Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение предпринимаемых отечественным предприятием совместно с органами государственного управления усилий в области ценообразования и комплекса маркетинга и поиск возможных путей совершенствования. При этом в качестве объекта исследований было выбрано успешно функционирующее торговое предприятие ЗАО «Минторг», реализующее непродовольственные товары.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......2

1. Понятие ценообразования и его значение для предприятий розничной торговли....................................................................................................................4

1.1 Экономическая сущность механизма ценообразования…………………....4

1.2 Государственное регулирование цен и его воздействие на механизм ценообразования предприятий торговли……………………………………....15

2. Анализ механизма ценообразования на примере ЗАО «Минторг»..............25

2.1 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Минторг»…....25

2.2 Анализ механизма ценообразования ЗАО «Минторг» и его элементов....29

2.3 Оценка влияния механизма ценообразования на конечные результаты хозяйственной деятельности……………………………………………………36

3. Совершенствование механизма ценообразования предприятия..................42

3.1 Механизм ценообразования как составляющая часть комплекса маркетинга предприятия…………………………………………………….…..42

3.2 Совершенствование механизма ценообразования и его связь с ассортиментной политикой предприятия……………………………………...50

Заключение………………………………………………………………….........54

Список использованных источников литературы…………..............................59

Приложение……………………………………………………………………....61

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 

Система цен очень подвижна и состоит  из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно меняются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков (приложение 1).

 

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен (рис. 1.3).

 

Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

 

Отпускная цена оптового предприятия формируется  при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.

 

Розничная цена — цена, по которой  товар приобретается населением у розничных торговых предприятий  любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного  потребления.

 

 

 

 

Рис. 1.3. Виды цен по стадиям товародвижения

 

Каждый из последующих видов  цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изготовителя, а розничная цена — отпускную цену оптового предприятия.

 

По способу установления различают  регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).

 

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.

 

Границы между регулируемыми и  свободными ценами очень подвижны и  постоянно меняются в зависимости  от складывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

 

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере  народного хозяйства различают  оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги. Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые в свою очередь зависят от отпускных цен на это оборудование и сметных цен на здания и сооружения и т.д. [24, 94]

 

Цены могут различаться с  учетом их территориального распространения. При этом выделяют единые республиканские и местные цены. Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.).

 

Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под  воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования  со стороны местных органов власти.

 

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют цены для внутреннего (республиканского) рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары). Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены, на экспортируемые товары.

 

От сроков действия могут использоваться постоянные (долговременные) цены, скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются  без ограничения срока их действия на большинство товаров массового  спроса.

 

Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых  могут существенно измениться экономические  условия производства и сбыта, а  также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.

 

Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней — могут лишь возмещать затраты на производство или их часть. Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).

 

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя (предприятия или населения), для различных категорий населения (престижные цены — для обеспеченных покупателей, льготные — для детей, инвалидов и т.д.).

 

Отдельный блок в системе цен  представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике: планово-расчетные, учетные, цены производителей, потребительские цены, текущие и сопоставимые. Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.

 

Цена любого товара, услуги состоит  из ряда обособленных элементов. Конечную розничную цену, по которой отечественный товар приобретается населением на республиканском рынке, можно представить в виде схемы (рис. 1.4).

 

Отпускная цена, по которой товар  реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости его  производства, прибыли и косвенных  налогов (или дотации).

 

 

 

Рис. 1.4. Состав розничной цены по элементам

 

Отпускная цена предприятия-оптовика состоит из отпускной цены изготовителя и наценки в пользу оптовой  организации. Розничная цена — это  цена конечного потребления товара. По розничным ценам торговые организации продают товар населению. В отличие от отпускной цены оптовика розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, налог на добавленную стоимость и по некоторым товарам налог на продажу по не социально значимым товарам.

 

Оптовая и розничная торговые наценки  представляют собой цены услуг оптовой  и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной  ценой предприятия-изготовителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные  налоги, предусмотренные законодательством государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной, а торговую скидку в процентах к розничной цене. На переходном этапе в рамках системы государственного регулирования цен, применяемой в Беларуси во избежание завышения цен, торговые наценки ограничиваются государственными органами управления.

 

1.2 Государственное регулирование  цен и его воздействие на  механизм ценообразования предприятий  торговли

 

Система ценообразования включает механизм ценообразования и систему  цен. Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйственных субъектов, потребителей, посредников при регулирующей роли государства и общества.

 

Объект регулирования в механизме  ценообразования система цен  в целом и ее отдельные виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.

 

Основными принципами ценообразования  в Республике Беларусь являются: [3, 105]

 

определение основ государственной  политики в области ценообразования;

 

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

 

разграничение полномочий субъектов  ценообразования по установлению и  регулированию цен (тарифов);

 

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

 

государственный контроль за соблюдением  действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

 

Важное место в экономических  преобразованиях в условиях переходного  периода занимают вопросы разумного сочетания свободного ценообразования с государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие.

 

Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

 

Государственное регулирование цен  обычно осуществляется с помощью  косвенного и прямого регулирования. К косвенному регулированию относятся  меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

 

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

 

товары (работы, услуги) субъектов  хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный  реестр;

 

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

 

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский  городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

 

фиксированных цен (тарифов);

 

предельных цен (тарифов);

 

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

 

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

 

порядка определения и применения цен (тарифов);

 

декларирования цен (тарифов).

 

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.

Информация о работе Цены и ценовая политика и их влияние на развитие бизнеса (на примере торгового предприятия ЗАО "Минторг")