Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс «Саранский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является изучение теоретических аспектов себестоимости продукции, а также её значение в экономике предприятия. В данном исследование необходимо провести анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс «Саранский» и разработать предложения по снижению себестоимости производства продукции на «Мясоперерабатывающем комплексе «Саранский».
Задачами работы в связи с указанной темой являются:
 Изучить понятие, сущность себестоимости продукции;
 Охарактеризовать классификация затрат и калькулирование себестоимости продукции;
 Охарактеризовать технико–экономические факторы и резервы снижения себестоимости;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты себестоимости продукции и её значение в экономике предприятия
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции
1.2 Классификация затрат и калькулирование себестоимости продукции
1.3 Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости
2 Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс «Саранский»
2.1 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию продукции
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции на предприятие
2.3 Анализ эффективности использования затрат на предприятие
3 Предложения по снижению себестоимости производства продукции на ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс «Саранский»
3.1 Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции
3.2 Снижение затрат на производство при улучшении использования производственной мощности
3.3 Снижение себестоимости производства продукции за счёт рационального использования материальных ресурсов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 136.07 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных таблицы 2.2 показывает, что доля материальных затрат за три года снизилась  на 2,2% и в 2012 году составляет 73,2%. Их структура в полной себестоимости в 2011 г. составила 74,0%, а в 2012 г. 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит об рациональном их использовании и росте другого преобладающего фактора.  Влияние материальных затрат в общем по производству занимают ключевое место, что означает Комплекс «Саранский» является материалоёмким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.

Снижение доли материальных затрат может  означать  то, что комплекс в 2012 г. в общем использовал более дешевое сырье. Общая сумма материальных затрат за 2012г. составляет около 48 тыс.руб. рублей, а отклонение с 2011 г. по 2012 г.  составило почти 3 тыс. рублей в сторону увеличения. Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху.

Амортизация основных средств занимает небольшое место в структуре себестоимости. В 2011 г. 5,4% и в 2012 г. 6,1%, т.е. увеличилась за один год на 1,5%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2011 г. сумма отчислений составляла 3 640 тыс. руб., а в 2012 г. 4 504 тыс. руб., что на  864 тыс. руб. больше. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о постепенном изнашивании оборудования.

Также произошел рост оплаты труда в структуре. Это в основном связано с тем, что за три года увеличился ассортимент и объем производимой продукции. Сумма затрат на оплату труда в 2010 году составляла 5 млн. 802 тыс.  руб. на человека, в 2011 году 6 млн. 166 тыс. руб., а в 2012 году 7 млн. 390 тыс. руб., то есть изменение за три года составило 1 млн. 588  тыс. руб.

Удельный вес оплаты труда в структуре составляет 8,9% в 2010г, 9,2% в 2011 г и 10,0% в 2012г. Рост заработной платы и повышение материальных затрат за 2011 г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата зависит от сделанной работы.  Рост этого показателя в структуре составил 21,1% или 2 810 323,05 руб. за 1 год.

Вместе с ростом заработной платы произошел рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также являться резервом снижения себестоимости продукции.

Отчисления в социальные фонды начисляется от заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2012 году выросли и отчисления. При росте заработной платы почти на 1,6 миллиона рублей, рост отчислений составил почти два миллиона рублей.  Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходит из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,3% в 2010г, 2,5% в 2011г и 2,7% в 2012г. Изменение данного показателя произошли из–за роста заработной платы.

На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

а) использование более дешевого сырья и материалов в производстве;

б) рост заработной платы и отчислений соответственно;

в) переоценка амортизационных фондов и их постепенный износ;

г) увеличение доли кредитов и  процентных ставок, что  значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве;

д) подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;

За три года значительно уменьшились прочие расходы на 10,3%. Изменение по «Прочим расходам» за 2012 год составило 732 тыс. руб. Это самое небольшое изменение, которое произошло из всех элементов затрат. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости  после материальных затрат. В 2010 г. их доля была 9,7%, в 2011г. 9,3%, а в 2012 году 7,5%. Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре  себестоимости колбасной продукции в 2010 г. переменные затраты занимали 72,4%,  в 2011 г. 73,3%, а в 2012г. 72,0% . Изменение затрат составило 3,4%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 5 млн.  326 тыс. руб. Увеличение переменных затрат в структуре говорит об использовании более дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении об увеличении объема производства. Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2010 г. постоянные затраты составляли 27,6%,  в 2011 г.  26,7%, а в 2012 г. 28%.

Таким образом, под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость продукции за три года на 7 млн. 749 тыс. руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

 

2.2 Факторный анализ себестоимости  продукции на предприятие 

 

Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я выбрал группу сырокопчёных колбас. А точнее следующие виды: Столичная с/к, Брауншвейгская с/к, салями Петербургская с/к, Сергеевская с/к и Престиж с/к. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых года.

Таблица 2.3 – Удельный вес основных видов сырокопчёной продукции в общем объёме выпуска продукции ЗАО «Мясоперерабатывающий Комплекс «Саранский»

Вид продукции

Объём выпуска, кг

Удельный вес, в %

2011 г.

2012 г.

