Шпаргалка по "Исследованию систем"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

1. Исследование в практике управления.
2. Научные и практические исследования.
3. Роль исследований в деятельности человека.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность доказательства определяется выбором его приемов в соответствии с предметом и характером исследования, особенностями и назначением его результатов. Зависит от множества факторов - гносеологических, методологических, социально-психологических, риторических, наиболее важную роль играют факторы, отражающие содержание доказательства.

Правила: 1. точности формулировки, неизменности на всех этапах доказательства. Ошибка - выдвинутый в начале доказательства тезис в процессе заменяется другим.

2.  истинности аргументов. Часто встречаются ошибки недоказанного основания.

Если аргументационная процедура не является логически  строгим доказательством, но обеспечивает некоторому суждению определенную степень вероятности, ее называют обоснованием.

 

12. Доказательство как категория  исследовательской деятельности предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов, точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность суждения, положения. При проведении доказательных рассуждений используют термины «аргумент, тезис, демонстрация».

Могут быть прямыми (не используются противоречащие аргументы, допущения) и косвенные.

Аргументы должны быть истинными и независимыми. Доказательство, не являющееся строго арагументированным и имеющее некоторую величину вероятности, называют обоснованием. Аргумент – это довод или основание доказательства.

13. Конструирование  определений - формально-логический метод. Формулирование определения предопределяет распознавание и постановку проблемы. Виды: явные - на поиске наиболее удачных синонимов, понятий, которые представляются бесспорными, известны, функционируют в системе знаний. Строятся на сопоставлении понятий, дополнении понятий, их ограничением, выделением существенных свойств. Напр. - Управление - целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей. Оно построено на сопоставлении понятий "управление" и "воздействие". Но не всякое воздействие может б. управлением. Есть воздействия случайные, непредвиденные. Неявные - сущность и смысл явления через использование понятия в контексте др. понятий. Неполно, неустойчиво, односторонне, туманно. Первоначально м. только обозначить названием / термином, и впоследствии м. определить более точно. Правила: 1. соразмерности определяемого и определяющего. (метод управления - вид воздействия. Но виды воздействия выделяются не только по методам управления, но и по функций содержанию, силе воздействия, реакции. Это несоразмерные понятия). 2. исключения порочного круга - нельзя определять понятие через само себя / другое понятие, которые определяется ч/з исходное. 3. ясности и конкретности всех понятий - в определяющей части н. использовать только понятия известные,  общепринятые. Не следует использовать метафоры многозначные слова. 4. различения определения-описания и определения-предписания. Первое - определения понятий, функционирующих уже в деятельности, но требующих уточнения, второе - понятия, которыми оперируют по договоренности, в определенных условиях. 5. Определять понятие м. через опр. понятия, (Напр., контроль исполнения - мониторинг качества. Что такое мониторинг? Что такое качество? Качество чего здесь предполагается?)

 

14. Вопрос как  прием постановки проблемы и  форма исследовательского мышления.

Проблему м. поставить  и сформулировать способом констатации  объекта в терминах (не всегда способствует концентрации внимания на противоречии). Вопрос способствует более точному представлению о содержании, т.к. это форма мышления, ориентированная на получение конкретного ответа в виде суждения. Функции: коммуникативная и исследовательская. Строение: 1. вопросительное слово /частица (какое, что, почему); 2. часть, которая характеризует область исследования и д. войти в предполагаемый ответ. Примеры исследовательных вопросов. вопросов: Как отражает система управления потребности и условия развития фирмы? Почему фирма теряет позиции в конкурентной борьбе? Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта? Как разработать стратегию? Группы: категориальные -вопросительные слова указывают направление исследования и область деятельности; пропозициональные - основная часть сохраняется неизменной, требуется подтвердить / отвергнуть. Принцип корректной постановки: основная часть вопроса д. опираться на истинные, бесспорные предпосылки. Причины некорректных вопросов - стереотипы мышления, поверхностное отношение к формулированию проблем, недобросовестное отношение к исследованию и т.д.

