Банковский маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Определить сущность и особенности банковского маркетинга;
2. Рассмотреть цели и задачи маркетинга в банковской сфере;
3. Оценить маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков;
4. Проанализировать характеристику КБ «Банк ВТБ»;
5. Исследовать основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Сущность и особенности банковского маркетинга…………………............5
1.2 Цели и задачи маркетинга в банковской сфере……………………………14
1.3 Маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков………………..…………………………………………………………...17
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛИ БАНКА НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ КБ «БАНК ВТБ»)
2.1 Характеристика КБ «Банк ВТБ»……………………………………………28
2.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ»…….32
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
3.1Новые банковские услуги как способ совершенствования работы банка и привлечения новых клиентов…………………………………………………...43
3.2 КБ «Банк ВТБ», как пример оптимизации взаимоотношений, возникающих на рынке банковских услуг……………………………………..44
3.3 Необходимость и возможные пути улучшения взаимодействия банка и потребителей на современном этапе……………………………………..…….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….......57

Файлы: 1 файл

банковский маркетинг-исправ..doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………...3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА

1.1 Сущность и особенности банковского маркетинга…………………............5

1.2 Цели и задачи маркетинга в банковской сфере……………………………14

1.3 Маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков………………..…………………………………………………………...17

2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛИ БАНКА НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ КБ «БАНК ВТБ»)

2.1 Характеристика КБ «Банк ВТБ»……………………………………………28

2.2 Основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ»…….32

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА

3.1Новые банковские  услуги как способ совершенствования  работы банка и привлечения  новых клиентов…………………………………………………...43

3.2 КБ «Банк ВТБ», как пример оптимизации взаимоотношений, возникающих на рынке банковских услуг……………………………………..44

3.3 Необходимость и возможные  пути улучшения взаимодействия  банка и потребителей на современном этапе……………………………………..…….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….......57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Маркетинг известен как система управления и организации  деятельности различных субъектов хозяйствования, в том числе банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особою отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуации.

Последние изменения  в банковских системах стран с развитой рыночной экономикой, реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привлекли к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операции, усиление у банков конкурентов в лице небанковских учреждении, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг и неблагополучного экономического положения в стране, усугубившегося мировым финансовым кризисом. Кроме того, в России в банковскую сферу активно проникают страховые, брокерские, сберегательные, трастовые и другие компании, пенсионные фонды, торгово-промышленные и финансовые корпорации. В результате стали характерными снижение доходности коммерческих банков и значительное усиление риска их операции. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банкам предстоит осваивать новые услуги, новые формы бизнеса, выдвигать на первое место не только интересы акционеров, но бороться за каждого клиента.

Введение маркетинга в управление коммерческими банками обусловило возникновение системы критериев выработки стратегии и тактики деятельности, а также определения конкретных мер изучения и развития рынка. Внедрение маркетинга способствует росту доходности и снижению риска банковской деятельности. Необходимость маркетинга заключается в том, что он выступает механизмом поддержания адекватности всей деятельности банка процессам, развивающимся на рынке.

В последнее  время российские банки стали осознавать необходимость очень внимательно ознакомиться с современным маркетингом, чтобы организовать деятельность в соответствии с намеченными планами, еще более детально изучить клиентов. Аксиомой является то, что обслуживание каждого клиента должно опираться на глубокое и всестороннее изучение его реального потенциала, возможностей, положения на рынке, хозяйственных перспектив, что и делается при помощи специфических инструментов маркетинга.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного  заметим, что вопрос исследования банковского маркетинга на сегодняшний день более, чем актуален.

Целью курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд  задач:

  1. Определить сущность и особенности банковского маркетинга;
  2. Рассмотреть цели и задачи маркетинга в банковской сфере;
  3. Оценить маркетинг в выявлении и расширении сферы деятельности коммерческих банков;
  4. Проанализировать характеристику КБ «Банк ВТБ»;
  5. Исследовать основные направления маркетинговой политики в КБ «Банк ВТБ».

Объектом исследования является организация маркетинга в банковском деле КБ «Банк ВТБ».

Предмет исследования является сущность и специфика, цели и задачи, приемы и функции банковского маркетинга КБ «Банк ВТБ».

В ходе написания курсовой работы использовались такие общенаучные методы, как сравнительный анализ, а также статистические методы обработки данных.

При исследовании основных понятий и составляющих банковского маркетинга автор опирался на работы таких зарубежных ученых как И. Ансофф, П. Друкер, М. Портер, А. Чандлер.

В основу работы так же положены теоретические воззрения  и практический опыт таких отечественных  авторов Е.В. Яскевич, Д.Н. Владиславлев, Г.Г. Коробова.

При исследовании организации маркетинга в КБ «Банк  ВТБ» использована информация, размещенная на официальном сайте банка www.vtb.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы банковского маркетинга

 

    1. Сущность и особенности банковского маркетинга

 

Банковский маркетинг  основан на общих принципах маркетинга, выполняет многочисленные функции, представляет составную часть и звено общего понятия «Маркетинг». Маркетинг – это вид предпринимательской деятельности, система управления и организация деятельностью предприятий, связанная с производством и продвижением товаров потребителю с учетом конкуренции [21, c. 103].

Банковский маркетинг  надо рассматривать как особую отрасль  маркетинга, вид деятельности коммерческих и всех других видов банков, направлений  на поиск и использование банками  наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.

Маркетинг в современных  банках как за рубежом, так и в  нашей стране представляет в совокупности свою стратегию и философию, идеологию  и политику для выполнения поставленных целей.

