Влияние внешней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах наиболее короткая.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты внешней среды организации 5
1.1Особенности внешней среды организации 7
1.2Основные характеристики внешней среды организации 11
Глава 2 Влияющие факторы внешней среды на эффективность организации 15
2.1 Факторы прямого воздействия внешней среды на эффективность организации 15
2.2 Факторы косвенного воздействия внешней среды на эффективность организации 20
Заключение 25
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

влияние внешней среды организации на эффективность организации .doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической  и политической истории. Это объясняется  тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

Актуальность  темы исследования. После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах наиболее короткая.

В настоящее  время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания  организаций во внешней среде  и смягчению воздействия факторов внешней среды.

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.

В соответствии с данной целью поставлены задачи:

- проанализировать, и выявить основные элементы  прямого и косвенного воздействия  внешней среды организации;

- определить  содержание и характеристику  роли прогнозирования в деятельности организации;

- охарактеризовать  и обосновать факторы внешней  среды и их влияние на работу  организации;

- также проанализировать  организацию взаимодействия с  субъектами внешней среды;

Степени научной разработанности проблемы внешней среды организации в литературе  особое внимание уделено истории, методике, и т.д. такими авторами  как Боумен К., Петров А.Н., Гапоненко . А. Л. И д.р..

Объектом исследования  является влияние внешней среды на эффективность организации.

Предметом исследования являются современные рыночные отношения в постиндустриальных экономических системах, характеризующиеся доминантной ролью сферы производства в структуре экономики и формирующей новый тип взаимосвязи и взаимозависимости отраслей и сфер производства.

Метод исследования – основной способ сбора, обработки и анализа данных. В процессе написания курсовой работы были использованы эмпирические и теоретические методы, позволившие наиболее полно рассмотреть данную тему. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, индукция, аналогия, классификация. Теоретические методы: дедукция, моделирование, аксиоматика, формализация.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Под внешней  средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

 Однако набор  этих факторов и оценка их  воздействия на хозяйственную  деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия)1.

Среду прямого  воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К нам относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены нами далее: поставщики, потребители, конкуренты,  законы и государственные органы.

Факторы среды  косвенного воздействия или общее  внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно  вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам  косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико-правовые, а также международные изменения.

Изменчивая  внешняя  среда представляет собой  область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие  непосредственное воздействие на успехи или неудачи организации. К этим аспектам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.

 

1.1 Особенности внешней среды организации

Любая организация  функционирует в определённой окружающей её среде, с которой она находится  в определённых связях и взаимодействиях. Эту среду называют внешней средой. В связи с тем, что современные организации представляют собой открытые системы, они получают из внешней среды энергию, информацию, материальные и другие ресурсы для обеспечения своей деятельности. При этом каждая организация отдаёт во внешнюю среду продукты своей деятельности (товары, услуги и др.). Разрыв связей с внешней средой чаще всего означает для организации окончание её жизненного цикла (гибель).

Внешняя среда  — это все те факторы, которые  находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы.2 Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Среда существования  организации делится на две части. Первая часть — «ближнее» окружение (среда прямого воздействия) — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы  определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях её развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

  Выделяют ряд характеристик внешней среды:

1.Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы скоторой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2.Сложность внешней среды - это число и разнообразие факторов на которые организация обязана реагировать.

3.Подвижность среды - скорость с которой происходят изменения в окружении организации.

4.Неопределённость среды - определяется количеством информации о факторах внешней среды и достоверностью данной информации. Если информации много или есть основания сомневаться в её достоверности, среда становится неопределённой, чем когда имеется информация в необходимом объёме.

Внешняя деловая  среда создаётся в процессе функционирования организации, постоянно испытывает влияние большого числа различных  факторов и с течением времени меняется. Для высокоэффективной деятельности организации руководителям необходимо знать границы деловой среды. Однако точно определить эти границы практически невозможно. Поэтому руководители должны хорошо знать факторы прямого и косвенного воздействия, оказывающие существенное влияние на эффективность деятельности организации, и учиться их использовать для того, чтобы организация не только выжила, но и заняла ведущие позиции на рынке товаров и услуг.

Сегодняшние изменения  во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду ещё большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Эльвар Эльбинг: «Внешнее окружение организации всё больше становится источником проблем для современных руководителей.3 По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннее строение организации».

Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям всё равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют не его организацию. Более того он должен предложить подходящие способы, регулирования внешнего воздействия.

Внешняя среда – совокупность элементов, условий, факторов и сил, которые воздействуют на организацию извне, тем самым меняя ее поведение. Внешняя среда имеет большое практическое значение. В рыночной экономике она крайне динамична, поэтому ее изучение позволяет организации перестраивать свою внутреннюю структуру, приспосабливается к меняющимся условиям, что в целом обеспечивает эффективность функционирования и конкурентоспособность.

 

1.2 Основные  характеристики внешней среды  организации

Внешняя среда  обладает определённой сложностью. Под  сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если брать во внимание число внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на неё давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.4Подобным образом, когда речь идёт о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должен считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. Преимуществом таких организаций является то, что для принятия решений им необходимо не так много данных, как в сложном окружении, и, соответственно, их структура будет значительно проще. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многообразные и разные технологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организация, чем организация, которой всё это не касается.

Так, большинство  российских организаций функционирует  в условиях сложного делового окружения, на которое они должны реагировать. К ним относятся законодательные  и нормативные акты, конкуренты, технологические изменения, поставщики, потребители, группы влияния, профсоюзы, экологи и др.

Наравне с ранее  перечисленными характеристиками, внешняя  среда также обладает подвижностью.

Подвижность среды – это  скорость с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Информация о работе Влияние внешней среды организации