Шпаргалка по "Исследованию систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

1. Исследование в практике управления.
2. Научные и практические исследования.
3. Роль исследований в деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

40. Технология  осуществления исследования систем  управления

Любое исследование является организованным процессом. В  основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Технология - это вариант рационального построения процесса исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе - крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса. Если дом большой, то можно сделать сначала фундамент его селекции и начать возводить стены, параллельно заготавливать элементы крыши. Все зависит от распределения ресурсов и выбора варианта их использования. Но можно не приступать к возведению стен, пока полностью не закончатся работы с фундаментом.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, технология - это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости  от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких  как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и технологические схемы могут быть различными. Поэтому важно выбирать эффективные технологические схемы.

Наиболее простой, элементарной технологией является линейная технология. Она заключается в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе методов исследовании, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций.

Каждый из этапов характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями. Это и определяет успех проведения исследования.

Такая технология может быть весьма эффективной в  случае решения сравнительно простых  исследовательских проблем. В практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы. Например, может оказаться, что проблема определена недостаточно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе.

Все это заставляет возвращаться к пройденным этапам, корректировать уже проведенные  исследовательские работы. Так возникает  новый тип технологии исследования - тип циклического исследования. Он характеризуется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов.

Ведь исследование - это всегда поиск неизвестного, нового, необычного. В этом поиске возможны разные пути и стратегии и осуществление различных стратегий позволяет найти наилучший результат.

Во многих случаях это может быть не столько разветвление, сколько действительно параллельное исследование.

Бывают проблемы в исследовании, решение которых  трудно представить заранее в  определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и вообще существует ли он по этой проблеме.

В области исследования существуют и технологии случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять  постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится исследование по смежным проблемам, устанавливаются связи, заполняется решениями "поле проблем", определяется, таким образом, траектория развития. Она и показывает главную проблему, на которой необходимо сосредоточить внимание.

Наиболее эффективно эта технология реализуются в  диверсифицированных методах исследования - мозговой штурм, синектика и др.

 

41. Интегральный  исследовательский интеллект

Эффективность исследований во многом определяется коллективной деятельностью. Не все проблемы можно решить индивидуально. Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия интеллектов, образования, психологии исследователей. Но и коллективная деятельность исследователей также имеет свои критерии эффективности и в определенных условиях может быть менее эффективной, чем индивидуальная исследовательская работа. Независимое мышление плохо сочетается с особенностями комформного интеллекта, точно так же как мобильность, эвристичность. Слабое место интеллекта индивида - саморефлексия, неспособность к самооценке, определению характеристик собственного интеллекта, самоанализу, слежению за процессом творчества, самоконтролю, определению значимости собственных результатов исследовательской деятельности, неспособность объективизировать себя.

Но коллективный интеллект только тогда может  состояться, когда он сформирован  по принципам научно обоснованного  формирования коллективного интеллекта, когда существует и реализуется система соединения способностей и качеств индивидов по определенным признакам, правилам и целям. Высшей степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта является интегральный интеллект, который отражает организмическое соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей, синергетический эффект интеллектуальной деятельности, эффект взаимодополнения и взаимоусиления. В исследовании управления, как, впрочем, и в любом другом исследовании и вообще в творческой деятельности, большую роль играет формирование интегрального интеллекта. Во многих случаях действуют интуиция и опыт. Очень часто не хватает знаний и научного подхода. Но иногда не обращают внимания на эти тонкости и не понимают потребности и важности формирования коллективного и интегрального интеллекта. Общий уровень квалификации группы рассматривается как сумма квалификаций о каждого из ее составляющих.

Факторы, определяющие возможность и эффективность  деятельности коллективного и интегрального  интеллекта, можно отразить в виде принципов его формирования. Ведь для того и надо знать эти факторы, чтобы учитывать их. А принцип является формой учета знаний, правилом, которому следуют в выполнении определенной работы.

Итак, принципы формирования интегрального интеллекта. В простейшем варианте это принципы формирования творческой исследовательской группы. При серьезном, научном подходе это последовательное формирование интегрального интеллекта. Ведь и принципы можно использовать по-разному: приблизительно, спорадически, не полностью, небрежно, бессистемно; но можно их использовать последовательно, тщательно, ранжировано в необходимом сопряжении.

