Анализ возможностей фирмы при выборе целевого рынка (на примере конкретного предприятия, рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Современное развитие маркетинговой теории, с одной стороны, и постоянно возрастающая конкуренция - с другой, заставляют фирмы осмысленно заниматься маркетингом, придавая ему все возрастающее значение в развитии бизнеса. Постоянная гонка и увеличение рекламных бюджетов крупных корпораций не позволяют халатно относиться к рекламе и всем маркетинговым коммуникациям в целом. На сегодняшний день ни одна более или менее крупная компания не обходится без серьезных вложений в маркетинговые коммуникации. Для достижения рыночных целей и эффективного расходования бюджета маркетинговые коммуникации, прежде всего, должны иметь четко сформулированную стратегию и быть интегрированными. Поэтому на современном этапе развития экономики страны успешное функционирование предприятий стало практически невозможным без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования и развития маркетинговой деятельности 5
1.1. Понятие и сущность маркетинга 5
1.2. Методика оценки конкурентоспособности (по объекту) 8
1.3. Отечественный и зарубежный опыт 11
Глава II. Оценка современного состояния рынка потребительских товаров 17
2.1. Обзор и экономическая характеристика объекта исследования 17
2.2. Маркетинговые исследования 22
2.3. Сегментирование рынка 27
Глава III. Разработка маркетинговых решений (40% от общего объема по 4 листа на пункт) 33
3.1. Решения о товарной политике 33
3.2. Решения о ценовой политике 36
3.3. Решения о распределительной политике 38
3.4. Решения по коммуникационной политике 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 49

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_marketingu.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

На втором этапе проводится сбор данных о величинах показателей, влияние которых на конкурентоспособность необходимо проанализировать, а также определяются значения самого показателя конкурентоспособности предприятия за соответствующие периоды.

На основании данных Рис. 1.1 видно, что существуют факторы определяющие конкурентоспособность, то есть с помощью данных показателей могут быть рассчитаны коэффициенты конкурентоспособность и факторы, обеспечивающие на их основе могут разрабатываться пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет осуществлять всесторонний анализ, а также оперативное управление и прогнозирование конкурентоспособности предприятия, что, в свою очередь, обуславливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта.

 

    1. Отечественный и зарубежный опыт

 

Основной задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности предприятий, является отыскание критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов.

Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

На Рис 1.2 показана классификация методов оценки конкурентоспособности.

 




 

 



 

Рисунок 1.2 - Методы оценки конкурентоспособности предприятия8

Из перечисленных методов, матричные методы в основном предложены зарубежными авторами, а методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции и эффективности конкуренции предложены отечественными авторами.

Рассмотрим подробнее данные методы.

1. Матричные методы. Группа методов базируется на оценке маркетинговой стратегии на основе построения матрицы конкурентных стратегий. С некоторыми вариациями подобный подход можно встретить в в разработках Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Оценка заключается в анализе матрицы, в которой по горизонтали представлены темпы роста (снижения) объема реализации, а по вертикали представлена доля предприятия на исследуемом рынке.

Рассмотрим матрицу, предложенную БКГ. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (Рис. 1.3).9

Рисунок 1.3 - Матрица Бостонской консалтинговой группы

На основании данных рисунка 1.3 видно, что БКГ выделяет 4 состояния предприятия по отношению к положению на рынке и состоянию рынка.

«Звезды» - обладают большой долей на быстрорастущем рынке, поэтому предприятию необходимо поддерживать товары, которые являются «Звездами».

«Дойные коровы» обладают небольшой долей на рынке, который находится на спаде. Прибыли получаемые от «Дойных коров» направляются на развитие «Звезд».

«Хромые утки» имеют низкую долю на снижающемся рынке. От производства данной продукции следует отказаться.

«Знаки вопроса» имеют низкую долю на быстрорастущем рынке. Необходимо развивать данные товары, чтобы они перешли в категорию «Звезд». Рассмотрение данного метода оценки конкурентоспособности позволяет выявить его достоинство: учитывает положение предприятие на рынке в текущий момент и в перспективе. Недостатком данного метода является, что учитывает, только положение предприятия на рынке исходя из двух характеристик доля на рынке и уровень роста рынка.

