Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа
Цель работы – провести анализ и показать на примере фирмы ООО «Эль Трейд» важность и необходимость использования анкет и анкетирования в маркетинговой деятельности.
В курсовой работе были поставлены следующие задачи:
Обозначить сущность анкетирования, круг целей и задач анкетирования
Отразить преимущества и недостатки анкетирования
Выделить требования по составлению вопросов в анкете в зависимости от целей
Составить опросную анкету исходя из конкретной цели фирмы ООО «Эль Трейд»
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1. Цели, задачи и требования к анкетированию……….……….…..3
Характеристика методов опроса……………………..…………………....3
Анкета в системе маркетингового исследования……………………..…...7
1.3. Преимущества и недостатки анкетирования………………….…………..12
Глава 2. Технология создания анкеты……………...………..…………….14
2.1. Содержание анкеты……………………………………………………….15
2.2. Разработка анкеты…………………………………………………….…..17
2.3. Рекомендации по составлению анкеты…………………………..………18
2.4. Правила создания анкет в ООО «Эль Трейд»…………..………………21
2.5. Организационный план процесса анкетирования……………………….23
2.6. Анкета для выявления мнения потребителей о качестве продукции фирмы ООО «Эль Трейд» и уровня и уровня их удовлетворенности……....25
Глава 3. Маркетинговый анализ анкетирования конкретной организации…………………………………………………………………….27
Выводы по результатам анкетирования…………………..……………….32
Заключение………………………………………….…………………………33
Список использованной литературы……………………………..……….34
В ходе анкетирования как администратор (человек или компьютер), так и респонденты могут чувствовать себя свободно. Анкетирование разрешает множество побочных проблем, возникающих при личном интервью.
Недостатки анкетирования.
К недостаткам анкетирования относятся контроль респондентов, недостаток мониторинга и высокие требования к разработке анкет.
Глава 2. Технология создания анкеты
Любые мероприятия для клиента, несмотря на необходимость значительных финансовых затрат, являются мощным инструментом управления взаимоотношениями с клиентами. Одна из обязательных целей любого мероприятия для клиента, будь то дилерская конференция, семинар или презентация, состоит в выявлении потребностей клиентов, в получении от них обратной связи о сотрудничестве. Наиболее простой способ реализации этих целей – провести анкетирование среди участников. Однако обычно к составлению анкет компании относятся крайне легкомысленно. Все знают, что если проводишь мероприятие для клиентов надо сделать «анкетку». Но, увы, мало кто задумывается, зачем он это делает, и что будет делать с полученными результатами. В итоге анкетирование проводят, но о его результатах никто больше не вспоминает. Чаще всего происходит это потому, что полученные данные не представляют особой ценности.
Первое, что нужно сделать, берясь за составление анкеты – это определить ее цели. Без этого шага, вся последующая работа теряет смысл. От целей анкеты напрямую зависит содержание анкеты: вопросы, варианты ответов, вступление, заключение. Цели анкеты в свою очередь должны вытекать из целей мероприятия, где планируется заполнение анкеты.
Чаще всего основной целью анкетирования является выявление потребностей клиентов:
Полученная информация позволит на выходе скорректировать ассортиментную политику компании, обновить модельных ряд, улучшить качество обслуживания клиентов, внедрить новые формы сотрудничества.
Другая возможная цель анкетирования – оценка удовлетворенности клиентов сотрудничеством с компанией, в том числе и оценка конкретного мероприятия, на котором проходит анкетирование.
Анкеты могут быть использованы и в целях:
Ведь заполняя анкету, участник не только выражает свое мнение, но и сам получает информацию из поставленных вопросов и вариантов ответов.
Например, если вопрос звучит так:
«Какие из перечисленных новых моделей вы бы хотели заказывать в будущем году:
Уже из этого перечисления участник поймет, что появились новые модели. Если же в скобках дать пояснение, в чем особенность каждой модели, то произойдет и информирование и презентация (первый этап продвижения) новых моделей.
Анкета являет собой способ получения информации от респондентов. Основной функцией анкетирования является сбор информации о поведении респондентов и их взглядов.
