Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы − изучение экономической среды функционирования организации.
Задача работы заключается в изучение вопросов, связанных с анализом основных производственных средств, оборотных средств, производительности труда, издержек предприятия и себестоимости продукции, а также прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая среда функционирования предприятия 6
1.1 Внешняя экономическая среда. Микросреда 6
1.2 Конкурентная среда в системе микросреды 9
1.3 Макроэкономическая среда предприятия 12
1.4 Свойства экономической среды предприятия 14
2 Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 18
3 Адаптация предприятия к окружающей экономической среде 22
4 Анализ экономических показателей работы РУП «Белпочта» 35
4.1 Основные средства предприятия и их использование 35
4.2 Оборотные средства и их использование 39
4.3 Производительность труда 41
4.4 Издержки предприятия и себестоимость продукции 43
4.5 Прибыль и рентабельность 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

Курс_Экономич_среда_почта.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Для выбора ценовой стратегии предприятие должно выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Особого внимания требуют субъекты и факторы внешней среды, которые не контролируются предприятием. К ним относятся потребители, участники каналов товародвижения, конкуренты, поставщики, государственное регулирование.

Потребители товаров оказывают существенное влияние на уровень цен. Прежде всего это объясняется действием закона соответствия спроса и предложения. Чем больше спрос потребителей, тем при прочих равных условиях выше цена. Кроме того, уровень цен во многом определяется реакцией потребителей на их изменения. Когда происходит повсеместное повышение издержек, существенно усиливается инфляция. Цены некоторых товаров и услуг могут превышать пределы возможностей многих потребителей, и они вынуждены менять формы, методы и структуру покупок.

Важным фактором внешней среды является государственное регулирование цен, которое осуществляется по следующим основным направлениям:

-  установление фиксированных цен на социально значимые товары, а также на продукцию, имеющую особо важное значение для экономики государства;

-  установление предельных цен или предельного уровня рентабельности на продукцию предприятий-монополистов;

-  запрещение ценовой дискриминации, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям, участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях.

На решения по ценам влияют и участники каналов товаропродвижения от производителя до оптовой и розничной торговли. Все они стремятся увеличить объем прибыли прежде всего путем установления контроля за ценами. Предприятие-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товаропродвижения, сводя до минимума продажу товаров через имеющуюся систему магазинов. Производитель открывает собственные магазины, в которых он стремится сам контролировать цены.

Чтобы достигнуть согласия всех участников каналов сбыта в области ценообразования, производителю необходимо соблюсти несколько условий:

-  обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов;

-  предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам;

-  предложить особые соглашения, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.

Активное влияние внешней среды на экономику предприятия требует ее постоянного изучения на основе обратных связей. Для этого предприятие должно определять степень удовлетворенности потребителей, исследовать тенденции в конкуренции, изучать независимые средства массовой информации, анализировать динамику сбыта и прибылей, оценивать взаимоотношения с органами государственного управления, наблюдать за состоянием микроэкономики. На основе этой информации предприятие должно адаптировать свою стратегию к окружающей среде, продолжая одновременно использовать свои отличительные преимущества. Эффективно работающие предприятия преуспевают главным образом потому, что всемерно ориентированы на потребителей.Высокая степень зависимости экономики предприятия от внешней среды требует соответствующей адаптации его внутренней организации.

 

ГЛАВА 3

АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 

 

Адаптация (от лат. adaptation — приспособление) предприятия к внешней среде — это процесс его приспособления прежде всего к изменяющимся условиям рынка. Цель адаптации предприятия - удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, обеспечение расширенного воспроизводства и достижение финансовой устойчивости предприятия в условиях рыночных отношений. Из определения понятия и цели адаптации предприятия вытекает необходимость решения двух важных проблем. Во-первых, необходимо на основе постоянных маркетинговых исследований выявить те изменения, которые постоянно происходят на рынке. Во-вторых, необходимо периодически приводить производственную систему предприятия в такое состояние, чтобы производство товаров (услуг) отвечало изменяющимся требованиям рынка и обеспечивало необходимую прибыль и финансовую устойчивость предприятия.

Успешность адаптации предприятия к внешней среде в условиях рыночных отношений существенно зависит от того, в какой мере созданы условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Суть этих условий сводится к следующему.

1. Экономическая свобода и самостоятельность  хозяйствующих субъектов.

2. Конкуренция многообразных форм  собственности. Приоритет частной формы собственности определяется конкурентной сущностью рынка. В конкурентной среде государственные предприятия вынуждены работать по типу предпринимательских.

3. Ликвидация монополизма в производстве  и реализации товаров.

4.  Формирование рыночных цен под влиянием колебаний спроса и предложения на рынке. В условиях отсутствия монополии рыночная цена, как правило, не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, которая соответствует среднему нормативу рентабельности.

5. Обеспечение примата потребителя.

6. Устойчивость финансовой и  денежной системы.

7. Открытость экономики - предоставление  права предприятиям осуществлять внешние экономические связи и операции при соблюдении установленных правил и в соответствии с законодательством. Иностранные предприниматели в свою очередь имеют право выступать на внутреннем национальном рынке в роли не только товаропроизводителей и продавцов, но и владельцев собственности.

8. Достаточно полный охват экономики рыночными отношениями, полноценное функционирование товарного, финансового рынков и рынков рабочей силы и капитала.

9.  Развитая инфраструктура, т.е. комплекс отраслей и хозяйственных служб, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей.

10.  Обеспечение социальной защищенности  населения: организация рациональной занятости населения, выплаты по безработице, системы компенсаций и индексаций доходов людей, поддержание должного жизненного уровня малообеспеченных граждан, семей с детьми, людей с фиксированными доходами.

