Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Анализ и оценка устойчивого социально-экономического развития. В данной работе рассматривается теоретические основы понятия «устойчивое развитие» и формирования его современного понимания, существующие концепции устойчивого развития, различные уровни устойчивости, определяющие ее факторы.

Файлы: 1 файл

Ustoychivoe_razvitie_territoriy.docx

— 159.72 Кб (Скачать файл)

1. Рыночного - взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного - усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного - постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда -- горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности -- соучастием индивида в производственном процессе.[9]

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к диверсифицированным, а в целом - от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

  • производственно-ресурсный потенциал региона;
  • структуру регионального рынка;
  • кадровый потенциал региона;
  • региональный бюджет;
  • стратегию развития региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

  • внешними поставщиками товаров и услуг;
  • внешними потребителями;
  • регионами-конкурентами;
  • финансовыми организациями;
  • транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

  • общеэкономические;
  • общеполитические;
  • научно-технические;
  • природно-экологические;
  • демографические.

Уровень социального развития характеризуется системой показателей, отражающих качество жизни населения, включая и так называемый человеческий потенциал, т.е. не только уровень жизни, но и степень развития социальной сферы. Наиболее важными показателями социального развития, учитываемыми статистикой, являются: 
среднедушевые доходы; 
средняя заработная плата; 
коэффициент уровня жизни населения, определяемого соотношением среднедушевого дохода (средней заработной платы и других выплат) и величины прожиточного минимума; уровень бедности;

коэффициент расслоения и др.

 

 

 

 

1.3. Стратегия и управление

 

Управление институциональной устойчивостью предполагает стремление к оптимальной степени стабилизации посредством широкого использования предупредительных и профилактических мероприятий.

Данная система может быть рассмотрена в следующем составе:

– механизмы государственного управления устойчивостью инфраструктуры рынка;

– формы модернизации экономической системы с целью повышения ее стабильности;

– формы отношений участников рынка сферы услуг в проблемных ситуациях;

– порядок и правила ведения хозяйственной деятельности, обеспечивающие стабильное функционирование рынка.

Субъектно-объектное взаимодействие в процессах стабилизации экономического развития характеризуется высокой динамикой, что делает крайне значимым для системы управления институциональной устойчивостью проблему сочетания стратегии и тактики стабилизирующих воздействий. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения по обеспечению устойчивости должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях образования нестабильной ситуации, когда процесс движения к кризису еще не приобрел необратимого характера.

С другой стороны, принимаемые на ранних стадиях нестабильности решения могут быть неадекватны возможной угрозе формирования кризисной ситуации, и направлены на решение частных хозяйственных проблем, скрывающих глубинные кризисные явления. Более того, различные тактики стабилизационной деятельности, определяемые субъективными характеристиками хозяйственного управления, могут формировать различные предпочтения по выбору стратегии.

Так, можно выделить два вида реакции на состояние нестабильности с соответствующими наборами мероприятий по обеспечению устойчивости:

– «защитная», предусматривающая резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, имущества, сокращение определенных частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам;

– «наступательная», предполагающая активные действия, связанные с модернизацией оборудования, внедрением новых технологий, повышением (снижением) цен, поиском новых рынков сбыта, реализацией прогрессивной стратегической концепции маркетинга.

Наиболее значимые направления по обеспечению институциональной устойчивости региона проявляются в следующих функциях:

– технологическая функция заключается в обеспечении рационального и научно обоснованного применения различных технологий с учетом региональных природно-климатических условий;

– планово-прогнозная функция направлена на уточнение перспектив развития многоуровневой экономики;

– интегрирующая функция заключается в общественной и производственной необходимости упорядочения, стабилизации всех элементов инфраструктуры регионального рынка;

– защитная функция обусловлена необходимостью разработки и внедрения мероприятий противодействующим негативным факторам, дестабилизирующим развивающийся региональный рынок;

– контрольно-информационная функция заключается в обеспечении системы государственного регионального регулирования и выявления деформаций в хозяйственной деятельности предприятий;

– социокультурная функция заключается в развитии саморегулируемых институтов общества, которые могут обеспечить единство государственных, хозяйственных и общественных институтов с целью реализации единой региональной политики противодействия кризисам, поскольку факторы их вызывающие могут быть следствием социально-политических воздействий[3].

Функции управления институциональной устойчивостью могут быть реализованы в результате ведения деятельности по следующим направлениям:

– оценка социально-экономических условий устойчивости: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности объекта регулирования, сравнение их с нормативными показателями;

– диагностика устойчивости предполагает не только фиксирование отклонений, но и анализ причин их появления, выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из секторов экономики может потребовать принятия решений, касающихся оперативной деятельности всей экономической системы;

– прогнозирование развития проблемных ситуаций: обобщение и оценка информации по факторам, вызвавшим кризисные явления, и определение логики и закономерностей самого кризиса позволяет рассматривать различные прогнозы и сценарии развития кризисных ситуаций;

– разработка и реализация мер обеспечения устойчивости, формирование программ, направленных на противодействие дестабилизирующим факторам, разработка механизмов согласования участников деятельности в регионе, что представляется наименее разработанным аспектом мер обеспечения устойчивости на настоящий момент;

– создание организационно-экономических стандартов деятельности в регионе, их внедрение и наблюдение за их применением. [5]

Исходя из представленной функциональной направленности, управление институциональной устойчивостью со стороны региональных органов власти представляет собой систематическую и конструктивную деятельность, осуществляемую институтами государственной власти и управления, которая базируется на специфических факторах воздействия

на проблемные процессы и явления, и основывается на общих принципах государственного управления, с целью согласования интересов субъектов хозяйствования, региона, государства и общества[4].

Систематизированные виды устойчивости регионального развития тесным образом взаимосвязаны.

Так, долгосрочная устойчивость развития региона в современных условиях, как правило, является устойчивостью сформированной на основании государственно-частного партнерства, при условии рационального синтеза объективного и субъективного факторов. Она обязательно является социально-конструктивной и ориентирована на поддержание функций институциональной устойчивости региона. Таким образом, расширенная классификация позволяет выбрать руководству конкретных регионов наиболее предпочтительный вид устойчивого развития в зависимости от целей, задач, ресурсных ограничений и иных особенностей функционирования региональной социально-экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Системы индикаторов устойчивого развития

 

Большинство государств мира по рекомендации ООН в 1987 году приняли базовый принцип устойчивого развития общества.

Понятие «устойчивое развитие» было сформулировано комиссией Брундтланд таким образом: «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[5]. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и с взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой.

На рубеже XX–XXI вв. стало очевидно, что противоречия между нарастающими потребностями общества и сравнительно ограниченными возможностями биосферы ставят под угрозу дальнейшее существование человека. Последние десятилетия человечество экономически развивается за счет ускоренной эксплуатации природных ресурсов[6]. На интересы потребления и всё большей индустриализации, урбанизации общества   тратятся средства и ресурсы, которые, по сути, исчерпываемы.

Это одна сторона вопроса, вторая — баланс между экономическим развитием и социальной сферой. Необходимо понимать, что если не будет преодолена бедность, если экономические успехи государства не принесут реальную пользу и не отразятся на качестве жизни граждан, то однажды возникнет предельная точка экстенсивного роста.

В основу деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и её заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития.[5]

Для критериальной оценки любого комплексного процесса очень соблазнительным является изобретение ограниченного числа комплексных критериев — индикаторов устойчивого развития. Но практика показывает, что складывание тонн с километрами, как правило, оказывается научно некорректным. Однако для сопоставления уровня развития отдельных стран необходим такой сравнительный метод. Нужно отметить, что в мировой практике давно ведется работа по поиску подобных индикаторов устойчивости. Так, разработкой подобных критериев занимаются крупнейшие и авторитетнейшие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Европейская Комиссия, различные университеты и др.

Для решения указанных проблем и в связи с необходимостью стандартизации комплексных подходов Научной школой устойчивого развития (Университет «Дубна») был предложен универсальный метод расчёта индикаторов устойчивого развития.

Оригинальность предложенного метода в том, что любые показатели, выраженные в тоннах, гектарах или денежных единицах, пересчитываются в ватты с учётом энергетических затрат на любые процессы. Денежные затраты различных стран также можно сравнивать, пересчитывая не через соотношения различных валют, а через мощность валюты — показатель, который также учитывает потребление энергии. Эти методологические подходы логичны и приемлемы для сравнения разнородных показателей разных стран. Очень важно для таких показателей быть международно-сопоставимыми.

Так как индикаторы устойчивости имеют большое значение для управления общественными и природными факторами, необходимо, чтобы эти показатели были элементом живого процесса, включающего установление индикаторов устойчивого развития, их мониторинг и корректировку по мере необходимости.

 

 

2.1 Система индикаторов комиссии устойчивого развития ООН

 

Впервые о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития было сказано в «Повестке дня на XXI век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 2002 г. Решение ООН о разработке индикаторов устойчивого развития добровольно поддержали 16 стран. Эти страны представляют все регионы мира и все типы социально-экономического развития. При работе с индикаторами выявились специфические особенности каждой страны, что наложило отпечаток на организацию работы, количественный и качественный подбор индикаторов и формы национальных отчётов. Задача разработки индикаторов устойчивого развития ещё далека от решения, однако уже имеются рекомендации по методологии выбора индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого.

Один из подходов состоит в распространении экологических индикаторов нагрузки – состояния – ответной реакции экосистем на экономическую и социальную область. В экологическом контексте эти показатели подчёркивают причинно-следственную связь между нагрузкой на окружающую среду и деградацией экосистем. Этот подход был использован в системе индикаторов комиссии устойчивого развития ООН[7].

Информация о работе Анализ и оценка устойчивого развития региона на примере Нижегородской области