Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы − изучение экономической среды функционирования организации.
Задача работы заключается в изучение вопросов, связанных с анализом основных производственных средств, оборотных средств, производительности труда, издержек предприятия и себестоимости продукции, а также прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая среда функционирования предприятия 6
1.1 Внешняя экономическая среда. Микросреда 6
1.2 Конкурентная среда в системе микросреды 9
1.3 Макроэкономическая среда предприятия 12
1.4 Свойства экономической среды предприятия 14
2 Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 18
3 Адаптация предприятия к окружающей экономической среде 22
4 Анализ экономических показателей работы РУП «Белпочта» 35
4.1 Основные средства предприятия и их использование 35
4.2 Оборотные средства и их использование 39
4.3 Производительность труда 41
4.4 Издержки предприятия и себестоимость продукции 43
4.5 Прибыль и рентабельность 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

Курс_Экономич_среда_почта.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

-  если уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции, то в данной ситуации предприятия предрасположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они получат меньшую прибыль;

Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между предприятиями в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные конкуренты будут вести себя непредсказуемо и применять маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких «чужаков» (обычно это новые предприятия на рынке) нередко создает совершенно новую рыночную ситуацию.

Таким образом, по сути конкуренция представляет собой соревнование за потребителя. Практически все выдающиеся успехи в конкурентной борьбе достигаются благодаря концентрации сил предприятия для «штурма» слабых мест конкурентов. Хорошо налаженная система их исследования обеспечивает предприятию ряд преимуществ, давая возможность:

-  полнее оценивать перспективы рыночного успеха;

-  легче определять приоритеты;

-  быстрее реагировать на действия конкурентов;

-  вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов;

-  повышать конкурентоспособность товаров и эффективность производства в целом;

-  обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым управлять мотивацией их деятельности;

-  совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала;

-  эффективнее защищать и расширять позиции предприятия на рынке.

В условиях конкуренции производитель вынужден выпускать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя, иначе она не будет реализована. Когда есть выбор, покупатель отдает предпочтение наиболее качественному товару, а при одинаковом качестве - более дешевому. Это вынуждает производителя создавать обладающую конкурентным преимуществом продукцию, чтобы уникальные параметры заставляли потребителей предпочесть продукцию данного предприятия, а не его конкурентов. Рыночное преимущество может быть достигнуто за счет новизны продукции или ее параметров, качества товара, его доступности при обслуживании, низких цен и других характеристик. Создание отличительного преимущества возможно только за счет внедрения новых прогрессивных технологий, материалов, оборудования. Конкуренция же вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организационного прогресса.

 

 

1.3 Макроэкономическая среда организации

 

 

Каждый субъект хозяйствования имеет свою микросреду: своих потребителей, своих поставщиков и своих конкурентов. Но все субъекты хозяйствования функционируют в определенной макросреде, где между предприятиями и ее субъектами возникают вертикальные связи.

Многообразие факторов и условий, во взаимосвязи и в комплексе определяющих внешнюю среду предприятия, включает:

-  внешние экономические факторы (общий уровень экономического развития страны, уровень развитости рыночных отношений, размер ВВП и его колебания, размеры инфляции, процентные банковские и налоговые ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда и средней заработной платы);

-  политические условия: государственное устройство и государственная социальная, научно-техническая, промышленная, кадровая, экономическая, в том числе налоговая, ценовая, кредитная и таможенная политика;

- правовые составляющие: степень правовой урегулированное™ рыночных отношений, состав и качество действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспеченности правовой безопасности предприятий и граждан, от которых зависит правомерность заключения и выполнения договоров и контрактов, разрешения споров и конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий;

-  внешние научные и технические факторы (научно-технологический потенциал страны, содержание и направления фундаментальных и прикладных исследований; наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, инкубаторы прогрессивных технологий, фирмы, занимающиеся венчурной деятельностью, лизингом; исследовательские фонды и программы). Наличие этих факторов способствует предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций;

-  коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций, что в совокупности предопределяет эффективность производственной деятельности предприятий;

-  природно-климатические факторы: наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии, рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура и многое другое, что предопределяет деятельность предприятий в области разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционного сырья и материалов, отдельных видов энергии, строительства очистных сооружений, снятия с производства отдельных видов продукции и т.д.

Субъектами макросреды являются государственные органы управления, местные органы власти и общественные организации.

Органы государственного управления определяют и контролируют деятельность хозяйствующих субъектов посредством законодательства, амортизационной и налоговой политики, политики в области заработной платы, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности труда. Помимо республиканских органов управления местные органы власти формируют собственную юридическую среду для предприятий, действующих на их территории. Они регулируют возможные места расположения предприятия, время его работы, виды выпускаемой продукции. Органы государственного и местного управления, исходя из интересов государства, обеспечивают экономическое стимулирование производства отдельных видов продукции или развития отдельных предприятий. Значение государства как субъекта внешней среды трудно переоценить. Если изменение каких-либо параметров микросреды, например снижение спроса потребителей на конкретный вид продукции, оказывает влияние на экономику только одного предприятия — производителя данных изделий, то изменение одного из параметров макросреды, например введение нового налога, оказывает существенное влияние на все хозяйствующие субъекты независимо от того, являются они потребителями, поставщиками или конкурентами.