2.Методы, основанные на оценки уровня  конкурентоспособности продукции. Считается, что наиболее высокая  конкурентоспособность того предприятия, у которого наиболее высокая  конкурентоспособность продукции. Суть данного метода заключается в том, что на основе информации о рынке, сборе данных о конкурентах, исследовании запросов потенциальных потребителей формируются требования к изделию.10

Преимущества данного метода – учитывает конкурентоспособность продукции.

Недостатки метода – помимо конкурентоспособности продукции не учитывает остальные аспекты в деятельности предприятия. Кроме того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке. 11

Методы же, основанные на обеспечении конкурентоспособности предприятия позволяют выявить влияние остальных аспектов деятельности на конкурентоспособность предприятия.

3. Методы, основанные на обеспечении конкурентоспособности предприятия на основе оценки эффективности конкуренции. Суть данной теории заключается в том, что наиболее конкурентоспособным считается то предприятие, в котором наиболее эффективно работают все подразделения и службы, на деятельность которых оказывают влияние обеспеченность предприятия определенными ресурсами. В итоге выявляются ключевые способности предприятия в использовании отдельных ресурсов предприятия. Поэтому согласно данному подходу существует возможность оценить конкурентоспособность предприятия на основе выявленных его способностей.12

К данному методу можно отнести все методы, основанные на оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эти методы достаточно подробно описаны в учебниках по анализу финансово-хозяйственной деятельности. Причем следует отметить, что количество показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия очень много, все их описать не представляется возможным в данной работе.

Таким образом, преимуществом данного метода является разносторонний подход к оценке деятельности предприятия.

Недостатком данного метода является то, что определенный показатель конкурентоспособности, определенный путем суммирования не всегда может быть объективным.

4. Комплексный метод оценки конкурентоспособности заключается в том, что анализируется не только, текущая, но и потенциальная конкурентоспособность предприятия. Методом, который как бы нивелировал недостатки изложенных методов и учитывал их достоинства, является метод, описанный Коротовым А. М. 13, который описан в пункте 1.2.

Сводная характеристика достоинств и недостатков методов оценки конкурентоспособности приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Сводная характеристика достоинств и недостатков методов оценки конкурентоспособности предприятия14

Наименование метода

Сущность метода

Достоинства

Недостатки

1.Матричные методы

базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий.

Высокая точность оценки при условии наличии данных об объемах продаж и долях рынка конкурентов и анализируемого предприятия

Данный метод не позволяет выявить причин данного уровня конкурентоспособности и разработать мероприятия по ее повышению, а также требует дополнительной информации о деятельности конкурентов

2.Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции

наиболее высокая конкурентоспособность того предприятия, у которого наиболее высокая конкурентоспособность продукции.

Данный метод учитывает конкурентоспособность продукции.

Помимо конкурентоспособности продукции не учитывает остальные аспекты в деятельности предприятия. Кроме того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновационности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке. 

3.Методы, основанные на обеспечении конкурентоспособности предприятия

Основаны на исследовании эффективности деятельности всех подразделений и служб.

Разносторонний подход к оценке деятельности предприятия.

Определенный показатель конкурентоспособности, определенный путем суммирования не всегда может быть объективным.

4. Комплексный метод

Включают элементы методов 1-3

Оценивается не только текущая, но и потенциальная конкурентоспособность предприятия.

Конкретные способы оценки конкурентоспособности дублируют недостатки описанных выше методов.


Таким образом, на основе рассмотрения сущности всех методов, их достоинств и недостатков можно выбрать метод оценки конкурентоспособности предприятия. При этом предприятие, учитывая специфику своей финансово-хозяйственной деятельности, описанные достоинства и недостатки, имеющуюся информацию, может формировать собственными силами комплексный метод, который бы учитывал все описанные достоинства и минимизировал бы их недостатки.

 

 

 

2.3. Сегментирование  рынка

 

ИП Салаурова Ю.В. функционирует в среднем ценовом сегменте одежды и позиционирует себя как предприятие с доступными ценами и приемлемым уровнем качества одежды. Поэтому охарактеризуем перспективы деятельности предприятия на рынке одежды.

В настоящий момент ёмкость российского рынка одежды оценивается в 51 миллиард долларов США (данные 2011 года). За последние 5 лет на рынке одежды наблюдается устойчивая тенденция к росту ёмкости (в среднем от 18% до 30% в год).

