Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы − изучение экономической среды функционирования организации.
Задача работы заключается в изучение вопросов, связанных с анализом основных производственных средств, оборотных средств, производительности труда, издержек предприятия и себестоимости продукции, а также прибыли и рентабельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическая среда функционирования предприятия 6
1.1 Внешняя экономическая среда. Микросреда 6
1.2 Конкурентная среда в системе микросреды 9
1.3 Макроэкономическая среда предприятия 12
1.4 Свойства экономической среды предприятия 14
2 Влияние экономической среды на стратегию и тактику предприятия 18
3 Адаптация предприятия к окружающей экономической среде 22
4 Анализ экономических показателей работы РУП «Белпочта» 35
4.1 Основные средства предприятия и их использование 35
4.2 Оборотные средства и их использование 39
4.3 Производительность труда 41
4.4 Издержки предприятия и себестоимость продукции 43
4.5 Прибыль и рентабельность 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения 53

Файлы: 1 файл

Курс_Экономич_среда_почта.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Динамизм внешней среды характеризует скорость происходящих в ней изменений. Сформированная множеством субъектов и факторов внешняя среда подвержена частым изменениям. Это свойственно как макро-, так и микросреде.

Современный этап экономического развития с высокими темпами научно-технологического прогресса обусловливает ускоряющиеся изменения внешней среды практически во всех отраслях экономики. Вместе с тем эта характеристика во многом зависит от особенностей отрасли, в которой функционирует хозяйствующий субъект. Так, скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности значительно выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, в области биотехнологий и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную, швейную, текстильную, пищевую промышленность.

Динамизм внешней среды во многом зависит от политической и экономической обстановки в обществе. Так, нестабильность экономического положения обусловливает постоянные изменения в действующем налоговом законодательстве, вызывает периодический рост минимальной заработной платы и т.п., что в конечном счете отражается на эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.

Динамизм внешней среды зависит от местонахождения поставщиков и потребителей. Расположение их в разных странах делает внешнюю среду высокоподвижной, что усложняет функционирование предприятия и управление им.

Изменения микросреды во многом обусловлены удовлетворением спроса потребителей, что вынуждает предприятие искать новые рынки сбыта или новые рыночные ниши. Под влиянием конкуренции нередко изменяются состав конкурентов, их стратегия и тактика, что требует от хозяйствующего субъекта адекватных действий. Так, например, открытость рынка для импортных товаров вынуждает отечественных производителей улучшать качество своей продукции, снижать издержки, обеспечивая ее конкурентоспособность.

Наиболее стабильными представляются взаимоотношения предприятий-производителей и поставщиков сырья, материалов и особенно комплектующих изделий. Но и эти связи в силу различных причин, и прежде всего экономических, также могут быть разрушены. Укреплению взаимоотношений поставщиков и потребителей способствует развитие прямых долгосрочных связей на основе хозяйственных договоров, а также создание договорных или финансовых объединений предприятий.

Неопределенность внешней среды является функцией количества и качества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в точности имеющейся информации. Если информации недостаточно для принятия управленческих решений или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее надежной.

Исследования внешней среды функционирования предприятия и ее важнейших характеристик показывают, что неопределенность объясняется не только наличием информации, но и непредсказуемостью поведения отдельных субъектов. Будучи хозяйственно обособленным, каждый из них проводит экономическую политику, направленную на достижение своих целей. При этом интересы различных субъектов внешней среды, как правило, не совпадают. Так неплатежеспособность потребителей в настоящее время увеличивает объемы «проданной», но не оплаченной продукции, что усложняет финансовое положение предприятий-производителей. Из-за неплатежеспособности потребители нередко расторгают договоры, отказываясь от заказанной ранее продукции.

Неопределенность внешней среды во многом складывается под влиянием природных факторов.

Деятельность предприятий, направленная на достижение поставленных целей, осуществляется в сложной, динамичной, неопределенной внешней среде с взаимосвязанными факторами. Это обусловливает необходимость учета ее важнейших параметров при формировании и реализации стратегии и тактики предприятия.

 

 

ГЛАВА 2

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

Уровень успеха или неудачи предприятия в достижении целей зависит от того, насколько хорошо оно управляет внутренней организацией и насколько полно учитывает воздействие внешней среды. Именно взаимодействие внутрипроизводственных факторов и внешней среды обеспечивает достижение поставленных целей.

Влияние внешней среды на производственно-хозяйственную деятельность предприятия усиливается в условиях рыночной экономики, в которой баланс спроса и предложения поддерживается путем свободной купли-продажи всех товаров. В условиях конкуренции, чтобы быть реализованной, произведенная продукция должна иметь реального покупателя и удовлетворять его требованиям. Ориентация на потребителя — важнейшее слагаемое, обеспечивающее коммерческий успех предприятия. По сути, стратегия и тактика предприятия должны быть подчинены задаче удовлетворения потребностей потребителя с учетом его вкусов, запросов и финансовых возможностей.

Между тем это объективное требование эффективного функционирования предприятия нередко игнорируется, поэтому на многих предприятиях темпы роста объема производства значительно превышают темпы роста реализованной продукции.

Внешняя среда в рыночной экономике определяет стратегию и тактику предприятия и тем самым оказывает существенное влияние практически на все стороны деятельности предприятия.

Существенное влияние внешняя среда оказывает на номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции. Хотя предприятия и определяют выбор целевого рынка, однако они не могут в полной мере контролировать такие его характеристики, как возраст, доход, семейное положение потребителей. Изменение предпочтений потребителей требует ответной реакции предприятия, ориентированного на успешное функционирование. Задача удовлетворения потребностей потребителя вынуждает предприятие либо прекратить реализацию и производство прежних товаров и услуг, либо разработать и выйти на рынок с новым видом продукции, либо завоевать новые рынки или их сегменты, производя продукцию для новых покупателей, либо расширить или сузить область деятельности посредством приобретений или продаж.

Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка товарами, а также возможности предприятия обновить производство.

Необходимость прекращения производства конкретного товара возникает тогда, когда спрос на него удовлетворен или потребитель отдает предпочтение другой продукции. Такая ситуация характерна для ряда предприятий. Прекращение или сокращение производства отдельных видов продукции сопровождается высвобождением производственных мощностей, рабочих мест и соответственно работающих.

Сокращение или прекращение производства одних товаров объективно требует разработки новых видов продукции. Такая стратегия эффективна, когда предприятие имеет известную торговую марку, большой круг потребителей. Новая продукция разрабатывается для существующих рынков. При этом упор делается на новые модели, улучшение качества, мелкие инновации на базе уже внедренных товаров.

Нередко под влиянием внешней среды возникает необходимость диверсификации производства, что позволяет ослабить зависимость предприятия от одной номенклатурной группы, снижает риск неудач и убытков. В этом случае предприятие осваивает новые виды товаров, ориентированных на новые рынки, что требует разработки и реализации прежде всего стратегии проникновения на рынок и стратегии развития рынка.

Стратегия проникновения на рынок эффективна для тех товаров, рынок которых не насыщен или растет. Предприятие стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках с помощью интенсификации товародвижения и конкурентоспособных цен. Это увеличивает сбыт, привлекает тех потребителей, которые не пользовались раньше продукцией данного предприятия, а также конкурентов, увеличивает спрос ранее привлеченных потребителей.

Стратегия развития рынка эффективна в том случае, если предприятие стремится расширить свой рынок, когда возникают новые сегменты на рынке или для хорошо известной продукции выявляются новые области применения. Предприятие стремится увеличить сбыт существующих товаров на рынках или побудить потребителей по-новому использовать имеющуюся продукцию. Предприятие может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары, использовать новые методы распределения и сбыта; сделать более активными усилия по продвижению товаров на рынок.

