Банковский маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Определить сущность и особенности банковского маркетинга;
2. Рассмотреть цели и задачи маркетинга в банковской сфере;
3. Оценить маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков;
4. Проанализировать характеристику КБ «Банк ВТБ»;
5. Исследовать основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Сущность и особенности банковского маркетинга…………………............5
1.2 Цели и задачи маркетинга в банковской сфере……………………………14
1.3 Маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков………………..…………………………………………………………...17
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛИ БАНКА НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ КБ «БАНК ВТБ»)
2.1 Характеристика КБ «Банк ВТБ»……………………………………………28
2.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ»…….32
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
3.1Новые банковские услуги как способ совершенствования работы банка и привлечения новых клиентов…………………………………………………...43
3.2 КБ «Банк ВТБ», как пример оптимизации взаимоотношений, возникающих на рынке банковских услуг……………………………………..44
3.3 Необходимость и возможные пути улучшения взаимодействия банка и потребителей на современном этапе……………………………………..…….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….......57

Файлы: 1 файл

банковский маркетинг-исправ..doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

В 2011 году банк продолжал активно расширять перечень услуг, предлагаемых клиентом и внедрять новые их виды:

• Кредитование в рамках программы Всемирного Банка  по развитию частного сектора;

• Внедрение  системы удаленного управления счетами «Банк-Клиент»[33].

Осуществляя политику диверсификации услуг, КБ «Банк ВТБ» предлагает физическим и юридическим лицам услуги по хранению ценностей в автономном хранилище, оборудованном сейфами с индивидуальными ячейками. Хранилище оборудовано современными системами охраны и имеет несколько степеней защиты, в том числе электронную, на основе чиповых персональных карт, а также современную систему газового автоматического пожаротушения. Основными принципами работы по предоставлению депозитарных услуг являются анонимность клиента, безопасность, конфиденциальность.

Высокий уровень  услуг может быть обеспечен только при условии использования банком современных компьютерных и коммуникационных технологий. В связи с этим КБ «Банк ВТБ» проводит последовательную политику развития существующих и внедрения новых информационных технологий. Завершение внедрения новой информационной системы банка в 2012 году позволит обеспечить более качественное и оперативное выполнение расчетно-кассовых операций и повысит управляемость системы банковского учета, анализа и контроля. Одновременно, это даст возможность проведения большинства банковских операций в режиме реального времени по системе «Банк-клиент» и с использованием средств сети INTERNET, что явится существенным шагом вперед по пути передовых банковских электронных технологий, внедряемых во всем мире, и существенно повысит конкурентоспособность банка на внутреннем рынке.

Успешная работа Банка в значительной мере обусловлена  профессиональной подготовленностью  персонала, его умению реально оценивать  экономическую ситуацию, определять наиболее эффективные направления  деятельности.

Требования, предъявляемые рынком к уровню банковских специалистов и задачи, поставленные в 2011 году перед банком, требовали соответствующего уровня подготовки специалистов банка, в связи, с чем кадровая политика приобретала все большее значение.

Кадровая политика банка в 2011 году включала в себя:

- подготовку  до 168 специалистов на внутренних  курсах и семинарах;

- обучение до 124 специалистов банка на специализированных  программах подготовки и обучения  внутри республики и за ее  пределами, проведенные такими  компаниями как Международный банковский институт и т.д.;

- подготовку  специалистов в рамках технической  помощи международных финансовых  институтов;

- проведение  аттестации свыше 35 специалистов  кредитного департамента;

- прием на  работу высококвалифицированных  специалистов извне;

- подготовку  резерва кадров, включая 63 специалистов  для руководящих должностей;

- дальнейшее  развитие системы материального  поощрения работников в зависимости  от конечных результатов деятельности  подразделений[33].

Сознавая ответственность, за будущее России КБ «Банк ВТБ» вносит свой вклад в сохранение ее интеллектуального и культурного фонда, постоянно расширяет масштабы своей благотворительной и спонсорской деятельности, принимая участие в реализации проектов и программ, направленных на сохранение культурного и духовного наследия народа, поддержку наиболее социально незащищенных слоев общества. В своей благотворительной деятельности Банк руководствуются идеей преемственности лучших традиций предпринимательства, не отделяя свой труд от духовных основ жизни.

 

3.3 Необходимость  и возможные пути улучшения  взаимодействия банков и потребителей  на современном этапе

 

Банковский  маркетинг самым тесным образом  связан со всей деятельностью банка  и ее управлением (банковским менеджментом), включая как управление операциями, так и управление персоналом.

Действительно, сотрудники банка непосредственно  занимающиеся продвижением банковских услуг на рынке, могут затратить  большие усилия и средства на рекламу  и личное общение с потенциальными клиентами банка с целью убедить их воспользоваться его услугами, в результате чего возможные клиенты придут в банк. Однако вследствие невнимательного отношения к ним сотрудников банка, несоответствия предлагаемых услуг тому, что они ожидали на основе рекламных обращений, а также других причин у них может сложиться неблагоприятное впечатление о банке и они откажутся от взаимодействия с ним. Поэтому, как подчеркивается в специальной литературе и выступлениях в прессе руководителей различных коммерческих банков, деятельность всех сотрудников банка должна основываться на концепции маркетинга, ориентированной на потребителя.

