Анализ конкурентоспособности предприятия (на примере предприятия ООО «Стартком»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ООО "Стартком" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.
Основными задачами исследования являются:
изучить теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия
проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО "Стартком";
проанализировать конкурентную среду ООО "Стартком";
предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО "Стартком".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Методические аспекты анализа конкурентоспособности предприятия как фактора его развития 6
1.2 Формирование стратегии конкурентоспособного предприятия. 13
2.АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТНОСТИ ООО "СТАРТКОМ"
2.1 Общая характеристика ООО " СтартКом" 21
2.2 Анализ основной деятельность ООО «СтартКом» 24
2.2 Анализ деятельности предприятия 27
2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 32
3.1 Советы по улучшению 35
3.2 Экономическая эффективность предложенного 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

Курсовая 1 Основы маркетинга.docx

— 116.47 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Уральский государственный  экономический университет

 

Кафедра международного менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Основы маркетинга»

 

Тема: Анализ конкурентоспособности предприятия

(на примере  предприятия ООО «Стартком»)

 

 

 

Выполнена:

студентом гр. МР-08            И.С. Ярославцевым

 

Проверена:

канд. экон. наук, доцентом                                       Т.Б.Мининой

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2010

Содержание 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ПРОДУКЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Методические аспекты анализа конкурентоспособности предприятия как фактора его развития 6

1.2 Формирование стратегии конкурентоспособного предприятия. 13

2.АНАЛИЗ ФАКТОРОВ  КОНКУРЕНТНОСТИ ООО "СТАРТКОМ"

2.1 Общая характеристика ООО " СтартКом" 21

2.2 Анализ основной деятельность ООО «СтартКом» 24

2.2 Анализ деятельности предприятия 27

2.3 Оценка конкурентоспособности предприятия 32

3.1 Советы по улучшению 35

3.2 Экономическая эффективность предложенного 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Приложение 43

Приложение А – Анкета для опроса клиентов 43

 

Введение

 

В наше время необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности фирмы. Конкуренция - одна из главных особенностей рыночного хозяйства, позволяющая проявить творческий подход, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем создания и разработки новых конкурентоспособных товаров и услуг.

С момента создания в процессе развития любой предприятие сталкивается с проблемой конкурентоспособности.

Проблема конкурентоспособности  затрагивает предпринимателей по всему меру, все сферы товаропроизводства.

В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия.

К важным конкурентным преимуществам  относятся:

    • характер инновационной деятельности
    • окупаемость производства
    • адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка)
    • уровень производительности труда
    • эффективность стратегического планирования и управления фирмой
    • и др.

В полнее очевидно, что чем больше у фирмы ряд конкурентных преимуществ и выше их качество, тем больше вероятности, что фирма сможет успешно конкурировать и займет нужный сегмент на рынке.

В рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором коммерческого  успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и требования потребителей, и различным условиям реализации товара, и уровень затрат потребителя за период эксплуатации, и соответствие товара условиям рынка.

Это тема актуальна, прежде всего, потому, что любой предприятие  стремится к победе в конкурентной борьбе, а это означает, что нужно  иметь ряд конкурентных преимуществ, которые позволят этого достичь.

Тема данного курсового  проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг  фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание покупателя к своему товару, которое, по сути, является основой их процветания, успеха и роста. Как взаимосвязанное явление, компании, которые стремясь победить, развиваются, становятся наилучшими поставщиками продуктов, обеспечивая более низкие цены и максимально высокое качество услуг.

Объектом исследования является предприятие ООО "Стартком", занимающееся реализацией нефтепродуктов на рынке Урала.

Предметом исследования - процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия ООО "Стартком" и пути повышения её уровня.

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности  ООО "Стартком" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.

Основными задачами исследования являются:

    • изучить теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия
    • проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО "Стартком";
    • проанализировать конкурентную среду ООО "Стартком";
    • предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО "Стартком".

В данном исследовании используются статистические методы анализа, метод анализа и синтеза.

Необходимо отметить, что  рассмотрению проблем обеспечения  конкурентоспособности предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций. В данном исследовании будут использованы методы анализа и управления конкурентоспособностью предприятия, изложенные в источниках, указанных в качестве библиографического списка литературы.

