Шпаргалка по "Исследованию систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

1. Исследование в практике управления.
2. Научные и практические исследования.
3. Роль исследований в деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

7. Система управления организацией вкл. совокупность всех служб организации, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния  на производительность для наилучших  результатов с позиций достижения поставленной цели.

Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые обеспечивают осуществление  общей цели. Для координации действий существует специальный орган, реализующий функцию управления. Выделяются управляющая и управляемая части. Управляющая часть - дирекция, менеджеры, информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Входное воздействие и конечный продукт - информация. Управляющее звено - необходимый элемент любой организации. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели для преодоления возникшей проблемы.

Управляемая часть - это производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации.

 

8. Проблема в исследовании систем  управления.

Проблема - критическое  рассогласование в желаемых и наблюдаемых результатах деятельности. Определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Задача предполагает знание алгоритма решения или выбор его из известных. Проблема - это противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий.

Типичные проблемы в исследовании управления - совершенствование организации управления, технологии управления, системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

• отделение реальных проблем от псевдореальных;

• отбор реальных проблем  по критерию необходимости их разрешения;

• отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

• выбор проблем в  соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют  реальные и мнимые. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. решенные; б) еще не проблемы, предпосылках; в) никогда не проблемы.

Проблему как  предмет исследования характеризуют  следующие параметры:

- Качество проблемы - ее реальность, необходимость разрешения, возможность разрешения.

- Определение проблемы - комбинация и последовательность операций:  

1. Формулирование проблемы - постановка центрального вопроса;

2. Построение проблемы - стратификация - расщепление проблемы на подвопросы; композиция - группировка и определение последовательности решения подвопросов;

3. Оценка проблемы - кондификация - выявление условий, необходимых для решения;

4. Обоснование проблемы - последовательная реализация процедур экспозиции — установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими; актуализации - приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компрометации - выдвижение возражений против проблемы; демонстрации - синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.

5. Обозначение проблемы - экспликация понятий - перевод проблемы на иной научный или обычный язык; Возможно изменение состава и последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими; некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования.

9 Гипотеза в исследовании систем управления Гипотеза (греч. - «предположение») - научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно. Выдвигают в начале исследования. Основа - вся совокупность данных, в т.ч. неосознанные данные по решаемой проблеме и такое же предположение об аналогии исследуемой проблемы с исследованными ранее. Позволяет минимизировать затраты времени / средств на получение результата или установление факта невозможности его достижения. Концентрирует усилия в наиболее перспективных направлениях.

Требования, по которым она выбирается или  конструируется:

1. построена по методологии научного объяснения.

2. учитывает законы, но не подстраивается к ним.

3. Предназначена для  объяснения всех фактов, характеризующих проблему.

4. проверяемая, т. е.  следствиям, которые из нее выводятся,  соответствуют практические эффекты.

5. строится по принципу  максимально возможной простоты.

6. логически непротиворечива.

Два вида гипотез:

- как метод  развития научного знания, включающий  в себя выдвижение и экспериментальную  проверку составляющего гипотезу  предположения;

- как структурный  элемент научной теории.

Отрицание гипотезы тоже результат. Новая гипотеза получает признание только если устраняет недостатки известной.

Должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Гипотезы могут выдвигаться относительно:

1) свойств исследуемого  объекта;

2) характера  взаимодействия с внешней средой.;

3) характера  взаимодействия с внутренней  средой;

4) ограничений  на свойства, параметры и т.д.

В процессе исследования систем управления последовательно, одновременно или в некоторой  очередности выдвигают ряд гипотез:

1. относительно  прогнозируемых уровней эффективности, затрат, рисков операций. Отражают ожидания;

2. относительно  вариантов системы контроля результатов  операции или функционирования  системы. Необходимы для анализа  и выбора варианта контроля;

3. относительно  влияния и причин, породивших результаты;

4. относительно  вариантов устранения недостатков  или улучшения деятельности СУ;

5. гипотезы и  разрабатываемые на их основе  сценарии исправления этих недостатков;

6. по организации  и проведению испытаний усовершенствованных  систем управления;

7. относительно  достаточности доработок и усовершенствований  исследуемой системы управления.

После выдвижения их исследуют в процессе рассуждений, логического анализа, оценки реализуемости, построения сценариев. Либо подтверждают как истинную, и она трансформируется в реальное знание, либо отвергают.

