Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение предпринимаемых отечественным предприятием совместно с органами государственного управления усилий в области ценообразования и комплекса маркетинга и поиск возможных путей совершенствования. При этом в качестве объекта исследований было выбрано успешно функционирующее торговое предприятие ЗАО «Минторг», реализующее непродовольственные товары.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......2

1. Понятие ценообразования и его значение для предприятий розничной торговли....................................................................................................................4

1.1 Экономическая сущность механизма ценообразования…………………....4

1.2 Государственное регулирование цен и его воздействие на механизм ценообразования предприятий торговли……………………………………....15

2. Анализ механизма ценообразования на примере ЗАО «Минторг»..............25

2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Минторг»…....25

2.2 Анализ механизма ценообразования ЗАО «Минторг» и его элементов....29

2.3 Оценка влияния механизма ценообразования на конечные результаты хозяйственной деятельности……………………………………………………36

3. Совершенствование механизма ценообразования предприятия..................42

3.1 Механизм ценообразования как составляющая часть комплекса маркетинга предприятия…………………………………………………….…..42

3.2 Совершенствование механизма ценообразования и его связь с ассортиментной политикой предприятия……………………………………...50

Заключение………………………………………………………………….........54

Список использованных источников литературы…………..............................59

Приложение……………………………………………………………………....61

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Цены и ценовая  политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия  ЗАО "Минторг")

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......2

 

1. Понятие ценообразования и  его значение для предприятий  розничной торговли....................................................................................................................4

 

1.1 Экономическая сущность механизма  ценообразования…………………....4

 

1.2 Государственное регулирование  цен и его воздействие на  механизм ценообразования предприятий торговли……………………………………....15

 

2. Анализ механизма ценообразования  на примере ЗАО «Минторг»..............25

 

2.1 Организационно – экономическая  характеристика ЗАО «Минторг»…....25

 

2.2 Анализ механизма ценообразования  ЗАО «Минторг» и его элементов....29

 

2.3 Оценка влияния механизма  ценообразования на конечные  результаты хозяйственной деятельности……………………………………………………36

 

3. Совершенствование механизма  ценообразования предприятия..................42

 

3.1 Механизм ценообразования как  составляющая часть комплекса маркетинга предприятия…………………………………………………….…..42

 

3.2 Совершенствование механизма  ценообразования и его связь  с ассортиментной политикой предприятия……………………………………...50

 

Заключение………………………………………………………………….........54

 

Список использованных источников литературы…………..............................59

 

Приложение……………………………………………………………………....61

 

 

Введение

 

В качестве темы курсовой работы была выбрана следующая: «Цены и ценовая  политика и их влияние на развитие бизнеса» (на примере торгового предприятия ЗАО «Минторг»). Проблемы разработки системы ценообразования и ее связь с маркетинговыми исследованиями предприятия сегодня являются одними из самых актуальных для многих отечественных торговых предприятий, реализующих различные потребительские товары. Основной причиной этого является следующее.

 

Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро- , макро- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную  деятельность предприятия. Экономика  любого предприятия начинается (цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на произведенную продукцию для внутреннего или внешнего рынка) ценами. Цены множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

 

 

Таким образом, целью написания  данной работы является изучение предпринимаемых  отечественным предприятием совместно  с органами государственного управления усилий в области ценообразования  и комплекса маркетинга и поиск возможных путей совершенствования. При этом в качестве объекта исследований было выбрано успешно функционирующее торговое предприятие ЗАО «Минторг», реализующее непродовольственные товары.

 

При написании работы были использованы различные литературные источники. Первая глава основана на обобщении существующего теоретического материала, почерпнутого из различных пособий, учебников и журнальных статей. Вторая глава и третья была написана на основе данных, полученных при прохождении автором преддипломной практики в торговом предприятии ЗАО «Минторг».

 

 

1. Понятие ценообразования и  его значение для предприятий  розничной торговли

 

1.1 Экономическая сущность механизма  ценообразования

 

Под механизмом ценообразования понимается процесс формирования уровней, структуры и динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Данная проблема решается в единстве макро- и микроуровней экономики, так как предполагает реализацию экономических интересов всех участников производства.

 

Существуют две основные системы  ценообразования: затратное и рыночное ценообразование.

 

Суть затратного механизма ценообразования состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих собой затраты в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

 

Рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Рынок в самой общей трактовке представляет собой сферу обращения товаров, совокупность форм и видов экономической деятельности, сводящих вместе производителей, поставщиков, продавцов товаров (агентов предложения), с одной стороны, и потребителей, покупателей (агентов спроса), с другой стороны.