Основные функции банковского маркетинга:

  • маркетинговые исследования рынка банковских услуг;
  • разработка комплекса банковского маркетинга;
  • маркетинговое планирование и организация банковской деятельности;
  • маркетинговый контроль, анализ и аудит.

Маркетинговые исследования рынка банковских услуг показывают, что во всем мире наблюдается тенденция роста интереса к банковскому маркетингу» [26, c. 67].

Маркетинговая деятельность начинается с изучения и анализа  активного и потенциального спроса на банковские услуги. Система маркетинговой деятельности существует благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). С готовым портфелем услуг банк выходит на рынок, предварительно определив их цену в зависимости от уровня своих затрат и конъюнктуры рынка и получает прибыль.

В последнее время все большее число крупных коммерческих банков почти во всех странах переходит на комплексное обслуживание клиентуры. Это означает, что помимо кредитно – расчетного и кассового обслуживания банки оказывают своим клиентам и целый ряд других услуг.

Представляется, что опыт комплексного обслуживания вполне приемлем и взят на вооружение отечественными коммерческими банками, что повышает их конкурентоспособность в привлечении  депозитов и новых вкладчиков.

Выдержать эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их стоимость, улучшать качество кредитно – расчетного и кассового обслуживания, предоставлять какие – либо льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультаций и т.п. иначе у банка может резко сократиться объем кредитных ресурсов, ухудшиться их структура, а, следовательно, и ликвидность бухгалтерского баланса. В конечном счете, такой банк может стать банкротом [26, c. 94].

Таким образом, успешное продвижение новых услуг коммерческих банков на рынке будет возможным только с переходом банков к комплексному анализу рынка и его переработке на основе применения теории и практики маркетинга.

Комплексное маркетинговое  классическое «4р» - это товар, сбыт, цена, продвижение, реализация и контроль.

Конкурентные  стратегии расположены в четырех  квадрантах матрицы Портера:

  1. стратегия лидерства за счет экономии на издержках предусматривает снижение полных затрат на закупку материальных ресурсов, производство и реализацию товаров, услуг. Но, увлекаясь экономией издержек, имеется риск в конечном счете потерять доверие покупателей;
  2. сосредоточение на оптимальном уровне издержек предполагает стратегию минимизации затрат до оптимального уровня, позволяющего достичь максимальных объемов производства по выпуску качественных и добротных товаров, услуг. При этом используются выгодные сегменты рынка с привлекательными климатическими условиями, льготным налогообложением, достаточно высоким уровнем обеспеченности клиентов;
  3. для стратегии дифференциации главное не затраты, а выпуск разнообразных уникальных товаров, услуг с учетом неудовлетворенного спроса клиентов. Эта стратегия, как правило, используется крупными компаниями, имеющими прочное положение на рынке, у которых реализация товаров, услуг идет всегда по высоким престижным ценам;
  4. сфокусированная дифференциация - это стратегия, главной целью которой является обеспечение потребителей товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям. Доминирующая роль отводится маркетингу. Внимание акцентируется на потребительской полезности, гарантиях высокого качества.

При этом лидеры рынка занимают прочное положение и имеют максимальную рыночную долю, их хорошо знают. Главная стратегическая цель лидера - удержать позиции, усилить и занять доминирующее положение. Истинный лидер всегда готов дать отпор различным последователям.

Практика лидерства  выделяет следующие основные конкурентные стратегии, которые успешно используются на корпоративном уровне:

  • стратегию постоянного наступления. Она предполагает корпоративные позиции с активным использованием инноваций ценовой и товарной политикой за счет рекламы, успешного позиционирования;
  • стратегию обороны и укрепления, которая определяется принятием планово-управленческих решений по блокировке претендентов на лидерство с помощью удержания конкурентных преимуществ в результате увеличения расходов на сервис, стимулированием продаж, социальными акциями, персонификацией обслуживания;
  • стратегию конкурентного давления на последователей лидера. При реализации данной стратегии используется достаточно широкий арсенал мер, не допускающих последователей приблизиться к основным показателям ценовой, товарной, коммуникационной политики лидера конкуренции.

Компания-лидер  за последователями, которые часто  разрешают себе снижать отпускные цены. В этом случае лидирующая фирма снижает уровень цен еще ниже цен последователей, устанавливает новые стимулы, льготы для участников системы дистрибъюции, традиционных покупателей, привлекает к себе компетентных, грамотных специалистов из компаний-последователей.

Последователи лидера конкуренции выполняют неглавную роль и занимают более слабые конкурентные позиции. Получая достаточно стабильные доходы, последователи, как правило, удовлетворены своим положением на рынке. Но отдельные из них стремятся пошатнуть прочные позиции лидера-конкурента, вытеснить его из целевого сегмента, занять его место.

Среди множества  стратегий для последователей лидера рынка наиболее характерными являются:

  • стратегия специалиста. Компания концентрирует внимание на отдельных потребительских характеристиках продукта со специфическими потребностями в целях создания конкурентных преимуществ за счет использования высококлассных специалистов, новейших технологий;
  • стратегия роста за счет приобретения направлена на укрепление позиций последователей лидера в результате слияния со слабой или более сильной компанией, имеющей лидирующие позиции;
  • стратегия «кругового наступления» концентрирует маркетинговые усилия на снижении издержек, использовании дифференциации, диверсификации маркетинговой деятельности для достижения ценового, продуктового превосходства и приближения к позиции лидера конкуренции;
  • стратегия «характерного имиджа» также используется фирмами и компаниями для вытеснения из товарной ниши лидера конкуренции. При этом используется множество подходов, способствующих росту репутации компании за счет формирования фирменного стиля, корпоративной ответственности за результаты труда, культуры организации сервиса для клиентов.

Информация о работе Банковский маркетинг