Анализ рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, его функций и значений. Основные задачи этой работы:
• дать понятие рынка потребительских товаров и его элементов;
• объяснить сущность и значение рынка потребительских товаров;

Содержание работы

1.Введение
2. Рынок потребительских товаров
2.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров
2.2 Элементы рынка потребительских товаров
2.3 Факторы, влияющие на развитие рынка
3.Рынок безалкогольных напитков
3.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса
3.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения
3.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков
4. Перспективы и проблемы развития рынка потребительских товаров
5.Заключение
6.Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат маркетинг.docx

— 199.32 Кб (Скачать файл)

При выборе напитка огромную роль играют потребительские предпочтения в отношении вкусовых линий. По мнению розницы, лидерами по вкусовым предпочтениям оказались: апельсин (62,2% упоминаний), лимон (50%), ананас (46,7%), яблоко (27,8%). Можно отметить, что лидирующие позиции заняли неокрашенные или слабоокрашенные воды (рисунок 7). Опираясь на такую оценку вкусовых потребностей, производители безалкогольных напитков предлагают на рынке потребительских товаров ассортимент продукции в соответствии с потребностями.

Рисунок 7. Популярность вкусовых линий безалкогольных напитков

Ниже приведен краткий  перечень принципов создания и продвижения  напитков, продуктов питания:

·                   продукты должны обладать легендой, сердцем  и душой;

·                   напитки должны быть источником приключений  и желаний;

·                   напитки должны быть направлены на четкую целевую группу;

·                   напитки должны обладать как потребительской  ценностью, так и событийностью.[15]

Как правило для определения товарного предложения необходимо учитывать сочетание факторов, влияющих на него.

Во-первых, спрос является важнейшим фактором, влияющим на предложение. Покупательский спрос дает импульс для повышения или снижения объема выпуска. Например, сезонная продажа и климат. С наступлением лета объемы продаж безалкогольных напитков возрастают. Это в свою очередь требует увеличения выпуска продукции во столько раз, во сколько увеличился спрос.

Во-вторых, на предложение влияет регион и численность. Расположение региона может отражать различие в доходе и других потребительских факторах. Численность и плотность населения, выявляет количество продукции для обеспечения товарного предложения и удовлетворении спроса.

Возраст часто используют в качестве фактора, влияющего на товарное предложение. В зависимости  от возраста производители разрабатывают  ассортимент выпуска продукции  для определенной возрастной группы. Но в этом есть свой минус: люди одной возрастной категории не всегда придерживаются единых пристрастий и поведения.

На предложение безалкогольных напитков влияет также цена. Сегодня  нам предлагаются производителями  напитки в разной ценовой категории. Так, например, в Екатеринбурге поллитровая бутылка минеральной стоит от 20 до 40 рублей за бутылку, литровая упаковка сока – от 30 до 60 рублей, газированная вода – от 15 до 30 рублей, питьевая вода – от 20 до 40 рублей за литр, квас – от 30 до 40 рублей за литр. Цена зависит от категории, продукции, от класса, от состава, от места выработки. Платежеспособность населения также влияет на предложение. С понижением платежеспособности населения производители начинают производить продукцию с более низкими ценами, и наоборот.

 

Анализ торговли как организатор рынка безалкогольных напитков.

Один из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин  и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через  торговлю.

Торговля является неотъемлемой частью рынка потребительских товаров. Она дает импульс производителю  на то что производить и как производить. С помощью потребителя торговля определяет место и роль каждого конкретного товара, удовлетворяя потребности покупателя. Торговля стимулирует производство и задает ему конкретное направление. И только через торговлю можно представить рынок напитков, как он подразделяется, и долю его потребления (рисунок 8)

Рисунок 8. Доля потребления  напитков

Сегодня многие крупные производители  являются только оптовыми продавцами своих продуктов, организаторами сбытовых сетей, но и выходят на прямую связь  с розничными продавцами, заинтересовывая  их тем самым выгодными ценами и более широким ассортиментом  своей продукцией (зачастую у оптовых  предприятий присутствует не весь ассортимент  того или иного производителя). Но и крупные сетевые торговцы диктуют  сегодня условия, выставляют на полки  и свой собственный товар —  зачастую под маркой, идентичной названию торговой сети. В России сейчас собственные  торговые марки есть практически  во всех товарных группах, такой товар попадает на самые лучшие места и пользуется наибольшим спросом, так как цена на него наиболее приемлемая для покупателей.[16]

Например, при снижении объема продаж соков в 2008 г. на 40% по сравнению  с 2007 г. Производители соков переориентировали  производственные мощности с натуральных  соков на выпуск сокосодержащих и безалкогольных напитков.