 

15. Полемика  в исследовании систем управления широко используемый метод исследования СУ и соц.-экономических процессов. Это аргументированное обсуждение в группе. Необходимый элемент исследования, помогает находить доп. аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Принципы: 1. Стремление понять оппонента. 2. Избегать абсолютного отрицания правильности мнений. 3. Иметь четкую цель полемики и проводить ее. 4. Оценивать выводы, а не автора. 5. Стремиться к четкости и аргументированности, конкретности и ясности.6. Определять понятия, которыми выражаете мысли, строите доказательства. 7. Уточнять позиции, обнаруживать слабые места в полемике, мотивировать доп. аргументы. 8. Избегать оперирования мнением авторитетов. 9. Нельзя устанавливать истину мнением большинства, голосованием. 10. Основа полемики - результаты. 11. Продуктивность полемики определяется продолжительностью и распределением времени. Выяснение и анализ тезисов оппонента по схеме: содержательная ясность понятий оппонента - эмпирическая и практическая ценность понятий - аргументация и фактология тезиса - логика использования аргументов.

 

16. Практическое применение методов классификации, обобщения, типологии, стратификации, декомпозиции. Классификация - формально-логич. метод - разделение явлений и понятий, характеризующих их, на опр. классы, позволяющие увидеть специфику явлений. Виды: 1. деление общего - деление явлений, имеющих общие черты и различия. Общность м. отразить в критерии, различие - в группах принадлежности. 2. разделение целого - критерий классификации - часть целого. Принципы: 1. единства критерия - нельзя менять критерий в рамках одной классификации. 2. соразмерности деления явлений - сумма понятий д. равняться объему делимого понятия. 3. альтернативности / выделяемых групп - выделенные явления не д. относиться одновременно и к нескольким классификациям группам. 4. многоступенчатости - м. делать последовательно ступенчатую классификацию. 5. Принцип полноты для каждой ступени - нельзя делить часть объекта на виды, другую часть - на подвиды. Содержательные классификации – по сущностным и содержательным признакам явлений. Искусственные - на несущественных признаках, но м.б. полезны при проведении организационных мероприятий. Комбинативные - объекты имеют 2 / несколько "равносущностных" признаков, совместное действие которых определяет свойства и отличительные признаки явлений. В виде многомерной матрицы. Одно- и многокритериальные - при многокритериальных классы м. пересекаться. Разновидности классификации - декомпозиция - особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Для установления связанных м/у собой элементов целостности; стратификация- определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида (внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления); обобщение – логич. операция, для группы явлений находится новое, более широкое понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Д. иметь основание, т. е. свойство, позволяющее сгруппировать явления и обозначить группу понятием; типология - группировка объектов на основе их подобия образцу, типу, эталону. Отличие от классификации - допускается существование явлений, к-е не соответствуют ни одному из выделенных типов.

 

17. Методы индукции, дедукции, анализа и синтеза, аксиоматизации  и формализации

Формализация - отображ. содержательного знания в знаково-символич. виде (формализов. язык -знаки, формулы); аксиоматизация -в основе науч. теории - аксиомы, из них выводятся остальные утверждения этой теории; анализ - мысленное расчленение на части для изуч-я структуры, отд. признаков. Проникает в сущ-ть изучаемого, выявляет главное. Синтез  - мысленное соединение составных элементов, изучение объекта как единого целого. Виды анализа и синтеза: 1. Прямой / эмпирический - на стадии поверхностного ознакомления. 2. Элементарно-теоретический - для познания сущности. 3. Структурно-генетический - для глубокого приникновения в сущность. Индукция - знание о всем классе предметов, полученное в р-те иссл-я отд-х элементов. От частного к общему. Дедукция - от общего к частному.