11. Государственное регулирование  рыночной экономики.

В процессе адаптации предприятия к внешней среде постоянно возникает проблема выбора. Из-за ограниченности производственных ресурсов приходится постоянно выбирать, на что направлять, как использовать имеющиеся ресурсы, что и в каком количестве производить. Следовательно, выбирать — это значит решать, отчего отказаться, а что производить. Выбор и адаптация предприятия к рынку заключается и в том, какому из известных способов производства данной продукции следует отдать предпочтение.

Таким образом, проблема адаптации предприятия в условиях ограниченных ресурсов зависит от того, как решаются основные вопросы производственной деятельности:

-  что (какие виды товаров, услуг, работ) производить?

-  как (каким образом) производить выбранные виды товаров?

-  для кого производить товары (услуги, работы)?

Важным является вопрос, как распределять то, что произведено, т.е. какую часть результата производства использовать на текущее потребление и какую — для накопления.

Решая самостоятельно проблему реализации товара на рынке, товаропроизводитель кроме затрат на производство должен учитывать и издержки в сфере обмена. В западной экономической литературе издержки в сфере обмена получили название трансакционные издержки, которые подразделяются на следующие основные типы:

-  издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг;

-  издержки по определению условий и оформлению сделок;

-  издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков;

-  издержки по защите правового режима с помощью юридической системы;

-  потери за счет необдуманного (оппортунистического) поведения на рынке.

Обеспечивая предприятие новой информацией об изменении ситуации на конкурентном рынке относительно спроса и предложения, рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения и соответственно ситуации менять цены. В свою очередь цены действуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке. Как правило, рынок стимулирует производство, так как изменение цен на рынке (их снижение) заставляет товаропроизводителя принимать решения по активизации инновационно-инвестиционной деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности производимых товаров.

Таким образом, эффективность адаптации предприятия к внешней среде в условиях рынка зависит от того, как в условиях свободы цен производители реагируют на изменения рыночного сигнала (в части скорости реагирования, повышения качества товара и обеспечения конкурентоспособности). Чем выше их приспособляемость, тем ниже вероятность негативных последствий, выше экономическая эффективность и долгосрочная рентабельность производства.

Модель адаптации предприятия к внешней среде представляет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется управление и регулирование процессов производства и реализации продукции на предприятии в соответствии с требованиями внешней среды в условиях рынка.

Различают три типа общих моделей адаптации предприятия к внешней среде:

-  административный тип характерен для плановой (командной) экономики и предполагает принятие жестких централизованных форм и методов воздействия на воспроизводственный процесс предприятия со стороны государства в форме государственного централизованного планирования;

-  рыночный тип — это ценовой механизм микроэкономического регулирования, при котором происходит саморегулирование деятельности предприятия в условиях конкуренции, что означает достижение равновесия между спросом и предложением под воздействием цены и конкуренции;

-  смешанный тип — это модель, где имеет место сочетание государственного, внутрипроизводственного и рыночного механизмов регулирования экономики с активным внутрипроизводственным механизмом адаптации предприятия к внешней среде в условиях рыночных отношений.

Наиболее адекватной моделью адаптации предприятия к внешней среде является смешанный тип, который включает государственное, рыночное и внутрипроизводственное регулирование (рис. 3.1).

Рыночный механизм регулирования находится под воздействием таких рыночных сил, как экономические интересы товаропроизводителей и потребителей, сочетание которых проявляется через равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке, где присутствуют свободные цены.

Структура сознательного регулирования деятельности предприятия определяется характером экономических связей предприятия и государства, товарными и денежными потоками между предприятиями и рынком. В этой связи различают, во-первых, внутрихозяйственный механизм управления деятельностью предприятия, во-вторых, механизм государственного регулирования. Если силы рынка носят стихийный порядок, то механизмы сознательного регулирования призваны избавите предприятие от негативных случайностей и издержек рыночной стихии.

 

Рисунок 3.1 – Общая модель адаптации предприятия к внешней среде [1]

 

Отмечая важную роль государственного регулирования экономики предприятия, следует отметить, что эта роль проявляется лишь в создании условий, новых организационно-экономических предпосылок для функционирования предприятия в конкретный момент времени и этим самым государство изменяет внешнюю среду, вызывает необходимость адекватной адаптации предприятия. Таким образом, способность адаптироваться — это внутреннее свойство предприятия.

Реализация мер по адаптации предприятия к внешней среде в условиях рынка имеет смысл только при наличии конкурентной среды, ориентированной на реальные рыночные преобразования в экономике и состоящей в поддержании факторов, способствующих повышению уровня конкурентоспособности товара и эффективности производства. Признанным направлением создания конкурентной среды и условий для усиления мотивации, ответственности и самостоятельности предприятия в производстве конкурентоспособного товара и адаптации его к внешней рыночной среде являются разгосударствление и приватизация.

Приватизация (от англ. private — частный, единичный) означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с приватизацией существует понятие разгосударствление государственной собственности, под которым понимается передача государством юридическим или физическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления производством. При этом собственником остается государство. Если разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики и может проходить без изменения форм собственности, то приватизация означает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В процессе приватизации происходит передача государственного имущества в собственность многих отдельных лиц, субъектов хозяйствования, в их индивидуальное или коллективное владение. В результате этого государство утрачивает права владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы — право непосредственного управления ими. Отсюда следует, что приватизация — наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности и формирования конкурентной среды.

Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации. Известно, что согласование производственной деятельности всех предприятий плановой экономики требует больших планово-координационных издержек. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от административно-командной системы к социальному рыночному хозяйству, но стремлением предприятий к снижению издержек. В результате приватизации формируется институт частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации конкурентоспособного товара.

Информация о работе Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"