Причем надо отметить, что с развитием конкуренции  на рынке постоянно расширяется  поле рекламной деятельности. Рекомендуем  учесть здесь четыре момента.

Первое – любая рекламная акция обязана сторицей окупаться, а, следовательно, должна рассчитываться. Поэтому целесообразно выбирать малозатратные, но эффективные виды рекламы.

Второе –  избегать стандартов в рекламе. Следует  постоянно искать новые ее формы.

Третье – реклама должна быть обязательно адресной, т.е. на конкретную потенциальную аудиторию.

И, наконец, четвертое  – при рекламе товаров или  услуг нельзя не учитывать в полной мере реальные возможности банка  и его конкурентов.

Общие подходы  к рекламе таковы: она должна быть проста, убедительна; опираться не на эмоции, а на точные достоверные факты; быть краткой и оригинальной; выступать как единая система – рекламная компания, в которой все акценты расставлены так, чтобы максимально продемонстрировать потенциальному клиенту выгоды, которые он сможет получить от использования предлагаемых услуг.

Надо отметить, что в нашей стране конкурентная среда в сфере услуг формировалась  быстрее, чем в промышленности. Создание двухуровневой банковской системы  привело к образованию множества коммерческих банков. Кроме того, в последние годы начинают развиваться различные небанковские учреждения: финансовые, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фонды. Несмотря на существующие ограничения, на финансовый рынок выходят иностранные банки. Можно с уверенностью говорить об образовании рынка покупателя в сфере банковских услуг и о начинающейся борьбе за клиентов. Успех в этой борьбе будет за теми банками, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества, индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и создать новые потребности в банковских услугах.

Разработка  новых банковских услуг в КБ «Банк ВТБ»:

Кредиты молодым  людям (студентам и т.д.).

Данная услуга окажет двойную пользу банку: привлечет  новых клиентов и создаст среди молодежи определенный имидж банка.

Кредиты гражданам  на покупку личного автомобиля.

Кредиты на покупку  квартиры.

Депозиты для  определенных социальных групп.

Привлечение частных  лиц к операциям на рынке ценных бумаг.

Ценообразование.

Система доставки.

Ожидаемые результаты:

В результате применения маркетинга в КБ «Банк ВТБ» будет увеличение числа клиентов, увеличение активов банка, диверсификации оказываемых услуг, а также появление имиджа банка, его лучшей узнаваемости.

Внедрение приемов маркетинга в работе всех подразделений банка позволит увидеть новые способы оказания услуг, получения прибыли. Если раньше банк ориентировался только на свой товар, то после перехода к рыночным отношениям он должен ориентироваться на нужды и потребности клиентов. Если сегодня клиенты предпочитают вкладывать деньги на короткий срок, то нужно им предлагать «короткие» вклады, если клиент предпочитает более рискованные, но в то же время и более доходные инструменты, то следует предложить ему именно такие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Активное внедрение маркетинга в деятельность коммерческих банков является обязательным требованием современного рынка и управление коммерческим банком должно осуществляться на основе повышенного внимания к маркетингу, основная идея которого заключается в том, что маркетинговые службы банка изучают рынок предполагаемых к выпуску продуктов, типы клиентов-покупателей, конкурентов, предлагающих аналогичные продукты, а затем организовывают их производство и реализацию. При этом в центре внимания должны всегда находиться реальные потребности клиентов, которые банк должен удовлетворять. Специфика банковского маркетинга исходит из особенностей банковских продуктов, которые являются абстрактными и не имеют материальной субстанции.

Являясь частью менеджмента, банковский маркетинг связан со стратегией развития банка. Суть стратегического подхода маркетинга выражается в такой политике банка, когда разработка, внедрение и освоение новых банковских продуктов осуществляются на базе предварительно проведенных маркетинговых исследований. В рамках принятой банком конкурентной стратегии и определенной и корпоративной миссии, банк должен уделять большое внимание коммуникационной стратегии.

Организация маркетинга в коммерческом банке — это сложный процесс, призванный учесть как индивидуальные ориентиры развития банка, так и многообразие, и комплексность существующих банковских продуктов. В него входит, прежде всего, служба маркетинга, выбор структуры, который зависит от специфики деятельности банка, характера рынка и предлагаемых продуктов, разносторонности экономических связей банка и других факторов. Большое значение должно уделяться системе планирования и контроля в банковской сфере, что способствует готовности банка к внезапным изменениям рыночной ситуации, уменьшении риска принятия неверных решений в условиях усиливающейся банковской конкуренции.

В настоящее  время в мировой практике коммерческих организаций могут применяться  различные маркетинг-ориентированные  банковские организации, которые исходят из того, что вопросы сбыта услуг имеют приоритет над вопросами их производства: организация по группам услуг, организация по группам клиентов, матричная организация, дивизиональная организация.