Курсовая состоит из трёх глав и содержит в себе 6 рисунков и 6 таблиц. В первой главе рассматриваются  теоретические вопросы, относящиеся  к конкурентоспособности. Во второй главе дается краткая характеристика предприятия ООО «Стартком», анализ деятельности и конкурентоспособности, сравнение предприятия с его  главным конкурентом. В третьей  главе была проведена оценка конкурентоспособности  и разработан ряд мероприятий  по повышению эффективности данного предприятия.

 

1.Конкурентоспособность продукции как условие развития торгового предприятия

1.1 Методические аспекты анализа конкурентоспособности предприятия как фактора его развития

 

Есть два понятия: конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия.

Под «конкурентоспособностью  предприятия» понимается текущее положение  предприятия на рынке (Сюда входит занимаемый процент рынка – объем продаж относительно всего рынка и относительно конкурентов) и тенденции его изменения. Понятно, что «рыночная сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами, как-то, эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других. За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность «прижать» конкурентов на рынке, увеличить объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет воздействия на объемы продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).

Конкурентоспособность предприятия  определяется следующими факторами:

    • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
    • технологический уровень производства;
    • качество продукции и услуг;
    • уровень квалификации персонала и менеджмента;
    • доступность источников финансирования.
    • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
    • налоговая среда, в которой действует предприятие;

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие  конкурентных преимуществ.Причины  конкурентоспособности товаров  надо искать в конкурентных преимуществах  отдельных его характеристик. Параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:

    • инвестиционный потенциал;
    • финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
    • имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
    • бенч-маркетинг – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
    • производственный или торгово-сбытовой потенциал (сколько продукции производится за единицу времени);
    • товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
    • инвестиционный потенциал;
    • трудовые ресурсы;
    • научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
    • управленческий и информационно-аналитический потенциал;
    • бренд
    • Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:
    • Конкурентное преимущество высокого порядка;
    • Конкурентное преимущество низкого порядка.

Конкурентное преимущество высокого порядка – более надежно, требует значительных затрат на его  обеспечение, его действие носит  более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного  преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности  от руководства предприятия, требуются  долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.

Конкурентное преимущество низкого порядка – менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует  не продолжительное время и его  легко перенять (дешевая рабочая  сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).

Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в  виде следующей классификационной  структуры:

  • конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
  • конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
  • конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
  • конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
  • конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
  • конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
  • конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
  • конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

Главным элементом конкуренции  на любом рынке является продукция, с помощью которой потребитель  удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность именно продукции, а не предприятия или отрасли, является базовым понятием конкуренции.

Термин «конкурентоспособность продукции (товара)» не имеет сегодня  однозначного и общепринятого определения. Большинство авторов согласны с  тем, что это совокупность качественных и экономических характеристик  изделия. Таким образом, канонические путеводители по экономике и менеджменту  рассматривают конкурентоспособность  продукции в двухмерной плоскости, где главенствующее место занимает производство товара и его реализация без учета социальной психологии потребителей.

Однако теоретическое  исследование рынка показывает, что  на конкурентоспособность изделия  влияют не только его реальное качество, которое при обилии товаров становится все менее доступным для понимания  покупателей, и стоимостные показатели, но и такая характеристика, как  имидж этого товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к  стоимостным характеристикам, а  также престижность владения данной продукцией.

Конкурентоспособность продукции (товара) выражается с помощью относительного показателя, определяющегося в сравнении  с товарами-конкурентами (лучшим аналогом, гипотетическим образцом), как по совокупности качественных и стоимостных характеристик, так и по показателю брэнда, который  мультипликативно дополняет аддитивные качественно-стоимостные характеристики и, оказывая на них непосредственное влияние, способствует созданию превосходства  данного товара над товаром-конкурентом  на определенном сегменте рынка в  заданное время.

Превосходство товара над  товарами конкурентов выражается через  показатель уровня продаж данного товара на исследуемом рынке. Конкурентоспособность  продукции - это также ее способность  конкурировать с другими изделиями  и завоевывать максимальное количество потребителей, на которых она ориентирована, с помощью взаимоувязанной совокупности условий, ограничений и рисков, составляющих ее конъюнктуру в определенное время.

С целью уточнения сущности конкурентоспособности розничных  торговых предприятий обобщены позиции  различных ученых к понятию «конкурентоспособность»  и выявлено, что имеющиеся понятия  конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системности  и комплексности, так как характеризуют  только один из множества аспектов конкурентоспособности в определенной области исследования, автором уточнено содержание данного понятия.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия (на примере предприятия ООО «Стартком»)