Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Характерной особенностью внешних условий, является тот факт, что организация не в состоянии влиять на их изменения, однако структура конкурентной среды как одно из внешних условий, а также факторы ее обуславливающие могут быть не только изучены и проанализированы, но и учтены при выборе стратегии поведения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты и характеристики инновационной деятельности 7
1.1. Понятие и виды инноваций 7
1.2. Этапы инновационного процесса в организации 11
1.3. Внешние факторы инновационной деятельности 13
Глава 2. Оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности ОАО «ВТЗ» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВТЗ» 18
2.2. Влияние внешней среды на инновационную деятельность ОАО «ВТЗ» 22
Глава 3. Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современной организации 31
3.1. Влияние внешней среды на деятельность организации 31
3.2. Инновационный климат организации 34
Заключение 37
Литература 40

Файлы: 1 файл

курсовая Константин.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических, и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относятся: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.

Таким образом, понятие инноваций в широком смысле слова включает в себя конкретный объект или мероприятие, внедренным в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Рынок инноваций достаточно широк, поэтому вся совокупность инноваций требует проведения соответствующей классификации. В зависимости от классификационного признака, формируется и содержание.

 

    1. Этапы инновационного процесса в организации

 

Инновационные процессы являются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи от ее практической реализации.

Содержание инновационного процесса включает в себя:

  1. поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;
  2. научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно - конструкторские и технологические разработки;
  3. создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

При этом инновационный процесс включает в себя ряд последовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений, формирование идеи нового продукта, анализ экономической эффективности нового продукта, создание нового продукта, тестирование нового товара на рынке, принятие решения о внедрении нового продукта в производство.

Систематизация поступающих идей нововведений является начальным этапом инновационного процесса. Накопление идей возможных новаций и их систематизация проводятся постоянно в процессе текущей маркетинговой, научно - исследовательской и другой деятельности предприятия. Периодически эта работа приводит к формированию идей нововведений на предприятии. При возникновении возможности или необходимости новации начинается инновационный цикл. Содержание работ первого этапа этого цикла включает:

  1. сбор информации о технологических изменениях на рынке, о нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР и служб маркетинга производственных отделений. Изучение и анализ пожеланий, требований и рекламаций потребителей, поступающих от сбытового аппарата предприятия, торговых посредников и покупателей. Накопление информации о потенциальных возможностях предприятия в области разработки и освоения новой продукции.
  2. определение видов риска, степени их влияния на ожидаемые результаты создания и внедрения нововведений.
  3. сбор и анализ информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития, имеющих отношение к идее новации.

Формирование идеи нового продукта предусматривает выбор идеи создания, которая может быть реализована. На этом этапе рассматриваются все выявленные идеи, и определяется та из них, которая в наибольшей степени учитывает ресурсы возможности, а также будущую выгоду предприятия от ее реализации при создании нового продукта. Этап содержит следующие работы:

  • предварительную оценку возможностей коммерческого использования идей;
  • оценку практической реализуемости идей;
  • определение степени технологической общности нового продукта и традиционных изделий предприятия;
  • оценку соответствия новой продукции имиджу предприятия и стратегии его развития;
  • определение патентной чистоты идеи нового продукта.
    1. Внешние факторы инновационной деятельности

 

Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта.

К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

  • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
  • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
  • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
  • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
  • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы цикла.

Субъективную природу имеют те внешние факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

  • инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
  • денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов.

Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций.

  • стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
  • поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию.

При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию.

Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов.

Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним факторам относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

  • использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
  • коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
  • лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Для малых и средних предприятий, особое значение в качестве внешнего фактора развития инновационной деятельности приобретает использование образовательного трансфера, а также консультаций.

Это дает малым и средним предприятиям особые шансы более широко применять свои весьма ограниченные по объему исследования и разработки и дефицитные кадровые ресурсы. Существует несколько форм трансферных услуг:

  • выдача и получение заказов по линии самостоятельных и независимых научно-исследовательских организаций, институтов при университетах и т.п.;
  • коллективные исследования и научно- исследовательская кооперация;
  • использование технологических банков данных и услуг государственных консультационных учреждений;
  • специальная литература.

Богатый выбор вариантов поддержки инновационных проектов специально для малых и средних предприятий предлагается в рамках государственных программ развития, например:

  • программы поддержки малых и средних предприятий в области технологического трансфера;
  • предоставление помощи при внешних инновационных консультациях (материального и нематериального характера);
  • косвенные мероприятия по стимулированию исследований и разработок (например, снижение налогов);
  • прямая помощь по определенным технологическим направлениям;
  • помощь при создании инновационных предприятий.

В рамках целенаправленного инновационного менеджмента необходимо оценивать различные программы помощи и отбирать те, которые заслуживают внимания и могут подойти для условий конкретного предприятия.

Малые и средние предприятия не должны смущаться, столкнувшись с бюрократическими барьерами и большим числом разных программ, а относиться к ним как к очередному, не очень сложному этапу на пути к успешному осуществлению своего инновационного проекта.

Больной вопрос для малых и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов - слабость финансовой базы - может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования.

Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.

 

 

Глава 2. Оценка влияния внешней среды на характер инновационной деятельности ОАО «ВТЗ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВТЗ»

 

Полное наименование предприятия Открытое акционерное общество «Волжский трубный завод» (далее ОАО «ВТЗ»). Текущее наименование введено: 25.05.2001 г. Дата государственной регистрации эмитента: 25.05.2001 г.

ОАО «ВТЗ» производит бесшовные трубы для нефтегазовой, химической, нефтехимической, автомобильной отраслей, для машиностроения, теплоэнергетики, электросварные спиральношовные трубы большого диаметра для строительства магистральных газопроводов.

Сталеплавильный комплекс ВТЗ полностью обеспечивает потребности предприятия в стальной трубной заготовке. Трубы производятся в соответствии со стандартами API, EN/DIN, ASTM. Система менеджмента качества сертифицирована по международным стандартам EN ISO 9001 / API Q1.

Информация о работе Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных компаний