Наименьшие темпы роста были показаны в 2009-2010 году – сказалось влияние кризиса, однако уже к концу 2010 года рынок нормализовался и пошёл в рост. Сейчас ёмкость рынка значительно превышает докризисные показатели.

В настоящий момент на рынке одежды чётко выделяется 5 крупных сегментов: детская одежда; молодёжная одежда;  мужская одежда; женская одежда; специальная одежда.

В каждом из сегментов уже определились крупные игроки. При этом наблюдается достаточно высокий уровень ротации игроков (по некоторым данным он составляет порядка 30%).

Если говорить о распределении денежных потоков по сегментам, то на данный момент он выглядит как показано на Рис. 2.1.

Исходя из Рис. 2.1. видно, что наиболее существенный сегмент рынка одежды занимает женская одежда - 46%, второе место по значимости занимает рынок мужской одежды - 31%, третье место по значимости занимает детская одежда - 17%, спецодежда занимает 4% рынка и молодежная одежда - 2% рынка.

Рисунок 2.1 - Структура рынка одежды, %15

Как видно из цифр, наибольшей привлекательностью для игроков обладают сегменты женской одежды и одежды для мужчин. Здесь крутится большее число финансовых средств. Однако следует помнить, что, например, в сегменте детской одежды и спецодежды маржа гораздо выше, ввиду более высокой конечной продажной цены.

Учитывая три основных фактора, влияющих на развитие рынка розничной торговли одеждой - потребительский потенциал, обеспеченность качественными торговыми площадями и уровень конкуренции, розничный рынок одежды Перми продолжает оставаться одним из самых привлекательных для развития торговли спецодеждой.

Если говорить о спросе на спецодежду то можно сказать, что наибольший объем роста спроса наблюдается в среднем ценовом диапозоне в котором и действует рассматриваемая компания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что российский рынок спеодежды в течение последних лет является достаточно стабильным и показывает тенденции к неуклонному росту. Прогнозы по рынку одежды на 2-3 года: темпы роста будут стабильными и составят примерно 5-7% в год. Следует признать рынок спецодежды весьма привлекательным для потенциальных инвесторов.

В настоящее время на рынке сырья для производства спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) произошел мировой рост цен. Увеличение стоимости хлопка, латекса, полиэфира, кожи, и др. материалов привело к росту стоимости готовой продукции у всех производителей, как в России, так и в мире.

Сложившаяся ситуация обусловлена целым рядом объективных причин, а именно рост цен на сырье для производства СИЗ, рост цен на тарифы государственных монополий и инфляция.

В настоящее время именно потребитель определяет направление развития рынка спецодежды, обуви и СИЗ. Новые требования к внешнему виду работников породили новую услугу для большинства компаний – разработка корпоративного стиля. Определенная цветовая гамма, единый стиль, обязательное наличие логотипа – это атрибуты всех моделей зимнего и летнего сезонов от простых традиционных (костюмы, комбинезоны, халаты) до профессиональных комплектов специального назначения (для работников дорожных служб, автосервиса, охранных структур и т. д.).

Спецодежда претерпела ряд существенных изменений, связанных с логичными требованиями, которые предъявляет к рабочей одежде современный потребитель. Веяния западной моды, появление новых материалов, тенденции рынка специализированной одежды и СИЗ, векторы развития бизнеса, – все это накладывает отпечаток на выбор кроя, цвета, атрибутики рабочего костюма.

Некоторые товары приобретаются покупателями для повседневной носки: купленная в магазине куртка смотрится не как рабочая, унылая спецодежда, а как удобная и модная вещь, которую люди с удовольствием носят каждый день. Большой популярностью как у профессионалов, так и у обычных покупателей пользуется обувь: все колодки изготовлены по принципу спортивных, а эта обувь самая удобная.

Специфика работы магазина заключается в том, что он учитывает то, что когда человек идет покупать себе одежду не на рынок, а в известную фирму, он справедливо рассчитывает приобрести модную, стильную, а главное, качественную вещь. Магазин гарантирует и качество, и внешнюю привлекательность, и стиль, и удобство.

Информация о работе Анализ возможностей фирмы при выборе целевого рынка (на примере конкретного предприятия, рынка