Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение предпринимаемых отечественным предприятием совместно с органами государственного управления усилий в области ценообразования и комплекса маркетинга и поиск возможных путей совершенствования. При этом в качестве объекта исследований было выбрано успешно функционирующее торговое предприятие ЗАО «Минторг», реализующее непродовольственные товары.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......2

1. Понятие ценообразования и его значение для предприятий розничной торговли....................................................................................................................4

1.1 Экономическая сущность механизма ценообразования…………………....4

1.2 Государственное регулирование цен и его воздействие на механизм ценообразования предприятий торговли……………………………………....15

2. Анализ механизма ценообразования на примере ЗАО «Минторг»..............25

2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Минторг»…....25

2.2 Анализ механизма ценообразования ЗАО «Минторг» и его элементов....29

2.3 Оценка влияния механизма ценообразования на конечные результаты хозяйственной деятельности……………………………………………………36

3. Совершенствование механизма ценообразования предприятия..................42

3.1 Механизм ценообразования как составляющая часть комплекса маркетинга предприятия…………………………………………………….…..42

3.2 Совершенствование механизма ценообразования и его связь с ассортиментной политикой предприятия……………………………………...50

Заключение………………………………………………………………….........54

Список использованных источников литературы…………..............................59

Приложение……………………………………………………………………....61

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

 

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем  установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила политика "ценового потолка", которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике (рис. 1.4).

 

 

 

Рис. 1.4. Политика "ценового потолка"

 

Они формируют так называемый рынок  продавца, диктующего свои условия  покупателям, ведут к образованию  дефицита продукции на рынке (Q1 > Q2). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы в условиях равновесия (Q1 < Q2). В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

 

Политика "ценового пола", как  показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с  целью недопущения монополизации  рынка и поддержания определенного  уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 1.5).

 

 

 

Рис. 1.5. Политика "ценового пола"

 

На таком рынке образуются излишки  продукции (Q2 > Q1), которые государство  вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать  на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

 

Политика "коридора цен" заключается  в том, что устанавливаются два  предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис. 1.6).

 

Такая система регулирования цен  используется, например, в странах  Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

 

 

 

Рис. 1.6. Политика "ценового коридора"

 

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных  форм ценового регулирования. Каждое государство  соответственно проводимой экономической  политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.

 

Переход от плановой экономики к  рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, как показывает опыт других стран, может реализовываться  двумя путями: в форме резкого  перехода с помощью активной либерализации цен или посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий, конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

 

Программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990—1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.

 

Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприятиям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и др.).

 

Следующий шаг в направлении  перехода к свободным ценам был  сделан в апреле 1991 г., когда правительство  значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые могли  применяться свободные (договорные) цены. На 50 % продукции производственно-технического назначения и 25 % товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и тепло-энергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.

 

Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую  продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб  цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи. В дальнейшем процесс либерализации цен развивался постепенно в сторону увеличения доли свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993 г. стали реализовываться населению по свободных ценам такие продукты питания, как баранина, мясо птицы, ликероводочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на свободные цены были переведены такие основные продовольственные товары, как свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.

 

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый  ряд товаров и услуг. В частности, министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других.

 

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

 

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

 

установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования  или вышестоящих органах;

 

определение предельных отпускных  цен на перечень социально значимых товаров;

 

обязательное обоснование цен  отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

 

установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

 

установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные  напитки, экспортируемые товары) цен;

 

ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

 

ограничение размеров оптовых и  розничных торговых надбавок;

 

обязательное обоснование цен  при товарообменных (бартерных) операциях;

 

индексация тарифов (на грузовые перевозки  железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

 

декларирование цен на продукцию  предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

 

ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

 

контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

 

Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.

 

Сущность отдельных видов и  типов цен раскрыта в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» и «Положении о порядке формирования и применения цен и тарифов» №43 от 22 апреля 1999 г.

 

Фиксированные цены — единые в рамках государства прейскурантные цены. Сохранена фиксированная цена на водку белую.

 

 

2. Анализ механизма ценообразования  на примере ЗАО «Минторг»

 

2.1 Организационно – экономическая  характеристика ЗАО «Минторг»

 

Открытое акционерное общество «Белхозторг» создано по решению учредительной конференции участников от 27 февраля 1995 года путем преобразования арендного предприятия «Минская областная база «Хозторг», в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности.

 

Юридический адрес: 220071 г. Минск, ул. Платонова, 34, факс/тел. 232-85-44.

 

Учредителями Общества являются: Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации РБ и члены арендного  предприятия - Минской областной базы «Хозторг».

 

Величина уставного фонда - 196842, 5 тыс. рублей.

 

Общество зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей решением Минского горисполкома № 1432 от 29 декабря 1999 года.

 

Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, действует на принципах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и спецссудный счета. Оно в  праве от своего имени заключать  договора, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, пользоваться кредитом банков, самостоятельно формировать и изменять свое штатное расписание, устанавливать системы и формы оплаты труда работников.

 

Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на увеличение прибыли для удовлетворения экономических, социальных и культурных интересов участников Общества при наилучшем удовлетворении потребностей покупателей.

 

Общество имеет следующие филиалы  и представительства:

 

- филиал ОАО «Белхотгорг» по  торговле стройматериалами и  химико-москальными товарами: 223021 Минский  р-он, п/о Озерцо;

 

- магазин «Хозяйственные мелочи»,  г. Минск, ул. Платонова. 34;

 

- магазин «Хозяйственные мелочи»,  г. Вилейка, ул. Волынца, 26;

 

- магазин «Хозяйственные мелочи»,  г. Жодино, пр. Сырокваша, 3;

 

- магазин «Хозяйственные товары»,  г. Осиповичи, ул. Рабоче-Крестьянская, 7.

 

Общество осуществляет виды деятельности, определенные Уставом согласно общереспубликанского классификатора Республики Беларусь: оптовая и розничная торговля хозяйственными товарами, стройматериалами, мебелью и другими товарами народного потребления; эксплуатация и сдача внаем собственного имущества, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность; строительство; техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Деятельность, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, осуществляется только после получения соответствующей лицензии.

 

Реализация товаров и услуг  осуществляется в пределах Республики Беларусь.

 

Площадь складских помещений составляет 39688 ка.м., площадь магазинов - 1275 кв.м.

 

Учетно - хозяйственная политика, организация  работы всех служб предприятия позволяют  поддерживать экономическую стабильность, обеспечивать рентабельную работу Общества, правильно распределять чистую прибыль.

Информация о работе Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")