18. Методы наблюдения, описания, сравнения, измерения

наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирается на органы чувств. Осн. требования: 1) однозначность цели, замысла; 2) системность; 3) объективность; 4) возможность контроля. Характеризуется: исходя из намеченной цели, целенаправленность, поступательность, объективность, доброжелательность. Виды: 1. по степени использования – прямое, косвенное, внутреннее, стороннее; 2. по степени контролируемости процесса – полевые, лабораторные; 3. по возможности/виду фиксации – на бумаге, аудио, электронные. Наиболее распространены в орг-ции – за ходом производствен. процесса, расходом рабочего времени. описание - фиксиров-е набл-я / эксперимента с пом-ю опр-х сис-м обозначения. сравнение - познават. операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития); измерение- совокуп-ть действий, выполняемых с пом-ю ср-в измерений для нахож-я числового знач-я измеряемой величины в принятых ед измерения.

19. Метод  морфологического анализа - выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента на общую проблему, и связи с внешней средой. Соединение метода классификации и метода обобщения (метод морфологического ящика). Помогает глубже понять содержание проблемы, выбрать наиболее удачное решение, учитывая средства и методы, причины и последствия.1. постановка проблемы. 2. ее декомпозиция (разделение на составляющие проблемы). 3. декомпозиция каждой проблемы в отдельности. Проблемы м. переводится с одного иерархического уровня на другой. Виды: морфологические карты - перечень параметров, отражающих предполагаемый и ожидаемый р-тат, и варианты решений. Факторы определяют возможные решения. Решения м.б. ключевыми и второстепенными, промежуточными и окончательными. Метод букета проблем - поиск такой формулировки проблемы, к-я в большей мере способствует нахождению ее решения. Решение любой проблемы зависит от того, как она поставлена. Технология: 1. Постановка проблемы, как она представлена в практике управления. 2. Обобщить проблему - для опр-я класса проблемы, ее истоки. 3. Определить проблему-аналог. 4. Установить роль и взаимодействие проблемы с др. проблемами. 5. Сформулировать обратную проблему

20. Моделирование  в исследовании систем управления- реальные объекты, особенно если они недоступны или нельзя вмешиваться в их функционирование, заменяются моделями. Модель - копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение, упрощенное его отражение. Особенность - она до известных пределов м. замещать изучаемый объект, пределы эти д. учитываться в оперировании моделями. Требования: 1. д. полно отражать особенности и сущность объекта. 2. Представлять объект в упрощенном виде, но с допустимой степенью простоты для данного вида и цели исследования. 3. Давать возможность перехода от модельной информации к реальной. В исследовании управления часто используются компьютерные модели. Они м.б. в виде структуры СУ, технологической схемы процесса управления, комплекса характеристик управления, факторов, влияющих на эффективность, структуры инфомации, взаимодействия функций управления и пр. Наиболее эффективно при исследовании структурированных проблем, когда достаточно инфы отработана методология работы с моделями. Трудности использования: высокая стоимость, недостоверная исходная информация об объекте, чрезмерное упрощение характеристик, ошибки в методологии моделирования.

21. Методы изучения  документов. Все решения и значительная инфа документируются, следовательно при анализе процессов и выявлении проблем просматривают документы, характеризующие работу организации. Эффективность метода зависит от состава документов, их содержания, формы и информационной классификации. Классификация документов: 1. по виду деят-ти – экономич., правовые, организационные; 2. по напр-ю воздействия – плановые, коннструкторские, технологич-е; 3. по срокам составления; 4. по отн-ю к деят-ти – служебные, частные; 5. по срокам хранения – временнного, д/срочного; 6. по способу фиксирования – графические, аудио, видео, алфавитные; 7. по виду док-тов – устав, КД, смета, бух баланс.

22. Метод «Дельфи»  -метод экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.

