Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение предпринимаемых отечественным предприятием совместно с органами государственного управления усилий в области ценообразования и комплекса маркетинга и поиск возможных путей совершенствования. При этом в качестве объекта исследований было выбрано успешно функционирующее торговое предприятие ЗАО «Минторг», реализующее непродовольственные товары.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......2

1. Понятие ценообразования и его значение для предприятий розничной торговли....................................................................................................................4

1.1 Экономическая сущность механизма ценообразования…………………....4

1.2 Государственное регулирование цен и его воздействие на механизм ценообразования предприятий торговли……………………………………....15

2. Анализ механизма ценообразования на примере ЗАО «Минторг»..............25

2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Минторг»…....25

2.2 Анализ механизма ценообразования ЗАО «Минторг» и его элементов....29

2.3 Оценка влияния механизма ценообразования на конечные результаты хозяйственной деятельности……………………………………………………36

3. Совершенствование механизма ценообразования предприятия..................42

3.1 Механизм ценообразования как составляющая часть комплекса маркетинга предприятия…………………………………………………….…..42

3.2 Совершенствование механизма ценообразования и его связь с ассортиментной политикой предприятия……………………………………...50

Заключение………………………………………………………………….........54

Список использованных источников литературы…………..............................59

Приложение……………………………………………………………………....61

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

Основными источниками финансирования деятельности акционерного общества являются собственные средства, а также  кредиты банка.

 

Органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров, является Наблюдательный совет. Члены Наблюдательного совета избираются ежегодно очередным собранием акционеров из числа акционеров и их представителей.

 

Руководство текущей деятельностью  Общества осуществляют дирекция и генеральный директор.

 

Дирекция, генеральный директор подотчетны по всем вопросам своей деятельности Наблюдательному совету и собранию акционеров.

 

Таблица 2. Основные финансово - экономических  показатели ОАО "Белхозторг" за январь - сентябрь 2008 г.Показатели Ед. измер. январь - сентябрь Рост, %

2007 г. 2008 г.

1 2 3 4 5

Товарооборот в сопоставимых ценах тыс. руб. 7437628 9087220 122,2%

тыс. руб. 8606803 9087220 105.6%

Валовый доход тыс. руб. 1451197 2347592 161,8%

% к Т/О 19.5% 25.8% 

Валовый доход от реализации тыс. руб. 691201 819012 118,5%

% к ВД 47,6% 34,9% 

Валовый доход от хранения, работ  и услуг тыс. руб. 520643 987976 189,8%

% к ВД 35,9% 42,1% 

Валовый доход от аренды тыс. руб. 233348 540604 225,9%

% к ВД 16,5% 23,0% 

Пополнение собст. оборотных средств Тыс. руб, 15516 50271 324,0%

Налоги на валовые доходы тыс.руб. 70836 111177 156 9%

Отчисления в целевые фонды (2,5%) тыс. руб. 37646 61210 162,6%

Отчисления в Республ. Фонды (2,0%) тыс.руб. 33188 49967 150.6%

Издержки обращения тыс.руб. 1302717 1952596 149,9%!