На современном этапе экономического развития внешняя среда функционирования предприятий во многом определяется деятельностью общественных организаций и движений. Выступая в защиту прав человека, за охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда и другие социальные гарантии, они тем самым оказывают существенное влияние на экономику предприятия. Так, например, по инициативе Всемирной организации охраны окружающей среды в Беларуси реализовано несколько проектов по защите озонового слоя атмосферы, которые предполагают замену в технологических процессах на ряде предприятий озоноразрушающих веществ экологически безопасными.

Особое место в системе общественных организаций занимают объединения профсоюзов, которые контролируют уровень жизни, и прежде всего уровень оплаты труда наемных работников. Такая деятельность профсоюзов в настоящее время вынуждает предприятия увеличивать средства, направляемые на оплату труда, что в условиях технологического застоя ведет к росту себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности. В этой ситуации выход видится не в самоцели повысить зарплату, а в инновационно-технологическом развитии и совершенствовании производства.

Многочисленность и взаимосвязанность субъектов и факторов окружения предприятия, несовпадение и противоречивость их интересов, сложности взаимоотношений предопределяют свойства внешней среды.

 

 

1.4 Свойства экономической среды

 

 

Исследование внешней среды предполагает не только выявление ее субъектов и факторов, оказывающих влияние на экономику предприятия, но и изучение ее свойств и характеристик. Важнейшими свойствами внешней среды являются сложность, взаимосвязь факторов, динамизм и их неопределенность.

Под сложностью среды понимается количество, разнообразие и вариантность внешних факторов, влияющих на экономику предприятия.

Степень сложности внешнего окружения зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются сложность производимой продукции, уровень специализации и диверсификации производства, размер предприятия, уровень конкуренции. Больше всего на степень сложности внешней среды влияет сложность производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Производство относительно несложной продукции предопределяет небольшое количество поставщиков. И наоборот, многодетальность продукции, необходимость использования разнообразных сырья и материалов, наукоемких высоких технологий обусловливают сложную сеть поставщиков не только материальных ресурсов, но и научно-технической продукции (проектов, технологий).

Не менее значимым фактором, определяющим сложность внешней среды, является уровень специализации и диверсификации производства. Подетально и технологически специализированные предприятия производят продукцию, как правило, для ограниченного числа конкретных потребителей. Например, Минский моторный завод производит двигатели для Минского тракторного завода. Производство технологически однородной продукции (деталей, узлов) обусловливает ограниченный круг поставщиков сырья и материалов. Предметно специализированные предприятия с относительно ограниченной номенклатурой продукции функционируют в менее сложной внешней среде, чем диверсифицированные, производящие технологически неоднородную продукцию. Внешняя среда диверсифицированных предприятий представлена не только широким кругом потребителей, но и значительным количеством и разнообразием поставщиков. Следовательно, чем выше уровень специализации предприятия, тем менее сложной является среда его функционирования. И наоборот, чем шире номенклатура производимой предприятием продукции (работ, услуг), тем выше сложность его внешней среды.

Сложность внешней среды во многом предопределяется размером предприятия. Крупные предприятия сотрудничают, как правило, с большим количеством поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов. Их продукция предназначена для удовлетворения потребностей многочисленных как отечественных, так и зарубежных потребителей. Малые предприятия функционируют, как правило, в менее сложной внешней среде с ограниченным кругом поставщиков и потребителей, что упрощает управление такими предприятиями.

Сложность внешней среды зависит и от того, в какой рыночной структуре функционирует предприятие. При монопольном положении на рынке предприятие не имеет конкурентов, что, естественно, упрощает его внешнюю среду. По мере усиления конкуренции: олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция — увеличивается количество конкурентов, что усложняет внешнее окружение предприятия.

Необходимость исследования внешней среды предприятия для повышения эффективности его функционирования объективно требует разработки системы показателей сложности внешней среды, и прежде всего микросреды. Для этого могут использоваться следующие показатели.

1. Количество поставщиков, в том  числе зарубежных. В зависимости от целей анализа представляется важным учитывать не только поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, но и поставщиков услуг: научно-исследовательские, строительные, транспортные организации, банки, систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала и др. Сложность внешней среды повышается при работе предприятия с иностранными поставщиками. В этой связи представляется целесообразным отдельно определять количество и характеристики поставщиков отечественных, из стран СНГ, из стран дальнего зарубежья.

2. Количество потребителей, в том  числе за рубежом. Определяя этот показатель, следует выделить потребителей отечественных, в странах СНГ и странах дальнего зарубежья.

3.  Количество государств, с которыми  сотрудничает предприятие. Анализируя этот показатель, отдельно учитывают государства, предприятия которых являются поставщиками, и государства-потребители.

4. Количество конкурентов, в том  числе зарубежных. Определяя этот показатель, целесообразно выявить рыночную структуру, в которой функционирует предприятие: монополия, олигополия, монополистическая или совершенная конкуренция, что предопределяет количество конкурентов.

Сложность внешней среды является важнейшей ее характеристикой, которая во многом определяет организационную структуру предприятия.

Взаимосвязь факторов как характеристика внешней среды означает, что изменения одного фактора вызывают более или менее существенные изменения других. Так, появление новых технологий и их внедрение в производство предполагает привлечение или подготовку специалистов с определенными навыками, что, как правило, сопровождается ростом заработной платы. Наиболее ярко взаимосвязанность факторов проявляется на уровне макросреды. Например, высокая степень инфляции обусловливает необходимость повышения номинальной заработной платы работающих, что при отсутствии технологического развития сопровождается ростом цен на продукцию и услуги всех хозяйствующих субъектов внешней среды и дает толчок новому витку инфляции.

Информация о работе Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"