Суть - с помощью серии  последовательных действий - опросов, интервью, мозговых штурмов - добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовый принцип - некоторое количество независимых экспертов (несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа. Позволяет избежать столкновений между носителями противоположенных позиций и групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально. Субъекты: группы исследователей, каждый отвечает индивидуально в письменной форме; организационная группа - сводит мнения экспертов. Этапы 1.Предварительный: подбор группы экспертов - до 20. 2.Основной: а) постановка проблемы - экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. б) Орг. группа отбирает часто встречающиеся. Появляется общий опросник. в) Опросник рассылается экспертам. Они добавляют, исправляют. г) улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, они д. дать свой вариант решения, рассмотреть крайние точки зрения, оценить проблему по аспектам. Процедура повторяется. д) итерации повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения. Обычно проводится 3 этапа, но если мнения сильно разнятся - то больше. 3. Аналитический: проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций. Критика: - большие полномочия орг. группы; - мнение большинства - не обязательно правильное; креативное решение - меньшинства, наиболее эффективные решения – отбрасываются; - анализ - много времени. - возрастает конформизм экспертов, стремление попасть в большинство. - возможность манипуляции экспертами орг. группой. Применяется в стратегическом планировании в технике, футурологии, бизнесе. Недостатки: -время проведения зависит от средств коммуникации экспертов. - опрашиваемые д. уметь хорошо излагать мысли в письменной форме. - анкетируемые д. обладать высоким уровнем мотивации нет поощрения.

 

23. Методы социологических  исследований управления - позволяет оценить состояние СУ по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем. Виды - наблюдение, интервьюирование, анкетирование, эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Осуществится на осн. теории или гипотезы. Преимущества: возможно изучать явл-е в "чистом виде", м. варьироваться условия протекания процесса, сам Э. м. повторяться. Виды: 1) Простейший - качественный, устанавливает налич/отсутствие предлагаемых теорией явлений. 2) измерительный/количественный, устанавливает численные параметры свойства предмета, процесса.

 

24. Метод экспериментирования  «деловая игра» - способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности; исследование путем управленческого эксперимента. Ход: 1. Группа персонала управления на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дают опр. роли управленч. деятельности. 2. Задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде совокупности параметров (↑ инфляции,  производства, ↑ безработицы). 3. Всем подгруппам выдается одинаковый набор управленческих решений, к-е м. изменить ситуацию. Н., руководствуясь интересами подгруппы, выбрать решения, наиб. приемлемые в данной ситуации. 4. Представить эти решения для обсуждения. Возникают противоречия и это определяет пути решения. Условия игры - поиск компромиссов. 3 решения д.б. общими, 2 м. расходиться. Руководитель деловой игры может вводить доп. варианты, корректировать обсуждение и поиск компромисса. В процессе проведения игры м. обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.

25. Метод  тестирования. Тест - метод изучения процессов деят-ти человека путем его высказываний / оценок факторов функционирования СУ. Большую роль играет конструкция теста. Вкл. набор высказываний и оценок по проблеме / ситуации. Оценки м.б. упрощенные ("согласен" - "не согласен") / ("совершенно верно", "верно", "скорее верно, чем неверно", "трудно сказать", "скорее неверно, чем верно", "неверно", "совсем неверно"). Шкала м. иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов. Конструкция теста д. предполагать возможность обработки его р-татов по опр. статистическим программам. Каждый тест имеет ключ. Правила формулировки высказываний: а) д. б. короткими, не более 1 придаточного предложения; б) понятны для всех исследуемых; в)без намека на правильный ответ; )структурированные ответы д.б. с одним и тем же числом альтернатив (от 5 до 11); д) не д. состоять из предложений с позитивными / негативными суждениями; е)высказывание д. утверждать что-то одно. Основные характеристики: Надежность - возможность измерения, перевода в колич.е показатели; опр-ся целью, задачами и характером исследования, качеством высказываний;  Приемы проверки: повторное, параллельное тестирование, раздельное коррелирование (внутренняя корреляция высказываний), дисперсионный, факторный анализ. Валидность - способность отражать и измерять то, что д. по целям. Это относится к тесту и к процедуре проведения. Валидность проверяют ч/з сравнительную оценку р-татов, полученных другими методами, / экспериментом формирования групп тестируемых, валидность по содержанию - путем анализа его высказываний. Тестированием м. исследовать проблемы использования ресурсов (времени), уровень квалификации, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Исследованию систем"