%кТ/О 17,5% 21,5% 

Расходы по оплате труда в издержках  обращения тыс.руб. 330569 640781 193,8%

% к Т/О 4.4% 7,1% 

доля в И.О. % 25,4% 32,8% 

НДС тыс.руб. 19608 21540 109,9%

% к Т/О 0,3% 0.2% 

доля в И.О. % 1,5% 1,1% 

Прибыль от реализации товаров, услуг тыс.руб. 148480 394996 266,0%

% к Т/О 2,0% 4,3% 

Внереализационные доходы расходы тыс.руб. 23942 29978 125.2%

тыс,руб. 7965 9076 113,9%

Балансовая прибыль тыс.руб. 164457 415898 252.9%

% к Т/О 2,2% 4,6% 

Отчисление на прибыль тыс.руб. 90685 197132 217,4%

Чистая прибыль тыс.руб 73772 218766 296,5%

% к Т/О 1.0% 2.4% 

Пополнения СОС тыс.руб. 22121 65630 296,7%

% к чист. приб. 30% 30% 

Среднесписочная численность чел. 321 323 

Фонд оплаты труда - всего тыс.руб. 369564 685610 135,5%

Среднемесячная з/пл на 1 работника руб. 127524 235224 184.5%

Товарооборот на 1-го работника тыс.руб. 23170 28134 121,4%

Товарооборачиваемость - опт Дни 13.7 14.7 1

розница Дни 56.5 55,7 -0,3

Собственные оборотные средства на 1.10.2008 г. тыс.руб. 154504 446779 289,2%

Начислено дивидендов тас.руб. 7418 24064 324,4%

 

 

По итогам работы за 9 месяцев т.г. по сравнению с 9 месяцами 2007 года товарооборот предприятия увеличился в действующих  ценах на 1649592 тыс. руб (5,6 %). Удельный вес розничного товарооборота снизился с 73,6% до 72,7%.

 

Валовый доход предприятия увеличился на 896395 тыс. руб (61,8%) или на 6,3% к обороту.

 

Издержки обращения увеличились  на 49,9% и по состоянию на 01.10.2008г. составили 1952596 тыс. руб.

 

Балансовая прибыль предприятия  увеличилась на 251441 тыс. руб. (52,9%) или на 2,4% к обороту.

 

На 01,10.2008 г. среднемесячная заработная плата составила 235,2 тыс. руб., что  выше уровня соответствующего периода  прошлого года на 84,5%. Товарооборот на одного работника увеличился на 21,4% и составил 28134 тыс. руб.

 

Товарооборачиваемость оптового оборота  увеличилась на 1 день и составила 14,7 дней, розничного товарооборота  сократилась на 0,8 дня и составила 55,7 дней.

 

 

2.2 Анализ механизма ценообразования  ЗАО «Минторг» и его элементов

 

Торговая надбавка – наценка к отпускной цене (цене приобретения) товара; надбавки на практике самостоятельно не функционируют, а включаются непосредственно в цену товара в качестве одного из её элементов. Торговая надбавка применяется при реализации товаров непосредственно населению. Её устанавливают сами предприятия розничной торговли исходя из конъюнктуры рынка в данном регионе.

 

В настоящее время торговые надбавки регулируются органами исполнительной власти на лекарственные средства и  изделия медицинского назначения. Кроме того, могут регулироваться торговые надбавки на товары с ограниченным сроком завоза на продукты детского питания.

 

Торговые  надбавки на ЗАО «Минторг» устанавливаются  в процентах к ценам приобретения товаров предприятиями розничной  торговли с налогом на добавленную стоимость. Все надбавки должны регистрироваться предприятиями в соответствующих документах – в протоколах согласования цен, надбавок, в реестрах различных цен и т. д. Торговые надбавки являются последним элементом в структуре розничных цен, которые устанавливают сами предприятия розничной торговли.

 

Структура и порядок расчёта свободных  розничных цен на товары в различных  звеньях товародвижения ЗАО «Минторг»  немного отличаются друг от друга.

 

Если  товар от производителя поступает  непосредственно в розничную торговлю, то розничная цена будет складываться из свободной отпускной цены, по которой товар закупается у производителя и торговой надбавки.

 

Если  товар от производителя поступает  в оптовую торговлю или снабженческо-бытовое  звено, а оттуда в розничную торговлю. В этом случае розничное предприятие закупает товар по цене закупки, делает к этой цене торговую надбавку и определяет свободную розничную цену. Свободные розничные цены могут изменяться в зависимости от коньюктуры рынка. При этом розничные цены снижаются за счёт средств торговли. Свободные розничные цены фиксируются либо в реестре, либо в любом другом документе произвольной формы. При этом в них указываются свободная отпускная цена, все надбавки и свободная розничная цена. Свободные розничные цены на ярлыках товаров, ценниках выставляемых в магазинах, обозначают розничные торговые предприятия, обозначение цен непосредственно на изделиях, товарных и упаковочных ярлыках, этикетках, в технических паспортах и т. д. необязательно.

 

В торговле размер прибыли не ограничивается, однако, ограничивается размер торговых надбавок. Сумма прибыли, включаемой в цену товара, должна быть такой, чтобы, с одной стороны, обеспечить безубыточность, а с другой — возможность его реализации.

 

В цену товара включаются также так называемые косвенные налоги и платежи.

 

Розничная цена формируется на основе отпускной  цены производителя или первого  оптового покупатели (импортера), осуществившего ввоз товара в республику с добавлением  оптовой и торговой (либо только торговой, если товар поступает в розничную торговую сеть, минуя посредников) надбавки. Следовательно, модель розничной цены может иметь вид:

 

ОЦ + ОН+ТН-РЦ;

 

где ОЦ — отпускная цена производителя  или импортера; ОН оптовая надбавка; ТН — торговая надбавка.

 

Если на товар установлена фиксированная  прейскурантная розничная цена, то в ее структуру входит не торговая надбавка, а торговая скидка (ТС).

 

Анализ методов формирования цен  на ЗАО «Минторг» позволяет сделать вывод, что спектр факторов, определяющих уровень цен на конкретном предприятии, достаточно широк и определяется в значительной степени внешними причинами. Эти причины могут не оказывать заметного влияния на свободу ценообразования, в некоторых случаях могут уменьшать или, наоборот, увеличивать возможности предприятия в установлении цены.

 

Среди внешних ценообразующих факторов, в наибольшей мере влияющих на уровень  цен, можно выделить следующие: рыночная среда, потребители продукции и  услуг предприятия, государство, субъекты каналов товародвижения.

 

Важным фактором, определяющим степень  свободы предприятия в установлении уровня цены, является рыночная среда, в которой работает предприятие. В процессе анализа рыночной среды  важно установить, кто контролирует цены. Субъектами контроля цен могут быть: сам рынок; данное предприятие; правительство.

 

Для среды, в которой цены контролируются рынком, характерна высокая степень  конкуренции, однородность продукции  и услуг. Здесь эффективная стратегия  ценообразования предприятия незамедлительно подхватывается конкурентами, что обеспечивает установление ценового равновесия.

 

Среда, в которой цены контролируются самим предприятием, характеризуется  ограниченной конкуренцией и ограниченным ассортиментом товаров. Здесь уровень цены зависит только от принятой предприятием стратегии и особенностей рынка.

 

Среда, где цены контролируются правительством, охватывает ряд социально значимых товаров, коммунальные услуги, общественный транспорт. В ней государственные  органы устанавливают конкретный уровень цен и свобода предприятий сведена к минимуму — контролю за издержками.

 

Потребители услуг также оказывают  непосредственное влияние на уровень  цены товара, поскольку цена товара в рыночной среде устанавливается  в результате компромисса между продавцом и покупателем.

 

Здесь необходимо иметь в виду, что цена имеет неодинаковую значимость для различных сегментов рынка. Поэтому при планировании цены важно  установить, к какому типу относятся  покупатели товара, выпускаемого данным предприятием. С точки зрения чувствительности к цене все покупатели могут быть разделены на следующие типы:

 

• экономные покупатели, остро  реагирующие на изменение цены и  качества;

 

• эмоциональные покупатели, уделяющие  меньше внимания ценам и имеющие  высокую чувствительность к "имиджу" и качеству обслуживания;

 

• патриоты — приверженцы конкретных фирм, ради их поддержки готовые  принять их ценовую политику;

 

• апатичные покупатели, уделяющие  основное внимание качеству, надежности услуги, удобству в пользовании, комфорту вне зависимости от цен.

 

Пунктом 2.5 «Положения о порядке  формирования и применения цен и  тарифов» не запрещено согласование между производителями и розничными продавцами не отпускных, а конечных розничных цен. В этом случае между  сторонами согласовывается размер торговой скидки в пользу розницы, а торговое предприятие оплачивает поставщику товар за вычетом согласованной торговой скидки. Расходы по уценке товаров при таком варианте поставки в случае, если товар не нашел сбыта в оговоренный срок, производятся по согласованию сторон либо при недостижении согласия — поровну.

