Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Анализ и оценка устойчивого социально-экономического развития. В данной работе рассматривается теоретические основы понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы.

Файлы: 1 файл

Ustoychivoe_razvitie_territoriy.docx

— 159.72 Кб (Скачать файл)

 

Диаграмма 3.1.

 

Рассчитываем интегральную оценку региона для каждого из годов:

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3.2

 

 

Таблица 3.7

Интерпретация пороговых значений результатов интегральной оценки устойчивого социально-экономического развития региона

Область значений интегральной оценки

Границы области

Интерпретация интегральной оценки

1

0,85-1,00

Высокий уровень устойчивого социально-экономического развития региона

0,70-0,85

Устойчивое социально-экономическое развитие региона

2

0,50-0,70

Социально-экономическое развитие региона близкое к устойчивому состоянию

0,25-0,50

Социально-экономическое развитие региона с некоторыми признаками неустойчивости

3

0,10-0,25

Неустойчивое, предкризисное социально-экономическое состояние региона

0,00-0,0,10

Социально-экономический кризис


 

Первая область значений интегрального показателя характеризует устойчивое социально-экономическое развитие региона. В этой области могут проявляться факторы, способствующие снижению устойчивого развития и приближению экономики к кризисному состоянию.

Вторая область значений интегрального показателя отражает отрицательные тенденции социально-экономических процессов, происходящих в регионе, и предупреждает о нарушении устойчивого развития и угрозе экономической безопасности.

Третья область значений интегрального показателя, находящаяся ниже нормативного и порогового значения, представляет собой зону кризиса, в которой нарушается равновесие и устойчивое социально-экономическое развитие региона и начинаются процессы, ведущие к полному краху.

Как мы можем видеть интегральная оценка Нижегородской области показывает, что регион находиться на высоком уровне социально-экономического развития с 2011 года. Этому способствует хорошее управление регионом региональными властями, и наличие правильных целей и задач на дальнейшее развитие.

 

 

 

 

 

3.2. Социальный  потенциал развития Нижегородской  области

 

Оценка социального потенциала осуществляется поэтапно. На первом этапе проводится оценка текущего состояния регионов, для чего выделяется социальный блок соответствующие ему показатели (таблица 3.8). На втором этапе осуществляется диагностика и прогнозирование перспективной ситуации. Для решения задачи агрегирования анализируемых показателей используется индексный метод объединения разномерных показателей, на основе которого осуществляется расчет интегрального показателя – индекса социального потенциала устойчивости региона, который может использоваться как для парных, так и для множественных сопоставлений [8].

Таблица 3.8.

Показатели оценки состояния социального блока

 

Анализируемые показатели социального блока (СБ)

Ед. измере- ния

СБ1

Продолжительность жизни населения (в т.ч. мужчин, женщин)

лет

СБ2

Уровень образования (доля населения, обучающегося в начальных, средних и высших учебных заве- дениях от общего числа населения региона)

%

СБ3

ВРП на душу населения

%

СБ4

Уровень безработицы

%

СБ5

Уровень инфляции (индекс потребительских цен)

%

СБ6

Доля в общем населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума

%

СБ7

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения

Раз


 

Индекс социального потенциала можно определить как:

,

где k – показатели социального блока;

K – число показателей социального, блока;

П – балльная оценка, соответствующая значениям k -го показателя.

 

Проведенный анализ показал, что по совокупности показателей, отображающих социальный потенциал устойчивости регионов Приволжского федерального округа (ПФО) в период 2010-2013 гг. лидирующие позиции занимали: Оренбургская область, Республика Башкортостан; Республика Татарстан (таблица 3.9).

 

 

 

 

 

Таблица 3.9.

Социальный потенциал ПФО

Год

Ранг

 

Пензенской области

Ульяновской области

Республики Мордовия

Пермском крае

Самарской области

Удмуртской республике

Кировской области

Оренбургской области

Республике Башкортостан

Чувашской республики

Республики Марий Эл

Нижегородской области

Саратовской области

Республике Татарстан

Приволжском ФО

 

2010

43

29,5

69,5

65,1

55

62,5

36,5

82,5

85,5

66

40

53,5

69,5

86,5

830,5

Баллы

0,052

0,036

0,084

0,062

0,066

0,075

0,044

0,099

0,103

0,079

0,048

0,064

0,084

0,104

1

Вес. Коэфиц.

2011

48,5

31

62,5

70

60,5

68,5

44,5

84

72,5

68

45,5

56

62,5

84,5

858,5

Баллы

0,057

0,036

0,073

0,082

0,071

0,08

0,052

0,097

0,084

0,079

0,053

0,065

0,073

0,098

1

Вес. Коэфиц.

2012

50

47

70,5

48,5

59

62

44,5

68

87,5

64,5

30,5

59

64

85

840

Баллы

0,059

0,056

0,084

0,058

0,07

0,074

0,053

0,08

0,104

0,077

0,036

0,07

0,076

0,101

1

Вес. Коэфиц.

2013

51,5

45

73

46,5

53

63

41

73,5

87,5

62

30

60

67

86

839

Баллы

0,061

0,054

0,087

0,055

0,063

0,075

0,049

0,088

0,104

0,074

0,036

0,0171

0,08

0,102

1

Вес. Коэфиц.


 

Это обусловлено высокими значениями продолжительности жизни населения (в т.ч. мужчин, женщин), ВРП на душу населения, высоким уровнем образования. Аутсайдерами оказались Республика Марий-Эл, Кировская и Пензенская области в которых, снижалась продолжительность жизни, увеличивался разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения.

В зависимости от величины социального потенциала регион может быть лидером или аутсайдером, иметь сильную или слабую позицию. Для определения границ регионов аутсайдеров, со слабым, сильным социальным потенциалом и регионов-лидеров устанавливают: минимальное и максимальное значение потенциала; среднеарифметическое значение потенциала для всех регионов, входящих в анализируемый округ ( ; число слабых (N1) и сильных (N2) регионов.

Затем по каждой группе регионов рассчитывают среднее значение потенциала в группах:

 

 

где Sсi – социальный потенциал i-го региона.

Так, в ПФО число сильных и слабых регионов соответствует 7.  Следовательно, – граница значения слабой позиции региона; - граница значения сильной позиции региона, а среднеарифметическое значение потенциала для всех регионов, входящих в анализируемый округ, составляет

Учитывая значение социальных потенциалов в ПФО регионы можно проклассифицировать следующим образом (таблица3.10).

Определение динамики развития региона предложено рассчитывать на основе сравнения социальных потенциалов на начало () и конец ( ) анализируемого периода (t):

 

где Tn – показатель динамики региона по социальному потенциалу.

Апробация показателя динамики региона по различным временным периодам (с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) и субъектам Российской Федерации позволила установить критические границы устойчивости – 0,7 (нижняя) и 1,4 (верхняя). Отсюда, если Tn > 1,4, то регион находится в состоянии устойчивого роста, при изменении Tn от 1,4 до 0,7 регион проходит состояние позиционного роста, стагнации и сворачивания, если    Tn < 0,7, то ожидается кризис устойчивого роста региона.

Таблица 3.10.

Классификация регионов ПФО по социальному потенциалу

Год

Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер

Сильная позиция

Слабая позиция

Аутсайдер

2010

Республика Мордовия, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Саратовская область, Республика Татарстан

Удмуртская Республика, Чувашская Республика

Пермская область, Самарская область, Нижегородская область

Пензенская область, Ульяновская область, Кировская область, Республика Марий Эл

2011

Пермский край, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан

Республика Мордовия, Самарская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Саратовская область

Нижегородская 
область

Пензенская область, Ульяновская область, Кировская 
область, Республика Марий 
Эл

2012

Республика Мордовия, Республика Башкортостан, Республика Татарстан

Удмуртская Республика, Оренбургская область, Чувашская Республика, Нижегородская область

Самарская область, Саратовская область

Пензенская область, Ульяновская область, Пермский край, Кировская область, Республика Марий Эл

2013

Республика Мордовия, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан

Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Нижегородская область, Саратовская область

Самарская область

Пензенская область, Ульяновская область, Пермский край, Кировская область, Республика Марий Эл


 

Показатели динамики регионов по социальному потенциалу за период 2010–2013 гг. представлены в таблице 3.10.

Таблица 3.11

Показатели динамики регионов Приволжского федерального округа по социальному потенциалу

№ п/п

Регион

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1

Республика Башкортостан

0,816

1,238

1

2

Республика Марий Эл

1,104

0,679

1

3

Республика Мордовия

0,869

1,151

1,036

4

Республика Татарстан

0,942

1,031

1,01

5

Удмуртская Республика

1,067

0,925

1,013

6

Чувашская Республика

1

0,975

0,961

7

Кировская область

1,1826

1,184

1,135

8

Нижегородская область

1,016

1,077

1,014

9

Оренбургская область

0,978

0,825

1,1

10

Пензенская область

1,096

1,035

1,034

11

Пермский край

1,322

0,707

0,948

12

Самарская область

1,076

0,986

0,9

13

Саратовская область

0,869

1,041

1,053

14

Ульяновская область

1

1,555

0,964


 

Анализ данных таблицы 4 показал, что регионы Приволжского федерального округа находятся в состоянии позиционного роста или стагнации.

Классификация регионов ПФО по темпу роста социального потенциала представлена в таблице 3.2.

 

Таблица 3.12

Классификация регионов ПФО по темпу роста социального потенциала

Классификация по темпу роста социального потенциала

Период

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Быстрый рост потенциала

Пермский край

Ульяновская область

Оренбургская область

Рост потенциала

Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Самарская область

Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Кировская область, Нижегородская область, Саратовская область

Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Саратовская область, Удмуртская Республика, Нижегородская область, Пензенская область

Снижение потенциала

Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Оренбургская область, Саратовская область

Пермский край, Самарская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Оренбургская область, Пензенская область

Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Кировская область, Пермский край, Ульяновская область

Быстрое снижение потенциала

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Самарская область


 

Рассчитанные показатели являются основными для построения карты состояния регионов, позволяют определить типовое положение региона в округе, а затем провести ситуационный анализ и проектирование стратегии региона по повышению социального потенциала устойчивости.

В ПФО регионы в 2013 г., согласно типовым положениям, располагаются следующим образом (Таблица 3.13).

 

Таблица 3.13

Классификация по темпу роста социального потенциала

Позиция регионов по социальному потенциалу

Лидер

Сильная позиция

Слабая позиция

Аутсайдер

Быстрый рост потенциала

Оренбургская область

-

-

-

Рост потенциала

Республика Мордовия, Республика Татарстан

Удмуртская Республика, Нижегородская область, Саратовская область

-

Пензенская область, Республика Марий Эл

Снижение потенциала

Республика Башкортостан

Чувашская Республика

-

Ульяновская область, Пермский край, Кировская область

Быстрое снижение потенциала

-

-

Самарская область

-

Информация о работе Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области