Анализ выпуска молока на предприятии ОСП «Совхоз «Минский» ОАО «ДОРОРС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:32, дипломная работа

Описание работы

Цель наших исследований состоит в том, чтобы на основании анализа деятельности предприятия разработать конкретные рекомендации по повышению уровня экономической эффективности производства молока.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические основы экономической эффективности производства молока;
– провести анализ современного состояния производства молока в исследуемом хозяйстве;
– выявить основные тенденции развития отрасли;
– найти и обосновать пути совершенствования организации производства и реализации молока в условиях исследуемого сельскохозяйственного предприятия, рассчитав эффективность их применения на практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. Научно-теоретические основы организации производства молока 8
1.1. Роль, значение и организационная структура молочного подкомплекса 8
1.2. Формирование и функционирование рынка молока 10
1.3 Развитие, размещение и эффективность производства молока 14
1.4.Экологичность и безопасность жизнедеятельности при производстве молока 21
2. Анализ и оценка эффективности производства молока в ОСП совхоз « Минский» ОАО ДОР ОРС 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОСП совхоз «Минский» ОАО ДОР ОРС ……………………………………………….28
2.1.1. Общие сведения о предприятии 28
2.1.2. Специализация ОСП «Совхоз «Минский ОАО «ДОРОРС» 29
2.1.3. Ресурсы предприятия 31
2.1.4. Состояние растениеводства 34
2.1.5. Состояние животноводства 36
2.1.6. Анализ финансового состояния и экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия 44
2.2. Анализ и оценка эффективности производства молока в КСУП «СГЦ «Западный» 47
2.2.1. Уровень и технология производства молока 47
2.2.2. Состояние воспроизводства основного стада 53
2.2.3. Состояние кормовой базы 56
2.2.4. Оплата труда животноводов 50
2.2.5. Эффективность производства молока 52
3. Пути повышения эффективности производства молока 64
3.1. Укрепление кормовой базы 64
3.2. Оценка питательности рациона кормления коров……………… 58
3.3. Совершенствование организации и стимулирования труда 60
3.4. Совершенствование качества продукции 74
3.5. Экономический эффект от предложенных мероприятий Ошибка! Закладка не определена.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 8.33 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Сельское хозяйство является важной отраслью национальной экономики, так как это основной источник поставок продовольствия для населения страны и сырья для промышленности.

 Молочное скотоводство занимает ведущее место среди отраслей общественного животноводства республики. От уровня его развития во многом зависит эффективность сельскохозяйственного производства в целом, так как данная отрасль имеется почти в каждом хозяйстве республики. В молочном скотоводстве сосредоточено более половины основных фондов, занято около 55% трудовых и потребляется 38% кормовых ресурсов.

   По плотности поголовья на 100га сельскохозяйственных угодий республика занимает 14 место в Европе. В сельскохозяйственных  предприятиях  сосредоточена основная часть поголовья - 85%), коров - 70%. Более  98%> молока и говядины хозяйства получают от разведения черно-пестрого скота. Значение скотоводства в народном хозяйстве определяется, прежде всего, высокими питательными свойствами его продукции. По пищевым достоинствам молоко занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. По научно-обоснованным нормам питания на человека в год в среднем требуется молока и молочных продуктов 380кг, из них цельного молока 120кг, обезжиренного 16,8кг, творога 8,0кг, сыра 6,6кг, сметаны 5,8кг, сливочного масла 6,0кг.

 По темпам роста продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ. Как свидетельствуют данные Министерства статистики РБ, население республики расходует на молочные продукты около 8% от суммарных потребительских расходов. Однако среднедушевое потребление молока в республике не достигает медицинской нормы.

Следует учитывать, что молочное скотоводство Республики Беларусь дает около трех четвертей всей товарной продукции животноводства. Поэтому значение молочного скотоводства определяется не только ценностью производимого продукта, но и большим влиянием на экономику хозяйства в целом.

Переход к рыночной экономике ставит перед агропромышленным комплексом множество задач. Главными из них являются повышение эффективности сельскохозяйственного производства, сохранение на высоком уровне  продовольственной безопасности,  производство конкурентоспособной продукции. Эти задачи необходимо решать на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства.

Важную роль в удовлетворении потребностей людей в высокоценных продуктах питания и обеспечения пищевой промышленности сырьем играет животноводство, а именно одна из его главных отраслей молочное скотоводство. Главной продукцией молочного скотоводства является молоко, а также в качестве побочной продукции молодняк крупного рогатого скота, используемый для откорма. В 2012 году сельскохозяйственными предприятиями республики было произведено 6,1 млн. т молока, а на душу населения за этот же период – 721кг.

Молоко по пищевым достоинствам  занимает первое  место среди  всех животноводческих продуктов. Оно содержит все необходимые для питания человека вещества – белки, жиры, углеводы в сбалансированных соотношениях, а также ферменты, витамины, минеральные вещества и другие важные элементы питания, необходимые для обеспечения нормального обмена веществ.

Молоко является одним из основных видов продуктов белорусской экономики, входит в десятку товаров, по которым Беларусь имеет достаточно высокую позицию в объеме мирового производства – 1,2%.

Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. Поэтому главной задачей агропромышленного комплекса является повышение эффективности продукции молочного скотоводства.

Цель наших исследований состоит в том, чтобы на основании анализа деятельности предприятия разработать конкретные рекомендации по повышению уровня экономической эффективности производства молока.

Объектом исследования является ОСП «Совхоз «Минский» ОАО «ДОРОРС»

Предмет исследования – экономическая эффективность производства молока.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

– изучить теоретические основы экономической эффективности производства молока;

– провести анализ современного состояния производства молока в исследуемом хозяйстве;

– выявить основные тенденции развития отрасли;

– найти и обосновать пути совершенствования организации производства и реализации молока в условиях исследуемого сельскохозяйственного предприятия, рассчитав эффективность их применения на практике.

В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, статистических группировок, сравнительного анализа, графический, экономико-статистический.

Для написания дипломной работы использовалась учебно-методическая литература, годовые отчеты Совхоза «Минский», статистические сборники, экономические журналы и газеты, интернет.

 

1. Научно-теоретические основы организации          производства молока

1.1. Роль, значение и организационная  структура молочного подкомплекса

Молочно-продуктовый, или молочный подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.

Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом. Научно обоснованная норма потребления молока и молокопродуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока – 120 кг; обезжиренного – 6,8; творога – 8; сыра и брынзы – 6,6; сметаны – 5,8; сливочного масла – 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молокопродуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в республике после катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет 185 кг на душу населения в год [17, c.124].

В структуре товарной продукции молочно-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья – сельскохозяйственных организаций приходится 78%, перерабатывающих предприятий – 22%. В структуре валовой продукции молокоперерабатывающих предприятий на долю цельномолочной продукции приходится 31%, масла – 59%, сыра – 8,4%.

Молочное скотоводство дает свыше 25% валовой продукции сельского хозяйства Беларуси. В этой отрасли сконцентрировано 20% основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и 1/3 фондов животноводства, соответственно 33 и 50% трудовых ресурсов. Дойное стадо потребляет около 36% всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24% - концентрированных [2, c.25].

В общем валовом надое молока на внутрихозяйственные нужды используется 15%. Основная его часть направляется на промышленную переработку, включая заводскую пастеризацию и разлив для продажи.

Наряду с обеспечением населения республики молочной продукцией молочно-продуктовый подкомплекс Беларуси является основным поставщиком молодняка для доращивания и откорма крупного рогатого скота. Молочное скотоводство поставляет для растениеводческих отраслей ценное органическое удобрение – навоз. Свиноводство использует молоко в кормлении поросят раннего возраста.

Молочный подкомплекс имеет значительный удельный вес в АПК. Он включает в себя: молочное скотоводство; кормопроизводство; молочную и маслосыродельную промышленность; производственную инфраструктуру.

Молочный подкомплекс – достаточно сложная организационно-экономическая система взаимосвязанных производств и подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, торговли и обслуживающих отраслей, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт – молоко и молочные продукты. В него входят сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, молочные заводы, мини-заводы (подсобные производства) сельскохозяйственных организаций, организации розничной торговли и общественного питания, частные фирмы [4, c.4-5].

Республика Беларусь обладает экспортным потенциалом животноводческих продуктов. В предкризисные годы более 30% закупаемого в республике молока и молочных продуктов вывозилось за пределы Беларуси. В общесоюзные рыночные фонды поставки молока из Беларуси составляли 8%. В связи с рядом причин общекризисного характера начиная с 1990 г. сократились объемы производства и закупок молочных продуктов и соответственно – их экспортные поставки. Однако в последние четыре года резко возросли производство и закупки молока. Импорт молочных продуктов занимает незначительный удельный вес. Импортировать в республику целесообразно лишь ассортиментный минимум молочных продуктов (сыры, детское питание и т.п.).

Главными импортерами молока и молочной продукции являются Россия, Узбекистан и Азербайджан, Казахстан (доля каждого из государств составляет от 15% до 20% в общем объеме импорта) [7, c.120].

Выход на мировой рынок требует разработки и осуществления соответствующей стратегии молочного скотоводства. Это предполагает изучение внутренних и внешних рынков, требований к продукции, ее ассортименту, качеству, фасовке, упаковке, ценам и т.п.; учет возможностей и тактики потенциальных конкурентов.

 

1.2. Формирование и функционирование рынка молока

Переход республики к рыночным отношениям обусловливает необходимость формирования на базе существующего рынка молока, ориентированного на удовлетворение потребностей населения в молочной продукции и действующего на основе экономических законов.

Для максимальной эффективности использования ресурсов необходимо своевременное, качественное и полное информационное обеспечение руководства предприятий как на этапе планирования, так и в ходе реализации производственной программы. Ориентация на получение прибыли означает отказ от привычного «производственного» мышления, организацию информационных потоков, достижения лучшего соотношения издержек и доходов.

Решить эти задачи невозможно без информационно-аналитической компьютеризированной системы и применения соответствующих новым условиям методов – маржинального анализа, контроллинга, экономико-математического моделирования и других [12, с.35].

В числе важных факторов повышения экономической эффективности молочного скотоводства – организация перерабатывающих цехов непосредственно в хозяйствах, поиск альтернативных каналов реализации молочной продукции через рыночные структуры.

Опыт многих передовых сельхозпредприятий подтвердил, что выход на рынок сельскохозяйственных товаропроизводителей, минуя посредников, позволяет:

– стабилизировать производственную и финансовую деятельность сельскохозяйственных предприятий;

– повысить уровень рентабельности производства молока за счёт роста цены его реализации.

Рынок молока представляет собой систему экономических отношений между всеми субъектами молочного подкомплекса (производителями сырья и конечной продукции, предприятиями инфраструктуры и т.д.) и конечными потребителями, которые через акт купли-продажи реализуют право собственности на товары, присущие данному рынку. Это означает, что рынок молока, в котором процессы обмена являются основополагающими, охватывает в равной мере производство, распределение, потребление; имеет не только прямую, но и обратную связь с процессом производства и при определении государством основных моментов и направлений его функционирования обладает способностью к саморегулированию [10, c.11-13].

С позиций соотношения спроса и предложения рынок молока и молочных продуктов можно рассматривать в целом, а также в макро- и микроструктуре. Совокупная величина платежеспособного спроса на молочные продукты, с одной стороны, и соответствующие ему совокупное предложение – с другой характеризуют состояние рынка молока и молочных продуктов в целом.

Соотношение спроса и предложения по товарным группам (сыр, кисломолочная продукция) соответствует макроструктуре рынка.

Микроструктура рынка отражает экономические интересы непосредственных потребителей и производителей на уровне предприятий, сельскохозяйственных фермерских хозяйств, предприятий маслосыродельной и молочной промышленности, отдельных производителей и их групп.

Для улучшения положения в молочном животноводстве необходимо создать условия для интеграции производства, переработки и реализации молока и молочной продукции. Но здесь важно предупредить появление монополизма со стороны перерабатывающих предприятий, для чего необходимо:

– стимулировать усиление конкуренции на рынке молочной продукции;

– совершенствовать систему закупок и развитие сети молокоприёмных пунктов и торгово-закупочных предприятий;

– активнее вовлекать в промышленный оборот молоко, полученное в хозяйствах населения [1, c.12].

Сдерживающим фактором роста эффективности производства животноводческой продукции остаются также неэквивалентные межотраслевые ценовые отношения. Существующие в стране рыночные отношения характеризуются нарушением ценовых пропорций на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Цены за реализованное молоко не покрывают высокие постоянно растущие цены на комбикорма, жмыхи и шроты, белково-витаминные добавки, дизельное топливо, электроэнергию, газ, на сельскохозяйственные машины и оборудование. Для повышения эффективности молочного скотоводства также необходимо усовершенствовать ценовые пропорции на молочную продукцию по регионам страны.

Ситуация, сложившаяся на рынке молока и молочных продуктов, характеризуется следующим:

– недостаточной развитостью рыночной инфраструктуры;

– формированием заказов на молочные продукты, которое находится под контролем местных органов власти;

– директивным закреплением сырьевых зон, зачастую совпадающих с административными границами района;

– закупочной ценой на молоко, продаваемое сельскохозяйственными организациями молочным заводам, устанавливаемой облисполкомами;

– установлением предельного норматива рентабельности производства для организации маслосыродельной и молочной промышленности при формировании свободных оптово-отпускных цен;

– установлением предельных торговых надбавок к свободным оптово-отпускным ценам на масло животное;

Информация о работе Анализ выпуска молока на предприятии ОСП «Совхоз «Минский» ОАО «ДОРОРС»