованных торговых надбавок на 572494,9 тыс. руб.

 

План по сумме валового дохода, остающегося в распоряжении ЗАО  «Минторг» перевыполнен на 235115 тыс. руб. (на 11,8 %) и в динамике он вырос на 856054 тыс. руб. (на 62 %). На выполнение плана по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия, отрицательно повлияло увеличение суммы налогов, взимаемых за счет валового дохода (на 12477 тыс. руб.).

 

В динамике на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия положительно повлияло увеличение общей суммы реализованных торговых надбавок на 896395 тыс. руб. и отрицательно - увеличение суммы налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (на 40341 тыс. руб.).

 

Анализ прибыли ЗАО «Минторг»  проведем в целом по предприятию.

 

ЗАО «Минторг» имеет следующие  данные по прибыли (табл.5).

 

Таблица 5. Информация о выполнении плана прибыли по ЗАО «Минторг»  за 9 месяцев 2008 года, тыс. руб.Показатели 2007 2008г. Отклонение от 2008г. в % к 2007г.

План Факт % выполнения плана Плана Прошлого года

1 2 3 4 5 6 7 8

Розничный товарооборот, тыс. р. 7437628 9000000 9087220 101 87220 1649592 122,2

Валовой доход от реализации товаров 1451197 2100000 2347592 111,8 247592 896395 161,8

- уровень в % к обороту 19,5 23,3 25,8 110,7 2,5 6,3 132,3

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода 70836 98700 111177 112,6 12477 40341 156,9

Издержки обращения 1302717 1850000 1952596 105,5 102596 649879 149,9

- уровень в % к обороту 17,5 20,6 21,5 104,4 0,9 4 122,8

Прибыль от реализации товаров 148480 300000 394996 131,7 94996 246516 266

- уровень в % к обороту 2 3,3 4,3 130,3 1 2,3 215

Доходы от внереализационных операций 15977 18000 20902 116,1 2902 4925 130,8

Балансовая прибыль 164457 400000 415898 104 15898 251441 252,9

- уровень в % к обороту 2,2 4,4 4,6 104,5 0,2 2,4 209,1

 

 

План по балансовой прибыли перевыполнен на 15898 тыс. руб. или на 4 %. По сравнению  с прошлым годом она увеличилась  на 251441 тыс. руб. (или на 152,9 %). Сверх плана получено прибыли от реализации товаров на 9499,6 тыс. руб. Сумма внереализационных доходов по сравнению с планом возросла на 2902 тыс. руб., а по сравнению с прошлым годом на 4925 тыс. руб.

 

На увеличение балансовой прибыли в динамике положительно повлиял рост прибыли от реализации и доходов от внереализационных операций, отрицательно - увеличение среднего уровня издержек обращения.

 

Для изучения влияния факторов на балансовую прибыль составим следующие  расчеты (см. табл. 6).

 

Таблица 6. Расчет влияния факторов на выполнение плана и динамику прибыли  ООО «Белхозторг» за 9 месяцев 2008 года, тыс. руб.Факторы Влияние на выполнение плана прибыли Влияние на динамику прибыли

Расчет Сумма, тыс. р. Расчет Сумма, тыс. р.

Изменение объема товарооборота в действующих ценах 87220*3,3/100 2878,26 1649542*2/100 32990,84

В том числе за счет повышения  розничных цен на товары Х Х 480417*2/100 9608,34

Изменение уровня валового дохода в % к обороту 9087220*2,5/100 227180,5 9087220*6,3/100 572494,9

Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к обороту Х Х 9087220*(-0,3)/100 -27261,7

Изменение уровня издержек обращения, в % к обороту 9087220*(-0,9)/100 -81785 9087220*(-4)/100 -363488,8

Изменение суммы доходов от внереализационных  операций — 2902 — 4925

ВСЕГО Х 151175,8 Х 229285,6

 

 

Большинство факторов положительно повлияли на выполнение плана и динамику прибыли  ЗАО «Минторг». Если бы не было отрицательного влияния отдельных факторов, то балансовая прибыль возросла бы в динамике на 642191,5 тыс. руб. (251441+363488,8+27261,7).