В общем, как ни странно, оказалось, что в отношении импорта и  экономического роста развернувшийся в 2008 году широкомасштабный мировой  финансово-экономический кризис не сделал российскую экономику менее прогнозируемой. Это, кстати, касается и потребительского поведения граждан. Экономисты предсказывали, что граждане будут с энтузиазмом тратить деньги, они и тратили, несмотря ни на какой кризис. В кризисном четвертом квартале ушедшего года оборот розничной торговли увеличился почти на 10% в годовом исчислении. Оборот розничной торговли продовольственными товарами в январе, ноябре 2008 года составил 5595,0 млрд. рублей, что в товарной массе больше на 8,4% , чем за соответствующий период прошлого года , но в соотношении с ноября с октябрем оборот розничной торговли снизился и составил 97,7%. Исходя из этого следует вывод, что потребители стали меньше тратить на продукты или стали приобретать товары меньшей ценовой категории.

Торговля является организатором  не только на внутреннем рынке потребительских  товаров, но и на внешнем. В настоящее  время для многих стран внешняя  торговля играет важнейшую роль в  более полном обеспечении своих  потребностей. Спрос на отдельные  виды товаров в странах, которые  не производят их в достаточном количестве, стимулирует развитие торговли такими товарами. В структуре импорта  продовольственных товаров и  сырья для их производства в 2007 г. удельный вес алкогольных и безалкогольных напитков составлял 8,8 % в стоимостном  выражении. Зависимость от импорта отдельных сегментов рынка усиливает его нестабильность, обусловливает формирование цен под воздействием конъюнктуры мирового рынка, реальную возможность роста розничных цен на внутреннем российском рынке. Экономический рост и повышение конкурентоспособности продуктового комплекса страны выражаются в уровне ценовых соотношений между отечественными и импортными продовольственными товарами , при которых отечественные должны иметь, как минимум, равнозначную или более низкую стоимость. Конкурентоспособность большинства российских продовоьственных товаров на мировых рынках ограничена. Но имеются исключения, такие как минеральная вода. Экспорт минеральных вод за последние 6 лет увеличился в 2,6 раз. Общий объем экспорта продовольственных товаров в 2007 г. составил 5,52 млрд долл. США из них 5,7 % составили алкогольные и безалкогольные напитки, рост составил – 21,6% против 4,54 млрд долл. США в 2006 г.[17]

Перспективы и  проблемы развития рынка потребительских  товаров.

После ежегодного роста розничной  торговли на 1015%% в России начался  спад потребления. Объемы продаж некоторых  товаров резко сократились, не пострадали только сегменты дешевых необходимых  товаров. В последнее время многие производители пытались перейти  в премиум сегмент, пытаясь угнаться за потребительским предпочтением  на дорогие товары. Что касается перспектив развития рынка питьевой и минеральной воды, то, по мнению экспертов, темпы роста продаж воды сохранятся. В России потребление  питьевой воды на человека меньше, чем  в Европе, около 24 литров на душу населения, а в Европе в разы больше.

За последние годы можно  отметить значительное увеличение объемов  потребления соков и минеральной  воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в  несколько раз. Также идет увеличение потребления питьевой бутилированной воды. Согласно оценкам экспертов, рынок  соков в 2008 г. ждет падение более  чем на 10%, а в 2009 г. рынок всего  лишь замедлит темпы прироста до 89%. Ситуация еще усугубилась из-за разразившегося экономического кризиса. В 4 квартале 2008 г. впервые за последние годы было отмечено падение продаж. По данным исследования BusinesStat, стоимостной объем рынка соков в 2008 г. составил 88 млрд. руб., снизившись на 40% по сравнению с 2007 г. Розничные цены на соки в 2008 г. поднялись с 38,4 до 42,1 руб., что стало максимальным ростом за последние пять лет. В 2009 году ожидается падение рынка на 1015%. Сильнее всего пострадает продукция высокого ценового сегмента. По мнению экспертов, потребители будут отдавать предпочтение более дешевым брендам, возможно часть их совсем откажется от употребления соков. Наиболее устойчивым специалисты видят рынок детского питания. На соки для детей спрос должен остаться стабильным. По прогнозам агентства, 2009 год станет не самым простым для категории. Не только потребители включают антикризисные стратегии, но и розница. Может статься, что в наступившем году успех брэндов на рынке соков будет зависеть не только от способности следовать за изменениями покупательского спроса, но от возможности удержаться на полке. Отрицательная динамика рынка была обусловлена введением заградительных пошлин на импорт сокового сырья, переключением потребителей на альтернативные сокам безалкогольные напитки, а также ростом курса доллара в конце 2008 г. Это связано, скорее всего с тем, что производство зависит от импорта (от сырья и от оборудования).

В 2009 году покупательский спрос  на питьевую воду сократился на 13%, несмотря на такое незначительное сокращение платежеспособного спроса, к выбору бутилированной воды потребители будут подходить значительно серьезнее, произойдет перераспределение рынка. Возрастут требования покупателей к качеству воды, к внешнему виду бутыли. При выборе кулерной воды будут учитываться приемлемые условия доставки. По данным АкваЭксперта, к приемлемым условиям покупатели относят упрощенную процедуру заказа, отсутствие залога за тару, своевременность доставки, разумную цену, а также вежливость и профессионализм персонала.Говоря о перспективах дальнейшего развития рынка безалкогольных напитков, эксперты отмечают, что продолжится его рост, хотя темпы роста продаж в ближайшие годы постепенно снизятся. По прогнозам аналитиков, в 2008 году уровень роста рынка безалкогольных напитков составит около 1520%, сегмента квасов – 2530%, сегмента лимонадов – 57%. [18]

Основные тенденции развития рынка безалкогольных напитков связаны  я изменениями стиля жизни  покупателей и общей культуры потребления. На рынке напитков дешевые  напитки начинают сдавать позиции, на первый план выходит качество. Сегодня  относительно не заполненной является среднеценовая ниша безалкогольных напитков. Активно будет развиваться сегмент вкусовых напитков на натуральных полезных основах, так как здоровье сегодня в моде.

Для рынка безалкогольных напитков в целом характерна высокая  концентрация: более 50% рынка в натуральном  выражении контролируют два ведущих  производителя  CocaCola и PepsiСо.[19] Но и российские компании, владеющие портфелями торговых марок средней ценовой категории могут вполне успешно развивать свой бизнес и иметь хорошие показатели. Дорогие товары известных мировых производителей в меньшей степени подходят жителям России, так как свыше половины населения страны, проживает за пределами больших городов и не может себе позволить товары не только высшей, но даже и верхней части средней ценовой категории.

Экспертный опрос представителей крупных торговых сетей и центров  Екатеринбурга показал, что практически  на прежнем уровне остались закупки  торговыми сетями продукции таких  брэндов, как CocaCola и Pepsi, а вот объемы закупки напитков местных производителей увеличились. Так, например ОАО «Тонус» и ОАО «Бэст Ботлинг», по мнению экспертов, увеличили свои поставки в крупные розничные точки на 3050% по сравнению с прошлым годом. Эксперты также отмечают, что покупатели газированных напитков стали более разборчивы и требовательны при выборе и готовы платить больше за качественный продукт: низкая стоимость – это показатель низких качественных характеристик товара, таково сегодня мнение потенциальных покупателей.

На рынке безалкогольных напитков эксперты отмечают, что минеральная  вода и соки составляют конкуренцию  газированным напиткам – лимонадам, которые пытаются удержать покупателей, возвращаясь к традиционно советским  вкусам – «Тархун», «Дюшес», «Байкал». Если рассматривать общие тенденции  развития российского рынка минеральной  и питьевой воды, то специалисты  считают его одним их наиболее развивающихся сегментов индустрии  безалкогольных напитков. Запасы минеральных  вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт. Кроме того, если учесть тот факт, что потребители все большее предпочтение отдают качеству товара и натуральной экологически чистой продукции, хорошие перспективы ожидают не только минеральную или питьевую воду, но и газированные напитки на основе минеральной воды с добавлением чистых природных добавок – натурального сока или экстрактов трав, обогащающих воду полезными веществами. Крепкие позиции занимают и холодные чайные напитки на основе экстрактов натурального зеленого и черного чая с различными фруктовоягодными вкусами. Сегодняшняя ориентация такова, что сегмент сокосодержащих напитков будет конкурировать не с соками, а с лимонадами, позиционируя себя как более полезный прохладительный напиток.

Скорее всего в ближайшее время на российском рынке безалкогольных напитков будут развиваться следующие тенденции: поиск и развитие новых сегментов, внедрение инновационных и уникальных продуктов. Кризис принесет с собой не только проблемы, но и новые возможности. Прежде всего, для отечественной промышленности, которая получает значительное ценовое преимущество по сравнению с импортными товарами, что особенно актуально для производителей.

Чтобы повысить свою конкурентоспособность  в период кризиса, торговцы, также  как и потребители, применяют  антикризисные меры. Одна из самых  распространенных  оптимизация ассортимента. По данным опроса владельцев/представителей более 1,5 тыс. торговых точек по всей России, проведенного Nielsen в декабре 2008г., 19% респондентов отметили, что уменьшили ассортимент продукции на полках. Пока сокращение ассортимента является незначительным  в основном не более 15%.

Nielsen выделяет такие тенденции развития рынка в 2009г., как дальнейшее снижение темпов роста рынка соков, перераспределение продаж в пользу канала "дискаунтеры", постепенная поляризация рынка: при сохранении и дальнейшем развитии премиального сегмента,  увеличение доли экономичного сегмента и частных марок, рост продаж соков в средних упаковках (0,7  1 л)  из-за снижения покупательной способности потребителей и их стремления уменьшить стоимость разовой покупки. Также возможно незначительное уменьшение размера упаковки производителями для обеспечения конкурентоспособной цены на полке, сокращение ассортимента категории под действием антикризисных стратегий сетей, спрос на бренды будет определяться их наличием на полке.

Информация о работе Анализ рынка потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков