Экономическая эффективность ОАО "Лепельский молочнокнсервный комбинат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение перспектив экономического развития предприятия.
В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
1) определение понятия экономической эффективности предприятия;
2) изучить современное состояние молокоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь;
3) рассмотреть пути повышения экономической эффективности предприятий Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………... 5
1.1 Экономическая эффективность: понятие, виды и показатели её характеризующие……………………………………………………… 5
1.2 Современное состояние молокоперерабатывающей отрасли….. 7
1.3 Основные направления повышения экономической эффективности предприятий молокоперерабатывающей отрасти Республики Беларуси…………………………………………………….. 14
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЛЕПЕЛЬСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»
18
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………… 18
2.2 Ресурсы предприятия…………………………………………… 21
2.3 Производство и реализация продукции ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»……………………………………………. 24
2.4 Экономическая эффективность и финансовое состояние ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»…………………………….. 33
3. АВС-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ОАО «ЛЕПЕЛЬСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»………………………………... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 42

Файлы: 1 файл

научная.docx

— 112.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

3

1. Теоретические основы повышения экономической эффективности молокоперерабатывающих предприятий………………………………...

5

  1.1 Экономическая эффективность: понятие, виды и показатели её характеризующие………………………………………………………

5

  1.2 Современное состояние  молокоперерабатывающей отрасли…..

7

  1.3 Основные направления  повышения экономической эффективности  предприятий молокоперерабатывающей  отрасти Республики Беларуси……………………………………………………..

14

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»

 

18

  2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………

18

  2.2 Ресурсы предприятия……………………………………………

21

  2.3 Производство и реализация продукции ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»…………………………………………….

24

  2.4 Экономическая эффективность и финансовое состояние ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат»……………………………..

33

3. АВС-анализ ОССОРТИМЕНТА ОАО «ЛЕПЕЛЬСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»………………………………...

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

42

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………..

43

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Молочный подкомплекс является очень важной составной частью агропромышленного комплекса республики. Продукция, которую он производит, - молоко и молочные продукты является очень ценным источником питания населения.

Молочная промышленность является одним из важнейших элементов продуктовой структуры АПК Республики Беларусь. От уровня ее развития во многом зависит эффективность сельскохозяйственного производства в целом. В молочной промышленности может формироваться третья часть национального дохода.

Движущей силой молочного подкомплекса являются перерабатывающие предприятия, где, на основе   глубокой   переработки сырья, почти вдвое может быть увеличен выход товарной продукции и адекватно снижена ее себестоимость, созданы продовольственные товары с высокими потребительскими   качествами, востребованные внутри страны и на зарубежных рынках. Именно на основе принципиального совершенствования  перерабатывающей отрасли предусмотрено повысить   экономическую эффективность, более широко выходить на внешние рынки и успешно конкурировать с импортной сельскохозяйственной   продукцией внутри республики.

Проблема определения эффективности организаций всегда волновала и руководителей и собственников. Наиболее простое определение эффективности предприятия сводится к отношению затраченных ресурсов к полученным результатам. То есть чем больше предприятие имеет доход и чем меньше при этом его затраты, тем более оно эффективно.  
Для того, чтобы определить насколько деятельность предприятия экономически эффективна необходимо обладать навыками анализа экономической эффективности. Конечно, каждое предприятие имеет свою специфику и направленность, различные возможности и трудности. Однако анализ любого предприятия строится на основе основных показателей экономической эффективности предприятия как в целом, так и в частности. 
Решающим условием эффективного управления предприятием выступает хорошо поставленная система внутренней информации, прежде всего, информация об затратах производства. Коммерческий риск, конкуренция ведут к постоянному возникновению нестандартных ситуаций в производственной деятельности предприятия, что обуславливает необходимость принятия краткосрочных управленческих решений. Принятие таких решений требует создания новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, поиску новых подходов к калькулированию издержек и подсчету финансовых результатов.

На основании вышеизложенных аргументов была определена актуальность выбранной темы научно-исследовательской работы, целью которой является изучение  перспектив экономического развития предприятия.

В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

1) определение понятия экономической эффективности предприятия;

2) изучить современное состояние молокоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь;

3)  рассмотреть пути повышения экономической эффективности предприятий Республики Беларусь.

Объектом исследования было выбрано открытое акционерное общество «Лепельский молочноконсервный комбинат».

Методами исследования в работе являются индукция, дедукция, сравнение, анализ, синтез, балансовый и расчетно-конструктивный методы.

Методологической основой исследования являются работы видных ученых-экономистов в этой области, а также опыт передовых агропромышленных формирований и т.д. Были изучены экономическая литература, периодическая печать, материалы статистических сборников, годовые отчеты, бухгалтерские балансы и другая документация ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 1

Теоретические основы повышения экономической эффективности молокоперерабатывающих предприятий

 

 

    1. Экономическая эффективность: понятие, виды и показатели её характеризующие

 

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом. В смысловом отношении эффективность связывается, во-первых, с результативностью работы или действия, во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. Но, ни одно, ни второе понятие не может всесторонне охарактеризовать эффективность, так как при минимальных затратах могут быть достигнуты не самые лучшие результаты. Поэтому под эффективностью в общем виде понимается результативность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется путем сопоставления полученных результатов и затрат, расходованных на достижение этих результатов [1, c. 115].

Эффективность предприятия — это экономическая категория, выражающая результативность его деятельности. Основные виды эффективности — экономическая, социальная, экологическая. Затраты на хозяйственные, социальные и экологические нужды, на инновационные и инвестиционные проекты в конечном итоге отражаются в финансовой отчетности предприятия. В ней представлены также конечные экономические результаты, на которые оказывают влияние социальные, экологические, внешние и внутренние факторы, а также инновации и инвестиции. Следовательно, понятие экономической эффективности предприятия представляет собой совокупную результативность субъекта хозяйствования по всем направлениям деятельности [8]

В теоретических разработках принято разграничивать две стороны эффективности производства — экономическую и социальную.  
Экономическая эффективность характеризует результативность производства вообще. Она предполагает достижение наибольших результатов при наименьших затратах (издержках).  Что касается затрат, то они включают в себя:

а) износ основных производственных фондов (машин, инструментов, оборудования и т.д.);

б) все текущие материальные затраты (сырье, топливо, материалы, энергия и т.д.);

в) оплату труда работников производства. 

Все виды затрат сводятся в конечном счете к затратам “живого” и “прошлого” (овеществленного в средствах производства) труда. Поэтому экономическая эффективность выражается в снижении затрат совокупного труда на производство единицы продукта [1, c. 115]. 

Экономическая эффективность предприятия как показатель характеризуется соотношением результата и затрат. Для ее количественной оценки применяются частные и обобщающие показатели. Частные показатели свидетельствуют об эффективности использования отдельного ресурса и результативности каждого конкретного продукта, а обобщающие дают представление об эффективности всех ресурсов или продуктов, а также о результативности предприятия как единого целого. Ранжирование частных и обобщающих показателей дает возможность выделить наиболее важные и менее значимые.

Из числа основных обобщающих показателей выбирается один, который является критерием (т.е. мерой экономической эффективности) и характеризует ее уровень.

Все показатели экономической эффективности предприятия рассчитываются по следующей модели:

Экономическая эффективность = Результат/Затраты или Экономическая эффективность = Затраты/Результат.

Критерием экономической эффективности деятельности предприятия за год является рентабельность собственного капитала, рассчитываемая по формуле:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал.

Критерием экономической эффективности деятельности предприятия за все годы существования является рост его стоимости, который определяется следующим образом:

Стоимость капитала = Рыночная стоимость акции/Номинальная стоимость акции.

Целью определения уровня и динамики экономической эффективности предприятия является обоснование рекомендаций по ее повышению.

Есть два подхода к исследованию экономической эффективности: от частных показателей — к обобщающим и критерию, или от критерия, и обобщающих показателей — к частным.

Требования к выбору системы показателей экономической эффективности:

- количество параметров  зависит от конкретной цели  анализа или планирования;

- экономический  смысл каждого показателя должен  быть понятным для восприятия  и однозначным для толкования;

- по каждому показателю  должна быть представлена объективная  количественная информация на  основании данных бухгалтерского  или статистического учета;

- каждый показатель  должен иметь цифровой диапазон  колебания (от минимального к  максимальному значению);

- для расчета  частных показателей могут применяться  натуральные, трудовые, стоимостные  измерители и их относительные  выражения (коэффициенты, проценты, индексы);

- для расчета  обобщающих показателей экономической  эффективности применяются только  стоимостные измерения затрат  и результатов и их относительные  выражения [8].

Таким образом, отношение результата производства к затратам всех факторов производства получило название эффективности производства. Чем больше полученные результаты и чем меньше затраты на их достижение, тем эффективней работает экономика, тем выше технический прогресс общества.  

 

 

 

  1.2 Современное  состояние молокоперерабатывающей  отрасли

 

Молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Производство молока является традиционной отраслью сельского хозяйства республики. Молоко и молочные продукты в общем объеме производства пищевой промышленности занимают примерно 27%.

Молочная промышленность — высокоразвитая отрасль, оснащенная передовой современной техникой. В ее состав входят предприятия, которые наряду с пастеризованным молоком выпускают сметану, сыры, масло животное, брынзу, молочные консервы, творог, молочный порошок, кефир, ряженку, сливки, йогурт и другие молочные продукты, занимающие важное место в рационе питания населения.

Молочная отрасль Беларуси имеет доминирующее значение в пере-рабатывающей промышленности, так как производит самые важные для населения страны продукты питания. По данным Министерства здраво-охранения Республики Беларусь, от общего веса продуктового набора по-требительской корзины жителей наибольший вес (44%) приходится на до-лю молока и молочных продуктов [9, с. 318].

В молоке содержится более 200 различных веществ. Усвояемость белка молока составляет 95%, молочного жира и сахара – 98%. Молочный белок является самым дешевым белком животного происхождения. Его се-бестоимость в 3-4 раза ниже себестоимости белка, содержащегося в мясе [10, с. 28].

В целях восполнения белкового дефицита в питании людей разраба-тывается и выпускается большое количество молочных продуктов с пони-женным содержанием молочного жира и обезжиренных, обогащенных мо-лочным белком. Для повышения биологической ценности продуктов широко используются не только белковые обогатители, но и витаминизированные добавки, вкусовые и фруктово-ягодные наполнители, молочный жир частично заменяется растительным маслом, восполняющим дефицит в эссенциальных полиненасыщенных жирных кислотах.

Молоко и получаемые из него продукты содержат большинство не-обходимых организму пищевых веществ, оптимально сбалансированных и хорошо усвояемых организмом. 30—40 % общей калорийности пищи, по-требляемой человеком, должны приходиться на молоко и молочные продукты. [12, с. 47]

Развитие рыночных отношений в молочной промышленности осу-ществляется по определенным закономерностям и особенностям. Это объ-ясняется уникальным положением подкомплекса, которое заключается в том, что молочнопродуктовый подкомплекс является производителем социально значимых молочных продуктов. Процесс производства в подкомплексе характеризуется непрерывностью, его приостановка даже на короткое время может привести к полному разрушению биологического цикла развития животных. Кроме того, в молочнопродуктовом подкомплексе переплетаются естественные процессы воспроизводства животных с экономическим процессом воспроизводства.

Наиболее характерными признаками развитого молочного рынка являются: удовлетворенный спрос на молоко и молочные продукты, акти-визация спроса у потребителей, гибкость системы экономических отношений в цепочке "производство - переработка - потребление", сочетание не-вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов мо-лочного рынка с его регулированием на региональном, межрегиональном и национальном уровнях, наличие адекватной рыночным условиям нормативно-правовой базы, опирающейся на комплексную взаимоувязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер [11, с. 38].

Информация о работе Экономическая эффективность ОАО "Лепельский молочнокнсервный комбинат"