В зависимости от особенностей внешней среды и экономического положения предприятия возможно сочетание двух или нескольких стратегий.

Таким образом, под влиянием внешней среды формируется номенклатура и ассортимент производимой продукции, определяется уровень качества, но особое влияние она оказывает на уровень цен.

Главной отличительной чертой рыночного ценообразования является то, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке под влиянием его конъюнктуры, соотношения спроса и предложения. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку их стоимость получает общественное признание через механизм цен только на рынке. Это принципиальное теоретическое положение полностью игнорировалось в отечественной экономической науке и практике ценообразования в административно-командной экономике, для которой характерны внерыночные методы и принципы формирования цен, когда цены формируются на самом предприятии, т.е. в сфере производства и нередко до начала выпуска продукции. В основе цены в этом случае лежат затраты на производство продукции, т.е. механизм ценообразования носил затратный характер. Эта неэффективная практика ценообразования нередко сохраняется и в настоящее время. Во многих случаях затраты на производство продукции признаются как бы общественно необходимыми задолго до того, как товары появятся на рынке и будут признаны покупателями, т.е. задолго до того, как затраты на производство получат подлинное общественное признание.

На цену товара большое влияние оказывают цены на поставляемое сырье, материалы, топливо и т.д. Эти затраты не могут контролироваться предприятием, но должны быть учтены при ценообразовании путем:

-  повышения цены на продукцию предприятия с перекладыванием всей тяжести роста цены на потребителей, что возможно в условиях повышенного спроса и достаточной платежеспособности покупателя;

-  частичной компенсации роста издержек предприятия за счет своих внутренних резервов, без изменения ассортимента продукции;

-  изменения самого изделия (уменьшить его размер, незначительно снизить качество за счет использования более дешевого сырья) с сохранением постоянства в уровне цен. Этот способ обычно применяется при производстве товаров массового спроса, на которые распространяются долговременные цены;

-  усовершенствования продукции в такой степени, что рост цен не рассматривается покупателем как чрезмерный, а связывается с повышенным комфортом, высоким качеством, престижем;

-  снижения издержек производства и цен на продукцию или при их постоянстве, увеличения объема продаж и прибыли.

В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред: контролируемая рынком, контролируемая предприятием и контролируемая правительством.

Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь предприятию важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим предприятиям, а заниженные цены не обеспечат условий для деятельности. Однако утаить ценовую стратегию от конкурентов не представляется возможным. В связи с этим перед маркетингом стоит задача видеть перспективы выбранной стратегии цен, не допускать перерастания конкуренции в ценовые войны.

Среде, цены в которой контролируются предприятием, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях предприятиям относительно проще функционировать.

Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации от заинтересованных в данном товаре сторон: потребителей и производителей.

В рыночной экономике предприятия-производители устанавливают свои цены самостоятельно в зависимости от конъюнктуры рынка или по договоренности с потребителями. В этом случае роль цены существенно повышается, поскольку от их обоснованности зависит экономическое благополучие как поставщика, так и потребителя продукции. Однако ценообразование и цены в ряде случаев требуют государственного регулирования. Прежде всего это касается продукции предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, а также товаров и услуг, определяющих цены во всех сферах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартплата, тарифы за коммунальные услуги). Сочетание рыночного механизма формирования цен с государственным регулированием позволяет стране с помощью цен реализовать цели и приоритеты экономического развития, формировать соответствующие пропорции.

Цены на товары в рыночной экономике складываются под влиянием многочисленных факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию. Внутренние, производственные факторы формируют себестоимость товара. К ним относится уровень техники, технологии, организации производства, труда и квалификации кадров. Предприятия, имеющие современную технику, технологию, пользующиеся передовыми методами организации производства и труда, оказываются в более благоприятных условиях, так как при продаже продукции по цене, сформированной внешней рыночной средой, наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже.

Информация о работе Экономическая среда функционирования редприятия ВФ РУП "Белпочта"