Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Характерной особенностью внешних условий, является тот факт, что организация не в состоянии влиять на их изменения, однако структура конкурентной среды как одно из внешних условий, а также факторы ее обуславливающие могут быть не только изучены и проанализированы, но и учтены при выборе стратегии поведения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты и характеристики инновационной деятельности 7
1.1. Понятие и виды инноваций 7
1.2. Этапы инновационного процесса в организации 11
1.3. Внешние факторы инновационной деятельности 13
Глава 2. Оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности ОАО «ВТЗ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВТЗ» 18
2.2. Влияние внешней среды на инновационную деятельность ОАО «ВТЗ» 22
Глава 3. Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современной организации 31
3.1. Влияние внешней среды на деятельность организации 31
3.2. Инновационный климат организации 34
Заключение 37
Литература 40

Файлы: 1 файл

курсовая Константин.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

Продукция предприятия поставляется как российским, так и зарубежным потребителям.

Продукция, выпускаемая заводом, сертифицирована API, TUV, имеет лицензию DIN и сертификат соответствия ГОСТ Р. Система качества аттестована в соответствии с требованиями ISO 9001 и API Spec Q1. Разнообразный сортамент и качество труб определяют их широкое использование в: нефтяной и газовой промышленности; энергетике; машиностроении; коммунальном хозяйстве; нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

Приоритетным производством на ОАО «ВТЗ» считается производство сварных труб большого диаметра, особенно производство труб диаметром 1420 мм с толщиной стенки до 21 мм. Завод способен ежегодно производить до 240 тыс. тонн таких труб, в том числе с антикоррозионным покрытием.

ОАО «ВТЗ» - единственное предприятие, обладающее оборудованием для объемной термообработки труб большого диаметра. Это дает возможность производить трубы высоких групп прочности, до Х-70. Приоритетными партнерами ОАО «ВТЗ» являются компании «Газпром» и «Транснефть».

ОАО «ВТЗ» - безусловный лидер в экспорте российских труб (30% всего российского экспорта труб). У завода более 30 иностранных партнеров в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане, Индии, Иране, Сирии, ОАЭ, Алжире, Египте, Ливии, Испании, Франции, Великобритания, Германия, США, Канада и другие. На зарубежном рынке известны, прежде всего, бесшовные трубы нефтяного сортамента (обсадные и нефтепроводные) производства ОАО «ВТЗ». Среди зарубежных потребителей - крупнейшие транснациональные корпорации, такие как AGIP, Exxon, Chevron, ТНК-ВР.

С апреля 2001 г. Волжский трубный завод входит в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК). Трубная Металлургическая Компания - крупнейший в российской трубной отрасли холдинг, объединивший ведущие российские трубные предприятия - Волжский (Волгоградская обл.), Северский, Синарский (Свердловская обл.) трубные заводы, Таганрогский металлургический завод (Ростовская обл.)

ОАО «ВТЗ» производит более 800 типоразмеров труб различного назначения, 225,5 тыс. тонн горячекатаных труб в год, 68 тыс. тонн горячепрессованных труб в год, 370 тыс. тонн горячекатаных труб в год, 500 тыс. тонн спиральношовных сварных труб с антикоррозионным покрытием в год, 650 тыс. тонн прямошовных сварных труб с антикоррозионным покрытием в год. 900 тыс. тонн стали в год.

Для производства бесшовных труб ВТЗ применяет собственную непрерывно-литую заготовку - это одно из важных преимуществ предприятия. Современное электросталеплавильное оборудование и технологии позволяют получать высококачественную стальную заготовку с ультранизким содержанием вредных примесей и газов. Проектная мощность ЭСПЦ при работе двумя печами – 1100 тысяч тонн стали в год. Цех работает одной печью и гарантированно обеспечивает трубопрокатные цеха качественной заготовкой.

Одним из главных показателей, характеризующих деятельность предприятий в условиях рыночных отношений, является объем продаж, который говорит о том, что продукция предприятия востребована на рынке продукции и услуг. От объема продаж зависит целый ряд других показателей, а именно: численность, производительность труда, фонд заработной платы, себестоимость, формирование основных средств и материальных запасов, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.