 

В розничной торговле валовые доходы, издержки обращения и прибыль  планируются и учитываются по отношению к розничному товарообороту, т. е. уровень валового дохода равен  уровню торговой скидки. Торговая же надбавка устанавливается в процентах к отпускной цене. Поэтому при обосновании надбавки на ЗАО «Минторг» исходят из заданных уровней издержек обращения и рентабельности, а также при оценке возможной рентабельности исходя из известного процента торговой надбавки и издержек обращения возникает необходимость пересчета уровня торговой надбавки в уровень валового дохода (торговой скидки), и наоборот.

 

В соответствии с п. 3.1 «Положения о  порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденному Минэкономики от 22 апреля 1999 г.. 43, действует следующий порядок, согласно которому по товарам, на которые облисполкомами не установлены предельные торговые надбавки, действуют ограничения по надбавкам: не более 30 % совокупной надбавки к цене изготовителя независимо от того, участвует ли в товародвижении посредник. Для оптовых посредников оптовая надбавка не может превышать 20 % при складских операциях, при транзитных — 5 % к отпускной цене изготовителя продукции в республике.

 

В отдельных областях при розничной продаже некоторых товаров введен налог с продаж. Так, в Минске с 1.07.2007 года такой налог предусмотрен в размере 5 % от выручки, полученной от реализации облагаемой продукции. Ставка налога установлена на все виды продукции, за исключением социально значимых, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Для определения цены товара с учетом 5 % налога необходимо цену товара, сформированную с учетом действующего «Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов» умножить на 100 % и разделить на 95 %. Залоговая стоимость бутылки налогом не облагается и добавляется к цене с учетом налога на продажу.

 

Этой методикой предприятие  пользуется при формировании отпускных  цен на реализуемую продукцию. Подводя  итог вышесказанному, можно сделать вывод, что формирование цены на предприятии осуществляется следующим образом: отпускная цена + 30% надбавка (на холодильники и морозильники 10-15%)+20%НДС + 5%(налог с продаж).

 

На примере морозильника производства ЗАО «Атлант» формирование розничной цены будет выглядеть следующим образом:

 

325 тыс. руб. + 48,75 тыс. руб. + 74,75 тыс.  руб.+22,43 тыс. руб.=470,93 тыс. руб.

 

Снижение нормальной цены товара называется скидкой. В маркетинге это мероприятие  очень полезно, но предоставление скидки — это отказ от части собственной прибыли. С другой стороны, отказ от рассмотрения системы скидок — это отказ от большой прибыли.

 

В практике ЗАО «Минторг» использует следующие скидки. Скидки за количество даются для того, чтобы подтолкнуть  покупателя приобретать товар в больших количествах, и их размеры зависят от объема заказа. Существуют два вида скидок за количество: кумулятивные и некумулятивные.

 

Кумулятивная скидка побуждает  покупателей делать закупки товара у одного продавца. С ростом объема купленных товаров в течении года скидки увеличиваются. Некумулятивные скидки гораздо более широко распространены. Их применяют к любому единичному заказу и зависят они от его объема. Цель таких скидок в том, чтобы вдохновить покупателя на более крупные заказы с меньшими ценами за единицу товара.

 

Торговые скидки предоставляются  посреднику, продающему свои товары оптовым  покупателям или оказывающему при  помощи данных товаров услуги другим. Оптовые покупатели получают торговую скидку, потому, что закупают товар  в больших объемах, хранят его, распространяют небольшими партиями, предоставляют кредит своим покупателям, способствуют продвижению товара на рынке и в общем расширяют торговую сеть производителя.

 

При предоставлении торговой скидки ее тип и размеры должны соответствовать принятым в данной отрасли. Упакованные товары, реализуемые через оптовых и розничных покупателей, могут обеспечивать оптовым покупателям скидку до 15 %, а розничным торговцам — до 25 %.

Информация о работе Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")