 

42. Нормативное  регулирование исследований

После принятия решения о проведении исследования системы управления формируется  техническое задание, в котором указаны:

  1. Основание и цели разработки концепций нормативных правовых актов и аналитического отчета по указанной теме научно-исследовательской работы.
  2. Перечень документов, подлежащих разработке (аналитический отчет и концепция нормативных правовых актов по исследуемым вопросам).
  3. Виды и этапы работы (разработка концепций; предложения по внесению изменений;
  4. Указывается примерная структура отчетного документа по результатам исследования.
  5. Указывается форма подачи ожидаемых результатов, сроки выполнения задания и отчетность.

Результатом выполнения работ должен стать аналитический  отчет  с приложением концепций  нормативных актов.

  1. Методология работ.

Для формирования, функционирования и развития системы  управления, проведения исследований системы управления необходимо соблюдать общие для всех подсистем системы управления принципы:

^ Принцип государственной  законности системы менеджмента организации. Организационно-правовая форма должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства. Принцип применяется при подготовке и уточнении учредительных документов в организации.

^ Принцип внутренней правовой  регламентации создания, функционирования  и развития организации. Организация в целом должна функционировать и развиваться в соответствии с требованиями её устава, учредительного договора, содержание которого должно соответствовать законодательству страны. Кроме устава функционирование фирмы должно регламентироваться положением о внутреннем распорядке организации.

^ Принцип единства теории  и практики управления. Любое управленческое решение должно отвечать логике, принципам и методам системы управления и решать одну из практических задач.

^ Принципы унификации  элементов. Одним из факторов экономии ресурсов и повышения качества работ является увеличение масштаба выполняемых работ. Для реализации закона эффекта масштаба необходимо обеспечить оптимальный уровень межпроектной и внутривидовой унификации структур, объектов производства, элементов производственного потенциала, технологии, информации, документов, методов управления и т.д.

^ Принцип специализации  и универсализации процессов  управления. Углубление специализации работ позволяет значительно повысить программу выполняемых работ и использовать закон эффекта масштаба. Однако это преимущество не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости процессов. В этом случае целесообразно использовать принцип универсализации процессов управления, т.е. поручение одному элементу структуры выполнения нескольких видов работ. Использование принципа универсализации требует высокой квалификации работников и высокой оплаты.

^ Принцип органической  целостности субъекта и объекта  управления. Управление как процесс воздействия субъекта составляет единую комплексную систему, имеющую «вход - цель», «вход - обратную связь» с внешней средой. Объектом является коллектив, человек, элементы технической системы, документы, информация и т.д.

^ Принцип многовариантности  управленческого решения. Эффективность управленческого решения можно обеспечить только при соблюдении методологических подходов, принципов менеджмента и выбора с применением методов оптимизации одного рационального решения из множества альтернативных решений по выполнению данной цели.

^ Принцип устойчивости  по отношению к внешней среде. При изменении отдельных элементов макросреды организации, система управления не должна продолжать функционировать и выполнять поставленные цели. Устойчивость системы менеджмента определяется качеством стратегических планов и оперативного управления, регулирования, а также приспособленностью системы управления к изменениям во внешней среде.

^ Принцип мобильности  процесса. Одновременно с устойчивостью процесс управления может быть мобильным, т.е. легко адаптируемым к изменению требований потребителей выпускаемого продукта / услуги, а также к результатам научно-технического прогресса. Для того, чтобы системы управления производством были мобильными, они должны иметь больше блочных, легко перестраиваемых структур, отделов, рабочих мест и т.д.

^ Принцип автоматизации  управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов системы управления производством, специализации выполняемых функций. Чем выше программа выпускаемого продукта и выпускаемой функции, тем выше уровень автоматизации производства и управления.

^ Принцип развития системы  менеджмента. При проектировании структуры системы менеджмента определение методов управления, источников обеспечения её функционирования должно устанавливаться перспективой развития рынка по данному продукту; также перспективой организационно-технического уровня производства и социального развития коллектива. Чем выше количество стратегических планов и чем выше удельный вес прогрессивных элементов системы, тем больше вероятность её развития для решения новых целей.


Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию систем"