 

На основании выше изложенного  можно сделать следующие основные выводы:

 

По итогам работы за 9 месяцев т.г. по сравнению с 9 месяцами 2007 года товарооборот предприятия увеличился в действующих ценах на 1649592 тыс. руб (5,6 %). Удельный вес розничного товарооборота снизился с 73,6% до 72,7%. Валовый доход предприятия увеличился на 896395 тыс. руб (61,8%) или на 6,3% к обороту. Издержки обращения увеличились на 49,9% и по состоянию на 01.10.2008г. составили 1952596 тыс. руб. Балансовая прибыль предприятия увеличилась на 251441 тыс. руб. (52,9%) или на 2,4% к обороту.

 

ЗАО «Минторг» в 2008 году перевыполнило  план розничного товарооборота на 1 % или на 87220 тыс. руб. Розничный товарооборот в действующей оценке вырос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1649592 тыс. руб., что обусловлено ростом цен на товары, а сопоставимых ценах наблюдается его рост на 480417 тыс. руб. или на 5,6 %.

 

ЗАО «Минторг» план по сумме валового дохода перевыполнило на 247592 тыс. руб. или на 11,8 %.

 

По сравнению с 2007 годом в 2008 году сумма реализованных торговых надбавок увеличилась на 896395 тыс. руб. (на 61,8 %). На перевыполнение плана по валовому доходу положительно повлияло увеличение уровня реализованных торговых надбавок. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияли увеличение объема товарооборота и уровень реализованных торговых надбавок (в % к обороту).В связи с перевыполнением плана розничного товарооборота сумма валового дохода увеличилась на 20322,3 тыс. руб.; увеличение среднего уровня реализованных торговых надбавок на 2,5 % к обороту способствовало увеличению валового дохода на 227180,5 тыс. руб. Рост товарооборота в динамике на 1649592 тыс. руб. увеличил валовой доход на 321670,4 тыс. руб. Если бы не было повышения розничных цен на товары, то реализованные торговые надбавки за счет этого фактора возросли бы только на 227989,1 тыс. руб. Увеличение среднего уровня валового дохода (на 6,3 % к обороту) привело к увеличению реализованных торговых надбавок на 572494,9 тыс. руб.

 

 

План по сумме валового дохода, остающегося в распоряжении ЗАО  «Минторг» перевыполнен на 235115 тыс. руб. (на 11,8 %) и в динамике он вырос  на 856054 тыс. руб. (на 62 %). На выполнение плана  по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия, отрицательно повлияло увеличение суммы налогов, взимаемых за счет валового дохода (на 12477 тыс. руб.).

 

В динамике на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия  положительно повлияло увеличение общей суммы реализованных торговых надбавок на 896395 тыс. руб. и отрицательно - увеличение суммы налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (на 40341 тыс. руб.).

 

План по балансовой прибыли перевыполнен на 15898 тыс. руб. или на 4 %. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 251441 тыс. руб. (или на 152,9 %). Сверх плана получено прибыли от реализации товаров на 9499,6 тыс. руб. Сумма внереализационных доходов по сравнению с планом возросла на 2902 тыс. руб., а по сравнению с прошлым годом на 4925 тыс. руб.

 

На увеличение балансовой прибыли  в динамике положительно повлиял  рост прибыли от реализации и доходов  от внереализационных операций, отрицательно - увеличение среднего уровня издержек обращения.

 

Вместе с тем следует отметить, что на протяжении нескольких лет предприятие не пересматривало уровень торговых надбавок и он остается неизменным. Как уже отмечалось на холодильники и морозильники он составляет 10-15%, на все остальные товары – 30%.

 

Изменение же валового дохода за счет увеличения розничных цен составило +93681,3 тыс. руб. и изменение прибыли за счет того же фактора составило 9608,34 тыс. руб.

 

 

3. Совершенствование механизма  ценообразования предприятия

 

3.1 Формирование активной ценовой  политики на ЗАО «Минторг»

 

ЗАО «Минторг» преимущественно  использует пассивное ценообразование. Т. е. Его цены, в особенности это  касается розничных цен, практически  не зависят от уровня спроса и предложений  потребителей, предприятие не прибегает  к сезонным и предпраздничным скидкам и постоянно держит торговую надбавку на одном и том же уровне в зависимости от вида изделий. Лишь может происходит согласование конечной розничной цены и поставщиком продукции и на этой основе формируются закупочные цены ЗАО «Минторг».