В принципе, все  функции банковского маркетинга могут быть сведены к двум: аналитической и управленческой. Первая из них предполагает, прежде всего, проведение маркетинговых исследований. Вторая охватывает планирование и практическое осуществление маркетинговой деятельности, ведущую роль в которых играет создаваемый и используемый компанией комплекс маркетинга.

Комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю функций маркетинга, совокупность которых  компания использует для достижения желаемых изменений параметров целевого рынка. В современных конкурентных условиях комплекс маркетинга банковских услуг уже не может ограничиваться традиционными четырьмя элементами (продукт, цена, продвижение, сбыт). Важнейшей его составляющей становится новый элемент — «стандарт обслуживания», который позволит применяющим его коммерческим банкам организовать эффективное покупательное развитие своего бизнеса и укрепить свои рыночные позиции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балашова Е. Банковские бренды глазами потребителей // Банковское дело. 2006. № 9. С. 30-32.
  2. Викулов В. Маркетинг банковских продуктов на основе сегментационных моделей // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1(45). С. 131-137.
  3. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга / Д.Н. Владиславлев. М. : Ось-89, 2006. 256 с.
  4. Воронов А. Динамика, факторы, тенденции и новые инструменты развития в банковском секторе // Маркетинг. 2004. №6 (79). С. 98-103.
  5. Гаврилов Д.А. Оценка эффективности банковской рекламы // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №4 (54). С. 130-135.
  6. Галачиева С. Рыночная сегментация банковских услуг // Маркетинг. 2006. №2 (87). С. 71-77.
  7. Гофенберг В.А. Дефиниции понятий «маркетинг», «банковский маркетинг», а также их дериватов в отечественной и зарубежной литературе / [Электронный ресурс]: [сайт]. [2007]. URL: http://www.advertology.ru/article3339.html.
  8. Гурьянов С. Маркетинг банковских услуг / [Электронный ресурс]: [сайт]. [2007]. URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m15/index.htm.
  9. Друкер П. Эффективное управление / П. Друкер. М. : Гранд, 2001. 482 с.
  10. Дружинин А.И. Взаимодействие планирования и маркетинга в управлении банками // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №5 (55). С. 76-78.
  11. Ильясов С. Банковские услуги и их сущность и перспективы развития // Банковское дело в Москве. 2005. № 8. [Электронный ресурс]: [сайт]. [2007]. URL: http://klerk.ru/bank/?35175.
  12. Конакова Л.В. Функциональные обязанности специалистов отдела маркетинга в коммерческом банке [Электронный ресурс]: [сайт]. [2006].URL:http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/50ntk/section5/section5_10.html
  13. Коробова Г.Г. Банковское дело. М. : Экономистъ, 2005. 751 с.
  14. Лосев С.В. Управление отношениями с клиентами // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 1(51). С. 42-47.
  15. Лопатинская И.В. Лояльность как основной показатель удержания потребителей банковских услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. №3 (29). С. 20-31.
  16. Максютов А.А. Банковский менеджмент. М. : Альфа-Пресс, 2005. 368 с.
  17. Никонова И. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 284 с.
  18. Орлова А.Н. Коммуникационная стратегия коммерческого банка // Банковские услуги. 2005. № 12. С. 7-13.
  19. Пирцхалаишвили К.З. Программы лояльности в банковском секторе // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. №5(65). С. 472-478.
  20. Попова Ж.Г. Психологические аспекты формирования благоприятного имиджа банка // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №5 (43). С. 68-71.
  21. Полищук А.И. Управление деятельностью кредитных организаций (банковский менеджмент). М. : Юристъ, 2002. [Электронный ресурс]: [сайт]. [2007]. URL: — http://www.mirkin.ru/_docs/metodika8.pdf.
  22. Радковская Н.П. Маркетинг в коммерческих банках. СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2004. 94 с.
  23. Сагинова О. Маркетинговое управление корпоративной репутацией коммерческого банка // Маркетинг. 2006. №5 (90). С. 52-65.
  24. Семова Т.Б. Хорошо ли клиенту? // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 4(58). С. 47-55.
  25. Солдатенков Г.В. Внешторгбанк: масштабы и динамика развития, инвестиционно-кредитная деятельность // Деньги и кредит. 2004. № 12. С. 7-11.
  26. Халуев К. Маркетинг отношений — современный поход в работе банка с клиентами // Маркетинг. 2002. № 5(66). С. 44-55.
  27. Шабаева В.И. Факторы успеха многоканальной банковской деятельности // Банковские услуги. 2006. № 6. С. 27-30.
  28. Щелов В. Банк, который всегда рядом // Банковское дело. 2006. № 7. С. 48-49.
  29. Юдин В.В. Перспективы дистанционного банковского обслуживания физических лиц // Банковские услуги. 2006. № 2. С. 17-24.
  30. http://rating.rbc.ru
  31. http://www.balancedscorecard.ru
  32. http://www.vtb.ru
  33. http://www.vtb24.ru
  34. http://www.vtbmagazine.ru

Информация о работе Банковский маркетинг