Ассортиментная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом названная маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей - выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных прибылей.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и значение ассортиментной политики в повышении эффективности работы организации 6
2. Ситуационное положение организации на рынке, оценка сильных и слабых сторон 24
3. Анализ ассортимента организации и методов его формирования 33
4. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования ассортиментной политики 40
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложения

Файлы: 1 файл

ассортимент.doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Основным этапом перед  непосредственным сегментированием рынка является выбор обоснованных критериев, которые будут различными для потребительского и промышленного рынков:

  • региональные - численность и плотность населения, транспортная инфраструктура, географическое расположение,  структура коммерческой деятельности в регионе,  климат и т.п.;
  • демографические - возраст, пол, уровень образования;
  • жизненного стиля - социальное положение, род занятий, величина доходов.

Результат сегментации  рынка – это характеристики товара, его свойства, которые покупатели хотели бы видеть в нем.

Современный потребительский  рынок характеризуется плотной  конкуренцией среди однородных товаров и товаров субститутов (взаимозаменяемых), в результате возникает необходимость все больше внимания уделять изучению поведения потребителей, чтобы  выяснить, каким образом совершаются покупки [8, стр. 70].

В процессе осознания  и обоснования необходимости  совершения покупки покупатель находиться под постоянным воздействием экономических, политических, социальных, культурных, психологических факторов. Кроме того, собственные личностные характеристики играют большую роль в процессе принятия решения о покупке.

Фрейд считал, что реальные психологические силы, побуждающие  человека к действию, лежат в его подсознании, т.е. он до конца не осознаёт мотива своего поведения. На этом утверждении основано большинство рекламы воздействующей на подсознательные элементы психики человека.

Американский ученый Маслоу попытался выстроить человеческие потребности в иерархическом порядке по степени их значимости и представил их виде пирамиды. В её основании лежат потребности, оказывающие наибольшее воздействие на личность и поведение.

Каждый человек получающий поток информации через свои органы чувств по-своему её интерпретирует и  формирует собственное представление о том или ином предмете. Восприняв информацию и усвоив её, относительно какого-либо товара или ситуации, человек приобретает убеждения, усиливающие мотивацию или притупляющие её.

При анализе процесса принятия решения о покупке следует  выявить роли людей, так или иначе вовлеченных в этот процесс. Распределение ролей может выглядеть так: инициатор - человек, который первым предлагает или наводит на мысль о необходимости покупки того или иного продукта или услуги; влиятельный человек – взгляды или советы которого имеют существенное значение для принятия окончательного решения; принимающий решение – человек, непосредственно совершающий покупку; потребитель - тот, кто потребляет приобретенный товар или услугу.

Производителю и продавцу важно знать, как потребитель осознает свои потребности и удовлетворение, каких из них он связывает с приобретением данного товара. Человек начинает искать информацию о товарах, способах удовлетворить ее. Управление источниками информации позволяет влиять на процесс принятия решения. После сбора информации наступает стадия оценки альтернативных вариантов решения проблемы, исходя из того, что каждый товар с точки зрения покупателя есть набор свойств, из которых выделяются наиболее важные в данный момент. Преимущество получает тот продукт, который обладает наиболее полным пакетом значимых для покупателя свойств [2, стр. 90].

Самым последним этапом в совершении покупки является реакция  на неё потребителя. Если клиент доволен  своим приобретением, то он придет вновь, а если товар не оправдывает надежд, то это грозит падением уровня спроса и как следствие сокращением доли фирмы на рынке по этой позиции, а так же потерей доходов.

Если же все вышесказанное  перевести в графическую форму, то зависимость величины спроса от цены называется законом спроса (при всех прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот)

Снижение цен расширяет  покупательскую способность, что увеличивает число потенциальных покупателей. Влияние всех факторов обозначенных ранее может смещать кривую влево или вправо. Количественно величина их влияния определяется таким показателем как эластичность спроса (мера реагирования одной переменной на изменение другой), Эластичность выражается коэффициентом как процентное изменение одной переменной в ответ на изменение другой ). Обозначается Е. Наиболее популярна ценовая эластичность спроса.

                                                         

                                               (1.9)

где Е – эластичность спроса

% – изменение физического  объема реализации;

   Pв % – изменение цены.

Если коэффициент эластичности больше или равен 1, то спрос эластичен, т.е. легко реагирует на любое изменение цены (рис.1.1). Если же  показатель эластичности менее 1, то цена не является решающим фактором при совершении покупки, причем математический знак при проведении расчетов не имеет значения (рис. 1.2). Показатель может быть рассчитан по любому признаку, имеющему количественное выражение, то может применяться для выработки прогнозов. Кроме того, наиболее эластичны товары, занимающие наибольший удельный вес в бюджете покупателя. Причем чем меньше временной промежуток, тем не эластичнее спрос, т.к. люди медленно адаптируются ко всему новому, в том числе и новым товарам на рынке. Значит, величина спроса зависит еще и от времени нахождения товара на рынке.

 

                                                      Р. (цена)                      


                                                     

                                         

                                                        Q(количество единиц товара) 


 

 

Рисунок 1.1 - Абсолютно эластичный спрос

 

 

                                                Р. (цена)                            


                                     

                                                      Q количество единиц товара) 


                               

 


Рисунок 1.2 - Неэластичный спрос

Кроме самой кривой спроса его характеристикой может служить  кривая безразличия, показывающая предпочтения потребителей при выборе товаров для покупки. Анализ потребительского спроса  на основе кривых безразличия строится на том, что:

1.) предельная полезность (степень удовлетворения потребности, приходящаяся на дополнительно потребленную единицу товара) продукта есть величина, зависящая не только от его количества, но и от количества других товаров;

2.) полезность может быть измерена по какой-то точной физической шкале измерения;

3.) в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу сначала удовлетворяются нужды лежащие в её основе (низшие) и только потом вышестоящие, то есть потребитель знает свои нужды и может их ранжировать (сравнивать);

4.) выбор человека всегда осмыслен, рационален;

5.) большее количество товара всегда предпочитается меньшему, даже если не приносит дополнительной пользы.

Если покупателю все равно, какую  комбинацию товаров предпочесть, то он находиться в положении безразличия. Графическим изображением этого является кривая безразличия (рис. 1.3).

У(количество товара)


       Х (количество товара)  


Рисунок 1.3 - Кривая безразличия

Название объясняется  тем, что в каждой точке имеет  место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю.

Кривая безразличия  представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение и к выбору из которых покупатель безразличен.

Она имеет отрицательный  наклон, отражающий тот факт, что  потребитель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если увеличивается потребление товара Х, то должно сократиться потребление товара. У, что бы сохранить общий уровень полезности. Перемещение вдоль кривой характеризуется предельной нормой замещения товара Х на товар. У, измеряющей желание (склонность) потребителя обменять один товар на другой.

Кривые безразличия  являются аналитическим инструментом, определения возможного спроса.

Какое сочетание товаров  может позволить себе человек  показывает  бюджетная линия, наложенная на график кривой безразличия. Бюджетное ограничение представляет собой совокупность всех комбинаций товаров Х и У, то количество благ, которые покупатель может реально приобрести при данных ценовых, ассортиментных, доходных ограничениях, т.е.

РхХ+РуУ=Д, (1.10)

где Д – величина дохода  потребителя, 

      Р – цена  товара за единицу,

  Х,У – количество товара (рис.1.4).

                    У(количество товара)                          


 

 


                                                          Х( количество товара)  

 

Рисунок 1.4 - Бюджетная линия

Наложение друг на друга  кривых безразличия и бюджетной линии покажет наиболее выгодный для потребителя набор товаров в точке их соприкосновения, которая  должна удовлетворять нескольким условиям: максимум полезности от выбранного сочетания продуктов и рациональное использование имеющихся средств.

Теория потребительского поведения  позволяет понять мотивы поведения людей в разных ситуациях, что важно для производителей и продавцов т.к. позволяет оценить потенциальные возможности рынка и влиять на такую экономическую категорию как спрос.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс. В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории: Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентноспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство. Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью. Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

 

 

 

 

 

 

2. СИТУАЦИОННОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ,  ОЦЕНКА СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН

 

Совместное    предприятие    открытое    акционерное   общество  «Спартак» (далее СП ОАО  «Спартак») является старейшим и  крупнейшим в Беларуси производителем кондитерских изделий. Продукция   марки   СП   ОАО  «Спартак» завоевала популярность не только в нашей республике, но и во многих странах мира.

Место нахождения СП ОАО  «Спартак»:  ул. Советская 63, г. Гомель, 246655, Беларусь.

СП ОАО «Спартак» - это многопрофильная организация, с замкнутым циклом производства, способное гибко реагировать на потребности рынка и специализирующееся на изготовлении карамели, печенья, вафель, конфет, глазированных шоколадом, шоколадных изделий. Фабрика выпускает широкий ассортимент продукции: карамель – свыше 40 наименований; конфеты, глазированные шоколадом – 35 наименований; печенье – около 40 наименований; вафли – около 20 наименований; конфеты, расфасованные в коробки – свыше 10 наименований; шоколадные изделия – 10 наименований; торты – около 10 наименований.

Одним из основных секретов успеха кондитерской фабрики является то, что кондитерские изделия производятся исключительно из экологически чистого  сырья высокого качества,  поставляемого  из стран ближнего и дальнего зарубежья, к тому же, на современном высокотехнологичном оборудовании,  которым СП ОАО «Спартак» в достаточном объеме оснащен. Одними из первых в республике здесь зарегистрировали торговые знаки на основные сорта выпускаемой продукции. Экологически чистое сырье поставляется со всего мира – Ганы, Кот д`Ивуара, Индонезии, Нидерландов, Дании, Бельгии, Швейцарии, Германии, Голландии, Австрии, Чили, Италии, Китая, Индии, Турции, США, Афганистана, Ирана, России, Украины, Узбекистана.

Основные виды сырья, используемые в производстве: какао-бобы, сахар, патока, мука, орехи, фруктово-ягодные пюре, жиры, молочные продукты, крахмал.

На СП ОАО «Спартак» действует четыре основных цеха:

•    конфетно-шоколадный;

•    карамельный;

•    бисквитный;

•    вафельный.

К преимуществам СП ОАО  «Спартак» следует отнести повышенную гибкость, способность быстро откликаться на желание заказчика, разнообразие ассортимента по сравнению с конкурентами. Только в последнее время специалистами фабрики разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые запатентованы как по способам производства, так и по композициям ингредиентов. Решающим фактором, формирующим структуру производства кондитерских изделий СП ОАО «Спартак», является структура спроса, которая определяется сложившимся вкусом и уровнем жизни населения.

Информация о работе Ассортиментная политика