 

При активной политике ценообразования  предприятие постоянно отслеживает  уровень цен конкурентов, реагирует  на спрос и предложение со стороны  поставщиков и потребителей, прибегает  к сенным и предпраздничным скидкам. Т. е. старается реализовать больше товара по рыночным ценам, складывающимся на определенный временной момент при этом получив максимальную прибыль.

 

Целью деятельности торгового предприятия  ЗАО «Минторг» является удовлетворение потребностей потребителей. Потребителями  предлагаемого товарного ассортимента являются жители города Минска, розничные торговые предприятия, гости столицы. Розничная реализация всех товаров в действующих ценах в динамике растет высокими темпами, что вызвано повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа некоторых товаров в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилась, в связи с чем потери в товарообороте составили 18584,6 тыс. руб.

 

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к  изменению его структуры, которая  характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла доля в товарообороте некоторых бытовых электроприборов, изделий из хрусталя и стекла, моющих средств и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

 

Таблица 7. Информация о динамике ассортимента и структуре розничного товарооборота  ЗАО «Минторг»Товарные группы и  товары 2007 год 2008 год Изменения в динамике структуры товарооборота, % (5-3)

Удельный вес, % Удельный вес, %

1 2 3 4

Холодильники и морозильники 9,6 8,6 -1,0

Миксеры 11,8 13,3 +1,5

Утюги 2,7 2,4 -0,3

Пылесосы 1,3 1,5 +0,2

Стиральные машины 4,5 1,9 -2,6

Другие бытовые электроприборы 3,0 3,0 ---

Обои, клеенка, побелка, шпаклевка и другие подобные товары 7,6 9,9 +2,3

Посуда кухонная различных видов 3,6 3,5 -0,1

Бытовая химия 8,4 8,6 +0,2

Бытовой механический инструмент 4,4 3,0 -1,4

Изделия из стекла и хрусталя 6,8 6,9 +0,1

Моющие средства 12,8 14,3 +1,5

Прочие товары 23,5 23,1 -0,4

ВСЕГО 100,0 100,0 —

 

 

По ЗАО «Минторг» скорость обращения  товаров составила:Фактически за 2007 год 31,4 оборота

Фактически за 2008 год 32,9 оборота

 

 

Следовательно, в 2008 году товарные запасы обновлялись 32,9 раза и оборачиваемость  товаров ускорилась по сравнению с 2007 годом на 1,5 оборота (32,9-31,4).

 

Результаты анализа товарооборачиваемости  по ЗАО «Минторг» оформим в  таблицу 8.

 

Таблица 8. Информация о средних  товарных запасах и товарооборачиваемости  по ЗАО «Минторг»Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонение 2008г. в % к 2007 г.

1.Время обращения товаров в  днях 11,5 10,9 -0,6 94,8

2.Скорость обращения товаров  в количестве оборотов 31,4 32,9 +1,5 104,8

 

 

Основными поставщиками продукции  торгового предприятия ЗАО «Минторг»  являются:

 

Холодильники и морозильники и другие электротовары– ЗАО «Атлант», Минский приборостроительный завод, ПО «Горизонт», ПО «Витязь», ОАО «Термопласт» и др.

 

Посуда – ОАО «Минский фарфоровый завод», Борисовский стеклозавод  и др.

 

Обои – ОАО «Белорусские обои», ОАО «Гомельобои».

 

Продукция бытовой химии – ОАО «Минский лакокрасочный завод», Брестский завод бытовой химии, СП «Олибелло» и др. предприятия.

 

Кроме того, предприятие торгует  товарами, импортируемыми в республику Беларусь различными малыми предприятиями  из стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

На предприятии применяют такие  методы продажи как продажа товаров  в кредит, продажа товаров мелким оптом, продажа товаров по заказам, продажа товаров с последующей  доставкой на дом, продажа товаров  через автоматы, через операционные кассы.

Информация о работе Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")