Гипотетико-дедуктивный метод рассуждений - основан на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Имеет вероятностный характер. В соответствии с типами посылок рассуждения делят на три группы:

1. рассуждения,  посылками которых являются гипотезы  и эмпирические обобщения;

2. гипотетико-дедуктивные  выводы, основанные на посылках, противоречащих установленным фактам  либо теоретическим принципам.

3. посылки, которые  служат утверждениями, противоречащие принятым мнениям и убеждениям.

Выдвижение гипотез - один из самых трудных и не формализуемых  этапов научного исследования.

 

10. Подходы к исследованию систем  управления.

Диалектический подход – для изучения какого-либо явления необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали. Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания принципами восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Принципы диалектического  подхода:

1. объективность - построении  гипотез, оценках результатов.

2. движения и развития - увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.

3. противоречивости - поиск  противоречий.

4. научности - устанавливает  функции исследования (описание, объяснение, предвидение явлений).

5. проверяемость практикой. 

6. взаимодействия - учет разнообразия связей, их системности, многовариантности.

7. целостности - система  существует только в рамках  определенной целостности, которую надо увидеть, найти границы явления, его отделенность от среды.

8. относительности.

9. генетической и исторической определенности.

Подходы внутри диалектического:

- Процессный - управленческая деятельность как непрерывное выполнение комплекса взаимосвязанных видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Выход одного процесса является входом для другого, сам процесс определяется суммой всех функций. Преимущества: - непрерывность исследовательских работ;  более полное выполнение требований к проведению исследований; - постоянное улучшение процессов, основанных на объективных результатах исследования.

- Ситуационный - оперативное изучение ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования типовых процедур.

- функциональный - рассмотрение СУ или ее составляющих элементов с позиций внешней среды. СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

- Рефлексивный - обычно СУ носят рефлекторный характер, так как в большинстве случаев можно предугадать ответную реакцию системы на воздействия.

Системный подход - объект как целостная совокупность подсистем, элементов и свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой. Принципы:

1. целостности - отграничение объекта от других явлений.

2. совместимости  элементов целого  - целое может существовать, когда совместимы между собой составляющие его элементы.

3. функционально-структурного  строения целого -  необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.

4. развития  - любая система управления находится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. Это можно учесть посредством сравнительного анализа прошлого, настоящего и будущего.

5. лабилизации  функций  - изменения общих функций, приобретения новых, при относительной стабильности внутренних.

6. итеративности  - последовательность операций.

7. вероятностных оценок  - многие связи и отношения имеют вероятностный характер.

Достоинства:

1) возможности системного подхода  шире для познания объекта;

2) можно декомпозировать объект, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;

3) создается более глубокая схема  обоснования и выявления характера  и достоверности связей и отношений  в исследуемом объекте, и при  этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;

4) тесная связь с другими направлениями  науки, при необходимости имеется  возможность совместного интегративного  применения других подходов, что повышает результативность исследования.

11. Методы доказательства.

Доказательство - интеллектуальная операция, установление истинности суждения путем его вывода из других суждений, истинность которых установлена, и подтверждением фактами и практикой.

Корректность доказательства определяется его строением - тезис (суждение, истинность которого устанавливается в доказательстве); аргумент (суждения, из которых выводится тезис); демонстрация (логическая форма связи тезиса и аргументов).

Приемы и  способы доказательства:

1. от определения - четкое определение ключевых категорий, чтобы они не вызывали сомнений относительно их адекватности реальным явлениям и опыту.

2. от обратного. Если  принимаются аргументы об абсурдности обратного, то считается, что первоначальное суждение истинно или, по крайней мере, корректно.

3. построенное на анализе  свойств исследуемого объекта.

4. по принципу приведения  к нелепости, абсурдности. Опровержения  допуска истинности.

5. на основе классификации  факторов, позволяющей установить свойства объекта исследования и причины его оригинального поведения.

6. Аксиоматическое - формулируется  аксиома - бесспорное, понятное и принятое положение, затем строится доказательство.

7. Фактологическое - главную  роль играет систематизация фактов.

8. Экспериментальное - опора - эксперимент и его результаты.

9. по концентрации фактов - вывод или идею могут доказывать не отдельные, а их определенная концентрация и конструкция. Факты надо накапливать и систематизировать.

Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию систем"