Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Анализ и оценка устойчивого социально-экономического развития. В данной работе рассматривается теоретические основы понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы.

Файлы: 1 файл

Ustoychivoe_razvitie_territoriy.docx

— 159.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

 

 

Механико-математический факультет

 

Институт экономики и предпринимательства

 

Кафедра математического моделирования экономических процессов

 

 

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра

направление 080500 «Бизнес-информатика»

 

 

Тема

Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области

 

 

 

 

Зав. кафедрой ММЭП ИЭП ННГУ

профессор, доктор физ.-мат. наук

Кузнецов Ю.А.

 

Исполнитель:

студент 4 курса

Балашов С.А.

 

Научный руководитель:

Доц., кандидат экономических наук                 Сергеева Ю.В.

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2015

Аннотация

 

Объём работы 41 страницу,1 приложение, 1 рисунок и 15 таблиц. Список литературы содержит 20 наименований.

 

Цель

 Анализ и оценка устойчивого  социально-экономического развития. В данной работе рассматривается теоретические основы понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы.

 

 Задачи:

  1. Проанализировать существующие методы устойчивого развития региона.
  2. Выбрать метод оценки устойчивого развития региона.
  3. Провести сравнительный анализ социального потенциала регионов Приволжского Федерального округа.

 

Предмет: Анализ и методы оценки устойчивого развития региона

 

Объект: Объектом исследования Нижегородская области и Приволжский Федеральный округ.

 

Актуальность

Уроки мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. обострили проблему формирования механизмов обеспечения устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Региональные системы, функционирование которых слишком сильно зависит от конъюнктуры внешних финансово-экономических параметров (таких как валютный курс, динамика фондового рынка, жизненный цикл какой-либо одной отрасли или нескольких технологически взаимосвязанных отраслей хозяйства и др.), столкнулись с гораздо более существенными социально-экономическими проблемами по сравнению с регионами, имеющими диверсифицированную структуру экономики, определенные финансовые резервы, необходимые для противодействия негативным внешним факторам.  Более того, для ряда регионов РФ, таких, в частности, как монопромышленные территории или наиболее депрессивные субъекты Федерации, проблема недостаточной устойчивости развития в период наиболее острой фазы кризиса фактически стала проблемой выживания. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев такого рода регионы получили финансовую поддержку из федерального бюджета РФ, однако такого рода помощь скорее откладывает проблему обеспечения устойчивого развития, а не решает ее.

Таким образом, обеспечение долгосрочного устойчивого развития регионов является одной из ключевых проблем современного регионального социально-экономического развития.

 

Методы исследования

Интегрированная оценка социально-экономической устойчивости, и сравнивание социального потенциала развития с другими регионами ПФО. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие "устойчивое развитие" было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений.

Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой.  Осознание этого взаимодействия и взаимовлияния привело к введению понятия хозяйственной емкости биосферы – предельно допустимого антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые деградационные процессы.

С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого развития: "Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека".

Введя понятие устойчивого развития и приняв "Повестку на XXI век", призванную обеспечить переход на устойчивое развитие во всемирном масштабе, ученые и политики планируют избежать острых кризисных явлений на пути дальнейшего цивилизационного развития. В то же время кризис – это нормальное явление для любой развивающейся системы. Все развивающиеся системы в ходе своего развития сталкиваются с кризисными ситуациями. Они выходят из кризисов обновленными или погибают. Можно выделить четыре рода причин возникновения кризисов:

- истощение внутренних ресурсов  развития;

- дисгармония между активными  подсистемами, вызванная их несбалансированным  развитием;

- достижение внешних границ  развития (причины этого рода  существенны не для всех систем, а лишь для тех, развитие которых  содержит элемент экспансии, хотя  бы в каком-то аспекте является  экстенсивным, так что в соответствующем  направлении система расширяется);

- внешнее воздействие на систему, активное, целенаправленное или  случайное.

Очевидно, что для того, чтобы оценить в каком состоянии мы находимся и куда мы движемся необходимы определенные критерии. Данная цель сформулирована в главе 40 "Повестки на XXI век": "В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития".

Данная проблема очень сложна, звучащие предложения разноплановы и противоречивы. Во многих серьезных исследованиях вопросы, связанные с критериями устойчивого развития, вообще игнорируется.

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методология понятия устойчивого развития

1.1. Теоретические основы

 

В зависимости от направления развития региональной социально-экономической системы целесообразно выделять собственно экономическую устойчивость (иногда называемую также конкуренто-устойчивостью), финансовую, экологическую и иные виды устойчивости регионального развития.

Так, финансовая устойчивость регионального развития, по аналогии с финансовой устойчивостью отдельного предприятия, может быть рассмотрена как способность экономики региона своевременно и в полном объеме расплатиться по своим долгам, как государственным (долгам регионального и муниципальных бюджетов), так и корпоративным.  Социальная устойчивость проявляется в стабильности развития общественных отношений в регионе, в отсутствии социальных конфликтов различного плана.

Бюджетная устойчивость представляет собой возможность реализации всех региональных планов и программ даже в условиях негативных изменений бюджетного законодательства, собираемости налогов и т.п.

Все виды устойчивости регионального развития в системе представляют собой комплексную устойчивость развития региона. Как с теоретической, так и с практической точки зрения важно классифицировать устойчивость регионального развития в зависимости от базовых факторов, лежащих в ее основе.

Так, в принципе, возможна ситуация, когда устойчивость регионального развития достигается в основном за счет естественных факторов, эволюционного развития социально- экономической системы региона, без значимого влияния фактора государственного регулирования: например, за счет природных ресурсов, сложившейся ранее эффективной отраслевой структуры экономики, крайне дешевой рабочей силы.

Однако в подавляющем же большинстве случаев устойчивость развития региона достигается в результате целенаправленного государственного регулирования экономики или формирования и реализации эффективных механизмов государственно-частного партнерства [1].

По срокам ее сохранения устойчивость регионального развития можно дифференцировать на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную в зависимости от срока влияния угроз и факторов риска социально-экономического развития. Очевидно, что именно обеспечение долгосрочной устойчивости регионального развития, в частности устойчивости к глобальным кризисам, наиболее принципиальным экономическим решениям, требует наиболее комплексного, системного превентивного управления в тесном взаимодействии региональных властей, предпринимательского сообщества и социальных институтов.

В современных условиях развития Российской Федерации в формировании различных аспектов развития регионов, в том числе и его устойчивости, значительную роль играет субъективный фактор. С социальной точки зрения предлагается дифференцировать устойчивость развития региона на социально-деструктивную и социально-конструктивную.  Так, социально-деструктивная устойчивость может иметь место в том случае, если устойчивое развитие экономики региона достигается, например, в том числе за счет массовых сокращений, неправомерной экономии на фонде оплаты труда, экономии на социальных и инфраструктурных программах. Необходимо отметить, что противоречие устойчивости раз- вития и социальной эффективности возможно лишь в течение непродолжительного времени; в долгосрочном периоде обеспечение устойчивого развития региона невозможно без генерирования положительных социальных эффектов.

Наконец, с методической точки зрения важно классифицировать устойчивость развития региона в зависимости от возможности и характера ее оценки. Действительно, от точности и непротиворечивости оценки уровня устойчивости регионального развития в значительной степени зависит эффективность реализации мероприятий по ее повышению. Необходимо отметить, что эффективность развития региона представляет столь многоаспектную и сложную категорию, что непосредственная количественная оценка ее уровня и динамики весьма проблематична[2].

 

1.2. Факторы и показатели

 

Развитие социально-экономической системы с учетом региональных особенностей крайне актуально для современной трансформационной экономики России, управленческая система которой характеризуется постоянным поиском, разработкой и совершенствованием приемов и методов воздействия на социально-экономические процессы, которые предполагают достижение институциональной устойчивости.

Объектом управления институциональной устойчивостью выступают процессы и явления, на которые направлено воздействие мер управления всех уровней – факторы, вызывающие нестабильность функционирования экономической системы (внутренние и внешние). Внешние факторы неустойчивости, в свою очередь, подразделяются при анализе на четыре подгруппы: общеэкономические, рыночные, социально-политические и прочие факторы .

Состав факторов может быть определен следующим образом:

– общеэкономические факторы: общий спад в экономике, рост инфляции, замедление платежного оборота, нестабильность регулирующего законодательства, снижение платежеспособности потребителей;

– рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка, слабое развитие рыночной инфраструктуры сервиса, усиление монополизма на рынке, существенное снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, нестабильность финансового рынка, нестабильность валютного рынка;

– социально-политические и прочие факторы: политические факторы, ухудшение криминогенной ситуации, снижение уровня научного обеспечения, отсутствие квалифицированных управленческих кадров и специалистов;

– прочие внешние факторы, состав которых может быть определен индивидуально с учетом специфики хозяйственной деятельности в определенной области сферы услуг, например, факторы экологии, региональной политики.

Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие кризисных явлений на микроуровне в регионе, и являющиеся в значительной степени результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по следующим видам:

– производственные;

– инвестиционные;

– финансовые;

– организационно-управленческие.

Рассмотренный перечень факторов экономической дестабилизации позволяет определить основное направление управления институциональной устойчивостью как разработку и первоочередную реализацию мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных

(интенсивно влияющих на завершающее  явление) факторов, приводящих к  кризисному со стоянию экономики региона.

 

Организационно-экономические факторы

 

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

Информация о работе Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области