Разработка анкеты балансирует на грани науки и таланта. Методологически правильно составленная анкета позволяет исследователю получить достоверную информацию. Анкета, разработанная непрофессионально, является основным источником ошибок в получении достоверных результатов маркетинговых исследований.
Традиционно анкета состоит из трех основных разделов – вступление, основная часть и сведения о респонденте.
Вступление играет важную роль в процессе общения с респондентом и должно включать несколько необходимых элементов. В нем должна быть четко определена цель маркетингового исследования и указана организация, которая проводит исследование.
Самой важной частью анкеты являются слова, которые могут помочь наладить общение с респондентом (например, выражение благодарности за возможное сотрудничество). Во вступлении к анкете можно также дать инструкции по поводу заполнения анкеты. Вступление должно быть четким и лаконичным, но, вместе с тем, отвечать указанным требованиям.
Основная часть анкеты. После вступления к анкете подается ее основная часть, которая непосредственно касается изучаемого объекта. При ее разработке, прежде всего, необходимо определится с порядком размещения вопросов и их количеством.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемого интерес. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Для получения достоверной информации об уровне спроса целесообразно начать опрос с изучения проблем, которые стоят перед опрашиваемым с постепенным переходом на виденье путей их разрешения. Разворачивая таким образом логику анкеты, – от определения интересов вероятного потребителя до выяснения информации, которая прямо касается интересов производителя, – исследователь может собрать достаточно достоверной информации для подготовки практических рекомендаций.
Формулирование вопросов требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа.
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью.
Подбор вопросов является достаточно сложным и ответственным этапом составления опросных анкет. Нет четко установленных правил относительно количества открытых и закрытых вопросов в анкете. По возможности рекомендуется использовать больше закрытых вопросов, которые легче обрабатывать и анализировать.
Количество вопросов в анкете для маркетинговых исследований, по сравнению с анкетами, которые используются в ходе разнообразных социологических опросов, является ограниченным. Невозможно указать точное количество вопросов, из которых должна состоять анкета, но исследователь должен минимизировать их. В среднем количество вопросов в анкете может достигать 20.
Сведения о респонденте. После того, как исследователь определился с логикой раскрытия вопросов в основной части анкеты, надо подобрать вопросы для последней части, которая включает сведения о респонденте. При внешней простоте, она может быть также источником недостоверной информации. Это связано с тем, что сведения о респонденте часто касаются вопросов личного плана, на которые респондент не всегда готов и имеет желание отвечать.
Так, при исследовании рынка конечных потребителей сведения о респонденте чаще всего включают такие личные вопросы, как возраст, уровень доходов, социальный статус. Общим правилом должно быть такое, – если можно избежать большинства личных вопросов, то это нужно сделать. В практике сбора информации на Украине часто можно встретить анкеты, которые начинаются со сведений о респонденте. Такое построение не является результативным по указанным выше причинам.
Исследователю следует много раз взвесить, какая информация о респонденте ему нужна, а потом найти соответствующую форму для получения этой информации. Так, например, если в ходе разработки гипотезы вероятных рыночных сегментов эксперты пришли к выводу, что критериями сегментирования являются пол, возраст и уровень доходов, то в ходе сбора информации необходимо задать подобные вопросы респондентам.
Что касается вопросов о возрасте респондента, то лучше всего предложить отметить свой возраст, используя интервалы:
Укажите, пожалуйста, свой возраст:
Цели любой анкеты в общем виде – это получение или предоставление какой-либо информации. Поэтому при формулировании каждого вопроса необходимо сразу отвечать себе на вопрос: «какая информация будет получена или предоставлена участнику в результате ответа на этот вопрос анкеты».
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
Проверка анкеты. Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Сбор ответов. Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.
Анализ ответов. Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.
Обработка результатов. После того, как ответы проверены и в случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Анализ результатов. Целью опроса может быть поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов со скрупулезной точностью.
2.3. Рекомендации по составлению анкеты.
Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны и отвечать следующим требованиям: