Шпаргалка по "Исследованию систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

1. Исследование в практике управления.
2. Научные и практические исследования.
3. Роль исследований в деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

1. Исследование в практике управления.

Проведение исследований и анализ любой СУ как объекта  необходимы для обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности функционирования подразделений и организации. Исследование СУ – деятельность, направленная на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно меняющимися внутренними и внешними условиями. Проводят исследования СУ: 1. При совершенствовании СУ действующей организации. 2. При разработке СУ создающейся организации. 3. При реконструкции и техническом перевооружении. 4. При изменениях действующей формы собственности. Исследование СУ вкл.: 1. Уточнение цели развития и функций предприятия и его подразделения. 2. Выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде. 3. Выявление факторов, обеспечивающих достижение сформулированной цели к предшествующей ей. В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается: 1. Роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка. 2. Соответствие состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия. 3. Производственная структура предприятия. 4. Система управления и ее организационная структура. 5. Особенности взаимодействия предприятия с потребителем, поставщиком и другими участниками рынка. 6. Инновационная деятельность фирмы. Совершенствование СУ д.б. на научных исследованиях, к-е проводятся по 3 направлениям: 1. Технико-технологическое – любая организация принадлежит к опр. типу, который одновременно действует в политической и экономической макросредах и решает технико-технологические проблемы. 2. Структурное – исследуют принимаемые решения, организацию структуры управления и осуществление организационного проектирования. 3. Социальное –стимулирование труда, применение систем мотивации, подбор кадров, повышение квалификации и т.д.. Используют достижения и методы многих самостоятельных наук.

 

2. Научные и практические исследования.

Научное исследование - один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых научных знаний. Характеризуется: 1. полнотой, достоверностью, объективностью; 2. воспроизводимостью; 3. доказательностью; 4. точностью. 2 уровня исследований: 1. эмпирический - установление новых фактов науки, формулировка эмпирических закономерностей на основе их обобщения. 2. теоретический- формулируют общие закономерности, позволяющие объяснить ранее зафиксированные факты, предсказать будущие события и факты. Основные элементы: обнаружение проблемы; - формулировка целей и задач; - постановка задач; - предварительный анализ информации, условий и методов решения; -формулировка исходных гипотез; -теоретический анализ гипотез; -планирование и организация наблюдений, эксперимента, имитация условий; -проведение наблюдений и экспериментов; -анализ и обобщение полученных результатов; -проверка  исходных гипотез на основе полученных результатов; - уточнение выдвинутых ранее гипотез; -прогнозирование новых результатов; - разработка возможных направлений дальнейших научных исследований.

Чтобы быть успешными, все исследования ориентированы. Источник ориентированности - цели, предыдущий опыт, подсознательная неформализованная информация. Ориентированность выражается в гипотезе, концепции, алгоритме исследования. Гипотеза - априорное, интуитивное предположение. Концепция исследования системы управления - совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования. Алгоритм исследования - это определенная жесткая последовательность выполнения процедур.

Прикладные  научные исследования направлены на получение локальных научных результатов и внедрение их в практику. Заканчиваются созданием макетов, действующих моделей устройств и технологических процессов.

Виды  исследований:

- По цели - практические  и научно-практические; для разработки решений и достижения результата; ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

- эмпирического характера,  т. е. опираться на опыт и  ближайший результат.

- По использованию  ресурсов и времени их проведения - незначительные по ресурсоемкости  и ресурсоемкие, по времени — продолжительные и непродолжительные.

- По информационному  обеспечению - на внутренней информации; более глубокие - с привлечением внешней информации.

- По степени организованности  и участию персонала в их  проведении – индивидуальные, организованные.

Характеристики, которые необходимо учитывать при проведении и организации:

Методология - совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов.

Организация - порядок  проведения, основанный на распределении  функций и ответственности.

Ресурсы - комплекс средств и возможностей, для успешного проведения и достижения результатов.

Объект - система управления, предмет - конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Тип - принадлежность исследования к опр. типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Потребность - степень  остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению.

Результат - рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы.

Эффективность - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

3. Роль исследований в деятельности  человека.

Исследовательский подход способствует динамичности и  перспективности управления, росту  инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений. Одной из основных функций управления становится функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна быть не менее 30 % рабочего времени или усилий менеджера. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Это тенденция развития управления. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, деятельности человека. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.п.

Современный менеджер не д.б. научным работником, но он должен владеть  основными приемами исследовательской  деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Т.о., сегодня исследование выступает как одна из основных функций  управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования  управления.

Формула современного управления - управлять, совершенствуя и совершенствуясь.

 

4. Мышление  в исследовательской и управленческой  деятельности.

Мышление - активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение в конкретной ситуации. Формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности по мере накопления опыта, образования, профессиональной деятельности. Зависит от индивидуальных особенностей, может изменяться под воздействием образования, волевых усилий, тренинга, критических ситуаций, здоровья. Определяет успех деятельности. Деятельность менеджера заключается в работе с людьми, принятии управленческих решений. Качество решений зависит от характера и типа мышления менеджера. Менеджер должен работать не только с людьми, но и над развитием собственных качеств. 

Типы мышления:

По динамике: - догматическое, приверженное идее без оценки её актуальности; - стереотипное - характерно склонным мыслить шаблонами; - гибкое - способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями..

По степени индивидуальности - индивидуализированное - проявляются черты личности, индивидуальность, неординарность. Может играть положительную роль, если сочетается с развитым чувством ответственности и направлено в область творческого подхода к решению проблем. Иногда работает в области самоутверждения, манипулирования. Тенденциозное - тенденции -  результат опыта, идеологии, деформированной системы знаний. Часто бывает при узкой специализации. За границами того, что он знает, он не может ничего видеть и учитывать. Коллективизированное - реагирующее на коллективное мнение или аккумулирующее различные типы мышления в коллективе.

По факторам методологии  аспектное - поиск главного аспекта проблемы. Проявляется ярко, когда проблема сложна или когда нет необходимости все аспекты решать в комплексе. Действует закон экономии усилий. Недостатки - одностороннее восприятие проблемы. Системное - помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть связи между компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное, прогнозировать поведение элементов. Концептуальное - все преимущества системного, но отличается повышенным вниманием к формированию концепции. Концепция — это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования.

Типология мышления имеет  большое значение в практике организации  и проведения исследовательской  деятельности. Она позволяет сформировать исследовательские группы по критериям разнообразия типологических характеристик и их гармоничного взаимодействия в исследовательской деятельности. Она также позволяет менеджеру оценить свои особенности, чтобы лучшим образом использовать свой интеллектуальный потенциал. Типологические характеристики могут подсказать менеджеру в его работе над собой, как развивать способности в области мышления, как строить программы образования и профессионализации, как обеспечить действительную эффективность практической реализации этих программ.

5. Эффективное мышление исследователя.

Все типы мышления имеют  положительные и отрицательные  стороны, которые проявляются в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере его мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования. Эффективность - это сопоставление /соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Результат мышления - успех в решении проблем, удовлетворенность сделанной работой, понимание того, что надо делать и как делать. При разработке стратегии наиболее эффективен тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. При решении текущих проблем - прагматическое, конкретное, непосредственное.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но возникновение которых необходимо свести к минимуму. Типичные ошибки:

1. Обобщение по недостаточному  количеству фактов, иногда по  единичному.

2. Некорректная аналогия, смешение двух несовместимых понятий.

3. Подмена понятий,  Вкладывают в него одно содержание, потом оперируют, полагаясь на другое содержание.

Искусство мышления проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, личностных  особенностях, связях с  проявлениями  эмоций. Это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.

Эффективность мышления — это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного процесса, дисплинирующий его фактор.

 

6. Менеджер исследовательского  типа (креативный менеджер).

В прошлом для руководителей  было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. В  последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самостоятельность может проявляться по-разному - бывает самостоятельность в исполнении и в целенаправленном развитии, инициативная самостоятельность и ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и поиска.

Современное условие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров исследовательского типа. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.

Черты менеджера исследовательского типа:

1.  Проблемное видение  мира, способность распознавать  проблемы там, где для других  все ясно.

2. Заблаговременно, ставить проблемы, когда они только зарождаются.

3. Системное и панорамное  восприятие действительности.

4. Антиномичность —  умение воспринимать, понимать, принимать  и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

5. Экспрезентность —  способность делать верные и  удачные заключения при дефиците информации.

6. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального.

7. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

8. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

9. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

10. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

Эти свойства существуют в системе взаимодействия.

Менеджеры исследовательского типа работают в составе исследовательских групп. Свойства групп: 1. гетерогенность – отдельные люди выполняют разные функции; 2. жизнеспособность групп; 3. рациональная продолжительность жизни группы; 4. единство формальной и неформальной организации.   

Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию систем"