Анализ тенденций развития маркетинга в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Определенную позитивную роль в повышении статуса маркетинга в нашем обществе сыграло подписание в 1975 г. Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где в так называемой третьей корзине содержался раздел Маркетинг. В феврале 1976 г. при Торгово-промышленной палате СССР была официально создана секция маркетинга, так что именно с этого времени маркетинг в нашей стране приобрел официальный статус. Однако и в дальнейшем, примерно до середины 1980-х гг., маркетинг воспринимался как порождение буржуазного общества, целиком стоящее на службе эксплуататоров, что отражалось даже в названиях отечественных книг и брошюр, например, «В паутине маркетинга».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Новые направления расширения и углубления использования концепции маркетинга………………………………….......................................7
Глава 2. Методические и практические вопросы маркетинга………………..14
Глава 3. О некоторых особенностях развития маркетинга в России………...27
Глава 4. Практика развития маркетинга на российских предприятиях……...34
Заключение……………………………………………………………………..43
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Маркетинг для Ксю.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Так как данного результата можно было ожидать, тем более что он подтверждается другими исследованиями, в данную работу с самого начала были включены различные подходы к маркетингу. Предприятие, производящее пиво, практически однозначно может быть отнесено к приверженцам подхода, ориентированного на действие. Оно полностью совмещает сбытовую деятельность с процессом получения маркетинговой информации. Сетевой подход, в той или иной степени, используется всеми предприятиями. Это выражается в развитии личных контактов и попытках установления долговременных отношений с клиентами, особенно посредством образования новых организационных подразделений. Наряду с этим взаимоотношения с потребителями зачастую осложняются отсутствием возможностей для финансирования сделки и сложностями в определении схем взаимных зачетов.

Хотя отсутствие активной деятельности в области маркетинга было довольно предсказуемо, исследователи были в значительной мере удивлены большим количеством организационных изменений, происходящих на предприятиях. Это особенно относится к изменениям в маркетинговых службах. Данное явление объясняется целым рядом причин:

- с распадом системы централизованного планирования государственные торговые организации перестали существовать, либо преобразовались в частные структуры. В результате этого образовался разрыв между производителями и потребителями продукции;

- по крайней мере, в начале периода реформ, руководители предприятий скептически относились к вновь созданным частным предприятиям, занимающимся коммерческой деятельностью;

- предприятия механически реагировали на реформы - в том смысле, что перенимали по наследству функции государственных торговых предприятий;

- низкий уровень спроса обусловил необходимость поддерживать тесный контакт с потребителями для того, чтобы быть в состоянии использовать любую возможность, связанную со сбытом;

- тесный контакт с клиентами необходим, кроме прочего, для создания схем взаимных зачетов;

- недостаток навыков маркетингового планирования и знаний по вопросам рыночной экономики также объясняет, почему предприятия расширяют свою организационную структуру;

- наконец, компании добиваются синергического эффекта за счет совмещения сбытовой деятельности с деятельностью по сбору маркетинговой информации.

Выяснилось, что, за исключением  одного, все предприятия гораздо  меньше заботятся о вопросах планирования, чем об организационных изменениях, позволяющих приспосабливаться к новым рыночным условиям. Это показывает, что многие организационные изменения произошли интуитивно, в процессе поиска новых клиентов.

Данное положение обусловливает необходимость внесения изменений в табл. 1. Выяснилось, что сила предприятия заключается не только в планировании. Предприятие, обладающее высокопрофессиональными сотрудниками, имеющими предпринимательские способности и способности к действию, может быть сильным. Ориентация на действие может быть как pro-active (в этом случае предприятие вовлечено в создание рыночного окружения), либо re-active (предприятие реагирует на возникающие проблемы и возможности). В табл. 2 приведена новая классификация исследуемых предприятий.