 

Механизм ценообразования существенно  отличается на различных типах рынка (рынок чистой конкуренции, рынок  монополистической конкуренции, рынок  олигополистической конкуренции, рынок чистой монополии). Поэтому под рыночным механизмом ценообразования понимается множество таких механизмов.

 

Рыночная цена представляет собой  сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике  все имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства. Равновесной ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение соответствует спросу.

 

Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток — их падение. Если на рынке какого-либо товара больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше покупают и цены неизбежно снижаются, нормируя таким образом предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен.

 

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается и цены постепенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно меняющимся запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление и расширяется производство, а при ее падении увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы. Таким образом, в условиях рыночного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

 

На уровне интерэкономики в международной  торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта. [19, 303]

 

Вместе с тем, цены на отдельные  товары, услуги, практически во всех странах мира являются объектом государственного регулирования в рамках проводимой экономической и социальной политики. Многие государства мира практикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен и используют другие формы и способы влияния на них.

 

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе: балансирующую, планово-учетную, распределительную и перераспределительную и информационную.

 

Балансирующая функция заключается  в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением. Планово-учетная функция означает, что цены используются как предприятиями, так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осуществляется учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

 

Распределительная и перераспределительная  функция цен состоит в распределении  создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена. При значительных отклонениях цен от стоимости, когда на отдельные товары, услуги государством устанавливаются низкие цены или же они предоставляются бесплатно, а другие товары отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных налогов (акцизов, отчислений в целевые бюджетные фонды, налогов с продаж и др.) усиливается перераспределительная функция цен.

 

Выполнение перераспределительной  функции ценами позволяет решать такие важные социальные задачи, как  создание благоприятных условий для развития и воспитания подрастающего поколения, обеспечение общедоступности товаров первой необходимости, лечения и др. Однако значительные перераспределительные процессы могут негативно повлиять на развитие экономики, поскольку дают искаженную картину состояния дел и снижают эффективность управленческих процессов.

 

Информационная функция состоит  в доведении до всех участников экономики  сведений о конъюнктуре рынка  и рыночных ценах.

 

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием множества факторов, действующих разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование. В свою очередь сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов — внутренних и внешних (рис. 1.1).

 

 

 

Рис. 1.1. Факторы ценообразования

 

 

Внутренние факторы, т.е. факторы  микроэкономического уровня, зависят  от деятельности самого предприятия, фирмы. Товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами и способами его обработки, непременно будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень. Способ производства определяет серийность выпуска продукции. Как правило, продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства отличаются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены. При частых и интенсивных технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену. [18, 287]

 

Ориентация предприятия на несколько  рыночных сегментов вызывает необходимость  дифференциации цен, приспособления их к различным категориям покупателей. Цена теснейшим образом связана с жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле и относительно низкую — при длительном. Более того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.

 

Ощутимое  влияние на цену оказывает длительность цепочки производитель — потребитель, используемые каналы распределения, посредники. Хорошо организованный сервис при продаже  и послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная реклама товара, его продвижение на рынок позволяют устанавливать более высокие цены.

 

Внешние или макроэкономические факторы  не зависят от деятельности предприятия  и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. Политическая стабильность в государстве создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремления в получении сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен. Отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, как, например, топливно-энергетических в Беларуси, ставит предприятия в большую зависимость от их импорта. Поэтому разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР явился одной из причин резкого роста затрат и цен на продукцию белорусских предприятий.

 

Непосредственно влияют на цены масштабы их государственного регулирования, которые определяются общим состоянием экономики. Регулирование  цен в переходный период на целый  ряд товаров и услуг в Беларуси ограничивает свободу их установления предприятиями, оказывает сдерживающее влияние на рыночные факторы их формирования. По мере продвижения экономических реформ ценовые ограничения будут отменяться и ослаблять влияние этого фактора на ценообразование.

 

Наличие и уровень конкуренции, существующей между производителями или потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. При этом зависимость между  уровнем конкуренции и ценами для производителей однородной продукции  обратная (т.е. с увеличением конкуренции цены снижаются), а для потребителей — имеет прямой характер (с повышением уровня конкуренции цены растут). Нередко ажиотажный спрос может спровоцировать резкое повышение цен.

 

На  уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которые определяются объемом обращающейся денежной массы, количеством и размерами действующих налогов, таможенных пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие значительных тарифных и нетарифных ограничений может быть причиной высоких цен на внутреннем рынке.

 

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает  система взаимосвязанных и взаимозависимых  цен, уровень одних из которых  оказывает влияние на уровень  других. Взаимосвязь всех цен в  национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Информация о работе Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")