Информация об объемах продаж основной и не основной продукции формируется в ведомости реализации на основе первичных документов по отгрузке. Динамика объемов работ выполненных за 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Динамика объема реализованной продукции и выручки от реализации продукции, работ и услуг ОАО «ВТЗ» за 2008-2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

Абсо-лютная величина

Абсо-лютная величина

в к 2008 г.

Абсо-лютная величина

в к 2008 г.

в к 2009 г.

Объем реализованной продукции, тыс. т.

563213

677171

120

761658

135

112

Выручка от реализации, тыс. руб.

31066413

30192321

97

36334940

117

120


 

 

Выручка от реализации продукции снизилась на 3% только в 2009 г., а в 2010 году ее прирост составил 20% по отношению к 2009 г. В тоже время объем реализованной продукции на протяжении рассматриваемого периода увеличился на 198 445 тыс. т или в 1,4 раза.

Таким образом, рост выручки от реализации произошел как за счет увеличения объемов реализованной продукции, так и роста цен на нее.

На изменение объемов производства оказывает воздействие два фактора, связанные с организацией труда и использованием рабочей силы: изменение производительности труда в виде среднегодовой выработки на одного рабочего (качественный показатель) и изменение численности рабочих (количественный показатель).

Важным показателем деятельности предприятия является объем реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг, так как он обеспечивает финансовое благополучие организации, создает имидж предприятия на потребительском рынке.

В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства. Динамика показателей реализации приведена в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Объемы реализованной продукции ОАО «ВТЗ» за 2008-2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

Объем произведенной продукции, тыс. т.

623584

744889

833584

Объем реализованной продукции, тыс. т.

563213

677171

761658

Процент реализации, %

90

91

92


 

Объемы реализованной продукции составили 90 от общего объема произведенной продукции в 2008 г., 91 в 2009 г. и 92 в 2010 г., то есть спрос на продукцию, выпускаемую ОАО «ВТЗ» достаточно высок. Произведенная продукция реализуется предприятием практически в полном объеме.

2.2. Влияние внешней среды на инновационную деятельность ОАО «ВТЗ»

Анализ внешней среды ОАО «ВТЗ»

 

Исследование внешней среды организации позволяет своевременно реагировать на ее изменения, корректировать свои цель и задачи деятельности, а также действия по их достижению. Это обеспечивает не только получение конкурентных преимуществ, способствующих эффективному функционированию организации, но и возможность достижения лидерства на рынке.

Волжский трубный завод является одним из лидеров по производству труб нефтяного сортамента (нарезные, нефтепроводные, большого диаметра) составляют около половины всех труб, выпускаемых в России.

Их производство (86,8%) сосредоточено на семи крупных трубных предприятиях отрасли. Это ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ПНТЗ), ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ), ОАО «Волжский трубный завод» (ВТЗ), ОАО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ), ОАО «Северский трубный завод» (СТЗ), ОАО «Синарский трубный завод» (СинТЗ) и ОАО «Таганрогский металлургический завод» (ТМЗ).  Все эти предприятия являются конкурентами ОАО «ВТЗ» следовательно, неотъемлемой частью внешней среды предприятия.

  • ЧТПЗ - крупнейший в России производитель стальных электросварных труб большого диаметра - от 525 до 2520 мм. Один из двух заводов в России (теперь вместе с ВТЗ) по выпуску газопроводных труб диаметром 820-1420 мм с наружным антикоррозионным покрытием на основе эпоксидных красок. Внедрен метод прессования, позволяющий производить трубы практически из любых сталей и сплавов и обеспечивать более высокие показатели прочности и пластичности. Имеет сертификат API, качество котельных труб, применяемых в атомной энергетике, удостоверено сертификатом германского института TUV.
  • ПНТЗ выпускает трубы стальные, сталь электротехническую, литье стальное, поковки, металлоконструкции. Является монополистом в производстве труб холоднокатаных, холоднотянутых, бурильных из никельсодержащей стали, тянутых из подшипниковых сталей, для котлов высокого давления, тонкостенных бесшовных, тонкостенных нержавеющих, для газлифтных систем (стойких к углеводороду).
  • СинТЗ производит трубы и ленты стальные, литье чугунное, стальное, цветное, металлоконструкции. Является монополистом в производстве труб тонкостенных свертных, капиллярных из углеродистых сталей, нарезных нефтяного сортамента (обсадных и бурильных), с новыми видами соединений, насосно-компрессорных.
  • ТМЗ производит трубы бесшовные горячедеформированные, нефтепроводные из углеродистой стали, обсадные из углеродистой и легированной, бурильные из легированной стали, трубы печной сварки с цинковым покрытием, водо - газопроводные из углеродистой стали.