                                                                                                       Таблица 2

Взаимосвязь между маркетинговой организацией, предпринимательством и планированием

Планирование

Организация

Сильная

команда

Менеджеры-

предприниматели

Слабая организация

Хорошее

(1)

Хорошо подготовленные и реализованные планы

(2)

Планы, удовлетворяющие потребностей руководителей и являющиеся основой осуществления повседневной сбытовой деятельности

 

Предприятие 1

(3)

Хорошо подготовленные планы, которые  залеживаются на полках

 

Плохое

(4)

Персонал, склонный к созданию сетевых  взаимоотношений

 

Предприятие 3

(4)

Персонал, ориентированный на действие

 

Предприятие 2

(6)

Проблемная организация

 

 

Предприятия 4 и 5


Химическое предприятие в попытке укрепить свои взаимоотношения с потребителями создало формальную организацию, включающую сеть дочерних компаний (ячейка 4). Кампания по производству пива не располагает сильной организацией, но имеет несколько предприимчивых, то есть ориентированных на действие, людей (ячейка 5). Наконец, машиностроительное предприятие и фирма, производящая продукты питания, находятся в сложной ситуации: организация данных предприятий характеризуется как слабая, а уровень планирования - как низкий.

Что означают данные результаты с более общей точки зрения? Природа экономических реформ объясняет  разнообразие принимаемых компаниями решений. Экономические реформы, направленные на создание нового окружения, предполагали, что предприятия начнут реагировать, производя внутренние изменения. Это должно было обеспечить соответствие между изменившейся внешней средой и внутренней структурой предприятий. Однако выяснилось, что данный процесс тормозится несколькими обстоятельствами:

- менеджеры не были подготовлены к реорганизации предприятий;

-  в ходе приватизации главное внимание уделялось перераспределению контроля над предприятиями;

- определенные группы держателей акций (рабочие, местная номенклатура, менеджеры и другие) препятствовали проведению изменений на предприятиях;

-  турбулентная окружающая среда (отсутствие макроэкономической стабильности) сделала планирование невозможным;

- финансовые трудности предопределили кратковременную стратегию, ориентированную на выживание, в условиях которой большее значение придавалось управлению долгами фирмы и схемам взаимозачетов, нежели долговременной реорганизации и стратегическому планированию.

Исследование показало, что менеджеры пытаются развить маркетинговую деятельность и реорганизовать предприятие. Как выяснилось, это делается посредством использования различных идей, таких как интеграция сбытовой деятельности, проведение маркетинговых исследований и расширение маркетинговой организации за счет образования новых подразделений, а не в соответствии с четко разработанным планом. В ходе развития этого процесса предпочтение отдается сетевому подходу и подходу, ориентированному на действие.

И все же, современный уровень использования маркетинга на российских предприятиях нельзя назвать удовлетворительным. По оценкам специалистов, только 20-25% предприятий имеют полноценные службы маркетинга, которые занимаются активными исследованиями рынка и дают руководителям предприятий информацию, позволяющую адаптировать производство к требованиям рынка.

 

Заключение

Подводя итоги, хочется заметить, что своеобразие сегодняшнего состояния российской экономики влияет на стратегию маркетинга, которую выбирают предприятия и организации. Та или иная концепция маркетинга может быть задействована в зависимости, с одной стороны, от насыщенности конкретного сегмента рынка, и с другой - от накала конкурентной борьбы.

Ведущие современные  тенденции развития маркетинга весьма разнообразны. Без сомнения, он испытывает влияние глобализации современной социально-экономической жизни, ее многочисленных факторов и проявлений.

Все более мощное влияние  на маркетинг оказывает растущая информатизация социума. В маркетинговых  отношениях углубляется их индивидуализация. Вместе с тем появляются принципиально новые типы маркетинговых посредников, а в цепочке продвижения товаров ее основные участники - производители, посредники и потребители - все чаще меняются ролями и глубже осмысливают необходимость стратегического партнерства, так что конкурентоспособность в маркетинге все больше начинает определяться партнероспособностью.

Россия пока не догнала  многие развитые страны по уровню маркетинга, но его развитие здесь осуществляется гораздо более быстрыми шагами.

В заключении,  можно  отметить, что по мере вхождения  России в цивилизованные рыночные отношения, растет осознание роли маркетинга как инструмента повышения эффективности решения социо-культурных проблем общества. Роль маркетинга будет усиливаться, а его инструменты все более будут адаптироваться к конкретным рыночным условиям и специфике деятельности отдельных организаций.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 422 с.
  2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2009.- 736 с.
  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство «Финпресс», 2010г. - 464 с.
  4. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга//Маркетинг в России и за рубежом, 2007 - № 4. С.3-7.
  5. Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра – М», 2008.-305с.
  6. Интернет-маркетинг на 100%;под ред. С. Сухова.-СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
  7. Котлер  Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2008.- 105с.
  8. Котлер Филип. Маркетинг менеджмент.- СПб.; Петер Ком, 2009.- 897с. 
  9. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2009. - 400 с.
  10. Маркетинг: общий курс: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»/Под ред. Н.Я.Калюжновой, А.Я.Якобсона. 3-е изд., стер. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 476 с.
  11. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 716 с.
  12. Маркетинг. Под общ. ред. проф. Н.М.Кондратенко.- М: Юрайт, 2011. - 540с.
  13. Маркетинг; Под ред. проф. И.М. Синяевой.-М: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011. - 384с.
  14. Маркетинг: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Маркетинг"; Рец.: И.С. Березин, А.Л. Гапоненко, В.П. Орешин, М-во образования РФ.-М.: Омега-Л, 2009. - 656 с.
  15. Основы маркетинга; Под ред. проф. Д.М.Дайитбегова, проф. И.М. Синяевой - М.: Вузовский учебник, 2011. - 365с.
  16. Основы маркетинга.- М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011. - 139с.
  17. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг»/Под ред. А.П.Панкрухина. - 6-е изд., стер - М.: Изд-во «Омега - Л», 2009. - 1200 с.
  18. Рэпп С., Коллинз Т.Л. Новый максимаркетинг. Челябинск, Урал LTD, 2007. -250с.
  19. Территориальный маркетинг: Учебные пособия для вузов.-СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
  20. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2008 -528с.
  21. Щегорцов В.А., Таран В.А. Маркетинг: Учебник для вузов/Под ред.В.А.Щегорцева – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 447 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

                                                                                                               Таблица 3

Этапы развития маркетинга

 

№ п/п

Временной интервал

Название этапа  и его характеристики

Концепция маркетинга. Специфика на современном этапе

1.

Конец XIX - начало XX вв.

Эпоха массового производства, становление машинного производства, изобретение генератора постоянного  тока, электродвигателя, двигателя  внутреннего сгорания, автомобиля

Производственная концепция  – снижение издержек производства и цен на продукцию обеспечивает успех на рынке

2.

1930 -1950 гг.

Эпоха насыщения спроса. Стремительный рост объемов и  номенклатуры производимой продукции

Торговый подход –  главное внимание уделяется продвижению  товаров от производителя к потребителю

3.

1960 – 1980 гг.

Эпоха современного маркетинга и научно-технического прогресса, рост культуры потребления

Становление социально-этического маркетинга, трансформация маркетинга в предпринимательскую деятельность

4.

С 1980 г. по настоящее время

Эпоха новой европейской  цивилизации

Развитый социально-этический  маркетинг


 

 

 

 

 

 

 

1Котлер  Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2008. С.76.

2 Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг»/Под ред. А.П.Панкрухина. - 6-е изд., стер - М.: Изд-во «Омега - Л», 2009. С.876.

3Территориальный маркетинг: Учебные пособия для вузов.-СПб.: Питер, 2009. С.324.

4 Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика. 2008.С.327.

5 Рэпп С., Коллинз Т.Л. Новый максимаркетинг. Челябинск, Урал LTD, 2007. С.20.

6 Интернет-маркетинг на 100%;под ред. С. Сухова.-СПб.: Питер, 2009. С.199.

Информация о работе Анализ тенденций развития маркетинга в современном обществе