+,–

2011 г.

2012 г.

+,–

Столичная с/к

38847

37647

–1200,00

25,46

22,8

–2,66

Брауншвейгская с/к

30385

28900

–1485,00

19,92

17,5

–2,42

Салями Петербургская с/к

13753

15311

1558,00

9,01

9,3

0,29

Сергеевская с/к

13677

15096

1419,00

8,97

9,1

0,13

Престиж с/к

8490

10314

1824,00

5,57

6,2

0,63

Прочие виды колбас с/к

47406

57851

10444

31,07

35,03

3,9

Итого общий выпуск за год

152559

165120

12561

100,00

100,00


 

Исходя из данных таблицы 2.3., наибольший удельный вес в 2011 году занимает Столичная с/к ( выпуск составил 25,46% в общем объеме, также в 2012 году Столичная с/к 22,8%). Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Столичной немного сократился за счёт выпуска новых сортов колбасы (Анжу, Пипперони, Татарская).  Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась на 2,42% (1485 кг), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопчёной колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопчёной продукции в общем выпуске продукции существенное.

Таблица 2.4 – Выпуск  основных видов сырокопчёной продукции ЗАО «Мясоперерабатывающий Комплекс «Саранский» за 2011 и 2012 год

Вид продукции

Объем выпуска, кг

Удельный вес, %

2011 г.

2012 г.

+,–

2011 г.

2012 г.

+,–

Столичная с/к

38847

37647

–1200,00

36,9

35,1

–1,8

Брауншвейгская с/к

30385

28900

–1485,00

28,9

26,9

–2

Салями Петербургская с/к

13753

15311

1558,00

13,1

14,3

1,2

Сергеевская с/к

13677

15096

1419,00

13,0

14,1

1,1

Престиж с/к

8490

10314

1824,00

8,1

9,6

1,5

Итого

105152

107268

2116

100,00

100,00


Изходя из данных таблицы 2.4 представим наглядно изменение выпуска основных видов сырокопчёной продукции .

 

Рисунок 2.1 – Изменение выпуска основных видов сырокопчёной продукции ЗАО «Мясоперерабатывающий Комплекс «Саранский»

 

Для того чтобы произвести факторный анализ себестоимости, нужно определить количество факторов, которые влияют на себестоимость. Мы знаем, что каждый фактор влияет на себестоимость по–своему, одни факторы влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности  является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей [35, с.87]. Полная себестоимость колбасной продукции может измениться из–за объема  выпуска продукции, ее структуры, себестоимости единицы продукции:

                                          С=ВПxDixСi                                                       (2.1)

где,    С – себестоимость

ВП – объем выпуска продукции

Дi – структура себестоимости

Ci – себестоимость единицы продукции

В свою очередь, себестоимость единицы продукции зависит от ресурсоемкости – внутренний фактор и цен на ресурсы  – внешний фактор:

                                  Сi = ВПxДixРемккxЦi                                      (2.2)

где,  Сi – себестоимость единицы продукции

ВП –  Объем выпуска

Дi – структура себестоимости

Ремк – ресурсоемкость – внутренний фактор

Цi – цены на ресурсы – внешний фактор

Полная себестоимость сырокопчёной продукции определяется произведением объема произведенной продукции на себестоимость единицы продукции:

                                            С=Х*Сi                                                              (2.3)

где Х – объем произведенной продукции

Сi – себестоимость единицы продукции

Себестоимость  единицы  продукции  определяется   делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной  за  этот

период продукции и рассчитывается по формуле:

                                            Сi=  З/Х                                                            (2.4)

где Сi – себестоимость единицы продукции, руб.

З – объем произведенной продукции в денежном выражении, руб.

Х–  объем произведенной за отчетный период продукции

Определение влияния факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

1.   С0 = ВП0xДi0xСi 0;

2.   С1скор= ВП1xДi0xСi 0;

3.   С2скор= ВП1xДi1xСi 0;

4.   С1 = ВП1xДi1xСi1.

Таблица 2.5 – Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости сырокопчёной продукции на 2012 г.:

Виды продукции

Объём выпуска, кг.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Полная себестоимость продукции,. руб.

базис 2011 г.

базис 2011 г.

базис 2011 г.

факт 2012 г.

базис 2011 г.

факт 2012 г.

откл.

кол–во

уд.

вес,%

кол–во

уд. вес, %

Столичная с/к

38847

36,9

37647

35,1

134,41

147,15

5 221 581,85

539 787,66

318 205,81

Брауншвейгская с/к

30385

28,9

28900

26,9

157,42

150,94

4 783 301,57

4 362 166,00

– 421 135,56

Салями Петербургская с/к

13753

13,1

15311

14,3

98,49

126,36

1 354 622,81

1 934 760,47

580 137,65

4. Сергеевская с/к

13677

13,0

15096

14,1

102,21

120,80

1 397 963,54

1 823 604,22

425 640,67

5. Престиж с/к

8490

8,1

10314

9,6

156,915

153,25

1 332 207,89

1 580 708,47

248 500,58

Итого

105152

100

107268

100

14 089 677,67

15 24126,83

1 151 49,16

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс «Саранский»