СТЗ основан как металлургическая компания еще в 1739 г. Специализируется на производстве стальных бесшовных горячекатаных, обсадных и электросварных прямошовных труб общего назначения и для нефтегазовой промышленности. Проектные мощности завода рассчитаны на производство 1,2 млн. тонн труб в год. В настоящее время завод производит 17% продукции отрасли в стране. Созданная на предприятии система качества для изготовления и поставки бесшовных обсадных с муфтами и сварных труб получила сертификат TUV (Германия).

Следует отметить, что все российские трубные заводы в последние годы провели большую работу по сертификации продукции и получили право на выпуск труб нефтяного сортамента в полном соответствии с требованиями Американского нефтяного института API.

Более половины (около 12% от российского объема производства) импортируемых труб было произведено украинскими компаниями. Доля Австрии на российском рынке бесшовных труб составляет около 10%, Аргентины - немногим более 5%, Японии - около 1,5%.

Таким образом, основными конкурентами российских производителей являются украинские предприятия. Около 70% от объема их производства идет на экспорт. Положительный внешнеторговый баланс Украины в 2007 г. на 25% был обеспечен экспортом труб. Стоит ли говорить о повышенном внимании и заботе украинской власти к данной отрасли.

Крупные партии бесшовных (преимущественно обсадных) труб в Россию поставляют компании, входящие в группу DST: DALMINE (Италия), TAMSA (Мексика), SIDERCA (Аргентина). Также идут поставки труб из Японии, Германии, США и Великобритании, которые вследствие их высокого качества являются наиболее дорогими на российском рынке.

Оценка внешней среды ОАО «ВТЗ».

  1. Негативные стороны. Основные фонды предприятий все больше стареют и ветшают, не всегда имеющееся оборудование позволяет выпускать металлопродукцию в соответствии с требованиями заказчика, отсутствует государственная поддержка отрасли, федеральная программа технического перевооружения и развития металлургии России из года в год отсутствует в Перечне федеральных программ, включаемых в ежегодный Федеральный Закон о бюджете и финансируемых из средств федерального бюджета.

Отечественные трубные заводы отличаются недостаточностью объемов сталеплавильного передела к тому же устаревшего, поэтому они зависят от сталеплавильных предприятий, поставляющих им заготовки и штрипс нужного размера и качества.

Анализ ситуации на внутреннем рынке показывает значительное его сужение, вызванное общим состоянием российской экономики, сокращением производства в машиностроении и строительстве, снижением спроса на отдельные виды труб, снижением платежеспособного спроса потребителей и т.д.

В первую очередь сокращение производства связано с уменьшением потребности в трубной продукции на внутреннем рынке, с низкой конкурентоспособностью отечественных труб на внешнем рынке в силу различных причин и неоправданно высоким импортом труб из-за недостаточной государственной защиты отечественных производителей.

Резкое сокращение производства труб (на 20%), вызванное финансовым кризисом и, как следствие, снижением платежеспособного спроса у потребителей, снижением спроса на трубы нефтяного сортамента из-за падения цен на нефть на мировом рынке и связанного с этим уменьшения буровых и ремонтных работ на нефтепромыслах и т.д.

Трубы нефтяного сортамента (нарезные, нефтепроводные, большого диаметра) составляют около половины всех труб, выпускаемых в России. Результаты работы вышеуказанных предприятий в первую очередь зависят от закупки труб российскими нефтегазодобывающими компаниями (большая зависимость от возможностей и потребностей отечественного НТК).

Информация о работе Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний